Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СНГ
Жерновых М. Ю.
старший преподаватель кафедры Менеджмента
Восточно-Казахстанского института экономики и статистики (г. Усть-Каменогрск)


Технологическая безопасность как фактор обеспечения системы социальной безопасности населения

Реформы в Казахстане, осуществляемые на протяжении последнего десятилетия, привели к сложным и противоречивым явлениям в развитии социально-экономической системы страны. Социально-экономическая трансформация общества сопровождалась рядом структурных изменений, таких как разрыв устоявшихся экономических связей, дестабилизация экономической и политической жизни. Это вызвало кризисные явления в экономической, социальной, экологической и других сферах общества Казахстана. В таких условиях обостряется необходимость обеспечения безопасного и устойчивого развития общества, которое должно осуществляться на основе новых подходов к пониманию взаимосвязи человека и общества с природной и социальной средой, поиска и создания оптимальных форм управления социально-экономическими и технологическими процессами.
Понятие социальной безопасности и основные подходы к его определению
В самом общем виде понятие `безопасность` сформулировано в Законе РФ `О безопасности`, где оно трактуется как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Под жизненно важными интересами понимается совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает возможности перспективного развития субъекта.
В законодательстве Казахстана понятие `безопасность`, и в частности, `социальная безопасность` определены недостаточно полно. В некоторых нормативных документах дана характеристика ряда составляющих понятия социальной безопасности. Например, в законе РК `Об охране окружающей среды` рассмотрено понятие экологической безопасности, в законодательстве о труде - понятие безопасности трудовой деятельности.
Законом РК `О национальной безопасности` последняя определяется как сложное многоаспектное состояние защищенности национальных интересов страны от реальных и потенциальных угроз, включающее в себя следующие структурные элементы:
- внешняя безопасность, то есть защищенность национальных интересов РК от угроз, исходящих со стороны иностранных государств, организаций и граждан;
- военная безопасность, определяемая как состояние защищенности РК от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целостность страны;
- информационная безопасность, представляющая собой защищенность государственных информационных ресурсов, а также прав личности и интересов общества в информационной сфере;
- общественная безопасность - состояние защищенности жизни, здоровья и благополучия граждан Казахстана, а также ценностей общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб;
- экологическая безопасность, под которой понимается защищенность жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду;
- экономическая безопасность, или защищенность национальной экономики от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость.
В данном законе речь не идет о социальной безопасности. В законе определяется понятие общественной безопасности, но это отнюдь не то же самое, что и социальная безопасность. Общественная безопасность ограничивается обеспечением защищенности только гражданам страны, а система социальной безопасности должна давать определенные гарантии не только гражданам, но и другим категориям населения.
Понятие безопасности, в том числе социальной, по-разному трактуется в научной литературе. Некоторые авторы [4, 11, 13] понимают под безопасностью гипотетическое отсутствие опасности, самой возможности каких-либо потрясений, катаклизмов для социума. Такой подход достаточно противоречив, так как в современных условиях подобных ситуаций практически не бывает.
Более адекватной представляется другая трактовка [1, 5, 12], при которой под безопасностью понимается реальная защищенность социума от опасностей, его способность надежно противостоять им. Однако и такое определение безопасности требует ряда существенных уточнений. В первую очередь, сам механизм защиты социума должен быть достаточно четко определен. Также следует учитывать, что общество не только должно противостоять опасностям, но и устойчиво развиваться в любых условиях.
Можно определить понятие безопасности как специфическое отношение между объектом и условиями его существования, например, как это делается в работе Ф.К.Мугулова [10]. В соответствии с его подходом, под безопасностью можно понимать уровень защищенности интересов объектов безопасности; определенное состояние объектов безопасности, при котором они способны противодействовать угрозам и преодолевать опасности; достаточность системы мер предотвращения угроз и преодоления опасностей (обычно применяется к высоко организованным социальным объектам и является качественной характеристикой эффективности управления); и др.
На наш взгляд, все эти определения, так, или иначе, описывают различные объектные стороны безопасности в зависимости от направленности их применения. Поэтому, их можно считать просто совокупными признаками безопасности вне зависимости от социального уровня организации объекта.
За период рыночных преобразований в Республике Казахстан до сих пор не сформирована эффективная система социальной безопасности населения и, как следствие этого, меры по обеспечению социальной безопасности имеют хаотический, разрозненный характер и чаще всего не финансируются в полном объеме. Понятие социальной безопасности не находят должного отражения и в научной литературе, поэтому указанные проблемы приобретают особую остроту.
Различные авторы вкладывают в понятие `социальная безопасность` подчас совершенно разный смысл. Так, М. Дзлиев, Н. Потрубач и другие авторы [4, 13] рассматривают социальную безопасность наряду с экономической, политической и другими видами безопасности как часть системы национальной безопасности. В соответствии с иным подходом, экономическая, политическая, экологическая и другие виды безопасности могут быть включены в структуру социальной безопасности как ее составные элементы.
Мы понимаем под социальной безопасностью состояние защищенности социальных субъектов макро- и микроуровней, их жизненно важных целей, идеалов, ценностей, систем их социализации и жизнеобеспечения от угроз любых видов, а также обеспечение их устойчивого развития. Объектами безопасности являются личность, социальные общности, общество, а также интересы, реализация которых обеспечивает их выживание и способность к развитию.
Ключевые элементы системы социальной безопасности на региональном уровне
На наш взгляд, социальная безопасность населения региона включает в себя технологическую, природную, экологическую, экономическую, политическую, военную, продовольственную, информационную и другие составляющие. Рассмотрим содержание этих понятий.
В исследовании, посвященном проблемам безопасности Евразии под редакцией В.Н.Кузнецова [1] дано одно из наиболее исчерпывающих определений технологической безопасности, обеспечение которой мы считаем основным условием формирования социальной безопасности. В указанной работе под технологической безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз при реализации используемых или проектируемых технологий, а также защищенность научно-технической и технологической информации от несанкционированного использования и воздействия. В свою очередь, понятие технологии раскрыто в книге О.Т.Лебедева [6], где под последней понимается определенная совокупность и последовательность способов (методов, приемов) создания продукции или выполнения отдельных видов работ, ведущая к определенному конечному результату; а также способов соединения средств и предметов труда и рабочей силы в производственном процессе.
Другим ключевым элементом социальной безопасности является природная или экологическая безопасность. Зачастую в экономической литературе эти понятия разделяются. Тогда под природной безопасностью понимается система мер, направленных на защиту человека и объектов окружающей среды от природных факторов риска таких как, пожары, наводнения, землетрясения, лавины, оползни и т.д. [9, с. 11], а под экологической - защищенность жизненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воздействий на окружающую среду.
Экономическая безопасность может быть определена, как способность экономической системы функционировать и развиваться в условиях действия различных угроз[5]. При этом принципиальное значение имеет наличие возможности своевременной ликвидации, ослабления или компенсации этих угроз, избежания их накопления; преодоления неблагоприятных внешних воздействий, обеспечения устойчивости положения системы и ее субъектов. Иначе говоря, достижение определенного уровня экономической безопасности означает наличие экономических, геополитических, экологических, правовых и иных условий, создающих иммунитет страны от дестабилизирующих воздействий, поддерживающих ее конкурентоспособность на мировых рынках и устойчивость финансового положения. Экономическая безопасность государства немыслима без обеспечения достойных условий жизни и развития личности его граждан, защиты жизненно важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала, сбалансированности и динамики развития.
Что касается военной безопасности, то ее понимание у большинства экспертов совпадает и определяется как состояние защищенности страны от реальных и потенциальных угроз, включая посягательства военного характера на независимость и территориальную целостность страны [3, 11]. Система политической безопасности любой страны призвана решать задачи выработки и реализации политики, отвечающей национально-государственным интересам [4]. Под продовольственной безопасностью понимается обеспеченность государства продовольственными ресурсами, способность государства вне зависимости от внешних и внутренних угроз удовлетворить потребности населения в продуктах питания в объемах, качестве и ассортименте, соответствующих принятым стандартам и нормам [7]. Под информационной безопасностью следует понимать состояние полной информационной обеспеченности общества и личности, защищенности информационной среды общества, обеспечивающее ее функционирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства [7].
Используя метод анализа иерархий, можно провести ранжирование всех вышеназванных видов социальной безопасности. Опыт такого анализа, проведенного с учетом данных социологических опросов, показал, что, по мнению населения, основу любого вида безопасности создает технологическая безопасность.
Значение и способы обеспечения технологической безопасности
Опасность техногенных аварий и катастроф оценивается населением весьма высоко, поскольку они приводят с собой возникновение целого ряда других опасностей, в том числе экологического, экономического плана и др. Как показал Б.С.Мастрюков, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера связано с наличием внутренних и внешних источников опасностей техногенного характера [8, с. 205].
Наиболее опасными из внутренних источников являются продолжающиеся кризисные явления в экономике страны, ухудшение общей социально-экономической обстановки в государстве, снижение уровня и эффективности государственного контроля над базовыми отраслями экономики. Не менее серьезную опасность представляет прогрессирующий износ основных фондов, особенно на предприятиях химического комплекса, нефтегазовой, металлургической и горнодобывающей промышленности, причиной которого, как правило, является замедление темпов обновления основного капитала. В структуре внутренних угроз большое значение имеет экологический фактор, воздействие которого опосредуется такими явлениями, как увеличение масштабов использования опасных веществ и материалов, снижение уровня профессиональной подготовки персонала предприятий промышленности, отсутствие в нормативно-правовой базе требований к частным предприятиям по защите окружающей среды.
К внешним источникам техногенных угроз относятся такие явления, как трансграничный перенос загрязнений (опасных токсичных веществ и инфекционных заболеваний); возникновение на сопредельных иностранных территориях техногенных катастроф, международный техногенный терроризм.
Официальная статистика несчастных случаев на производстве показывает, что к основным причинам их возникновения относятся технические (40%), организационные (45%) и личностные (15%) факторы [2, с.67]. Следовательно, технологическая безопасность может быть обеспечена надежностью решений, принимаемых в разных сферах управления обществом: в строительстве и проектировании сооружений; при создании, модернизации капитального оборудования и выводе из строя морально и физически изношенных средств производства; при подготовке кадров, а также в процессе создания нормативно-правовой базы и системы информационного обеспечения населения.
Рассмотрим влияние человеческого фактора на обеспечение технологической безопасности. Отдель ный человек, эксплуатирующий современную техническую систе му, пользуется результатом `коллективного` человеческого разу ма. Он часто не может в силу ограниченности своего образования полностью понять все научные и технические составляющие экс плуатируемой техники и технологического процесса, следовательно, мо жет допустить ошибки, которые приведут к аварии или несчастному слу чаю.
С увеличением сложности технических систем и технологических процессов возрастает цена человеческой ошибки (например, некачественное изготовление лопаты или молотка приведет к травме одного человека, а некаче ственное управление ядерным реактором приведет к травмирова нию и потерям жизни огромного количества людей и других жи вых существ, находящихся в зоне аварии).
Одним из самых распространенных факторов, оказывающих влияние на эффективность и безопасность деятельно сти, является утомление. Избыточные нагрузки быстро утомляют человека, и он совершает ошибки, при водящие к авариям и травматизму.
На вероятность совершения ошибки, чреватой развитием аварийной ситуации, влияет правильность выбора решения при управлении технологическим процессом. Наибольшее число ошибок, ведущих к авариям и травматизму, имеют молодые работники и лица со стажем более 10-15 лет. У первых это связано с неопытностью, неумением оценивать сло жившуюся ситуацию и быстро находить правильные решения в сложных ситуациях. У вторых развивается так называемая `вторичная беспечность` - состояние, которое формируется под влиянием опыта и приводит к нарушениям правил безопасности. Таким образом, стаж и возраст являются предпосылками формирования нештат ных производственных ситуаций, способных развиться в аварию и привести к тяжелым несчастным случаям.
С другой стороны, многих несчастных случаев на производстве, возникших вследствие механических дефектов, удалось избежать именно бла годаря бдительности человека. Существуют исследования, в которых показано, что большин ство ошибок человека вызывается неудовлетворительной конст рукцией системы, с которой он работает. Это предъявляет повышенные требования к обеспечению надежности техники, а также к глубине анализа причин уже произошедших аварий.
Несмотря на многообразие подходов к изучению социальной безопасности, концептуальные и теоретические основы данной категории находятся на стадии становления. Тем не менее, можно утверждать, что основу любого вида безопасности создает технологическая безопасность, и, следовательно, на ее обеспечение должны быть нацелены управляющие воздействия индивида, общества и государства.


Литература:
1. Безопасность Евразии - 2002 / Под ред. В.Н. Кузнецова. - М: Книга и бизнес, 2003. 540с.
2. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера: Учебное пособие - М.: Высшая школа, 2006. - 592 с.
3. Бейсеков С.С. Функция обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан на рубеже третьего тысячелетия новой эры человечества // Вестник КазГУ. Сер. Юридическая. - 2002. - N3 - С. 78-82.
4. Безопасность социума. Словарь-справочник / М. Дзлиев, Н. Потрубач и др. - М.: Библиотека безопасности жизнедеятельности, 1997. - 167 с.
5. Диагностика и моделирование развития высшей школы, научно-технического потенциала и экономики регионов / Под ред. С.С. Набойченко, А.Д. Выварца. - Екатеринбург: Изд-во Уральск, 2003.- 448с.
6. Лебедев О.Т. Основы менеджмента: Учебное пособие. - СПб.: Издательство СПбГТУ, 2001. - 388 с.
7. Лебедев О.Т., Обрубов Ю.В., Мазинская Ю.С. Основы социальной защиты населения. Тексты лекций. / Под ред. Ю.В. Обрубова. М.: Серебряная Нить, 2005. - 231 с.
8. Мастрюков Б.С. Безопасность в чрезвычайных ситуациях: Учебник - М.: Изд. центр `Академия`, 2004. - 336 с.
9. Махутов Н.А., Грацианский Е.В. Научные проблемы безопасности на рубеже веков // Проблемы безопасности при ЧС - 2000. - N1.- С.9-13.
10. Мугулов Ф.К. Безопасность личности: теоретические и прикладные аспекты социологического анализа. Монография - Сочи: РИО СИМБиП, 2003. - 243с.
11. Прохоров Б.Б. Экология человека. - М.: Изд-во МНЭПУ, 2000. - 364 с.
12. Пугин В.Б. Социальная безопасность личности: региональный аспект: Автореф. дисс. : к.ф.н. Спец. 09.00.11 - Социальная философия. - С. 25.
13. Спанов М.У. Социальная безопасность Казахстана: проблемы и приоритеты // Саясат 1998. - N6. - С. 31-41.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия