Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ПРОБЛЕМЫ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ И БОРЬБЫ С МЕЖДУНАРОДНЫМ ТЕРРОРИЗМОМ
Вафина Н. Х.
Кандидат экономических наук,
доцент Казанского государственного
финансово-экономического института,
докторант Финансовой Академии
при Правительстве РФ


СТАНОВЛЕНИЕ И ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СТРУКТУР В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ
Статья обобщает первый опыт создания транснационального производства в российской экономике, прежде всего в форме финансово-промышленных групп. Оцениваются факторы, определяющие этот процесс, в том числе инвестиционные решения, совершенствование законодательной базы и системы информации, роль государственного регулирования транснационального предпринимательства.

Одной из характерных черт современного рыночного хозяйства являются процессы транснационализации производства. Широкомасштабный выход производства за государственно-национальные границы обусловлен интернационализацией хозяйственной жизни в условиях НТР и углублением региональной экономической интеграции. В России интерес к транснационализации отечественного производства вызван также необходимостью восстановления в рамках СНГ и ЕврАзЭС разрушенных хозяйственных связей, обеспечения межотраслевого и внутриотраслевого перераспределения ресурсов на новой, рыночной основе, привлечения внешних инвестиций для структурной перестройки экономики. Соответственно создаются различного рода транснациональные предпринимательские структуры, российские транснациональные финансово-промышленные группы, вроде "Нижегородских автомобилей", "Международных моторов", "Точности", "Интерроса" и др.
Ключевое значение при этом приобретает повышение конкурентоспособности.
Перед российской экономикой стоит несколько взаимосвязанных задач:
• прорыв на мировые рынки на базе наукоемкой продукции, не имеющей аналогов, в том числе путем организация филиалов за рубежом на основе использования новых способов производства материальных благ;
• переход от жестких вертикальных производственных связей к гибким горизонтальным на основе использования элементов нового технологического уклада, в частности, информационно-коммуникационных систем, выходящих и за пределы национальной экономики
Транснационализация производства, естественно, во многом зависит от состояния валютно-финансовых механизмов. Открытость финансового рынка России спекулятивному движению международного капитала, в том числе через каналы транснациональных структур, дестабилизирует ее.
В то же время гипертрофированное внимание к проблемам финансовой стабилизации без конкретных мер по совершенствованию производства не приводит к заметным положительным результатам ни в той, ни в другой области.
Необходимо поддерживать определенные пропорции между параметрами банковской системы и реального сектора экономики - ставкой процента и рентабельностью производства, доходностью спекулятивных операций и отдачей реальных инвестиций.
Международный опыт свидетельствует о целесообразности выделения среди финансовых институтов специальных инвестиционных банков и инвестиционных фондов, специализирующихся на менеджменте долгосрочных инвестиций, со значительным участием государства (не менее 30%).
Воссоздание в 1999 г. Российского банка развития (РБР) как исключительно инвестиционного банка является первым шагом в данном направлении.
Значительную роль может сыграть партнерство таких специализированных инвестиционных банков с частными инвестиционными и коммерческими банками на определенных условиях, гарантируемых государством, в том числе условиях кредитования. Например, во Франции специализированные финансовые организации, берущие на себя часть инвестиционных рисков, получают от государства бонификацию - фактически займы по сниженной учетной ставке. В Республике Корея существует форма отсроченного платежа, что позволяет компаниям производить выплаты не из текущей, а из будущей прибыли посредством ее аккумуляции и наращивания объемов выпуска продукции. Эта форма может быть использована и в рамках внутрикорпоративного кредитования в финансово-промышленных группах.
На наш взгляд, представляет интерес и концепция кредитной эмиссии под будущую стоимость, нацеленная на активизацию использования потенциала опережающих технологий. Эта концепция созвучна концепции базисных нововведений в фазе депрессии, когда такие нововведения оказываются единственной возможностью обеспечить прибыльное инвестирование.
Кредитование под будущую стоимость характерно для стран, проходящих этап технологического обновления. Оно связано с формированием "длинной волны" в экономике, на 50-60 лет. Отсюда и условия кредитования - направленность на кластеризацию нововведений с учетом национальной специфики хозяйствования и тенденций мировой конъюнктуры. Кластеры нововведений пятого технологического уклада формируются главным образом в области информатики и коммуникаций. Именно в этой сфере концентрирует свои усилия государство в развитых странах, оказывая поддержку отечественным производителям.
В России обеспечение рентабельности предприятий, особенно с длинным производственным циклом, находится в противоречии со сложившейся системой кредитной политики. Убыточными в инновационном комплексе оказываются именно те мероприятия, которые определяют долгосрочное развитие технологической основы производства. Поэтому крайне необходима поддержка передовых разработок, активное стимулирование процесса образования кластеров нововведений в экономической структуре России.
Разумеется, в качестве инвестиционных решений, стимулирующих транснационализацию производства, выступают и налоговые и кредитные льготы, стимулы, связанные с амортизационными процессами, таможенные льготы и т.п.
В соответствии с "Законом об иностранных инвестициях в РФ" практикуется установление прямых налоговых льгот в зависимости от размера вклада иностранного капитала и сферы деятельности предприятия. Для зарубежных инвесторов, в том числе транснациональных корпораций, первостепенное значение имеют и потенциальные возможности местного спроса, и стабильность действующих нормативных актов, и предсказуемое введение их на всех уровнях управления, и, что особенно важно, предоставление равного с национальными компаниями статуса.
В качестве критерия выделения льгот должны учитываться уровень технологий, приносимых инвестициями, степень использования перспективных ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий, возможности обновления основных производственных фондов, в том числе за счет отечественных разработок, готовых к внедрению в производство. По ряду оценок, в нашей машиностроительной промышленности имеется 186 технологий, соответствующих мировому уровню. Внедрение их позволит существенно улучшить качественные характеристики продукции и повысить ее конкурентоспособность.
Совершенствование информации на основе установления современных норм, правил и введение более жестких, в том числе налоговых, санкций за несоблюдение их - еще один фактор развития транснационального производства.
В январе 1997 г. главы правительств стран СНГ приняли решение упростить механизм налогообложения. Освобождение от взимания налога на добавленную стоимость, от акцизов при экспорте и импорте товаров может существенно облегчить взаимодействие в рамках их транснациональных структур. Но пока эта проблема в рамках и СНГ, и ЕврАзЭС решается с большим трудом. Отсутствуют или не реализуются согласованные решения о применении единых принципов исчисления и взимания налога на добавленную стоимость, что, в частности, приводит к удорожанию российской продукции и затрудняет поставки комплектующих изделий.
Более благополучная ситуация существует в отношениях с государствами, не являющимися участниками СНГ. С некоторыми из них Россия заключила двусторонние соглашения об отмене двойного налогообложения. Действуют межправительственные соглашения о взаимной защите инвестиций, заключенные с Финляндией, Бельгией, Люксембургом, Францией, Великобританией, ФРГ, Нидерландами, Италией, Канадой, Австрией, КНР, Испанией, Швейцарией, Южной Кореей, Турцией.
Важнейшей задачей государственного регулирования транснационального предпринимательства является преодоление факторов, ведущих к монополизации экономической деятельности. Однако антимонопольная политика не должна быть односторонней. Нужен поиск оптимального для данного этапа развития страны сочетания различных рыночных структур, при котором приходится руководствоваться не только антимонопольными соображениями, но и соображениями поддержки конкурентоспособности российских производителей на мировых рынках.
В то же время нужна более полная информация о деятельности транснациональных компаний в России. Сейчас никто, даже правительство, не может получить информацию, необходимую для ответа на вопросы: "Кто контролирует промышленные и финансовые активы страны?, каковы размеры инвестиций, объемы продаж по "направлениям бизнеса"?
Многие данные недостоверны. В США отчет с ежегодными данными о производственно-хозяйственной деятельности каждой фирмы заверяет независимый аудитор. Фамилия этого аудитора публикуется вместе с ежегодным отчетом фирмы в доступном для всех периодическом сборнике отчетов фирм. Таких фирменных справочников в нашей стране не выпускается.
Состав показателей в электронных базах данных о производственно-хозяйственной деятельности предприятий устанавливает Госкомстат РФ, а не предприятия, которые на основании этих данных оценивали бы конъюнктуру рынка, потенциальные возможности конкурентов и смежников, инвестиционную привлекательность бизнеса и другие аспекты деятельности, принимая и осуществляя принятые решения. В развитых странах подобные базы данных, как в электронном виде, так и на бумажных носителях, обычно формируют полугосударственные организации, создаваемые государственными органами управления совместно с частным бизнесом.
Большое значение для повышения эффективности транснациональной деятельности имеет предпринимательская культура, качество менеджмента. По разделяемому нами мнению И.А. Казакова, "российских менеджмент еще не вполне готов к дистанционному управлению зарубежными предприятиями, так как здесь необходимы такие новые для него качества, как умение адаптироваться к незнакомым культурам зарубежных стран, обладание особой интуицией и стратегическим стилем мышления. Необходимо много сделать для развития способности к укреплению и расширению деловых связей с зарубежными партнерами".
Больше внимания следует уделять сетевым принципам ведения бизнеса, которые определяют современную эволюцию оргструктур, фрактальным методам организации производства и т.п. В российской же практике все еще не изжита угроза гигантизма. Создаваемые ФПГ рискуют лишиться всех преимуществ вследствие бюрократического, негибкого управления.
Одним из признаков бесконтрольности российских ФПГ является низкий дивидендный выход. В развитых странах доля чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, составляет: в энергоснабжении - 75-80%, в нефтяных компаниях - 60 - 75%, фармацевтике - 45 - 60%, торговле - 30 - 40%. В 10 из 12 крупнейших российских компаний она варьировалась в 1999 г. от 0,1% (РАО "Норильский никель") до 10% (АОА "Лукойл"), исключением был лишь "ЮКОС". Отношение дивиденда к курсовой цене у семи компаний составило менее одного процента. Отсюда низкая котировка ценных бумаг российских ФПГ, невозможность использования дополнительных эмиссий для финансирования инвестиционного процесса.
Органы исполнительной власти зачастую игнорируют требования, установленные законодательством в отношении транснациональной деятельности. Вместе с тем, действующее законодательство не устанавливает порядок и условия предоставления ФПГ государственной поддержки. Оно лишь передает соответствующие полномочия Правительству РФ, которое весьма слабо их использует.


Литература
1. Мартынов А.В. Структурная трансформация российской экономики: проблема политических решений.- М.: Эдиториал УРСС, 1999
2. Шумпетер И. Теория экономического развития. - М.: Прогресс, 1982
3. Березовская М. Инновационный аспект экономического развития // Вопросы экономики, 1997, N3
4. Симчера В.М. Как возродить экономику России - реформировать, не нарушая. - М.: Паритет, 1998
5. Уткин Э.А., Эскиндаров М.А. Финансово-промышленные группы. - М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ"; Издательство ЭКМОС, 1998
6. Экономическая теория на пороге XXI века - Т.5: Неоэкономика /Под ред. Ю.М. Осипова, В.Г. Белолипецкого, Е.С. Зотовой - М.: Юристъ, 2001.
7. Глобализация мирового хозяйства и место России / Отв.ред. В.П.Колесов, М.Н.Осьмова - М.: ТЕИС, 2000.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия