Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Лирмян Р. А.
аспирант Дипломатической академии МИД РФ (г. Москва)

Построение национальной инновационной системы

Современная экономика - `экономика знаний` - неразрывно связана с постоянным циклом инновационного развития. Способность создавать новые знания, технологии, процессы, возможность доступа к новым знаниям и возможность их эффективного коммерческого использования - все это основополагающие элементы конкурентоспособности, как на национальном, так и на глобальном уровне.
Национальная инновационная система представляет собой систему обмена технологиями, знаниями и информацией между людьми, предприятиями, институтами; обмена, который является неотъемлемым условием развития инновационных процессов в стране. Участники инновационного процесса, взаимодействуя, превращают идею в технологию, процесс, товар или услугу и выводят ее на рынок. Согласно современной теории инновационных систем, инновации и технологическое развитие страны является результатом комплекса отношений между участниками сложной системы, которая включает в себя предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, государственные структуры.
На сегодняшний день существуют различные определения национальной инновационной системы. Это:
 система институтов публичного и частного секторов, чья деятельность и взаимодействие, инициирует, привносит, изменяет и распространяет новые технологии (С. Freeman. Technology and Economic Performance: Lessons from Japan. London. 1987).
 набор институтов, чье взаимодействие предопределяет инновационную производительность национальных компаний (R. Nelson. National Innovation Systems. A Comparative Analysis. New York/Oxford. 1993).
 набор элементов и связей, которые взаимодействуют в ходе производства, распространения и использования нового, экономически выгодного знания, и которые либо размещены в пределах или имеют свое происхождение в пределах территории национального государства (В.А. Lundvall. National Innovation Systems: Towards a Theory of Innovation and Interactive Learning. London, 1992).
 набор определенных институтов, которые и вместе, и каждый сам по себе вносят вклад в развитие и распространение новых технологий, которые создают структуру, в рамках которой правительства формируют и осуществляют политику по влиянию на инновационный процесс. Это система взаимосвязанных институтов, в рамках которой осуществляется создание, хранение и передача знаний, опыта, продуктов, содержащих новые технологии (S. Metcalfe. The Economic Foundations of Technology Policy: Equilibrium and Evolutionary Perspectives. Handbook of the Economics of Innovation and Technological Change. Oxford (UK)/Cambridge (US). 1995).
Концепция, лежащая в основе теории национальных инновационных систем основывается на предпосылке, что понимание связей и взаимоотношений между участниками инновационного процесса есть ключ к развитию `инновационной производительности`. Инновации и технологический прогресс являются результатом сложного комплекса отношений и взаимосвязей между участниками инновационного процесса, производящими, распространяющими и использующими новые знания. Инновационное развитие страны зависит в большой степени от того, насколько эффективно эти участники взаимодействуют между собой как элементы коллективной системы создания знаний и их использования в целях технологического прогресса и развития конкурентоспособности.
К участникам инновационного процесса относятся, прежде всего, частные предприятия (национальные компании), университеты, лаборатории, научно-исследовательские институты, а также люди, работающие в этих организациях. Взаимодействие участников может выливаться в совместные исследования, обмен информацией и работниками, кросс-патентование, коллективную закупку оборудования и другие виды совместной деятельности. Именно многообразие форм, видов и методов взаимодействия участников инновационного процесса затрудняет формулирование определения национальной инновационной системы. Однако, с практической точки зрения, главным остается то, что это система взаимосвязанных элементов, и влияние на эти элементы или взаимосвязь между ними, может позволить сделать процесс более эффективным, повышающим эффективность всей национальной инновационной системы.
Концепция национальной инновационной системы позволяет использовать системный подход к развитию и совершенствованию инновационного процесса в стране. Кроме того, ее ценность заключается в признании решающего значения знаний и инноваций для экономики, и возможности вовлекать в процесс создания, распространения и использования знаний все новые элементы и новых участников.
Экономика, основанная на знаниях, зиждется на четырех `опорах`: инновационная система, информационное общество, непрерывное образование, государственная инновационная политика (см. рис. 1)
Рис. 1. Основания `экономики знаний`.

Инновационные системы разных стран различны, так же как различны инновационные стратегии государств. Это объясняется различиями в уровне развития промышленности, технологического развития, в объемах инвестиций в НИОКР, и другими факторами, включая исторические и национальные особенности. Не существует некоей оптимальной национальной инновационной системы, также как не существует единственной, наиболее эффективной инновационной стратегии государства.
Между тем, национальные инновационные системы имеют определенные общие черты, и опыт экономически и технологически более конкурентоспособных стран может и должен приниматься на вооружение странами менее конкурентоспособными.
Для определения национальной инновационной системы необходимо, прежде всего, определить источники инноваций. Инновации можно отнести к двум основным типам:
1. Импорт существующих технологий и знаний из-за рубежа, их адаптация к местным условиям и использование с учетом особенностей национальной экономики;
2. Создание знаний и технологий, новых не только для национальной системы, но и на глобальном уровне.
В свою очередь первый тип инноваций имеет в качестве источников:
- импорт капитала, товаров, услуг и технологий;
- создание продуктов и услуг на территории страны иностранными инвесторами в филиалах и дочерних предприятиях ТНК;
- копирование или обратный инжиниринг импортированных товаров и услуг;
- технологические разработки национальных и зарубежных компаний, не все из которых основаны на официальных НИОКР.
В соответствии с преобладающим типом инноваций государство строит свою инновационную стратегию. Страны с большой `критической массой` НИОКР или приближающиеся к ним своей стратегической целью имеют сохранение высокого уровня инновационного развития. Для этого необходимо поддерживать высокий уровень инвестиций в НИОКР, повышать эффективность системы лицензирования, развивать взаимодействие между предпринимателями, национальными компаниями, университетами, научно-исследовательскими институтами, лабораториями. Задача государства при такой стратегии - стимулирование участия частного сектора в проведении и финансировании НИОКР и сосредоточение усилий на коммерчески эффективных исследованиях и исследованиях, имеющих стратегическое значение для экономики и обеспечивающих оборонную и экономическую безопасность страны, а также развитие научных `инкубаторов`, технологических парков и инновационных кластеров.
Необходимо помнить, что конкурентные преимущества, полученные за счет инновационного отрыва, могут сохраняться только за счет постоянных усовершенствований. [1] Практически любое достижение может быть повторено или скопировано и рано или поздно внедренные знания и технологии перестают обеспечивать ведущую позицию на рынке.
Страны, не имеющие базы и возможностей для развития собственных инноваций, вынуждены придерживаться `догоняющей` стратегии. Такая стратегия требует от государства создания условий для восприятия и ассимиляции технологий и знаний, адаптации их к местным условиям. Очень важно не ограничиваться только восприятием и адаптацией, а создавать системы обслуживающих услуг, метрологические стандарты, контроль качества продукции, а также создание системы обмена технической и научной информацией.
Для абсолютно всех стран, вне зависимости от выбранной стратегии и уровня технологического развития важны следующие направления:
- развития институтов, занимающихся НИОКР;
- развитие условий для стимулирования инновационной инициативы национальных компаний;
- создание цепочек взаимодействия между бизнесом и создателями знаний и технологий;
- постоянное совершенствование инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий;
- развитие системы образования, включая высшие учебные заведения;
- сохранение и развитие стратегически важных технологий;
- создание благоприятного инновационного климата в стране.
Важнейшей задачей является определение меры и степени государственного участия в непосредственном регулировании деятельности участников национальной инновационной системы. В основу ее решения должна быть положена двуединая функция государства в реализации инновационной политики. [2] С одной стороны, государство должно определять создание экономической среды посредством принятия соответствующих законодательных актов, с другой - функционировать в качестве владельца комплекса производственно-хозяйственных структур и осуществлять инвестиции в их развитие.
Для государства и политиков понимание национальной инновационной системы может стать основой для определения не только меры и степени участия государства в регулировании инновационного процесса, но и тех отправных точек, которые позволят усилить инновационную активность в стране, а, следовательно, национальную конкурентоспособность. Такие инструменты государственного регулирования, как налоговая система, финансы, антимонопольная политики, политика в области охраны и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности могут облегчить или, наоборот, затруднить различные виды взаимодействия между элементами и участниками национальной инновационной системы, интенсифицируя или, наоборот, снижая потоки информации, знаний и технологий внутри страны и за ее пределы.
Большую роль играет и общая экономическая политика государства. Инновационное развитие происходит в рамках определенной промышленной структуры и национального инвестиционного климата. Лучшее понимание взаимодействия национальной инновационной системы с общей экономической системой страны обеспечивает большую управляемость технологическим и инновационным развитием, позволяет развивать конкуренцию в нужном направлении и обеспечивать при этом соблюдение стратегических интересов государства и его экономической и оборонной безопасности.
В то время как структура национальной промышленности обеспечивает возможность для усиления динамики развития знаний и технологий в стране, базу для развития знаний и технологий создает соответствующая институциональная структура. Поскольку знания потребляются в процессе деятельности, использования и обмена между различными экономическими агентами, их потребление, использование и обмен в значительной мере инкорпорирован в течение операционных процессов. Институциональная структура служит для поддержания этих операционных процессов, что создает возможности для создания новых знаний и поддержания цикла развития знаний и инноваций.
Создание такой институциональной структуры, которая бы поддерживала постоянный цикл инновационных процессов, наиболее важная задача на этапе становления национальной инновационной системы. Только построив институциональный `каркас` национальной инновационной системы, можно обеспечить беспрерывное создание, использование и обмен знаниями и технологиями.
Это касается и России. Россия в настоящее время находится в уникальном положении. С одной стороны, у России столетняя история выдающихся достижений, фундаментальных научных исследований и развития передовых военных, космических и других технологий. С другой стороны, инновации представляют собой общественный, технический, экономический процесс, который приводит к созданию лучших по своим свойствам изделий, технологий, а ориентированный на прибыль приносит добавочный доход. [3] Иначе говоря, инновация предполагает коммерческое использование знаний и идей. К сожалению, в Советском Союзе такого опыта было мало. Кроме того, распад Советского Союза спровоцировал массовую `утечку мозгов`. Столкнувшись с резким сокращением ресурсов, выделяемых на базовые научные исследования, а также в условиях политической и экономической нестабильности, многие российские ученые эмигрировали и осели в научных центрах других стран.
Даже сопоставление различных показателей, используемых для составления технологической части индекса роста конкурентоспособности Всемирного экономического форума, дает неоднозначную картину. [4]
Россия, несмотря на сохранившийся определенный инновационный потенциал, отстает по показателям технологической части индекса конкурентоспособности по ряду причин. Так, российское правительство придает недостаточное значение продвижению и распространению информационно-коммуникационных технологий, тогда как в других странах государство играет лидирующую роль в развитии высоких технологий, поощряя их внедрение и использование в частном бизнесе. Российское законодательство в этой области до сих пор находится в зачаточном состоянии.
Наиболее проблемной является для России сфера передачи технологий, что подтверждается низким по этому показателю рейтингом. Причем это касается как передачи технологий посредством прямых иностранных инвестиций, так и лицензирования иностранных технологий, что объясняется рядом факторов, включая неоднозначное отношение российских предпринимателей к иностранному капиталу.
К другим проблемам, мешающим становлению национальной инновационной системы, относится проблема обеспечения прав собственности на результаты интеллектуальной деятельности. В последние годы в этой сфере была создана достаточно развитая, во многом удовлетворяющая современным требованиям законодательная база. В то же время, сфера исполнения имеющихся законодательных норм является одной из самых острых проблем для национальной инновационной системы. Уровень распространения контрафактной продукции, громоздкость и неэффективность судебной системы, не обеспечивающей эффективную судебную защиту интеллектуальной собственности, коррумпированность чиновников - все это отбрасывает Россию в области защиты и коммерциализации знаний и технологий далеко назад.
Тем не менее, законодательство, инфраструктура и формирование соответствующих институтов, все-таки демонстрируют, что в России формируется национальная инновационная система, которая должна стать главным звеном в обеспечении национальной конкурентоспособности.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия