| | Проблемы современной экономики, N 1/2 (17/18), 2006 | | НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ | | Гибадулин Р. Х. профессор Южно-Уральского государственного университета,
глава администрации Центрального района г. Челябинска,
кандидат экономических наук
| |
| | Кросс-культурный аспект формирования национального богатства в последнее время становится объектом внимания и в России, поскольку совместными предприятиями производится до 40% валового продукта [2] и активизируется международный трансферт технологий, вместе с тем на уровне менталитета нации продолжает существовать стереотип, при котором истинной культурой (в том числе деловой, экономической) считается только собственная культура.
Говоря иначе, появилась проблема кросс-культурной оценки доверия к развитию международного бизнеса, успешное решение которой предполагает новый подход к языковым и культурным различиям, чтобы добиваться роста богатства в материальной и денежной форме и эффективной деятельности многонациональных коллективов менеджеров.
Недооценка кросс-культурных пробелов в совместной работе очень часто ведет к кризису деловых отношений, снижению деловой активности [4]. Между тем соединение разных бизнес-культур в управлении предполагает не только открытость и взаимное доверие, но и серьезные усилия для совместной разработки планов стратегического развития и маркетинговых программ.
Р.Гордеев с основанием подчеркивает, что `предпринимательство выходит далеко за национальные рынки, вовлекая в свою орбиту все большее число людей с различным культурным кругозором. В результате культурные различия начинают играть в организациях возрастающую роль и сильнее воздействовать на предельную эффективность деловой деятельности. Отсюда и возникают кросс-культурные проблемы в международном бизнесе, определяемые: языком, религией, политикой и правом, географией, искусством, образованием, технологией и другими жизненными ценностями` [1].
Признанным специалистом в области кросс-культурных проблем является Ричард Льюис [5], указывающий, что культурные различия между народами стали предметом бизнеса не так давно, в начале 70-х годов, и что впервые к кросс-культурным вопросам проявили интерес небольшие страны: Финляндия, Швеция, Дания и Голландия. Затем к ним присоединились Германия, Великобритания, США. Центральная Америка пока еще не проявляет такого же интереса к кросс-культуре. Позже других стран пришли к этому и Италия, Испания, Франция.
Ричард Льюис как президент международного института кросс-культурного и языкового тренинга справедливо считает, что глобализация требует от общества не только больших знаний, но и понимания друг друга, что современный бизнес, по существу, бросает вызов тем, кто мало обращает внимания на кросс-культурные проблемы [5].
Проблемы при этом возникают не потому, что люди испытывают трудности при общении, а потому что они различны. Незнание особенностей общения представителей других культур может привести и к потере бизнеса, и к утрате мотивации бизнеса. Поэтому крайне необходимы и соответствующие тренинги.
Соответственно необходимо учитывать, что, например, немцы - очень пунктуальны (не любят в частности, когда на встречу с ними приходят позже назначенного срока), что для итальянцев часто важны не временные рамки встречи, а сам ее факт, а для финнов - сохранение спокойствия, для китайцев - действия органов власти на всех уровнях, вплоть до провинциального, для японцев - принятие коллективных решений, ограниченных `кругом обязанностей`, что англичане и американцы тяготеют к принятию индивидуальных решений и т. д.
У русских, по мнению Р. Льюиса, очень много общего с народами европейских стран - Италии, Испании, Германии и даже Англии, а их широкий кругозор в сочетании с дружелюбием позволяет избежать конфликтов при общении с представителями других культур.
Вместе с тем, нужно не смешивать национальную культуру с корпоративной и принимать компромиссные решения в рамках этой второй культуры, во многом определяющей корпоративный рост.
Особое значение национальные особенности имеют в деле рекламы.
Но еще важнее изменения в структуре управления тремя видами капиталов (физическим, человеческим и социальным). Управление все более переходит в руки представителей знаний (информации) и культуры, экономической личности (Personal Economicus), одним из параметров которой является доверие [6].
Схематично основные факторы совместной предпринимательской деятельности могут быть представлены в следующем виде: | | | Согласно маржиналистской теории, существует четыре фактора производства: капитал, труд, земля и сама предпринимательская деятельность. Последняя предусматривает `использование инициативы, смекалки и риска в организации производства, `умение и желание внедрять новые виды технологий, формы организации бизнеса` [9].
Предпринимательскую деятельность действительно, можно представить как деятельность с твердыми и мягкими факторами производства (когда речь идет не о макро-, а микросистемах) - по аналогии с использованием компьютерной техники, которая объединяет `железо` и программное обеспечение (hardware и software).
Дж.Коулман пишет: `Если физический капитал полностью осязаем, будучи воплощенным в очевидных материальных формах, то человеческий капитал менее осязаем Он проявляется в навыках и знаниях, приобретенных индивидом. Социальный же капитал еще менее осязаем, поскольку он существует только во взаимоотношениях индивидов` [3]. Однако, как и физический, и человеческий капиталы последний облегчает производственную деятельность. Коллектив, внутри которого существует абсолютное доверие, способен совершить много больше по сравнению с коллективом, не обладающим данным качеством.
Все возрастающее значение кросс-культурных исследований предполагает использование следующего алгоритма с учетом трех этапов исследования: разработки теоретических основ кросс-культурных взаимодействий при создании национального богатства; кросс-культурного анализа эффективности международного бизнеса; подготовки рекомендаций по кросс-культурной интеграции компаний в процессе слияний и поглощений. | | Алгоритм кросс-культурного исследования в сфере международного бизнеса | | Слияние и поглощение в последние годы признаются настоящим экономико-организационным феноменом как по величине вовлекаемых в этот процесс финансовых инвестиций, так и по результатам реализации сделок [8].
В то же время имеет место удручающая картина: не более 50% всех слияний и поглощений обеспечивает получение первоначально запланированных результатов, остальные терпят неудачу. И во многом это связано именно с недооценкой кросс-культурных особенностей международного бизнеса, с все еще недостаточным вниманием научных работников и практиков международным сопоставлениям и анализу существующих форм взаимодействия в международном бизнесе [7], несмотря на растущую степень вовлеченности в международный бизнес и интенсивность взаимодействия представителей различных стран и культур, а также глобализацию самого менеджмента, определяемую контрактной парадигмой. |
| |
|
|