Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Яковлев Ю. В.
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве
Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Концессии: зарубежный опыт и российские перспективы

Вопросы привлечения частного капитала к инвестированию социальных и инфраструктурных проектов, традиционно финансирующихся из государственного бюджета, находятся в центре внимания практиков и исследователей большинства развитых стран мира. Тема имеет давнюю историю. Во Франции и Великобритании возникновение концессионных взаимоотношений относят к 16 веку (во Франции, например, считается, что первая концессия была предоставлена в 1554 году инженеру Адаму де Крапону на сооружение и эксплуатацию канала). Широкое распространение в Европе и США подобная форма сотрудничества получила в XIX веке, а в 80-х- 90-х годах ХХ века вопросы привлечения бизнеса к реализации проектов, традиционно относящихся к ведению государства, снова привлекли к себе внимание во всем мире. Сейчас в одной только Великобритании стоимость объектов, сооруженных за счет привлеченного государством частного капитала в течение последних десяти лет, превысила 24 млрд. фунтов стерлингов [3]. При реализации государственных проектов, к участию в которых привлекается частный бизнес, стороны вступают в партнерские отношения, которые принято называть партнерством между государством и частным бизнесом (Public-Private Partnership- РРР).
В большинстве случаев инициатива установления партнерства с частным бизнесом исходит от государства и вызывается неспособностью государства обеспечить необходимые объемы, концентрацию и эффективное использование финансовых ресурсов в целях поддержания и инновационного развития инфраструктуры всех типов, в то время как частный бизнес имеет большие свободные денежные ресурсы, по природе своей более эффективен и при надлежащем контроле способен лучше решать эти задачи.
В мировой практике применяются различные формы реализации партнерства между государством и частным бизнесом. Наиболее популярным из них по признанию большинства специалистов, является концессия, содержанием которой, как вытекает из Федерального закона от 21.07.2005 N115-Ф3 `О концессионных соглашениях`, является создание и (или) использование одной стороной недвижимого имущества, право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне, и которое эта другая сторона передает с указанными целями во владение первой [1]. На концессии падает от 60 до 80% всех партнерских договоров между государством и частным бизнесом в странах Европы и США [4,9].
Концессии в чистом виде наиболее распространены в странах, где партнерство между государством и частным бизнесом основано на разработанной законодательной базе. К таким странам прежде всего, нужно причислить Францию, концессионное законодательство которой является одним из самых разработанных в мире и состоит из сложной системы правовых норм, содержащихся в самых разнообразных нормативных актах государственного и местного уровней, и в которой имеется богатая судебная практика. К странам с неразвитой законодательной базой партнерства между государством и частным бизнесом относятся США, где практически отсутствует специальное законодательство о концессиях на федеральном уровне. Некоторые конкретные требования к концессионерам устанавливаются нормативными актами штатов и местных органов власти, но в основном взаимоотношения между государством и частным бизнесом регулируются общими гражданско-правовыми нормами, что вызывает большое множество форм реализации партнерства, которые могут быть отнесены к концессиям [3]. Ниже представлены некоторые формы организации партнерства между государством и частным капиталом в США, применяющиеся в сфере развития инфраструктуры.
 Передача в долгосрочную аренду объектов инфраструктуры, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Сдача в аренду имеет целью привлечь частные инвестиции к модернизации, обеспечить более эффективную эксплуатацию объекта инфраструктуры и должна быть в обязательном порядке обоснована инвестированием средств в развитие объекта. Аренда широко используется в секторе коммунальной инфраструктуры: водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.
 Схемы `строительство-эксплуатация-передача` (BOT - Build-Operate-Transfer), `строительство-передача-эксплуатация` (BTO - Build-Transfer-Operate) и аналогичные им.
В соответствии со схемами ВОТ и ВТО застройщик строит, вводит в эксплуатацию и эксплуатирует объект, которым может быть электростанция, водоочистные сооружения или промышленное предприятие. При этом возвращение инвестиций и получение прибыли осуществляется за счет эксплуатации в течение установленного срока построенного им объекта. Разница в указанных схемах заключается в том, что при использовании схемы BOT застройщик после окончания строительства в течение установленного в контракте срока владеет объектом и эксплуатирует его, а при использовании схемы ВТО застройщик по окончании строительства передает объект государственному или муниципальному заказчику, а затем получает его в долгосрочную аренду, и также эксплуатирует его в течение установленного в контракте срока.
 Заключение контрактов на оказание услуг.
Суть данной схемы состоит в том, что частная компания заключает контракт с государственным или муниципальным заказчиком для выполнения определенных услуг, таких как ремонт и обслуживание дорог, сбор и утилизация отходов, сбор коммунальных платежей, обслуживание коммунальных сетей, установка и обслуживание счетчиков и т.п. Проект такого рода обязательно должен включать инвестирование в создание таких объектов, как сеть цехов (мастерских) технического обслуживания, соответствующим образом оснащенные здания и помещения, а также оборудование и транспортные средства. При выполнении проектов такого типа частный партнер обеспечивает возврат инвестиций и получение прибыли за счет соответствующих тарифов путем эффективной эксплуатации объектов.
 Обратный лизинг.
В соответствии с данной схемой застройщик строит и вводит в эксплуатацию объект, который потом передает в лизинг государству (муниципалитету). Лизинговые платежи в течение установленного срока должны покрыть стоимость объекта и принести прибыль, норма которой устанавливается в контракте. По существу, эта схема представляет собой `покупку в рассрочку`, за исключением того, что, по мере осуществления выплат лизинговых платежей, в собственность государства (муниципалитета) поступает часть объекта, пропорциональная промежуточной сумме выплат.
 Передача объекта во владение с обязанностью предоставления услуг.
При реализации этой схемы объект инфраструктуры передается во владение частному лицу. Передача объекта во владение обязательно обусловливается обязанностью предоставлять определенный спектр услуг. В США такая схема наиболее часто используется применительно к предприятиям по переработке и транспортировке отходов, объектам спасательных служб.
 Продажа с последующей арендой.
Данная схема основана на том, что государство (муниципалитет) продает объект инфраструктуры частной компании и немедленно после продажи берет его в аренду. Таким образом, государство получает возможность выручить финансовые средства для инвестиций, к тому же обе стороны получают различные льготы (в том числе налоговые) в соответствии с законодательством США. [8,10]
Следует отметить, что некоторые из вышеуказанных схем применяются только в США и Канаде. В Европе аналогичные формы партнерства могут иметь свои особенности и другие названия.
В России с принятием в июле 2005 г. Федерального закона `О концессионных соглашениях` сделан важный шаг в формировании законодательной базы реализации широкомасштабного партнерства между государством и частным бизнесом в форме концессий. Данное партнерство ориентировано, прежде всего, на масштабные проекты в сфере развития инфраструктуры, одним из которых может стать проект сооружения в Санкт-Петербурге платной автомобильной дороги `Западный скоростной диаметр`, рассматриваемый в качестве `пилотного` проекта такого типа. Федеральный закон о концессионных соглашениях, наряду с действующим гражданским законодательством, также должен составить хорошую базу для реализации средних и мелких проектов в рамках партнерства между государством и частным бизнесом, прежде всего в социальной и коммунальной сферах. Анализ Федерального закона `О концессионных соглашениях` показывает, что он имеет выраженную инфраструктурную направленность, чем существенно отличается от предыдущего законодательства в данной области, которое носило природноресурсный характер. Закон, прежде всего, предназначен для привлечения частных инвестиций в строительство или реконструкцию объектов недвижимости, находящихся в государственной собственности. Его нормы допускают применение схем BOT и BTO [4].
Предметом особого внимания практиков и исследователей являются условия партнерства между государством и частным бизнесом, которые прописываются в договорах между сторонами-партнерами. Как уже упоминалось выше, для бизнеса важнейшим условием партнерства является обеспечение возврата инвестиций и получение прибыли, а также минимизация рисков, связанных с долгосрочным характером договоров.
Источники возврата инвестиций и риски различны для разных объектов партнерства. Ниже представлен краткий анализ источников возврата инвестиций и типичных рисков, с которыми сталкиваются стороны-партнеры при строительстве и эксплуатации различных типов крупных инфраструктурных объектов [5,6].
1. Электростанции
Источники возврата инвестиций:
- гарантированные закупки государством определенного количества производимой электроэнергии по фиксированным ценам в течение определенного срока;
- льготная или бесплатная поставка топлива для электростанции в оговоренных количествах в течение определенного срока;
- обеспечение государством уровня тарифов на электроэнергию в течение указанного периода не ниже оговоренных в контракте.
Типичные риски:
- изменения курсов валют, сводящие на нет преимущество фиксированных цен или лишающие государство возможности осуществлять гарантированные закупки;
- низкое качество местного топлива, зависимость от одного источника;
- невозможность потребителей электроэнергии оплачивать ее потребление по установленным в контракте тарифам;
- политические изменения в государстве.
В качестве средства защиты частного инвестора от рисков государство принимает на себя риски, связанные с макроэкономическими изменениями и обстоятельствами, выходящими за пределы разумного контроля сторон (на срок, оговоренный в контракте).
2. Транспортные коммуникации, туннели и мосты
Источники возврата инвестиций:
- взимание платы за проезд в течение срока концессии;
- арендные платежи компаний-представителей сферы услуг на территории объекта.
Типичные риски:
- трафик недостаточно интенсивный для того, чтобы покрыть стоимость объекта и принести прибыль в течение срока концессии;
- изменение соотношений курсов валют, не позволяющее инвестору покрыть стоимость объекта и получить прибыль в течение срока концессии
- политические изменения в государстве.
Для защиты частного инвестора от рисков государство также принимает на себя макроэкономические риски, и возмещает потери инвестора, возникающие в связи с недостаточно интенсивным трафиком.
3. Очистные сооружения и объекты коммунальной инфраструктуры
Источники возврата инвестиций:
- оплата потребителями услуг водоснабжения и водоотведения по тарифам, установленным в контракте.
Типичные риски:
- невозможность для потребителей оплачивать потребление по установленным в контракте тарифам;
- изменение соотношений курсов валют, не позволяющее инвестору покрыть стоимость объекта и получить прибыль в течение срока концессии.
Средства защиты частного инвестора от рисков в данном случае сводятся к частичному субсидированию государством услуг водоснабжения и водоотведения, а также принятию на себя макроэкономических рисков.
Условия создания партнерства, в том числе распределение рисков между партнерами, составляют основное содержание партнерского договора между государством и частным бизнесом. Такой договор должен носить комбинированный характер, то есть содержать признаки различных договоров, о чем применительно к концессии как наиболее популярной форме партнерства прямо сказано в Федеральном законе РФ о концессионных соглашениях [1, С. 1].
Международный опыт свидетельствует о том, что концессионные соглашения, предусматривающие строительство нового или серьезную модернизацию существующего объекта, как правило, имеют в основе договор строительного подряда, в который включаются дополнительные положения, описывающие имущественные взаимоотношения сторон, технические и прочие вопросы, возникающие после ввода объекта в эксплуатацию.
Эти дополнительные положения могут представлять собой элементы договора аренды, договора оказания возмездных услуг и других договоров, предусмотренных законодательством. В международной практике для проектов, реализующихся по схеме ВОТ и аналогичным ей, как правило, используются специфическим образом адаптированные договоры строительного подряда, изначально предназначенные для использования при строительстве объектов `под ключ`. Среди общепризнанных типовых международных строительных контрактов к таковым относятся `Серебряная книга` Международной федерации инженеров-консультантов (ФИДИК), представляющая собой `Условия контракта для проектов типа `ИПС` и проектов, выполняемых `под ключ` (ФИДИК 1999г.), а также `Новый строительный контракт` Института инженеров-строителей Великобритании. Однако, по мнению специалистов ФИДИК, использование существующих типовых подрядных договоров (даже при их серьезной адаптации) для оформления партнерства между государством и частным бизнесом, в том числе и в форме концессий, является неприемлемым компромиссом, так как в них не обеспечивается надлежащий баланс между строительно-подрядной и эксплуатационной составляющими.
Кроме того, применяющиеся методы определения цены подрядного контракта не обеспечивают надлежащего учета особенностей концессионного соглашения и партнерских договоров других типов. В связи с этим в 2005 г. ФИДИК приняла решение начать разработку типового контракта для применения в партнерствах между государством и частным бизнесом в форме концессий капитального строительства (схемы типа ВОТ и подобные), официальное представление которого планируется осуществить до 2008 года. Этот типовой контракт уже не будет контрактом на подрядные работы, а скорее предстанет как полноценный концессионный договор, в котором будет учтен опыт, приобретенный Великобританией, Францией и другими развитыми государствами, в реализации соответствующих национальных и международных проектов [7].
Следует признать, что в России пока не имеется большого опыта реализации концессий в условиях современной рыночной экономики, а концессионное законодательство и договорное обеспечение концессий находятся на начальном этапе развития. В связи с этим представляется важным изучение, критическое осмысление и использование лучших образцов зарубежного и международного опыта в этой области. Развитие партнерства между государством и частным бизнесом в форме концессий в России, как представляется, связано с решением следующих актуальных вопросов:
 создание и укрепление законодательной и нормативной баз развития партнерства между государством и частным бизнесом в форме концессий;
 создание, опробование и внедрение наиболее эффективных моделей реализации концессий для применения в отдельных отраслях и для различных типов объектов;
 развитие договорного обеспечения партнерства между государством и частным бизнесом в форме концессий, включающего разработку и внедрение в практику типовых и примерных форм концессионных соглашений, оптимизированных к различным отраслям и объектам.
Существующие экономические и политические условия в России представляются весьма благоприятными для развития концессий. Важным шагом, позволяющим ускорить внедрение в практику данного вида партнерства между государством и частным бизнесом, явилось принятие в июле 2005 года Федерального закона `О концессионных соглашениях`. Все это внушает оптимизм относительно достижения в обозримом будущем более высоких показателей эффективности расходования бюджетных средств, улучшения среды жизнедеятельности россиян и повышения уровня социально-экономического развития регионов и страны в целом.


Литература:
1. Федеральный закон РФ от 21.07.2005 N115-Ф3 `О концессионных соглашениях`. АКДИ //Экономика и жизнь. 2005. 21 июля.
2. Детеньшев С.А. Оценка применимости закона `О концессионных соглашениях` / Публикация консультационной компании `ПАКК` 2005. Электронный ресурс: http://www.avia.ru/author.
3. Ефимова Л.И. Некоторые модели государственно-частных партнерств: тенденции и зарубежный опыт. Доклад на семинаре `Государственно-частное партнерство: новые тенденции развития транспортной инфраструктуры` //Вестник Евроазиатского транспортного союза. 2003. N3 (10).
4. Субботин М.Ю. Государство подбивает капитал на концессионные соглашения //Российская газета. 2005. 26 июля.
5. Lam Patric. A Sectoral Review of Risks Associated with Major Infrastructure projects. International Journal of Project Management, vol. 17, No 2, 1999.
6. Merna A., Smith N. Privately Funded Infrastructure in the 21st Century. Civil Engineer, 1999 Nо 132.
7. New BOT contract. FIDIC Publication, Geneva 2005. www.fidic.org/resources.
8. Public-Private Partnership Arrangements. US Environmental Protection Agency, Washington D.C. 2004.
9. Privatization and Regulation of Transport Infrastructure: Guidelines for Policymakers and Regulators. Washington D.C. 2004.
10. The Guide to Public-Private Partnership/ The US Council for Public-Private Partnership, N.Y.2000

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия