Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Зверева И. П.
аспирант кафедры теории и истории права и государства Северо-Западной академии государственной службы (г. Санкт-Петербург)

Проблемы становления правового государства в России

Человечество с древнейших времен ищет оптимальные формы соотношения прав личности и интересов государства. В идеальном варианте интересы личности, благо народа должны быть высшим законом для государства. Однако до сих пор практика обычно `останавливалась` на иных вариантах, обеспечивающих приоритет интересам населения, государства, отдельных слоев, облеченных реальной властью. В этой связи еще Аристотель выделял два вида правления: в интересах правителя, и в интересах общества.
С возникновением государства значительная часть общества оказалась неудовлетворенной тем, что данный социальный институт далеко не всегда использовался в общественных интересах, что его энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов. В итоге государство из `слуги` общества превращалось в его `хозяина`, начинало навязывать свою волю обществу. Это дало основания для характеристики ряда государств как тираний и деспотий.
В правовом государстве должны создаваться условия для юридической свободы личности, такой механизм правового регулирования, при котором `дозволено все, что не запрещено законом`. Человек, как автономный субъект, свободен распоряжаться своими способностями, имуществом. Право, являясь формой и мерой свободы, должно максимально раздвигать границы ограничений личного интереса, прежде всего в экономике, в научной и научно-технической деятельности, способствовать формированию многообразия форм собственности, открывать простор для инициативы людей, давать возможность почувствовать себя хозяевами в своей собственной стране.
Принципами правового государства являются: последовательное обеспечение прав и свобод человека и гражданина; разделение властей; формирование режима правового ограничения государственных структур; верховенство закона; взаимная ответственность государства и личности; обеспечение уровня правосознания и правовой культуры в обществе; развитие гражданского общества; осуществление контроля со стороны общества за всеми субъектами права.
Вместе с тем, облик правового государства определяют исторические особенности его становления, национальные традиции, национальный менталитет, экономико-географические и геополитические условия, в которых формируется правовое государство.
Традиция российской интеллигенции в подходах к проблеме правового государства всегда состояла в признании достижения прав и свобод личности в качестве первоочередных его задач, в признании человеческой личности, как писал известный правовед И.А. Ильин, `свободной, полномочной, управляющей собой в душе и в делах`, покоящейся на `лояльном правосознании`.
Формирование государства с `человеческим лицом` и человека с лояльным правосознанием - важнейшие задачи и современной России. При этом, как подчеркивал Гегель в `Философии права`, необходимым условием правового государства является основанное на признании общих ценностей взаимное доверие между гражданином и государством. (Те, кто требуют, чтобы появлению правового государства предшествовало появление гражданина (гражданского общества) требуют невозможного).
В частности европейский опыт показывает, что гражданское общество и правовое государство - это стороны одного целого и бессмысленно ставить вопрос о том, что здесь первично, а что - следствие. Их объединяют общие ценности - труд как основа человеческого существования, уважение к собственности и труду другого, семья и воспитание детей, признание свободы человека, самостоятельности и ответственности каждого члена общества.
В общественном сознании правовое государство обычно предстает как государство, власть которого основана на праве, им ограничивается и через него реализуется. Однако этого недостаточно для адекватного понимания данного феномена, в котором соединяются свобода гражданина и человека, наиболее полное обеспечение его прав и правовые ограничения государственной власти.
Россия выходит на путь построения правового государства. Принятая в 1993 году Конституция Российской Федерации сделала в этом направлении решающий шаг, закрепив принцип разделения властей и признав права и свободы человека высшей ценностью. В то же время процесс утверждения основных положений Конституции протекает достаточно противоречиво. Положение ее первой статьи о том, что Российская Федерация является правовым государством, пока не соответствует реалиям нашей жизни.
Правовое просвещение в России находится на очень низком уровне. Несмотря на большое количество новых законов и иных нормативных актов, необходимые меры по ознакомлению населения с этими жизненно важными для него документами не осуществляются. Между тем только знание законодательства может способствовать формированию активной позиции по отстаиванию своих прав, противодействию чиновничьему произволу, грубым нарушениям законности и прав человека.
Вместе с тем, процесс формирования общественного правового сознания и правового государства напрямую зависит от качества `законодательства` и правоприменительной практики. Пока и то, и другое далеко не соответствуют принципам правового государства. Многочисленные проявления нарушений законности приводят к утрате уважения и к закону, и к органам государственной власти, поскольку налицо расхождение интересов общества и государства, многочисленны факты некомпетентности, корыстности и коррумпированности не только отдельных официальных лиц, но и целых институтов в системе государственной власти и управления.
С другой стороны, становление правовой государственности прямо предполагает формирование гражданского общества. Правовое государство не может появиться в результате одного развития законодательства. Процесс должен быть осознан и пережит обществом, а для этого оно должно `созреть`. Поэтому проблема правового государства - не только и не столько юридическая проблема. Необходимо коренное преобразование социально-экономической и политической жизни, в первую очередь преобразование отношений собственности, так как при безраздельном господстве бюрократической государственной собственности неизбежна и жесткая административно-командная власть. Правовое государство невозможно при невысоком уровне политической, парламентской культуры, правовом нигилизме, слабости демократических традиций, приверженности к `сильному` государству, низкой правовой активности, крайне медленных темпах формирования эффективной, конкурентоспособной, справедливой в социальном отношении экономической системы.
России необходимо обеспечить на практике эффективное разделение властей, создать систему противовесов и издержек, чтобы ни одна из ветвей власти не получила перевеса над другими. Необходимо обеспечить реальную автономию субъектов федерации, исключавшую бы и проявления сепаратизма, создать современную систему местного самоуправления, сформировать не только развитую рыночную экономику, но и основные институты гражданского общества, последовательно отстаивать права человека и гражданина, в том числе не международном, межгосударственном уровне.
Соединяет человека и государство именно право и соотношения между ними должны быть истинно правовыми. Право выступает как антипод произвола и барьер на его пути, особенно если учесть, что политическая власть (особенно власть исполнительная) имеет склонность злоупотреблять своим положением и склонность к попранию прав человека. Правовые ограничения необходимы, чтобы недостатки в деятельности отдельных `власть имущих` не превратились в пороки государственной власти.
Для становления правового государства чрезвычайно важна и ст. 34 Конституции РФ, которая устанавливает, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности, призванной обеспечивать достойное человека существование и лежащей в основе многообразных прав личности.
Идеи правового государства, разумеется, можно реализовать лишь проходя через определенные этапы. Важно при этом критически использовать и опыт других стран в области осуществления правовых реформ, не забывая и о национальных особенностях и национальных интересах. Однако нельзя и медлить. Мы слишком многое потеряли и теряем, не имея правового государства. И хотя современному российскому обществу еще далеко до достижения идеалов правового государства, не двигаться в этом направлении нельзя.
Преодолевая различные трудности и препятствия, Россия найдет свой образ правового государства, который будет соответствовать ее истории, традициям и культуре и позволит создать подлинно свободное демократическое общество в нашей стране.


Литература

1. Гегель Г. Философия права. М.,1990
2. Ильин И.А. Теория права и государства. М., 2003
3. Козлихин И.В. Право и политика. СПб., 1996
4. Нерсесянц В.С. История идей правовой государственности. М., 1996
5. Омельченко О.А. Идея правового государства: истоки, перспективы, причины. М., 1994
6. Раянов Ф.М. Введение в правовое государство. Уфа, 1994
7. Соколов А.Н. Правовое государство. Идея, теория, практика. Курск. 1994.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия