Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СНГ
Короткова Т. Л.
профессор кафедры маркетинга и управления проектами Московского института электронной техники (Технического университета),
доктор экономических наук


Использование социально-этического маркетинга в методологии реструктуризации бизнеса

В период рыночных трансформаций в экономике России уже не раз менялась стратегия реформирования. Наиболее значительные изменения в базовой концепции преобразования российской экономики можно представить в виде трех этапов реформ: либерального, демократического и социально-демократического.
Первый этап (1992 - 1998 гг.) ознаменовался либерализацией всех сфер экономической жизни. В результате либеральных реформ в торговле, промышленности, сфере услуг, и во внешнеэкономической деятельности, происходивших бессистемно и без надлежащей правовой базы, сформировался так называемый стихийный рынок, или `дикий капитализм`. Второй этап (1998 - 2005 гг.) характеризовался становлением демократических институтов и правовых норм, которые способствовали процессу стабилизации политической жизни в стране и обеспечили повышательные тенденции в развитии экономики. В настоящее время экономика России находится в стадии перехода на новый уровень развития, которому присущи специфические черты, позволяющие диагностировать начало третьего этапа реформирования. Реформы последнего периода обладают ярко выраженной социальной направленностью, о чем свидетельствуют принятые в последнее время национальные программы в области здравоохранения, образования, жилищно-коммунального и сельского хозяйства, а также Концепция комплексной программы развития инфраструктуры товарных рынков Российской Федерации на 1998 - 2005 г.г.
В ходе первых двух этапов сфера социальных отношений понесла значительные потери. Проблемы социальных гарантий и социальной справедливости долгое время не находили своего решения даже на макроэкономическом уровне. Что же касается микроуровня реформирования социальной сферы, связанного с бизнес-процессами и деятельностью предпринимательских структур, то здесь проблемы достигают особой остроты. Все это диктует необходимость разработки новых подходов к регулированию социально-экономических отношений, возникающих при взаимодействии отдельных экономических агентов. В качестве одного из таких подходов может быть выбрана предлагаемая в данной статье методология реструктуризации бизнеса, основанная на использовании социально-этических принципов.
Под методологией социально ориентированной реструктуризации будем понимать практически-преобразующую деятельность, включающую организационно-экономические и маркетинговые средства, методы и приемы, основанные на принципах социально-этической концепции маркетинга. Ее основной идеей является реализация задачи удовлетворения социальных потребностей всех членов общества, участников рынка и общества в целом.
Целью построения данной методологии является разработка системы взаимообусловленных этапов реструктуризации бизнеса для повышения его экономической эффективности на основе создания социальных ценностей, как для потребителей, так и для всего общества в целом. Данная методология предназначается для маркетинговых структур и систем управления экономикой и бизнесом. Основными пользователями системной модели реструктуризации бизнеса (СМРБ) могут быть как маркетологи, так и менеджеры разных уровней управления.
На рисунке 1 показан обобщенный состав действий, включенных в методологию социально ориентированной реструктуризации бизнеса. Как видно из рисунка, данная методология включает две модели: СМРБ на макроуровне и СМРБ на микроуровне.
Рис. 1. Этапы реструктуризации бизнеса на основе концепции социально-этического маркетинга

Системная модель реструктуризации бизнеса на макроуровне.
В качестве теоретической основы данной методологии взят подход, называемый теорией стратегических карт (СК) [1]. Как известно, суть данной концепции заключается в обеспечении возможности воплощения стратегии в конкретных задачах бизнеса. Управление на основе построения стратегических карт, представляющих собой систему сбалансированных показателей. имеет универсальный характер. Данный подход можно использовать для управления на микро- и макроуровнях, для различных организационно-правовых форм бизнеса, а также для достижения различных целей управления.
Однако, при использовании метода построения СК в разработке методологии социально ориентированной реструктуризации бизнеса необходимо учитывать специфическое значение, которое приобретают СК для достижения не только экономических, но и социальных целей. Особенности применения СК для реструктуризации бизнеса с учетом социально-этической концепции маркетинга заключаются в следующем.
В основе разработки стратегических карт социальной реструктуризации бизнеса лежат социальные потребности субъектов рынка, потребителей, а также общественные потребности, поэтому СК должны отражать систему этих потребностей. Поскольку система сбалансированных показателей реструктуризации должна отражать комплекс взаимосвязанных социальных потребностей, необходимо разработать конкретизированные социальные показатели, соответствующие этим потребностям, которые должны быть внесены в стратегическую карту.
Кроме того, так как речь идет не о реструктуризации бизнеса конкретного рыночного субъекта, а о воздействии на экономику на макро и микроуровнях, стратегическая карта должна представлять собой многоуровневую структуру, увязывающую в одну систему различные социальные показатели. На практике это означает, что стратегическое управление бизнесом должно осуществляться путем доведения информации о стратегических установках от менеджмента на макро уровне до каждого субъекта рынка.
Важно при этом иметь в виду, что информации о стратегических целях на макроуровне является исходным пунктом на пути воплощения стратегии на микроуровне. Стратегия доводится до субъекта бизнеса, что позволяет определить и количественно сформулировать конкретные цели для каждой деловой единицы. Таким образом, осуществляется формулировка оперативных задач, которые непосредственно связаны с достижением бизнесом его стратегических целей.
Наконец, при описании результатов реструктуризации используются не только экономические, но и социальные показатели, применяемые для информирования субъектов бизнеса об упрочнении их текущего положения и возможностях достижения успеха в будущем.
В результате реализации концепции системы сбалансированных показателей можно сократить до разумного число показателей, используемых при планировании программы реструктуризации, поскольку рассматриваются только те цели, которые непосредственно влияют на успешность развития бизнеса в направлении социализации и повышения моральных и нравственных основ его ведения.
В основе построения методологии социально ориентированной реструктуризации лежат социальные потребности трех заинтересованных сторон: самого бизнеса, потребителей и общества, что отражено в формулировке основополагающей идеи реструктуризации.
Для построения методологии реструктуризации, направленной на удовлетворение не только первичных потребностей, но и социальных, духовных и культурных, необходимо разработать взаимоувязанную систему показателей, в которой были бы учтены вышеназванные специфические особенности построения стратегических карт для целей такой реструктуризации. Кроме того, необходимо ввести в систему СК проблемы социально ориентированной реструктуризации, отражающие интересы общества и субъектов бизнеса и рынка (Рис.1). Поскольку одной из наиболее важных является проблема роста благосостояния граждан, перед разработчиками стратегии встают задачи удовлетворения социальных нужд, сокращения неравенства, обеспечения баланса между уровнем социального развития и степенью развитости политической свободы и др.
Таким образом, первый этап системной модели реструктуризации на макроуровне предусматривает выбор критерия социально ориентированной реструктуризации, отражающего ее социально-экономический эффект. От того, насколько выбранный показатель будет стимулировать ход трансформации социально-экономических процессов, будет зависеть направление разрабатываемой стратегии реструктуризации, что является содержанием второго этапа методологии.
Для того, чтобы оценить, насколько быстро происходят улучшения в удовлетворении социальных потребностей граждан, необходимо использовать несколько показателей, которые позволяют делать общий анализ развития экономики страны. Один из таких показателей - валовой внутренний продукт (ВВП). Однако, данный показатель не учитывает мероприятия по поддержанию прожиточного минимума, косвенное экономическое воздействие, бесплатную работу по хозяйству и другие. В то же время, в экономические показатели включаются бесполезные непосредственно для человека мероприятия (например, гонка вооружений); относительно полезные мероприятия (например, корпоративная реклама) и вредные мероприятия (например, производство веществ, загрязняющих природу). Поэтому весьма часто возникают предложения о введения альтернативных показателей итоговых результатов развития страны. Так, например, предлагалось использовать показатель реального роста (ПРР), в котором к ВВП добавилась стоимость домохозяйств и была исключена стоимость загрязнения, потерь от истощения природных ресурсов. Но и этот показатель не прижился (например, для расчета реального роста в США он не применялся с 1965 года).
В 1990-х годах в Проекте развития Организации Объединенных наций (ООН) был предусмотрен показатель уровня развития человеческого роста. Итоговый индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) рассчитывается как среднеарифметическая сумма значений трех компонентов: индекса долголетия, определяемого показателем ожидаемой продолжительности жизни; индекса образования (состоящего из индекса грамотности (2/3) и индекса охвата обучением детей и молодежи от 6 до 23 лет (1/3)) и индекса дохода, определяемого показателем ВВП по паритету покупательной способности. Кроме того, в ежегодные отчеты о развитии человеческого потенциала включается и индекс политической свободы (ИПС), который состоит из некоторого набора переменных величин, таких как свобода слова, свобода организации политических партий и объединений, свобода передвижения, равенство всех перед законом.
Таким образом, используемые в мировой практике макроэкономические показатели развития только частично отражают суть социально-экономических процессов, происходящих в стране и характеризующих уровень общественных отношений.
В связи с этим необходимо выработать интегральный макроэкономический показатель, который бы учитывал идеи социализации бизнеса. Для этого полезно обратиться к экономической социологии, в которой одним из индикаторов уровня социализации бизнеса служит показатель социального здоровья экономически активного населения страны. Величина этого показателя, в свою очередь, зависит от социальной политики государства в переходной экономике.
С точки зрения экономической социологии, мотивами прихода людей в бизнес в большинстве случаев служат не экономические переменные, а социальные характеристики, такие как потребность в социальной самоидентификации, перспективы развития различных видов бизнеса, `социальная укорененность` экономического действия, социально-экономический статус родителей [2].
Третий этап методологии реструктуризации предполагает разработку социальной политики государства. В современном обществе социальная политика призвана выполнять две тесно связанные между собой основные функции - защиты и развития, возможность реализации которых основана на роли государства в обеспечении производства социально значимых благ в отраслях нематериальной сферы. В настоящее время происходит переосмысление социальных функций государства. Например, перераспределительной функции государства в современных исследованиях отдается второстепенная роль. В качестве ключевой функции государства как субъекта социальной политики рассматривается его участие в формировании социально-экономической среды, благоприятствующей активной самореализации каждого члена общества в собственно экономической сфере, гарантирующей достаточный уровень стабильности и возможность развития. В социально ориентированном хозяйстве все элементы экономической политики работают на решение этой задачи. Выраженный социальный аспект имеют антимонопольная политика, поддержка мелкого и среднего бизнеса, программы сбалансированного развития территорий, создание благоприятного инвестиционного климата. Максимальная нагрузка лежит на политике занятости и политике заработной платы.
Характерно в этой связи высказывание Джефри Сакса, главного советника Е. Гайдара: `Главное, что подвело нас, это колоссальный разрыв между риторикой реформаторов и их реальными действиями... И, как мне кажется, российское руководство превзошло самые фантастические представления марксистов о капитализме: они сочли, что дело государства - служить узкому кругу капиталистов, перекачивая в их карманы как можно больше денег и поскорее. Это не шоковая терапия. Это злостная, предумышленная, хорошо продуманная акция, имеющая своей целью широкомасштабное перераспределение богатств в интересах узкого круга людей`.
Таким образом, ценности, провозглашаемые экономической социологией, вполне созвучны принципам социально-этической концепции маркетинга, а также принципам, заложенным в теории сбалансированных показателей Каплана и Нортона [1].
Учет принципов социально-этического маркетинга, особенностей формирования показателей социально ориентированной реструктуризации, а также правил построения системы сбалансированных показателей, позволил разработать методологию создания системной модели реструктуризации бизнеса на микроуровне. Методология СМРБ на микроуровне также основана на преобразовании принципиальной схемы Р.Каплана и Д.Нортона с учетом социально-экономических факторов.

Этапы построения системной модели реструктуризации бизнеса на микро уровне.
На первом этапе осуществляется формирование миссии реструктуризации бизнеса. Эта задача решается на основе использования принципов социально-этического маркетинга. Формулировка идеи миссии должна отвечать на вопрос `для чего существует бизнес?` и соответствовать генеральной идее реструктуризации. Пример социально-экономической миссии бизнеса уже был представлен выше, как необходимость удовлетворения не только материальных, но и духовных потребностей конечных потребителей, путем производства и реализации социально-значимой продукции, соответствующей мировым стандартам качества, и, таким образом, решающей социально-этические проблемы общества и населения.
На втором этапе необходимо дать четкое определение ценностей. Эта задача решается путем ответа на вопрос `что для бизнеса важно?`, или, иначе говоря, так определяются те корпоративные ценности субъектов бизнеса, на приращение которых направлена коммерческая деятельность. Построить систему ценностей можно с помощью метода `дерева целей`. В `корне` данной структурной модели находится социально-экономическая миссия бизнеса, которая конкретизируется через систему проблем на макроуровне, т.е. тех, которые были сформулированы в результате анализа потребностей общества.
`Ветви` дерева целей могут быть определены путем ответа на вопрос `что это означает?`, т.е. путем структурирования понятия миссии на менее абстрактные определения. Так как миссия реализуется в процессе социально ориентированной реструктуризации бизнеса, то в качестве ответов на поставленный вопрос могут служить результаты решения тех проблем, которые формулируются при анализе проблем реструктуризации с точки зрения интересов субъектов бизнеса в соответствии с их значимостью.
Третий этап реструктуризации предполагает составление прогноза будущего развития. На этом этапе обязательным является ответ на вопрос `чем будет бизнес после реструктуризации?`. На поставленный вопрос о будущем видении состояния бизнеса можно ответить, например, следующим образом: `в результате реструктуризации бизнеса на основе концепции социально-этического маркетинга на макро- и микроуровнях должна быть создана эффективная социальная рыночная экономика, обеспечивающая условия для свободного предпринимательства на принципах соблюдения нормативно-правовых и морально-нравственных норм`.
На четвертом этапе осуществляется построение стратегической карты реструктуризации бизнеса. Для этого, во-первых, выбирается горизонт стратегического планирования реструктуризации и, во-вторых, строится стратегическая карта. При построении стратегической карты определяется основная социально-экономическая цель процесса реструктуризации, направленная на реализацию миссии бизнеса. Такой целью может являться создание социально ориентированной инфраструктуры бизнеса путем проведения социально направленной бизнес-политики и ее реализации. Целевая модель, которая может быть положена в основу стратегического плана, показана на рис. 2.
Пятый этап посвящен построению системы сбалансированных показателей реструктуризации бизнеса на социально-этических принципах. Ее созданию должна предшествовать разработка финансовых показателей, в максимальной степени связанных с социально-этическими показателями функционирования бизнеса. С другой стороны, необходимо выявить те социальные показатели, которые способствуют достижению соответствующего уровня финансовых результатов.
На шестом этапе реализуются цели и инициативы участников бизнеса, направленные на решение задач социально-этического маркетинга на микроуровне, а также ставятся задачи для каждого участника бизнес-процессов внутри организации. Для этого рекомендуется использовать такие инструменты бизнес-моделирования, как организационные, структурные, функциональные, информационные и процессные модели [3].
Следует учитывать, что наиболее ответственным этапом разработки методологии социально ориентированной реструктуризации бизнеса является стадия формирования социальной миссии, принципов и концепции реструктуризации на основе социально-этического маркетинга. Отметим, что разработанная методология социально ориентированной реструктуризации представляет собой строгую последовательность творческих этапов, реализация которых позволяет, используя современные методы маркетинга и менеджмента, реализовать процессы, повышающие социально-экономическую эффективность бизнеса.
Рис. 2. Целевая модель системы сбалансированных показателей реструктуризации бизнеса на социально-этических принципах


Литература:
1. Каплан Р., Нортон Д. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. - М.:Олимп-Бизнес, 2004.
2. Экономическая социология. - 2006. - Т. 7. - N 3.
3. Короткова Т.Л., Макерова И.А. Теоретические и методические принципы реструктуризации как необходимое условие перехода государственных унитарных фармацевтических предприятий к рыночнной системе управления //Проблемы экономики - 2005. - N 3.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия