Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Абыкаев Н. А.
заместитель Председателя Межпарламентской Ассамблеи государств-членов ЕврАзЭС,
Председатель Сената Парламента Республики Казахстан


Совершенствование законодательства республики Казахстан в аграрной сфере: итоги и проблемы

Вплотную взяться за проблемы села и агропромышленного сектора и реально сдвинуть с места эту проблему мы смогли лишь несколько лет назад, когда для этого были созданы необходимые условия политического, экономического, социально-общественного характера.
Два года назад широко отмечалось пятидесятилетие начала освоения целинных и залежных земель. Это крупнейшая кампания в первую очередь масштабно осуществлялась на территории Казахстана. В результате, наряду с повышением уровня сельскохозяйственного производства в нашей республике выросла мощная промышленность, транспортно-коммуникационная инфраструктура, изменилась демографическая ситуация.
В кризисные 90-е годы Правительству уже независимого Казахстана приходилось действовать порой вопреки логике рыночных отношений. Были и `налоговые каникулы`, и списание долгов, и безвозвратные кредиты и ссуды. Но уже в этот период для скорейшей нормализации ситуации был принят ряд законов, способствующих адаптации крестьянства к рыночной среде.
Первые эксперименты, первые законодательные акты позволили, вместе с тем, лишь снизить остроту назревших проблем, но не решить их в корне. Например, Закон `О кредитовании отраслей агропромышленного комплекса и финансировании государственных предприятий`, первые редакции Лесного кодекса и Водного кодекса не обеспечивали необходимого соответствия хозяйственной деятельности быстро изменяющимся условиям экономического развития.
Вскоре стало понятно, что без кардинального изменения земельных отношений, отношений собственности на селе двигаться вперед невозможно. Однако люди не были готовы (психологически и морально) воспринимать новое. Не были готовы к активным переменам и законодатели. Потребовалась большая работа как с сельским населением, так и с законодателями для подготовки и реализации новых законодательных, нормативных актов.
За десятилетний срок работы нашего Парламента было принято более 30 законов, регулирующих отношения в аграрном секторе. Некоторые из них были принципиально новыми. К таким законодательным актам можно отнести законы `О крестьянском фермерском хозяйстве`, `О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях, союзах`, `О сельской потребительской кооперации в Республике Казахстан`, `О семеноводчестве`, `О племенном животноводстве` и другие.
Появились законодательно обеспеченные варианты облегченных бюджетных платежей для сельского товаропроизводителя, что во многом способствовало развитию данного сектора экономики и сельскохозяйственного бизнеса. Правда определяющий шаг удалось сделать только в конце 2000 и в начале 2003 г. К этому времени, а именно: общий уровень экономического развития республики позволил высвободить значительные финансовые и материальные ресурсы для села, власть оказалась готова предложить реалистичную программу прорыва в развитии агропромышленного сектора и сельской социальной сферы. Были, прежде всего, приняты такие важные законодательные акты, как Земельный, Лесной, Водный кодексы. Впервые в истории Казахстана Земельным кодексом была введена частная собственность на земли сельскохозяйственного назначения. Впервые появились конкретный хозяин земли и реальная возможность создания класса сельского производителя, успешного фермера, который смог бы выйти на зарубежный рынок. Принятие данного Кодекса стало знаковым событием не только в жизни сельских жителей, но и общества в целом.
На основе новых кодексов и законов период с 2003 по 2005 годы был объявлен `трехлетием села`. Была разработана и реализована соответствующая Государственная программа, предусмотревшая меры по развитию, как агропромышленного производственного сектора, так и социальной сферы, повышению уровня жизни сельского населения, здравоохранения и образования, сельской инфраструктуры. Эта работа продолжается и сейчас.
Казахстан уже занимает шестое место в мире по объему экспорта зерна. В целях правового регулирования этого рынка, являющегося стратегически значимым для страны, Парламентом Казахстана в 2001 году был принят уникальный, на наш взгляд, Закон `О зерне`. Его реализация позволила упорядочить деятельность участников данного рынка, внедрить принципиально новую форму поддержки крестьян в виде института зерновых расписок, позволяющих использовать кредитные ресурсы банков. Этот законодательный акт способствовал и обеспечению продовольственной безопасности страны.
Вместе с тем, нерешенными остаются еще многие проблемы. В частности, это проблемы доступа сельхозпроизводителей к кредитным ресурсам, списанию налоговой задолженности фермеров бюджету, обеспечения дешевыми горюче-смазочными материалами в период посевной и уборочной кампаний, сохранения специальных налоговых режимов для крестьян.
Сегодняшней программой минимум для казахстанского Парламента является принятие таких законов, с помощью которых можно добиться окончательного становления рыночных отношений на селе и эффективного развития сельского хозяйства в условиях открытой экономики, особенно с учетом вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию. Это, в первую очередь, программа обеспечения конкурентоспособности сельского хозяйства.
Мы понимаем всю ответственность таких решений и в тесном контакте с Правительством, стремим принимать необходимые законы в кратчайшие сроки. В качестве примера можно отметить Закон `О государственном регулировании развития агропромышленного комплекса и сельских территорий`, принятый для использования конкурентных преимуществ отечественной продукции и защиты групп товаров, чувствительных с точки зрения обеспечения продовольственной безопасности страны при вступлении в ВТО. Закон позволит поднять развитие агропромышленного комплекса и сельских территорий на качественно новый уровень.
Мы будем разрабатывать новые законодательные акты, направленные на расширение объемов кредитования, гарантирование и страхование сельскохозяйственного производства, улучшение информационного и маркетингового обеспечения субъектов агропромышленного комплекса, развитие системы сельскохозяйственных знаний, внедрение передовых технологий, достижений науки, инноваций, системы финансово-технического консалтинга.
Для этого используются и проведение парламентских слушаний, и работа депутатов в рабочих группах, и инициирование законопроектов, депутатских запросов. Мы твердо намерены сформировать конкурентоспособный агропромышленный комплекса Казахстана, обеспечивающий условия для комплексного развития сельских территорий и высокий уровень жизни сельского населения.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия