Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
ЭКОНОМИКА И ОБЩЕГУМАНИТАРНЫЕ ЦЕННОСТИ
Алиев Г. Г.
доцент Бакинского филиала Санкт-Петербургского института внешнеэкономических связей, экономики и права,
соискатель Института истории им. А.А. Бакиханова Национальной Академии наук Азербайджана


Становление и развитие гуманитарных связей Азербайджанской республики со странами СНГ (1991-2005 гг.)

Конец XX и начало XXI веков оставили неизгладимый след в общественно-политической жизни Азербайджанской Республики, которая имеет очень древнюю и богатую историю. Восстановление независимости Азербайджана в 90-х годах XX века является важнейшим событием нашей истории. Историческая практика показывает, что сохранение независимости гораздо труднее, чем ее приобретение. В связи с распадом СССР 18 октября 1991 г. Азербайджанская Республика объявила о своей независимости, и перед Республикой в новый исторический период развития встали следующие важные исторические задачи: укрепление независимости, создание демократического, правового государства, восстановление территориальной целостности страны, разрешение Нагорно-Карабахской проблемы в соответствии с национальными интересами, обеспечение безопасности и благополучия населения. Для решения всех этих задач требовались подготовка и осуществление последовательного внутреннего и внешнего политического курса и эффективное использование для этой цели интеллектуальных и общественно-политических сил страны.
Начиная с ноября 1998 г., после того как в республике развернулось народное движение, ухудшилась общественно-политическая обстановка, стала разрушаться экономика. Постепенно ослабела власть, одержали верх анархия и произвол. 1991-1992 гг. были ознаменованы началом борьбы за власть.
Отставка А. Муталибова и приход к власти Народного фронта и партии Мусават в действительности ничего не изменили. Возникновение в ту пору беспочвенной напряженности в отношениях с соседними государствами, формирование климата недоверия внутри страны и т.д. привели к весьма негативным последствиям. В связи с развитием Нагорно-Карабахского кризиса Конгресс США в октябре 1992 г. запретил государственную помощь Азербайджанской Республике.
Военный переворот в Гяндже поставил Республику в тупиковое положение. Потерявшие голову руководители страны нашли выход из положения, пригласив в Баку великого сына нашего народа, мудрого государственного деятеля Гейдара Алиева. По требованию народа Г. Алиев приехал в Баку в июне 1993 г. Первым делом он отправился в Гянджу, изучил ситуацию на месте. Опыт Г. Алиева и доверие к нему со стороны народа спасли Азербайджан от кровопролития и гражданской войны. Таким образом, начался второй период истории независимой государственности.
В республике был устранен вакуум власти, обезврежены сепаратистские вооруженные силы, миновала опасность гражданской войны. В мае 1994 г. было обеспечено прекращение военных действий между Арменией и Азербайджаном. Азербайджанское государство, наконец, определило свою внутреннюю и внешнюю политику.
Суть внутренней политики заключалась в создании демократического, правового государства, формировании сильной экономики и проведении в этих целях экономических реформ. Все это должно быть направлено на создание свободных условий труда и быта для каждого гражданина страны.
Линия внешней политики сводилась к построению и развитию выгодных, равноправных отношений со всеми странами мира. Основные принципы внешней политики государства базировались на таких основах, как уважение межгосударственных отношений, которые регулируются международными юридическими нормами, признание суверенных прав всех государств; разрешение всех спорных вопросов путем мирных переговоров; создание взаимовыгодных экономических, научных и культурных связей между народами; устранение всех преград и ограничений, мешающих развитию прочных межгосударственных отношений. Азербайджан встал на путь строительства демократического, правового и светского государства, чья внешняя политика отражает все достижения мировой практики, цивилизованные международные нормы.
После распада СССР возникла необходимость в создании новых принципов организации взаимоотношений между бывшими союзными республиками. Дело в том, что в течение длительного времени они находились в одном экономическом пространстве, имели тесные экономические связи. Для устранения создавшихся трудностей впервые между Россией, Белоруссией и Украиной, а затем и другими странами, желавшими вступить в СНГ, были заключены соответствующие договоры.
Таким образом, 21 декабря 1991 г. в бывшей столице Казахстана Алма-Ате руководители независимых государств Азербайджана, Белоруссии, Казахстана, Армении, Молдовы, Узбекистана, России, Таджикистана, Туркмении и Украины подписали алма-атинскую декларацию.
В документе о создании Содружества независимых государств указывается, что участники Содружества будут взаимодействовать на основе равноправных принципов с помощью координирующихся учредителей. Они будут соблюдать правила, определяемые соглашениями между сторонами.
Однако соглашение не действовало вплоть до 1993 г. На заседании глав государств СНГ, которое проводилось 24 сентября 1993 г. в Москве, только что избранным президентом Азербайджанской Республики Г. Алиевым были подписаны документы о вхождении Азербайджана в состав СНГ. После этого начали строиться отношения Азербайджана с государствами-членами СНГ. За прошедшие годы с ними были налажены двусторонние отношения в экономической, политической, гуманитарной и других сферах. Эти отношения последовательно развиваются, имеют огромное значение для Республики. За прошедший период равноправные отношения стали взаимовыгодными; СНГ как организация укрепила свои позиции, прерванные контакты были восстановлены, созданы условия для развития добрых отношений между народами.
В 2000 г. между государствами СНГ были приняты совместные постановления об использовании транспортных путей с целью развития экономических, военных и гуманитарных перевозок, о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ, об информационном обмене в области образования, о радиационной и радиологической безопасности и о подготовке специалистов в данной области.
На заседании Совета Культурного Сотрудничества стран-членов СНГ, состоявшемся 4 февраля 2003 г. в г. Баку при участии министров культур шести независимых государств и шести тюркоязычных республик-субъектов Российской Федерации, были обсуждены 14 вопросов, касающихся улучшения культурных связей между государствами-членами СНГ. Поднимались вопросы о рабочем плане Совета, фонде поддержки культурного сотрудничества стран Содружества, программе мероприятий, посвященных 60-летию победы в Великой Отечественной войне, и некоторые другие. Особое внимание уделялось процессам, происходящим в культурной жизни Европы, Азии, а также проблеме интеграции в мировую культуру с сохранением национально- культурных особенностей.
После заседания Совета Культурного Сотрудничества стран-членов СНГ был создан ТЮРКСОЙ. Нужно отметить, что численность тюркоязычного населения в мире составляет более 200 млн человек.
Идея о создании Межрелигиозного миротворческого форума стран-членов СНГ возникла во время визита в Баку в 2001 г. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Цель создания форума заключалась в том, чтобы решить проблемы, возникшие между народами, на уровне не только межгосударственного, но и межнационального диалога.
Основная цель второго Межрелигиозного форума, который проводился в Москве в Свято-Данииловом монастыре 2 марта 2004 г., состояла в том, чтобы укрепить межнациональный, межрелигиозный мир, уважение к традиционным религиозным ценностям, объединить усилия в борьбе против терроризма.
На заседании консультативного Совета по труду, миграции и социальной защите населения, проходившем 29-30 ноября в 2003 г. в Баку, обсуждались проблемы создания нормативной базы, принятия программы по ее совершенствованию, а также вопросы усиления борьбы с бедностью в странах СНГ в 2004-2005 гг. Данный Консультативный Совет был образован в 1994 г. по Постановлению глав государств СНГ; и в тот же год Азербайджан вступил в него.
На заседании Межгосударственного совета государств-членов СНГ, проходившем в Москве 1 декабря 2004 г., были рассмотрены такие вопросы, как проведение выставочных ярмарок с целью расширения продажи различных товаров, создания взаимосвязей между предприятиями. Тогда же был утвержден план межгосударственных специализированных выставок СНГ; создана Парламентская Ассамблея стран, входящих в СНГ; ее заседания проходили в странах-членах СНГ. Основная задача Ассамблеи состоит в формировании непрерывной связи с парламентами СНГ, в создании крепкой политико-правовой базы, в улучшении гуманитарных связей.
Азербайджанская Республика расширяет двусторонние связи с Россией, Украиной, Грузией, Казахстаном, Узбекистаном и Молдовой.
Россия, как одна из великих держав мира, является северным соседом Азербайджана. Российско-азербайджанские отношения имеют длительную историю. Азербайджан в течение 200 лет жил вместе с Россией, их связывают тесные дружеские узы. В данный момент продолжаются двусторонние связи с Россией во всех областях; объем торговли между Россией и Азербайджаном в 2001 г. составлял 249 млн долл., а в 2005 г. достиг 1 млрд долл.
После избрания президентом Российской Федерации В.В. Путина азербайджано-российские связи вступили в новую фазу своего развития. Президент Азербайджанской Республики Гейдар Алиев и президент Российской Федерации Владимир Путин подписали ряд межгосударственных документов, регулирующих двусторонние отношения и отвечающих интересам обеих стран: Бакинскую декларацию, соглашение об использовании Габалинской радиолокационной станции (РЛС), договор о долгосрочном экономическом сотрудничестве на период до 2010 г. и т.д. Среди подписанных документов были следующие соглашения: о сотрудничестве в области правительственной связи; о сотрудничестве в области информационной безопасности; о международном автомобильном транспорте; о налоговом законодательстве; о взаимной помощи; межправительственные соглашения о статусе корреспондентов СМИ и другие. Сегодня в Азербайджане транслируются российские телевизионные каналы, благодаря чему население страны знакомится с событиями, происходящими в России, а также с наследием русской культуры.
Таким образом, были предприняты определенные шаги на пути к стратегическому сотрудничеству между двумя странами. Из 100 межгосударственных, межправительственных и межорганизационных соглашений, подписанных Азербайджаном и Россией, большая часть охватывает гуманитарные области.
В развитии азербайджано-российской дружбы важную роль играют те добрые отношения, которые русский народ проявляет к азербайджанцам, проживающим в России, а азербайджанцы - к русским, живущим в Азербайджане. Во время официального визита в Баку президент России одобрил создание условий для развития широкой деятельности российской общины и получения русскими как полноправными гражданами страны образования на родном языке.
Между Российской Федерацией и Азербайджаном подписаны договоры по науке, образованию, культуре, медицине, торговле, пенсионному обеспечению, информации, санаторно-курортному лечению, реабилитации и т.п. Сегодня более 70 предприятий республик и областей России являются внешними партнерами нашей страны.
Соглашение `О признании документов, касающихся образования, ученых степеней и ученых знаний`, подписанное во время визита в Россию президента Азербайджанской Республики Гейдара Алиева 23-24 сентября 2002 г., оказало огромное влияние на развитие науки и образования в нашей стране. В расширении связей в гуманитарной области большую роль сыграла подписанная программа сотрудничества в гуманитарной области между Российской Федерацией и Азербайджанской Республикой на 2004-2006 гг.
Деятельность азербайджанских общин в России, Всероссийского Конгресса азербайджанцев, русских общин в Азербайджане, присутствие азербайджанцев среди известных деятелей культуры и искусства, ученых и интеллигенции России еще раз доказывают, что между двумя странами существуют дружеские отношения, которые имеют исторические корни.
Президент Азербайджанской Республики, говоря о российско-азербайджанских взаимоотношениях, отметил, что уровень политических контактов на сегодня полностью отвечает взаимным интересам наших государств. В настоящее время между Россией и Азербайджаном нет нерешенных проблем. Существовавшие когда-то проблемы остались позади.
Проведение года Азербайджана в России в 2005 г., года России  в Азербайджане в 2006 г., активное участие в этих мероприятиях видных деятелей науки, культуры и искусства, открытие этих мероприятий, состоявшееся с участием президентов - убедительный пример развития гуманитарных связей.
На встрече с губернатором Свердловской области президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев отметил, что он высоко оценивает проведение культуры Свердловской области в Баку.
Сегодня ряд регионов России - Дагестан, Башкортостан, Астрахань, Москва, Санкт-Петербург, Ярославль, Ростов, Свердловск, Екатеринбург и другие  активно работают в данном направлении. На российских заводах строятся корабли для Азербайджана, каждый год Бакинское метро получает вагоны. Расширяется сотрудничество в научно-технической сфере.
Дети азербайджанцев, проживающих в России, обучаются в учебных заведениях различных регионов этой великой страны. Сегодня в ведущих вузах России по государственной линии обучаются свыше 250 студентов из Азербайджана. Большинство из них получают высшее образование в Московском государственном университете, Российском государственном медицинском университете, Московской финансовой академии, Московском государственном техническом университете и в других престижных вузах России.
На основании протокола, подписанного между министерствами образования Азербайджана и России, предусмотрены обмен студентами и учащимися, проведение совместных научных исследований, осуществление проектов и программ, повышение квалификации преподавателей русского языка и другие мероприятия. Сегодня в Азербайджане в 363 школах обучение проводится и на русском, и на азербайджанском языках. В Азербайджане 110 тыс. учащихся школ и более 20 тыс. студентов вузов обучаются на русском языке. В Бакинском Славянском университете готовят высококвалифицированных преподавателей русского языка и литературы.
Между нашими странами заключены соглашения, которые признают документы всех ступеней образования, дипломы, аттестаты, свидетельства на основе взаимных согласий и соответствующих законов. В российских вузах и научно-исследовательских центрах работают азербайджанские ученые и исследователи, преподаватели, которые защищают кандидатские и докторские диссертации, участвуют в международных конференциях и симпозиумах.
Подписание протокола о сотрудничестве и соглашения о взаимодействии в библиотечном деле между Министерством культуры Азербайджанской Республики и Министерством культуры и массовой коммуникации Российской Федерации создало необходимые условия для проведения в обеих странах дней культуры, фестивалей, а также обмена гастролями и т.д. Сегодня между Азербайджаном и Россией развиваются связи в гуманитарной, культурной, образовательной, медицинской, экономико-торговой сферах.
По восходящей линии развиваются также связи между спортивными и туристическими организациями Азербайджана и России. Подписаны двусторонние документы между Олимпийским комитетом Азербайджана и Олимпийским комитетом России. Президент Азербайджанской Республики 31 июля 2004 г. в президентском дворце принял президента Олимпийского комитета России Леонида Тягачева и отметил, что дружеские отношения между руководителями Олимпийских комитетов являются одним из факторов в развитии двустороннего сотрудничества. Во время встречи обе стороны отметили, что в Азербайджане и России уделяется больше внимания развитию спорта, в том числе массового.
Азербайджанская Республика открыта не только для России, но и для других стран СНГ. Подобные отношения успешно развиваются с Украиной, Грузией, Казахстаном и другими странами.
4 марта 2004 г. во время визита в Азербайджан президента Грузии М. Саакашвили им и президентом Азербайджанской Республики были подписаны `Совместная декларация Азербайджанской Республики и Грузинской Республики`, соглашения об образовании, о сотрудничестве в областях информации и другие документы, которые сыграли важную роль в расширении гуманитарных связей между двумя странами.
На сегодняшний день в Грузии проживают более 500 тыс. азербайджанцев, а число грузин в Азербайджане превышает 200 тыс. человек. В Тбилиси создан культурный центр азербайджанцев, открыты музеи великих азербайджанских мыслителей: Наримана Нариманова, Мирзы Фатали Ахундова, Мамеда Саида Ордубади, восстановлена деятельность Тбилисского Азербайджанского театра.
По распоряжению Президента Азербайджанской Республики в декабре 2004 г. в нашей стране был создан Грузинский государственный театр в с. Алибейли Кахского района, где компактно проживают грузины. Деятели искусства Азербайджана часто бывают в Грузии, в свою очередь грузинские мастера посещают Азербайджан, организуют концерты, спектакли, кинофестивали, выставки. В Тбилиси торжественно отмечались 500-летний юбилей великого сына азебайджанского народа Магомеда Физули, 100-летие Бюльбюля, 80-летие Азербайджанской Народной Республики, 75-летие Нахичеванской Автономной Республики.
Расширяются связи и между Азербайджаном и Белоруссией. На основании достигнутого в 2005 г. соглашения в Белорусской Республике прошли дни азербайджанской культуры, а в 2006 г. в Азербайджане будут проводиться дни белорусской культуры.
На основании договора о сотрудничестве в 2000-2009 гг. между Азербайджаном и Украиной были подписаны соглашения между двумя странами не только в области экономики, но и по другим областям сотрудничества, например о взаимном признании документов, ученых степеней, об обязательной государственной страховке, о развитии туризма и спорта. На Украине действуют азербайджанские общины, а в Азербайджане функционирует Украинский культурный центр.
В Азербайджане проживают 2 тыс. украинцев, а на Украине более 500 тыс. азербайджанцев. В Киеве в парке имени Гейдара Алиева установлен его бюст, открыт институт Социальных наук им. Гейдара Алиева. За прошедший период подписаны и вступили в силу более 70 межгосударственных и межправительственных документов, создавших крепкую основу для расширения связей между Азербайджаном и Украиной во всех сферах деятельности, в том числе в гуманитарной области. Из 96 документов, подписанных по различным областям между Азербайджаном и Украиной, 86 появились за последние 10 лет.
Азербайджан строит и успешно развивает гуманитарные и экономические отношения с государствами Центральной Азии, членами СНГ, с Казахстаном, Узбекистаном, Туркменистаном, Киргизией. Особо тесные связи имеются с Казахстаном и Узбекистаном. В 2001 г. в Ташкенте, наряду с другими документами, была подписана `Программа в сферах науки, культуры и искусства`. В Узбекистане открыт Азербайджанский культурный центр, воздвигнуты памятники великим сынам Азербайджана - Гейдару Алиеву и Низами Гянджеви.
В марте 2004 г. главами представительств Казахстана и Азербайджана были подписаны соглашения о долгосрочном сотрудничестве в научно-технической, культурной, научной и туристической сферах. В этот период обсужден вопрос о Евразийском транспортном коридоре.
В настоящее время быстрыми темпами расширяются политические, социально-экономические, научно-культурные связи Азербайджанской республики со странами СНГ. Этот процесс создает благоприятные условия для укрепления государственной независимости Азербайджана, достижения больших успехов в социально-экономической и культурной жизни.


Литература

1. Газета `Азербайджан`: 1991-2005 гг.
2. Газета `Халг газети`: 1991-2005 гг.
3. Газета `Республика`: 2004 г.
4. Газета `Йени Азербайджан`: 2004 г.
5. Гейдар Алиев - Наша независимость вечна. I, II книги - 1993, 1994.
6. Гейдар Алиев и Грузия. Баку -Тбилиси, 2000.
7. Забелин М., Татаренко В. Гейдар Алиев: лидер, политик, друг. Баку: `Нурлан`, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия