Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
К РАЗРАБОТКЕ КОНЦЕПЦИИ И ДОКТРИНЫ РАЗВИТИЯ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ
Газизуллин Н. Ф.
главный редактор журнала «Проблемы современной экономики»,
профессор кафедры маркетинга Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
доктор экономических наук,
заслуженный деятель науки РТ

Марышев А. Н.
Ответственный секретарь Бюро Межпарламенской Ассамблеи ЕврАзЭС
Черкасов Н. А.
главный специалист Секретариата Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС,
профессор, доктор экономических наук


МЕЖДУНАРОДНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ КАК КАТЕГОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ И КОНКРЕТНАЯ ФОРМА ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ЖИЗНИ

1. Экономическая интеграция и интернационализация (к определению понятий)
Понятия "интеграция" и "международная интеграция" стали настолько расхожими, что, к сожалению, зачастую утрачивают свою сущностную основу. И политики, и ученые, и журналисты говорят об "интеграции стран в мировую экономику", "реинтеграции России в мировое хозяйство"[1] , даже об "интеграции России в Европу". Возникла настолько широкая интерпретация проблем интеграции в экономике, международных отношениях, что сам этот термин фактически перестает восприниматься как термин науки.
Понятие международной экономической интеграции вошло в научный оборот в середине ХХ века для характеристики совершенно определенного нового явления в мировой экономике - межгосударственных экономических сообществ (в связи с образованием ЕЭС - Европейского Экономического Сообщества).
По своей сути интеграция в сфере международных экономических отношений представляет собой одну из основных форм и стадий исторического процесса интернационализации хозяйственной жизни и с позиций теоретического его осмысления должна рассматриваться только в данном качестве (как это и происходило первоначально, пока популярный термин не стал использоваться в самых разных вариантах).
Интернационализация хозяйственной жизни - долговременный процесс постепенного преодоления национально-государственной замкнутости экономики, становления мирового хозяйства и развития его на новых принципах международного сотрудничества. Она находит свое выражение в постепенной переориентации национального производства и обмена на внутреннем рынке на международно признанные стандарты и нормы, на мировые цены; в развитии международного разделения труда в направлении расширения внутриотраслевой международной специализации и кооперации; в формировании в этой связи системы международного производства (первоначально представленной международными монополиями); в превращении экспорта капитала и иностранных инвестиций в один из самых существенных факторов экономического роста; в возникновении и развитии межгосударственной экономической интеграции.
Как форма интернационализации хозяйственной жизни и, вместе с тем, как ее стадия (поскольку развертывается в определенных временных пределах) интеграция означает согласованное объединение национальных хозяйств, предполагающее: а) заключение межгосударственного договора; б) развитие взаимовыгодного сотрудничества суверенных государств, обладающих международно признанными суверенными правами; в) формирование международного производства на основе совершенствования системы разделения труда и кооперации, товарно-денежных связей, совместного использования национальной собственности; г) создание совместных органов управления экономикой.
Международная экономическая интеграция по ее сущностным признакам не может быть ничем иным, как: во-первых, добровольным (договорным) межгосударственным образованием, при котором экономические ресурсы суверенных стран объединяются для совместного решения отдельных экономических, гуманитарных, оборонных задач; во-вторых, организацией, обеспечивающей решение совместно определяемых задач на основе развития товарно-денежных отношений и практики межгосударственного программирования; в-третьих, таким объединением, в котором ряд функций управления постепенно переходит к общим органам, что предполагает определенное ограничение государственного суверенитета.
Процесс интернационализации хозяйственной жизни, естественно, захватывает и сферу взаимоотношений хозяйствующих субъектов, действующих в разных странах, предприятий, фирм, базирующихся на частной, государственной, смешанной собственности, в том числе иностранной. Такие субъекты хозяйственной деятельности также объединяются. Но характеристика их объединений как формы международной экономической интеграции, на наш взгляд, некорректна, поскольку в них представлены не сотрудничающие народы, а отдельные физические и юридические лица. Эти объединения - формы совместного предпринимательства, развивающегося в национальной и мировой экономике.
Совместное предпринимательство предшествует международной экономической интеграции, развивается на ее основе и способствует ее развитию. Однако взаимосвязи международной интеграции и предпринимательства - не основание для совмещения разных понятий.
Международная экономическая интеграция имеет формы, адекватные ей как особому экономическому процессу.
Специфическими ее формами, изменяющимися по мере углубления интеграции, являются: организация сотрудничества посредством создания совместных органов для координации экономического развития; организуемые государствами зоны свободной торговли (которые следует отличать от зон совместного предпринимательства); общие рынки товаров и услуг (в том числе транспортных, информационных и др.); общие рынки капитала и рабочей силы; межгосударственные банки и другие межгосударственные структуры в реальном секторе экономики.
Углубление международной экономической интеграции (изменение в ее формах, системе управления и т.д.) обусловлено развитием мирового хозяйства в ходе интернационализации хозяйственной жизни. В этой связи в экономической науке необходимы четкие позиции и при трактовке понятия "мировое хозяйство" ("мировая экономика"), и при определении стадий развития интернационализации хозяйственной жизни.
Мировое хозяйство образуют национальные хозяйства всех стран мира. Каждое национальное хозяйство - часть мирового, элемент сложной совокупности мировых производительных сил и международных производственных отношений. Неправомерно рассматривать мировое хозяйство как нечто внешнее по отношению к национальному. Мировое хозяйство возникает на определенной стадии интернационализации хозяйственной жизни, но, возникнув, с самого начала является ничем иным, как совокупностью национальных хозяйств, объединенных усложняющимися взаимными экономическими отношениями. Национальная экономика может быть в разной степени включена в эти отношения, прежде всего в товарный обмен, но она, в любом случае, - часть мирового хозяйства. Полной экономической автаркии не существует. Производительный потенциал мирового хозяйства - это совокупный потенциал производительных сил всех без исключения стран, их производственных фондов, природных, трудовых, финансовых ресурсов. Мировой ВВП - совокупность национальных ВВП.
Процесс интернационализации хозяйственной жизни проходит несколько стадий: 1) создания предпосылок для формирования мирового хозяйства; 2) становления и развития мирового хозяйства на основе широкомасштабной индустриализации экономики и первоначальных форм ее транснационализации; 3) развития региональной международной экономической интеграции и первоначальных форм глобализации мировой экономики; 4) широкомасштабной экономической глобализации, завершающей (но не заканчивающей) процесс развития международного производства, в том числе и прежде всего информационного.
Интернационализация хозяйственной жизни начинается в связи с возникновением национальных государств, которые не только постепенно формируют национальные хозяйства, но и начинают развивать широкие международные связи. На первой своей стадии интернационализация хозяйственной жизни ограничивается развитием товарного обмена между странами.
Переход ко второй стадии был обусловлен промышленным переворотом - созданием крупной индустрии в Англии, а затем в других странах. В результате расширяющейся индустриализации возникших и возникающих национальных хозяйств формируется мировое хозяйство, основанное на межотраслевом международном разделении труд. Отдельные отрасли сельского хозяйства и индустрии закрепляются (стихийно или в результате организованного воздействия извне) за разными странами в виде отраслей международной специализации национальной экономики. Возникают высокоиндустриальные страны, страны с преимущественным развитием сырьевых отраслей, аграрные страны. Складывается соответствующая система их экономической зависимости.
На этой стадии, охватывающей несколько столетий, возникают и первые элементы транснационализации экономики.
Транснационализация экономики - еще одна категория экономической науки, которая требует согласования оценок этого явления в мировом хозяйстве.
На наш взгляд, транснационализация в сфере экономики характеризуется прежде всего возникновением и усилением позиций международных монополий, транснациональных корпораций, международных финансово-промышленных групп, которые становятся собственниками ресурсов многих стран и формируют свой сектор международного производства, базирующийся и на международной собственности. Другое важнейшее проявление транснационализации экономики - формирование всемирной финансовой системы во главе с МВФ и Мировым банком.
На второй стадии процесса интернационализации хозяйственной жизни возникают, действительно, только первые элементы транснационализации в виде международных картелей, синдикатов и трестов.
Третья, интеграционная, стадия интернационализации характеризуется использованием организационных и управленческих форм и методов, обеспечивающих в отдельных регионах мирового хозяйства: переход от межотраслевого к внутриотраслевому международному разделению труда; ускорение процессов технико-технологической модернизации национального производства; создание системы совместных предприятий; широкое использование международных сертификатов и стандартов; формирование новой системы тарифного и нетарифного регулирования международной торговли товарами и услугами; становление международных (общих) рынков труда и капитала. Все эти изменения требуют межгосударственной экономической интеграции и ведут к постепенной глобализации экономики.
Отличительная черта четвертой стадии - прогрессирующая экономическая глобализация.
Глобализация экономики означает: возрастание значения международных пропорций воспроизводства; появление и развитие международных производственных комплексов в энергетике, на транспорте, в других сферах экономики; создание системы внутриотраслевой специализации и кооперации во всемирном масштабе и в связи с этим появление и увеличение количества глобальных продуктов и услуг; формирование глобальных информационных систем и всемирного информационного производства; существенное усиление влияния всемирных экономических организаций (МВФ, Мирового банка, ВТО, ИСО и др.) и ТНК на развитие мирового хозяйства как целого, в том числе на взаимодействие региональных интеграционных группировок и решение глобальных экологических проблем.
2. Политические формы и противоречия международной экономической интеграции
Поскольку интеграция в отдельных регионах мирового хозяйства как согласованное объединение экономики ряда стран возможна только при межгосударственных договоренностях, она неизбежна облекается в определенные политические формы.
Как свидетельствует практика международного сотрудничества, в зависимости от уровня развития интеграции используются формы "содружества", "сообщества" и "союза".
Содружество - форма организации межгосударственного сотрудничества, используемая в нашем регионе Евразии после распада Советского Союза. Она представляет собой такой способ осуществления интеграции, который ориентирует правительства на сохранение и совершенствование экономических связей, сложившихся между участниками СНГ в советский период их истории.
Эта форма пригодна только для начального этапа интеграции. Межгосударственные органы, созданные в СНГ, принимают лишь рекомендательные, а не обязывающие решения и правовые акты. При подобной организации взаимодействия интеграционный процесс малоуправляем, что не позволяет своевременно разрешать его противоречия и по существу, не стимулирует развития интеграции. В философском понимании такая форма типична для "неразвитого начала" интеграционного процесса. Органы "содружества" в состоянии обеспечить лишь минимальную координацию действий его участников.
Сообщество - типично интеграционная форма организации межгосударственных отношений, наиболее точно отражающая важнейшие признаки (и принципы) международной экономической интеграции - суверенность ее участников и развитие сотрудничества на регулируемых рыночных основах. Для "сообществ" характерно совершенствование координационных функций при организации сотрудничества и одновременно создание подлинно международных органов управления экономикой, главной функцией которых становится принятие обязательных для исполнения решений и законодательных актов.
Союз как форма организации предполагает постепенное "отрицание" межгосударственной интеграции. Он создается при глубокой международной экономической интеграции, в качестве основных задач которой выступают: обеспечение развития межгосударственного объединения в единое конфедеративное или федеративное государство ("соединенные штаты", "федеральные земли" и т.п.); преобразование общего рынка, общего экономического, информационного, правового пространства в единый рынок, единое экономическое, информационное, правовое пространство; расширение и совершенствование функций надгосударственных исполнительной, представительной и судебной властей союза (единого правительства, единого парламента, единого суда).
В странах СНГ, в том числе среди ученых-экономистов, довольно широко распространено мнение о необходимости "реинтеграции" экономики бывших республик СССР (ныне независимых государств)[2] .
Однако реальной международной экономической интеграции на своей территории Советский Союз не обеспечил. СССР сложился как единое централизованно управляемое государство с единым народнохозяйственным комплексом. Союзные советские республики реальным государственным суверенитетом не обладали. Товарно-денежные отношения ограничивались. Соответственно основные принципы международной экономической интеграции не могли быть и не были реализованы. Союз возник на развалинах единого имперского государства и фактически воспроизвел многие признаки империи и, прежде всего, такой признак, как безусловное подчинение национальных окраин центральной власти.
Возникновение и развитие интеграционных группировок суверенных государств - процесс сложный и противоречивый. Основным его противоречием является противоречие между национальными, государственно оформленными, и интернациональными экономическими интересами. Первые - объективное следствие возникновения и развития суверенных государств и национальной экономики, вторые - отличительная черта интернационализации хозяйственной жизни, следствие возрастающей целостности мирового хозяйства, возникновения и развития международного производства, экономической транснационализации и глобализации.
Указанное противоречие - основное противоречие всего процесса интернационализации хозяйственной жизни, обнаруживающееся на каждой его стадии в специфических конкретных проявлениях.
На стадии межгосударственной интеграции это противоречие проявляется, во-первых, в столкновении экономических интересов государств внутри интеграционного образования, во-вторых, как противоречие интересов различных региональных интеграционных группировок, в-третьих, как противоречие интересов региональной интеграции и международных экономических организаций и корпораций.
На проявления основного противоречия большое влияние оказывают: уровень социально-экономического развития стран-участниц интеграции; масштабы и темпы экономических и политических преобразований; характер рыночных и политических реформ; противоречия между экономикой и политикой, обусловленные и субъективными факторами (в том числе национальными амбициями, стремлением к использованию власти в личных целях руководящих элит отдельных государств); состояние международных экономических и политических отношений, в частности, характер мировой рыночной конъюнктуры.
Экономические интересы государств сталкиваются при определении цен и таможенных пошлин на товары и услуги, условий иностранного инвестирования, кредитования проектов, при решении проблем использования интеллектуальной собственности, проблем развития международного производства, создания свободных экономических зон, при разработке и реализации международных договоров и совместных законодательных актов в рамках интеграции, ведущих к некоторому ограничению суверенитета.
В то же время национальные интересы зачастую вступают в противоречие с интернациональными интересами при решении глобальных проблем экологии, развития транспорта и энергетики, миграционных процессов, конверсии военного производства, использования достижений науки, научно-технического прогресса, образования, здравоохранения и т.д.
Для последовательного разрешения всех этих противоречий необходим механизм межгосударственного сотрудничества, который обеспечивал бы оптимальное сочетание национальных и интернациональных интересов.
3. Евразийская экономическая интеграция как проявление интернационализации хозяйственной жизни
Международная экономическая интеграция развертывается во всех крупных регионах мирового хозяйства, но особое значение приобретает в Евразии в связи с возникновением и успешным развитием Европейского союза, стратегически важным для всего континента процессом начавшейся интеграции бывших республик СССР - ныне государств - участников СНГ и ЕврАзЭС, становлением интеграционных группировок в Юго-Восточной Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР).
Интеграцию экономики стран Евразии можно характеризовать как евразийскую в силу двух обстоятельств: во-первых, она формируется на территории бывшего Советского Союза в виде интеграции европейских и азиатских новых независимых государств, т.е., действительно, евразийской; во-вторых, начинает развиваться процесс взаимодействия различных интеграционных (или полуинтеграционных) образований в границах всего континента и в непосредственно примыкающем к нему АТР.
Теоретический анализ евразийской интеграции чрезвычайно важен для понимания современного состояния и перспектив интернационализации хозяйственной жизни, так как в этом регионе мирового хозяйства а) представлены все формы международной интеграции - "союз" (ЕС), "сообщество" (ЕврАзЭС), "содружества" (к которым можно отнести не только СНГ, но и организации сотрудничества, сложившиеся в Азии и АТР, прежде всего АСЕАН и АТЭС); б) в интеграционные группировки входят не только развитые (как в настоящее время в ЕС), но и развивающиеся государства и государства с переходной экономикой (бывшие социалистические); в) формируется "центр тяжести" мирового хозяйства - здесь сконцентрированы его основные трудовые и природные ресурсы и наиболее высокими темпами растет экономика.
Особый интерес вызывают обоснования стратегических решений, направленных на углубление интеграции в Евразийском экономическом сообществе (ЕврАзЭС) и на расширение его связей с ЕС, Китаем, организацией Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), Ассоциацией стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), Индией.
Такие решения предполагают системный подход к их подготовке и реализации - определение "дерева целей" для каждого этапа интеграционного процесса в ЕврАзЭС, обоснование вариантов стратегии и выбор оптимального с учетом возможностей достижения целей и степени риска, программирование интеграционных мероприятий и ранжирования программ в зависимости от особенностей этапа интеграции.
Принимая во внимание обязательства государств - членов Евразийского экономического сообщества по ранее подписанным ими соглашением о зоне свободной торговли и договору о создании таможенного союза, первый этап евразийской интеграции может быть определен как этап формирования в ЕврАзЭС режима свободной торговли и общей ("единой") таможенной территории.
"Дерево целей" по этим соглашениям уже зафиксировано в первую очередь по таким параметрам: введение режима свободной торговли без изъятий и ограничений во взаимных торговых отношениях; формирование общего таможенного тарифа, системы тарифных преференций и общего ("единого") порядка нетарифного регулирования; разработка согласованного механизма экспортного контроля; гармонизация законодательства, затрагивающего внешнеполитическую деятельность (в том числе налогового, таможенного, валютно-финансового); обеспечение взаимной конвертируемости национальных валют; совершенствование механизма взаимных платежно-расчетных отношений; введение согласованного торгового режима в отношениях с "третьими странами"[3] .
Вместе тем, в число целей первого этапа должны, по нашему мнению, входить: разработка предложений по созданию и функционированию совместных предприятий, финансово-промышленных групп и транснациональных корпораций; создание центров промышленного партнерства (для постепенного становления международного сотрудничества малых, средних и крупных предприятий); подготовка международной программы по производству конкурентоспособных средств вычислительной техники, аппаратуры связи и освоению информационных технологий; реализация межгосударственной программ поддержки малого предпринимательства; подготовка и реализация соглашения о принципах сотрудничества по развитию транспортной инфраструктуры в международных транспортных коридорах; формирование транспортного союза; разработка основ общей аграрной политики.
Для достижения названных целей необходимо упрочить положение Межпарламентской Ассамблеи ЕврАзЭС как центра формирования общего правого пространства.
Целесообразно также создать Евразийский Центр стратегических исследований и программ.
Прогнозируемые результаты комплексных стратегических решений на первом этапе:
- введение режима свободной торговли в рамках Евразийского экономического сообщества;
- окончательное оформление Таможенного союза в ЕврАзЭС;
- проектная подготовка широкомасштабной технической и технологической модернизации производства в связи с возникновением в экономике стран СНГ критической фазы в моральном износе основных производственных фондов и производственных технологий.
Второй этап интеграции в рамках Евразийского экономического сообщества по своему основному содержанию объективно должен быть этапом стратегического прорыва в направлении крупномасштабной технологической модернизации производства и подготовки специалистов XXI века.
Продолжительность этапа, на наш взгляд, примерно 10 лет - до 2020 года. В эти годы необходимо завершить формирование общего рынка Сообщества, в том числе общего рынка новейших технологий, и общего образовательного пространства.
К главным целям этого этапа могут быть отнесены:
- разработка и реализация общей промышленной и внешнеторговой политики;
- окончательное формирование общего рынка ЕврАзЭС;
- создание свободных экономических зон и зон совместного предпринимательства;
- целенаправленное привлечение иностранных прямых инвестиций из отдельных развитых и развивающихся стран для реализации перспективных проектов технологической модернизации производства;
- подготовка международных образовательных программ и программ повышения квалификации по новейшим специальностям и создание условий для их реализации;
- развитие трудовой миграции и создание общего рынка рабочей силы;
- формирование общего информационного пространства Сообщества;
- развитие лизинга новой техники и финансового лизинга;
- реализация долгосрочных программ экономического и научно-технического сотрудничества с Китаем, Индией, Японией, странами Юго-Восточной Азии - участницами АСЕАН;
- дальнейшая гармонизация национального законодательства и завершение процесса создания общего правового пространства.
Интеграционный процесс в Евразии может ускорить организация работ, например, по таким перспективным совместным проектам, как: "Кольцо Японского моря", которым предусматривается объединение усилий и средств Японии, РФ, КНР, Р.Корея для нового подъема экономики приморских районов Дальнего Востока РФ, Северной и Южной Кореи, Северо-Восточного Китая; развитие свободных экономических зон "Находка" и "Большой Владивосток", приграничных свободных торговых зон на российско-китайской границе; деятельность таких консорциумов, как "Сахалин Энерджи" (занимающегося разработкой сахалинских месторождений нефти и газа на условиях соглашения о разделе продукции) и т.д.
Одной из главных стратегических задач евразийской интеграции является создание трансконтинентальных (от Атлантического до Тихого океана) энергетических и транспортных систем.
С учетом европейского опыта заключения Энергетической хартии вполне реально создание Дальневосточного энергетического сообщества России, Японии, Р.Корея для надежного обеспечения энергий не только его участников, но и других стран.
Большие перспективы связаны с совместной эксплуатацией Транссибирской железнодорожной магистрали и Северного морского пути, со строительством газопроводов от Сибири до Японии, Сев. и Южн. Кореи, приморских районов Китая, с реализацией проектов создания линии электропередачи (протяженностью почти в 2 тыс. км.) из Якутии до Хоккайдо, ежегодного экспорта до 40 млрд квт/ч электроэнергии из Сибири в Китай и т.д.
В связи с перемещением эпицентра мировой экономики в Азиатско-Тихоокеанский регион при выполнении стратегических задач развития евразийской экономической интеграции существенно возрастают роль АТЭС и значение участия в работа этой организации ЕС, ЕврАзЭС, АСЕАН, а также отдельных европейских и азиатских стран.
Необходимо использовать возможности сотрудничества в рамках Программы действий АТЭС, направленной на практическое обеспечение свободной торговли и свободного иностранного инвестирования в АТР (в период до 2010 года для развитых стран и до 2020 года для развивающихся) и конкретизированной в "Плане действий для АТЭС" (МАПА-плане).
Весьма перспективны: деятельность таких подразделений АТЭС, как Энергетический исследовательский центр (APERC), Информационная сеть по рынку труда (LMI), База данных по торговле и инвестициям (TIDD), Образовательная сеть АТЭС (EduNet); такие разделы МАПА-плана, как формирование открытого инвестиционного режима и открытие рынков товаров и услуг, эффективное использование инфраструктуры в рамках АТЭС, интенсификация экономического и научно-технического сотрудничества; реализация рабочей программы сотрудничества в АТЭС (участником которого является и Россия) в целях осуществления совместных экономических исследований, либерализации торговых отношений, инвестиционного процесса, передачи новых производственных технологий, использования людских ресурсов и их развития, совместного решения энергетических проблем, проблем туризма и некоторых других. (Для выполнения программы созданы 12 рабочих групп: по энергетике, развитию людских ресурсов, промышленным исследованиям и технологиям, телекоммуникациям, содействию торговле, сохранению морских ресурсов, туризму, техническому сотрудничеству в сельском хозяйстве, малому и среднему предпринимательству, торговой и инвестиционной статистике, по транспорту, по рыболовству.)
Представляются чрезвычайно важными ежегодные совещания министров - руководителей отраслевых министерств, деятельность Делового консультативного Совета, "старших должностных лиц", Комитета по торговле и инвестициям, Экономического комитета, входящих в структуру АТЭС.
Ежегодные совещания отраслевых министров стран АТЭС важны потому, что на них обсуждается стратегия развития и сотрудничества в конкретных отраслях экономики и подводятся итоги деятельности международных рабочих групп в отдельных отраслях. Значение ежеквартальных совещаний старших должностных лиц, в качестве которых фигурируют, как правило, помощники министров, начальники департаментов, определяется тем, что в их функции входит деловой контроль за выполнением принимаемых решений, а также подготовка совещаний министров и лидеров стран АТЭС.
Созданный в 1993 году Комитет по торговле и инвестициям регулирует взаимодействие и сотрудничество участников АТЭС по 15 направлениям:
- подготовка и реализация решений по проблеме поэтапного снятия тарифных и нетарифных ограничений в регионе;
- развитие сотрудничества на основе режима наибольшего благоприятствования в сфере услуг;
- экспертиза и исследования в сфере инвестиционной деятельности;
- внедрение международных стандартов и норм;
- совершенствование таможенной деятельности (включая вопросы упрощения и унификации таможенных процедур);
- изучение проблем конкуренции и конкурентной политики, в том числе влияния национального законодательства на организацию торгово-экономических отношений;
- изучение правовых аспектов проблемы интеллектуальной собственности при развитии научно-технического сотрудничества и обмена, обмен информацией о соответствующей политике в отдельных странах;
- разработка согласованной "программы действий" по проблеме государственных заказов;
- изучение вопросов государственного регулирования экономики;
- изучение правил, определяющих в разных странах происхождение товара, их соответствия требованиям ВТО;
- обеспечение условий для внедрения результатов Уругвайского раунда ГАТТ-ВТО;
- содействие предпринимателям в получении информации об условиях бизнеса в отдельных странах региона;
- содействие разрешению споров между странами (с этой целью создана экспертная группы по разрешению споров);
- получение информации из стран и организаций;
- анализ информации.
Участие государств Евразийского экономического сообщества в интеграционном процессе в рамках АТР может способствовать формированию в этом регионе наиболее эффективной системы международного разделения труда и кооперационных отношений, в том числе и в сфере научно-технической деятельности, совершенствованию структуры экспорта и импорта, подъему экономики Сибири и Дальнего Востока РФ, экономики Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана благодаря новым возможностям привлечения иностранных инвестиций, интенсификации торгово-экономического сотрудничества, обмену опытом и информацией.
Соответственно становятся все более актуальными и такие проектные решения, как: разработка "Основных направлений" долгосрочной стратегии развития производительных сил Сибири и сотрудничества России со странами АТР и соответствующей федеральной программы; дальнейшая разработка законодательных основ внешнеэкономического сотрудничества субъектов Российской Федерации, в частности, и для решения проблем внешней трудовой миграции.
Поскольку перед странами ЕврАзЭС, АСЕАН и АТЭС стоят, по существу, одни и те же стратегические задачи - по формированию уже в первом десятилетии XXI века зон свободной торговли, созданию экономических, организационных, правовых основ для углубления международной интеграции, необходимо иметь регулярные и планируемые контакты между руководящими и координирующими институтами всех этих международных организаций в интересах развития экономики отдельных государств, мирового хозяйства, более эффективного решения проблем экономической глобализации.


1. См., в частности, "Народное хозяйство России в условиях мировой конкуренции". М., 2002. С.8

2. См., напр. "Интеграционные процессы в странах СНГ". Ученые записки кафедр общественных наук вузов С.-Петербурга. Политическая экономия. Вып. XXII. СПб., 1996. С.16 и др.

3. См. "Второй этап формирования Таможенного союза: современные проблемы и задачи". Интеграционный Комитет. М., 1999. (Информационно-аналитический доклад).

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия