Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ И ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕГО РЫНКА ТРУДА В ЕврАзЭС
Метелев С. Е.
директор Омского института (филиала) Российского государственного торгово-экономического университета,
заведующий кафедрой финансов и кредита,
доктор экономических наук, профессор


Трудовая иммиграция в современной России

В 90-е годы ХХ века Россия становится крупным мировым центром притяжения трудовых ресурсов, которые направляются, прежде всего, из стран `ближнего зарубежья`. Этому способствует ситуация, складывающаяся на российском рынке труда, значительный спрос на низкооплачиваемую рабочую силу, готовую выполнять и непрестижную работу. В настоящее время Россия выходит на международный рынок труда в качестве одного из ведущих импортеров трудовых ресурсов.
За 1992-2004 гг. валовая миграция с учетом приезжающих РФ и выезжающих в другие страны составила около 10,3 млн. чел. Миграционное сальдо достигло 3,6 млн. Такое сальдо возникло в связи с большим числом иммигрантов из стран бывшего СССР. Иная ситуация имело место в международном миграционном процесс в отношениях со странами `дальнего зарубежья`. Миграционное сальдо в данном случае было отрицательным и за 1992-2004 гг. достигло 1 млн. человек.
Волна миграции, возникшая в России в 1990-е гг. и обусловленная сложными геополитическими, социально-экономическими и демографическими причинами, вывела ее в число ведущих центров мировой иммиграции. Так, в среднем за 1992-2002 гг. ежегодный поток прибывших в США иммигрантов составил 925 тыс. чел., в Германию - 865 тыс. чел, в Россию - 609 тыс.чел.
Как показывает анализ иммиграционных потоков, в конце ХХ - начале ХХ1 вв их развитие характеризовали следующие тенденции. Волна иммиграции иностранных граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья достигла своего пика в 1994 г. (1146, 7 тыс. чел.) В последующие годы ее уровень существенно снижается - до 119,1 тыс.чел. в 2004 г. Согласно официальным статистическим данным, за 1992 - 2002 гг. в Россию иммигрировало около 7 млн. чел. иммигранты и стран СНГ и Балтии в период с 1992 по 2004 г. составляли 98,9% всех иммигрантов. В 1992 - 1996 гг. их удельный вес достигал почти 100%. Постепенно увеличилась и доля иммигрантов из стран дальнего зарубежья - с 0,1% в 1996 г. до 7,1% в 2004 г. Одновременно возникло существенное расхождение в географической структуре иммигрантов из зарубежных стран и структуре иностранной рабочей силы, занятой в российской экономике и официально регистрируемой. В период 1992-2002 гг. в иностранной рабочей силе, используемой в России, доля мигрантов из бывших республик Советского Союза в среднем составляла 49%, на долю иностранных граждан, прибывших из стран дальнего зарубежья, приходился 51%. Но у иммигрантов из стран СНГ и Балтии возникло меньше затруднений при устройстве на работу, в том числе нелегально.
В оценках экспертов относительно масштабов нелегальной миграции существуют значительные расхождения по данным Федеральной миграционной службы МВД России, Госкомстата, пограничной и налоговой служб, в России сейчас нелегально проживает от 3 до 10 млн. иностранцев, прежде всего из республик СНГ, Китая, Вьетнама, КНДР, Афганистана. африканских государств. В последние годы миграционный процесс обусловлен и причинами личного (в т.ч. семейного) характера. Доля таких мигрантов в миграционном приросте в 2004 г. составляла 65,0%. При этом на долю уехавших и прибывших в связи с обострением межнациональных отношений пришлось 11,9%, в связи с поиском работы - 5,7%, в связи с учебой - 3,1%. Среди уехавших (по данным 2004 г.) русские составляли 46,5%, татары -1,3%, евреи - 1,0%, немцы - 19,2%, украинцы - 6,4%, казахи - 4,2%, белорусы - 2,0%. Среди прибывших - 73% приходилось на долю русских.
Наблюдается увеличение среднего возраста прибывающих в Россию мигрантов. доля детей за 1994-2004 гг. сократилась с 21,1 до 14,3%, а населения в пожилом возрасте (старше трудоспособного) увеличилось с 9,9 до 19,5%. В миграционном приросте преобладают женщины (55% в 2004 г.).
Очевидно, что при разработке стратегии экономического развития России важно учитывать возникающие в этой связи демографические угрозы и вызовы. В то же время приходится учитывать и трудодефицитный характер развития экономики, который становится ее фундаментальным параметром и новым для России явлением.
Соответственно необходимо отходить от сложившихся в хозяйственной жизни и теории подходов, при которых не принималось во внимание влияние изменений в человеческих ресурсах на изменение динамических и структурных параметров экономики. Поддержание устойчивого динамического роста российской экономики и усиление ее конкурентных позиций в мире требует повышение качества человеческого капитала, социально-экономической и территориальной мобильности. При этом и привлечение иностранной рабочей силы становится одним из факторов повышения производительности труда - производства ВВП на одного занятого. Рост производительности труда может достигаться даже за счет того, что увеличение численности работающих, в том числе работников с невысокой квалификацией, способно привести в российских условиях к благоприятным изменениям в структуре занятости.
Для реализации сравнительных преимуществ российской экономики следует радикально изменить отношение к иммиграционному ресурсу как малозначимому и осуществлять динамические и структурные изменения в ней, учитывая возрастание роли этого ресурса и предусматривая необходимые для его использования изменения в социальной инфраструктуре, системе общего и профессионального образования и т.д.
Ситуация, однако, усложняется в связи с нелегальной миграцией, которая приводит и к расширению сферы `теневых` процессов, и вызывает целый ряд весьма болезненных социально-политических и экономических последствий.
Противодействие нелегальной миграции, минимизация и предупреждение ее негативных последствий требует всестороннего исследования этого явления, поскольку до сих пор нет четкого понимания роли латентной иммиграции в экономике, ее воздействия на рынок труда и систему занятости населения, в частности, и на приграничных территориях. Информация, необходимая для принятия решений органами государственной власти и управления, сейчас ассиметрична потребностям в ней (1, с. 36).
По экспертным оценкам, общая численность нелегальных мигрантов варьируется в пределах от 1 до 10% общей численности населения РФ. Такая десятикратная разница в данных свидетельствует не просто о сложности количественного определения этого явления, но и о том, что у служб, призванных заниматься борьбой с незаконной миграцией, отсутствует четкое представление о ее масштабах. Причина неопределенности оценок - отсутствие координации в работе разных ведомств, использующих различные методы сбора данных и не обменивающихся информацией, а иногда жертвующих ее точностью во имя ведомственных интересов.
Наиболее вероятной представляется оценка общего числа нелегальных мигрантов в России в 4-5 млн. чел. Подавляющее большинство из них является трудовыми мигрантами. В поисках средств существования они используют возможности трудоустройства чаще всего в теневом секторе экономики (2, с. 237; 3, с. 37), в котором сейчас в РФ создается примерно четвертая часть валового внутреннего продукта и занято 20-30% общего числа работающих - по оценкам Госкомстата, а по экспертным оценкам - в 1,5-2 раза больше.
Около половины иностранных рабочих занято в строительстве, в торговле - шестая часть, в промышленности - десятая. В меньшей степени они используются в сфере бытового обслуживания, сельском хозяйстве, на транспорте, в здравоохранении, лесном хозяйстве и др. отраслях.
Российская модель рыночных трансформаций на рубеже ХХ-ХХ1 вв. способствовала формированию своеобразного хозяйственного уклада, основанного на широком использовании труда мигрантов. За 1995-2004 гг. численность экономически активного населения в России увеличилась на 2,8%, занятых в экономике - на 4,7%, а число граждан стран СНГ, работающих в России (составляющих около 60% всех работающих официально иностранных граждан) - на 65,1%. В промышленности в 2002 г. было занято 11,5% всех иностранных граждан, приехавших на работу в РФ, в лесном хозяйстве - 13,9%, строительстве - 17,9%, транспорте и связи - 15,9%, торговле и общественном питании - 10,4%, сельском хозяйстве - 4,1%.
Таблица 1
Динамика роста численности граждан стран СНГ, работающих в России
Источник: По данным Федеральной миграционной службы, а также юридических лиц и их обособленных подразделений и физических лиц, использующих труд иностранных граждан по разрешениям на привлечение иностранной рабочей силы.

С переходом России в последние годы на траекторию экономического роста хроническая трудоизбыточность стала постепенно сокращаться. Доля трудоизбыточных предприятий сократилась с 13,5% в январе-феврале 2001 г. до 5,9% в июле-августе 2005 г. Но и доля трудонедостаточных предприятий составляла 22,5%, в том числе в строительстве - 40%. Отставание России от ведущих стран мира в сфере высоких технологий и по качеству рабочих мест обусловливает до сих пор значительный спрос на рабочую силу невысокой квалификации. В российской экономике за 1990-2003 гг. доля занятых тяжелым физическим трудом в общей численности занятых увеличилась с 2,97 до 4,7%, число рабочих мест, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам - с 17,8 до 23,4%; в 2003 г. 44% занятым в промышленности устанавливалась компенсация в связи с вредными условиями труда. Высоким являлся уровень профессиональных заболеваний.
Существенные различия в использовании ресурсов иностранной рабочей силы имеют место в разных федеральных округах России (см. табл.2,3).
Несмотря на однозначную реакцию общества на использование иностранной рабочей силы, на присутствие мигрантов, сами по себе последние не способны потеснить местное население на рынке труда, поскольку для этого требуется: а)принятие соответствующих официальных решений не ф пользу местных работников; б)реальная заинтересованность работодателей в иностранной рабочей силе, а не местных работниках.
К сожалению пространство взаимодействий работников и работодателей в России остается вообще институционально во многом деструктивным и конфликтогенным, особенно конфликтогенным для трудящихся-мигрантов. Лишь 10-15% из них работают на законных основаниях и формально защищены в правовом отношении (работодателями оформляются на них все необходимые документы). Основная их часть - от 45 до 60% пребывает в Россию лишь по формально законным основаниям (с частными целями, на обучение, турпоездки и т.д.), но занимается незаконной трудовой деятельностью, работает по найму без документального оформления. Не менее 25-35% пребывает в России вообще незаконно. Несовершенна и нормативно-правовоая база, которая должна регулировать внешнюю трудовую миграцию.
Все это приводит к тому, что использование мигрантов оказывается тесно связанным с использованием теневых отношений и принудительного труда. На данной основе возник сверхдоходный криминальный бизнес, имеющий свою инфраструктуру и покровителей в разных структурах власти.
Наблюдается тенденция и к криминализации конфликтов между мигрантами и работодателями, особенно в связи с усилиями работодателей по закреплению сложившейся неправовой практики трудовых отношений с иностранными рабочими.
Положение трудящихся мигрантов из стран Содружества осложняется процессом формирования незаконного иммиграционного контингента из стран дальнего зарубежья. В РФ сложились достаточно крупные этнические группы иностранцев и лиц без гражданства из числа жителей 46 таких стран (Афганистана, Ирака, Сомали, Шри-Ланки, Бангладеш и др.): рассчитывающих на получение статуса беженца; обучавшихся ранее в учебных заведениях СССР и не желающих возвращаться домой (в основном из Афганистана, Ирака, кубы, Эфиопии); работавших в СССР по межгосударственным соглашениям, срок действия которых истек (граждане Вьетнама, КНР, КНДР и др.); транзитных беженцев (Китай, Ирак, Афганистан, Бангладеш, Сомали, Индия, Эфиопия, Шри-Ланка, Ангола, Нигерия).
Нелегальная миграция является, вместе с тем, причиной сокращения у РФ финансовых ресурсов в связи с неуплатой налогов. Государство получает от одного сверхстатистического иммигранта всего около 20 руб. налоговых поступлений в год. Денежные суммы, вывозимые из России мигрантами из некоторых республик СНГ, превышают объемы годовых инвестиций в их национальные экономики. Примечательно, что до 76% иностранной рабочей силы - во много раз больше, чем отражается в официальной статистике, занято в сфере торговли и услуг, где наиболее велики возможности ухода от уплаты налогов.
Иностранными гражданами совершается в 4 раза больше преступлений, чем совершается их в отношении этих граждан. В 2004 году иностранными гражданами и лицами без гражданства в России было совершено 1,7% всех преступлений (в том числе 2,9% убийств и покушений на убийство, 39% преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков).
Наем на основе устной договоренности создает условия для высокого уровня эксплуатации мигрантов и игнорирования работодателями их трудовых прав. Средняя продолжительность рабочего времени у мигрантов составляет 10 часов при 6-7 дневной рабочей неделе. Многие трудятся по 12-14 часов без выходных и в условиях представляющих опасность для жизни и здоровья. Задержки с выплатой заработной платы практически превращаются в норму.
Трудящиеся мигранты фактически беззащитны не только перед произволом работодателей, но и злоупотреблениями работников административных структур и правоохранительных органов. Коррупция сопровождает все отношения в рамках трудовой миграции. Соответственно уровень доверия к институциональным каналам защиты крайне низок. Подавляющее большинство мигрантов либо вообще не надеются ни на какую защиту, либо склоняются к неформальным способам правозащитного поведения.
Сложившаяся в настоящее время ситуация в сфере бизнеса, представители которого стремятся извлечь максимум сиюминутной выгоды из найма нелегальных работников, противоречит интересам российского общества, которое видит свою главную задачу в создании современных рабочих мест, подготовке современного персонала, повышении оплаты за добросовестный труд и эффективности хозяйствования. Но для этого требуются институциональные реформы, ориентированные на улучшение среды бизнеса, уменьшение масштаба `теневой` экономики, улучшение инвестиционного климата.
Вместе с тем, приходится учитывать, что при несовершенстве рыночных механизмов в России риски инноваций являются весьма высокими. Необходимы соответствующие государственные решения, использование опыта, в частности новых индустриальных стран, который свидетельствует о возможности достижения значительных результатов тогда, когда государство обеспечивает формирование адекватной модели `институтов развития`.
Таблица 2
Миграция населения регионов Российской Федерации со странами СНГ и Балтии в 2004 году
Источник: по данным Федеральной миграционной службы
Таблица 3
Миграция населения регионов Российской Федерации с зарубежными странами в 2004 году (за исключением стран СНГ и Балтии)
Источник: по данным Федеральной миграционной службы
Таблица 4
Количество преступлений, совершенных иностранными гражданами и лицами без гражданства, по которым материалы и уголовные дела направлены в суд либо разрешены в отчетном периоде (всего по Россини)
Источник: По данным Федеральной миграционной службы, а также юридических лиц и их обособленных подразделений и физических лиц, использующих труд иностранных граждан по разрешениям на привлечение иностранной рабочей силы.
Таблица 5
Количество зарегистрированных преступлений, совершенных в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства (всего по Россини)
Источник: По данным Федеральной миграционной службы, а также юридических лиц и их обособленных подразделений и физических лиц, использующих труд иностранных граждан по разрешениям на привлечение иностранной рабочей силы.


Литература

1. Нелегальная иммиграция / Под ред. В.А.Ионцева. М., 2002.
2. Ивахнюк И.В. Международная трудовая миграция. М.: Экономический ф-т МГУ, ТЕИС, 2005.
3. Незаконная миграция в России: открытие дискуссии. Открытый форум МОМ. Московская исследовательская программа по миграции. М.: июнь - август 2001.
4. Дмитриев А.В., Падухов Г.А. Мигранты и работодатели: взаимодействие в конфликтогенном пространстве // Социально-гуманитарные знания.- 2005.- N6.
5. Орешкин В. Россия и международная миграция трудовых ресурсов // Мировая экономика и международные отношения. - 2004. - N2.
6. Экономика и жизнь.2002. N 39.
7. Эксперт. 22.08.2002.
8. Деловые люди. 2002. Ноябрь
9. Ионцев В.А., Ивахнюк И.В. Международная миграция населения в России на рубеже XX - XXI веков // Международная экономика. - 2005. - N 1-2.
10. Козина И.М., Карелина М.В., Металина Т.А. Трудовые практики иностранных рабочих в России. // Соц. исслед. - 2005. - N6.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия