Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
К ОЦЕНКЕ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ РЕФОРМ В СТРАНАХ СНГ
Скоблякова И. В.
доцент кафедры экономической теории и управления персоналом
Орловского государственного технического университета,
кандидат экономических наук


Социальная сфера как институциональный капитал инновационной экономики

Применение понятия `человеческий капитал` позволяет понять роль социальных институтов, выявить не только социальные параметры, но и провести экономический анализ влияния социального фактора на инновационную экономику. С данной точки зрения человеческий капитал можно рассматривать как форму выражения производительных сил человека на постиндустриальной стадии развития общества с социально-ориентированной экономикой инновационного типа. В XXI в. в мировой экономике происходят серьезные перемены. Меняется структура воспроизводимого богатства, увеличиваются темпы накопления высокоинтеллектуального человеческого капитала, появляются новые формы воспроизводства основного капитала на основе ускорения инновационного процесса. Главным инструментом этих перемен становится новая инвестиционная политика, отличительной чертой которой является концентрация человеческих, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях воспроизводства капитала в целях накопления национального богатства и удовлетворения потребностей общества. Образуется новая социально-инвестиционная инфраструктура, базирующаяся на инвестировании в человеческий капитал, ускорении инноваций, формировании новой структуры воспроизводимого богатства.
В мировой экономике, по данным Международной ассоциации журналистов `АСМО-пресс`, в настоящее время осуществляется активный переход на принципиально новый социально-инновационный путь накопления воспроизводимого богатства при приоритетной цели накопления человеческого капитала. Прежде всего, имеются в виду инвестиции в улучшение качества среды обитания человека - социальной и экологической [1]. В этой ситуации возрастает роль так называемого институционального капитала, который представлен институтами, содействующими эффективному формированию, накоплению, воспроизводству и использованию всех видов человеческого капитала.
В экономической теории под институтами понимаются сформированные обществом правила и их структуры, определяющие надстройку работы хозяйственного механизма, порядок действий экономических агентов и организаций. Иногда к институтам относят также экономические знания, на основе которых осуществляется принятие решений на различных уровнях управления экономикой [2]. Социальная сфера в инновационной экономике также является специфическим институтом, поскольку уровень ее развития определяет качественные характеристики человеческого капитала.
Значение социальной сферы недостаточно исследовано в отечественной экономической науке. Необходим глубокий анализ и всестороннее объективное обоснование возрастающей роли социальной сферы в функционировании инновационной экономики и формировании национального человеческого капитала. Развитие социальной сферы и быстрый ее рост являются необходимыми условиями прогресса во всех сферах человеческой деятельности. Наиболее высокие темпы развития социальной сферы наблюдались во второй половине XX века и были обусловлены научно-технической революцией. Последняя предъявила высокие требования к качественным характеристикам человеческого капитала. Страны, сумевшие эффективно использовать мировые достижения НТР, должны были увеличить `вложения в человека`. Эти вложения осуществлялись не только через увеличение бюджетного финансирования в отрасли социальной сферы, но и за счет роста доходов всего населения западных стран. Инвестиции в социальную сферу в этих странах полностью окупились высокими темпами экономического роста и увеличением эффективности производства [3].
Социальная сфера оказывает активное воздействие на темпы и эффективность экономического развития, влияя на качество жизни человека (образование, здоровье, физическое развитие). Рост результативности материального производства на основе повышения качественных характеристик человеческого капитала способствует увеличению доходов населения и государственного бюджета, как источников финансирования социальной сферы. В России разрушение отечественного производства, экспорт природных богатств и импорт потребительских товаров создают видимость ненужности вложений в социальную сферу. Однако при таком подходе страна лишает себя возможности эффективного развития в будущем. Так, оценки адаптационного потенциала населения, включающего образовательный, профессионально-квалификационный, информационно-культурный, социальный капитал показали, что сильным ресурсным потенциалом обладают лишь 17% населения, а слабым - почти четверть (23,8%). Те же обследования подтверждают, что вероятность эффективного использования каждого из накопленных ресурсов не достигает 50%[5]. Поэтому проблема определения экономической сущности социальной сферы, условий ее развития, характера взаимодействия с реальным сектором экономики требует углубленного анализа.
Вторичный характер доходов в отраслях социальной сферы наиболее ярко проявляется в любой стране при спаде производства, экономических кризисах и войнах. В России работники образования, здравоохранения, искусства, науки на себе испытывают тяготы недофинансирования, так как спад в отраслях материального производства и мизерные налоговые поступления не позволяют обеспечить достаточный уровень бюджетных расходов на социальную сферу. В настоящее время доходы в отраслях этой сферы экономики напрямую зависят от темпов экономического роста, роста прибыли и заработной платы предприятий, создающих материальные потребительные стоимости[3].
Столетиями труд по воспитанию детей, в здравоохранении и образовании считался непроизводительным и не удостаивался `чести` быть объектом экономического анализа. Возникают парадоксальные ситуации. Ветеринар считается производительным работником и хорошо может заработать. А врач, лечащий людей, признается работником непроизводственной сферы и находится на иждивении государства с мизерной зарплатой. Таковы же судьбы учителей, воспитателей, работников культуры.
До сих пор господствует мнение, что школы, детсады, больницы, спортклубы, дома отдыха и санатории, музеи и библиотеки, театры и дома культуры, другие предприятия социальной сферы являются некоммерческими, непроизводительными, ложатся непосильной нагрузкой на бюджет любого уровня.
Подобному утилитарному взгляду можно противопоставить положение о том, что сфера социальных услуг является основой воспроизводства главного богатства общества и каждой личности - человеческого капитала.
Необходимо отметить, что человеческое развитие имеет две стороны, которые наиболее полно реализуются именно в социальной сфере. Во-первых, это формирование человеческих способностей, что происходит именно в отраслях социальной сферы (образование, здравоохранение, культура). Во-вторых, использование полученных способностей, что происходит в сфере занятости, которая должна предоставлять возможности для реализации накопленного человеческого капитала, его усовершенствования. Именно в сфере социальных услуг проявляется активность наиболее образованных групп населения, обладающих высоким человеческим потенциалом. В процессе человеческого развития эти два аспекта должны уравновешиваться, т.е. интенсивность использования человеческих способностей должна уравновешиваться интенсивностью формирования знаний, поддержания здоровья и социальной интеграции. Отсутствие такой сбалансированности приведет к снижению человеческого потенциала [6].
Человеческий капитал представлен в виде запаса здоровья, трудовых и интеллектуальных способностей, коммерческих секретов и `ноу-хау`. Производительное использование человеческого капитала приносит доход и прибыль как индивидуальному работнику, так и предприятию.
В современной экономике потребности в формировании человеческого капитала удовлетворяются в процессе пользования услугами соответствующих предприятий социальной сферы. Основные параметры развития отраслей и предприятий социально-культурной сферы России можно проанализировать по данным отечественной государственной статистики.
Рост жизненных угроз и стрессов, ослабление генетического потенциала ведут к росту заболеваемости населения. С 1999-го по 2004 г. число заболеваний, зарегистрированных впервые, выросло с 710,0 до 744,9 на тысячу населения. Лидируют болезни органов дыхания (294,0), травмы и отравления (90,0), болезни кожи (79,0), органов пищеварения (35,6), инфекционные и паразитические болезни (37,7). Растет количество болезней нервной системы, инфекционных, онкологических заболеваний, социальных болезней, таких как алкогольная зависимость и наркомания. Лечение болезней - профессиональная задача медицины, а `самолечение` приводит часто к летальному или негативному исходу. В России создано более 9 тыс. больничных учреждений на 1,6 млн. койко-мест, или 112,5 коек на 10 тыс. населения. Диагностические и профилактические услуги оказывают более 22 тыс. поликлиник и амбулаторий на 3,6 млн. посещений в смену, или 251,3 посещений на 10 тыс. населения. Развивается сеть специализированных больниц, поликлиник и диспансеров. В здравоохранении России на конец 2004 г. работало около 688,3 тыс. врачей и 1,6 млн. среднего медперсонала. На 10 тыс. пациентов приходилось 48,4 врачей разных специальностей и 108,6 человек среднего медицинского персонала [5].
Объем платных медицинских услуг в 2004 г. достиг около 87 млрд. рублей, что в общей структуре платных услуг населению составляет 4,9%, или 610,2 рубля на душу населения [5]. По оценкам, доля платных услуг составляет по официальной статистике 7-8 %. Значит, их общий оборот достигает 140 - 150 млрд. рублей, или 900 - 1000 рублей на душу населения. К сожалению, велик теневой оборот платы за дефицитные врачебные услуги и лекарства.
Развитой отраслью социальных услуг является общее и профессиональное образование. В 2004 г. в 47,2 тыс. дошкольных учреждений воспитывалось 4,5 млн. детей. Обеспеченность местами составила 92%. В 63,2 тыс. общеобразовательных школ обучалось 16,2 млн. школьников. В системе профессионального образования обучалось 1,6 млн. человек почти в 4 тыс. ПТУ, 2,6 млн. человек - в 2,8 тыс. техникумов и других средних специальных учебных заведений; 6,8 млн. студентов - в 1071 вузах, в том числе 662 государственных и 409 негосударственных. В образовательных учреждениях трудятся: 619,4 тыс. человек - в дошкольных учреждениях, 1,6 млн. учителей - в школах, 137,1 тыс. преподавателей техникумов, 313,6 тыс. преподавателей государственных вузов и 50,7 тыс. - в негосударственных высших учебных заведениях. О требованиях к квалификации педагогов говорят следующие данные: в вузах работали 35,8 тыс. докторов наук, в т.ч. 32,5 тыс. профессоров, 146,8 тыс. кандидатов наук, среди которых 99,6 тыс. доцентов[5].
Платные образовательные услуги в 2004 г. составили около 122,1 млрд. рублей, что составляет 6,8% в общей структуре платных услуг, предоставленных населению, или 855,8 рублей на душу населения. Общий объем образовательных услуг в ВНП оценен вместе с услугами учреждений культуры в 155 млрд. рублей, чуть больше тысячи рублей на душу населения[5].
При всех сложностях выживания культуры в кризисной рыночной среде общее число и степень активности учреждений культуры сохранились. В России в 2004 г. работали 579 театра, которые посетили 28,2 млн. человек, 196 из 1000 населения, 66 цирк посетили 6,7млн. человек (почти в 2 раза меньше, чем в 1995 г.); в 2269 музеях побывали 74,3 млн. человек, то есть каждый второй житель, хотя посещаемость с 1990 г. тоже упала почти в два раза. Работали 52,9 тыс. клубов, 59,9 тыс. библиотек с книжным фондом почти в 1 млрд. книг (по 10,1 книг на человека). За год напечатано 688 млн. экземпляров книг, по 4,7 книги на человека, или в 3 раза меньше, чем в 1990 г.; годовой тираж журналов составил 1107 млн. экземпляров при 501 млн. в 1990 г. Разовый тираж газет выпущен в количестве 117 млн. экземпляров (1,2 на человека). Сохранилось 13 тыс. кинотеатров, хотя их посещение упало с 11 раз в расчете на жителя по сравнению с 1990 годом. В 2004 г. было выпущено 93 художественных фильма (в 1991 г. - 375).[5]
Размер платных услуг, оказанных населению учреждениями культуры, составил 45 млрд. рублей, или 2,5% в общей структуре платных услуг населению (314,7 рубля на душу населения). Конечно, статистика данных услуг должна совершенствоваться, учитывая работу телевидения, радио, предприятий шоу-бизнеса, выпуск видеофильмов, музыкальных аудиокассет и дисков.
При оценке результатов деятельности предприятий социальной сферы следует различать непосредственный результат, экономический доход и социальный эффект. Экономический доход от деятельности подобных предприятий проявляется в экономии издержек на воспроизводство капитала здоровья, образования и воспитания, подготовки рабочих и специалистов, культурно-нравственного капитала. Непосредственный результат деятельности социальной сферы отражается в обороте и доходах от реализации интеллектуальных продуктов, от `индустрии` отдыха, экономии издержек на организацию бизнеса и поддержку предприимчивости населения.
Социальный эффект в здравоохранении проявляется в снижении заболеваемости населения, снижении потерь рабочего времени по болезням, укреплении потенциала здоровья нации. В сфере общего образования - в готовности к социализации, освоении базовых знаний, профилактике отклоняющегося поведения. Социальная значимость сферы профессионального образования заключается в формировании профессиональных способностей к физическому и умственному труду и усвоению информации, поддержке квалификации. Сфера культуры, искусства и досуга способствует росту культурного уровня населения, накоплению интеллектуального богатства и творческого потенциала общества, восстановлению жизнеспособности и оптимистического жизненного настроя людей. Инфраструктура бизнеса обеспечивает социальную ответственность бизнеса и рост предпринимательской активности членов общества.
Недооценка роли и места сферы услуг в инновационной экономике наносит социальный ущерб развитию общества. Ущерб может проявляться в постановке ошибочных диагнозов и применении неадекватных методов лечения, росте побочных заболеваний, росте преступности, необходимости дополнительного воспитания и образования, профессиональной неграмотности, отставании квалификации от требований НТП, замкнутости и социальной изоляции людей, усилении пессимистического настроения среди членов общества, росте проявлений криминального и теневого бизнеса.
Для усиления социального эффекта и снижения социального ущерба необходим стратегический подход при разработке и реализации социальной политики, направленной на формирование и воспроизводство человеческого капитала. Все социальные провалы в России за последние годы, развал социальных отраслей, деградация и разрушение человеческого и научно-технического потенциалов нельзя считать закономерными явлениями.
Группа ученых под руководством Л.И.Абалкина предлагает следующие концептуальные принципы для разработки стратегии в области социальной политики [6]:
 комплексное решение задач формирования человеческого потенциала и нового качества жизни;
 комплексное решение задач, связанных с формированием технологического базиса экономики и человеческого потенциала;
 опережающее развитие науки, образования, здравоохранения, культуры по сравнению с другими элементами, обеспечивающими позитивную динамику экономического роста;
 формирование единого социального пространства для решения задач, связанных с качеством жизни и человеческого потенциала;
 признание основополагающей роли государства в формировании, воспроизводстве и качественном совершенствовании человеческого потенциала;
 минимизация социальных рисков и ущербов;
 четкое определение этапов решения указанных проблем в тесной увязке с экономической динамикой.
Данные концептуальные принципы положены в основу разработки и реализации социальной политики Орловской области. За последние годы в области сформировалась развития социальная сфера. В системе здравоохранения ежегодно реализуется 13 целевых программ. На реализацию программ по охране здоровья населения в рамках федеральных и региональных программ в 2005 г. было направлено 30 млн. руб. Уровень обеспеченности амбулаторно-поликлиническими учреждениями составил 126% в 2005 г. против 101 в 2000 г. В результате улучшились такие качественные показатели как снижение уровня младенческой смертности до 9,2 на 1000 родившихся (по России - 11,4), снижение материнской смертности до нулевой отметки в 2005 г. (по России она составила 23,4) и др.
Орловская область является крупным образовательным регионом, в котором каждый девятый житель - учащийся, каждый тринадцатый - студент. В области функционирует система непрерывного профессионального образования, в которую входят: образовательная ассоциация `Орловский государственный университет` и университетские комплексы на базе технического и аграрного университетов, в рамках которой реализуется многоуровневая подготовка специалистов. На содержание образования ежегодно направляется более четверти консолидированного бюджета области[7].
Таким образом, разумная и эффективная социальная политика должна быть направлена на обеспечение эффективной деятельности организаций и учреждений здравоохранения и образования, культуры и искусства, социальной защиты населения, физической культуры и спорта. Расходы государства должны иметь, прежде всего, социальную направленность. В этом случает социальная политика и социальная сфера будут выступать мощным рычагом влияния государства на экономику и помогут решить многие социально-экономические проблемы.


Литература:
1. Альманах `Золотая книга России. XXI век` - М.: АСМО-пресс, 2000.
2. Сухарев О.С. Институты и экономическое развитие - М.: Издательско-Консалтинговая компания `ДеКА`, 2005. - 378с.
3. Эффективный экономический рост: теория и практика / Под ред. Т.В. Чечелевой - М.: Изд-во `Экзамен`, 2003.
4. Обзор экономики России.2002.N3.С.64,68
5. Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. / Росстат. М., 2006. - С.243, 247, 257, 259, 265, 281. 289, 301, 557.
6. Стратегический ответ России на вызовы нового века / Под общ. ред. Л.И. Абалкина. - М.: Издательство `Экзамен`, 2004. - 608 с
7. Динамика социально-экономического развития Орловской области в 2000-2005 гг.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия