Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Сейткасимов Г. С.
Академик Национальной академии наук Республики Казахстан

Инвестиции и конкурентоспособность экономики

ВВП Казахстана с 2002 по 2006 г. более чем удвоился, увеличившись с 24,6 до 56,1 млрд. долл., но это удвоение было достигнуто не в результате экономического развития республики, а за счет нефтегазового и металлургического секторов ее экономики и благоприятной ценовой конъюнктуры на мировом рынке. Если из экономического роста РК вычесть долю экспортно-сырьевого сектора, то наш рост будет не намного выше нулевой отметки. Тенденция роста иностранных инвестиций в экономику страны наметилась с 2000 г., когда начался и рост экономики. В указанном году объем инвестиций составил 3,0 млрд., в 2001-2003 гг. ежегодный объем вырос до 8,4 млрд., достигнув к 2005 г. 6,4 млрд. долл. Таким образом, за 6 лет объем иностранных инвестиции в Казахстан составил почти 31,0 млрд. долл. Хотя львиная доля иностранных инвестиций вложена в сырьевой сектор (прежде всего нефтегазовый), в последнее время иностранных инвесторов стали интересовать и другие отрасли - банковской сектор, недвижимость, телекоммуникации, промышленность строительных материалов, сельское хозяйство, пищевая промышленность и т.д. Международными рейтинговыми агентствами Казахстану был присвоен инвестиционный рейтинг, что повлекло за собой развитие конкуренции между инвесторами, причем по широкому спектру отраслей. Казахстаном стали интересоваться инвесторы не только из развитых стран, но быстро развивающих рынков Индии, Китая, Малайзии, Турции и АОЭ.
То, что Казахстан стал интересен иностранным инвесторам, показывает и успех размещения акций казахстанских компаний на международных финансовых биржах. Например, компании `Казахмыс` и `Казахголд` разместили свои акции на Лондонской фондовой бирже. `Казахмыс` даже вошла в список 100 крупнейших компаний биржи и сейчас занимает 84 строчку в индексе FTSE 100.
В рейтинге Всемирного экономического форума Казахстан оказывается на 61 месте по рейтингу конкурентоспособности. Это меньше чем у Литвы (43-е место), Китая (49), Индии (50), Польши (51), Мексики (55) и Болгарии (58). Однако выше чем у Бразилии (65), Турции (66), России (75), Украины (84), Венесуэлы (89). Еще десять лет назад инвесторы сравнивали Казахстан с соседними странами Центральной Азии, пять лет назад с России и Украиной, сейчас все больше сравнивают со странами Юго-Восточной Европы, такими как Болгария и Румыния. А эти страны являются кандидатами на членство в Евросоюзе. Подобные сравнения показывают, что Казахстан очень заметно продвинулся в своем развитии и в привлекательности для инвесторов. Все эти успехи в экономике позволили Президенту РК поставить амбициозную задачу: войти в ближайшие десять лет в число пятидесяти высококонкурентоспособных стран мира.
Но кроме успехов в Казахстане остались проблемы, которые препятствует дальнейшему росту его привлекательности для инвесторов. Во-первых, это демографический фактор. Казахстан располагает огромной территорией при небольшом пятнадцатимиллионном населении, распределенном крайне неравномерно. Средняя плотность населения на 1 кв. км площади республики составляет лишь 5,6 человек. Это в три раза ниже, чем в России и в десять раз ниже, чем в Узбекистане. С такими ограниченными человеческими ресурсами развивать все отрасли промышленности невозможно, поскольку внутренний рынок оказывается очень ограниченным. Поэтому для Казахстана выбрано семь приоритетных инвестиционных кластеров, способных обеспечить конкурентное преимущество. Это машиностроение для нефтегазового сектора, промышленность строительных материалов, текстильная и пищевая промышленность, туризм и транспортная логистика.
Необходимо учитывать и тот факт, что территория Казахстана граничит со странами, которые можно охарактеризовать как быстрорастущие экономики, в которых представлены практически все отрасли - это Китай и Россия. С Китаем тяжело конкурировать даже странам Европы, США и Япония. Неудивительно, что странам с небольшим населением, таким как Казахстан, с Китаем конкурировать практически невозможно.
Во-вторых, до сих пор важную роль играет психологический фактор. Хотя социалистическая экономика времен СССР прекратила свое существование с 1991 г., поначалу экономические реформы шли довольно медленно. Психологический фактор до сих пор, по мнению иностранных экспертов, тормозит привлечение зарубежных инвесторов, причем в самые разные отрасли.
Третьим фактором, препятствующим экономическому развитию, является географическое положение страны. Казахстан расположен очень далеко от основных мировых рынков - Европейского Союза, США, Японии, Юго-Восточной Азии, что играет не последнюю роль при выборе потенциальных инвесторов. По этой причине Казахстан должен быть реалистичен в своих ожиданиях, учитывая очень острую региональную (Россия и Китай) и глобальную конкуренцию за инвесторов. Инвесторы мыслят глобально. Принимая решения об инвестициях, они часто проводят анализ проектов в разных странах, на разных континентах. Поэтому Казахстану приходятся конкурировать не только с соседями, что уже непросто, но и с такими странами, как Чили, ЮАР, Аргентина, Бразилия, Таиланд, Индия.
Для обеспечения инвестиционной привлекательности страны придется и дальше реформировать экономику, модернизуя ее. Для этого необходимо будет совершенствовать налоговую систему, предлагая такие налоги, которые обеспечат более высокую конкурентоспособность по сравнению с соседними странами. Следует также улучшать систему корпоративного управления и дальше развивать финансовую систему.
В обозримой перспективе ключевой отраслью развития Казахстана по-прежнему будет нефтегазовой сектор. Казахстан находится лишь на пороге нефтяного бума. Настоящий бум будет иметь место в 2010 г., когда уровень добычи нефти и газа в два раза превысит уровень 2005 г., что позволит экспортировать около 1,8 млн. баррелей в сутки. Поэтому значительная часть международных инвесторов заинтересована как в участии в крупнейших проектах освоения нефтегазовых месторождений, так и в освоении второстепенных месторождений (нефтяные компании второго эшолона).
Однако интерес к инвестициям проявляют представители и других секторов. Существует большой потенциал в развитии сектора недвижимости, так как значительная часть жилых и офисных домов советских времен не соответствует современным требованиям. По мере роста доходов жителей Казахстана это несоответствие будет возрастать. Поэтому строительный сектор будет интенсивно расти, как в части строительства, так и производства строительных материалов. Кроме недвижимости, иностранных инвесторов интересует самый широкий спектр отраслей - от телекоммуникаций и финансов до туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности. По мере дальнейшего нарастания нефтяного бума (равно как и развития других экспортных отраслей, таких как черная и цветная металлургия), внутренний спрос в Казахстане будет расти и подстегивать развитие отраслей, ориентированных на внутренней рынок. Об этом свидетельствует структура инвестиций по видам экономической деятельности. Так, на добычу нефти и природного газа в 2005 г. направлено 33,9% от их общего объема, в недвижимость - 21,1%, в отрасли транспорта и связи - 14,8%, в обрабатывающую промышленность - лишь 10,4%.
Сложившаяся структура промышленного производства Казахстана характеризуется значительным перекосом в сторону добывающего сектора, особенно нефтегазовой промышленности. Это не способствовало развитию перерабатывающей промышленности, даже нефтегазовой отрасли страны, и тем более не стало фактором индустриального процветания Казахстана. Прямое перераспределение приоритетов в пользу добывающих отраслей промышленности и направление львиной доли инвестиций на создание мощностей для добычи сырья, а также слабая поддержка отечественного производителя готовой продукции ведет к тому, что Казахстан в ближайшее десятилетие столкнется с непреодолимыми сложностями в экономическом развитии и, прежде всего, с невозможностью подъема реального сектора. Такой однобокий путь развития чрезвычайно опасен своей зависимостью от конъюнктуры мирового рынка.
Конечно, имеются факторы, не позволяющие быстро изменить стратегию, направленную в настоящее время на экспорт сырой нефти. Подавляющая часть проектов нефтегазового комплекса связана с сырьевым направлениям развития, поскольку стремления иностранных инвесторов и партнеров по совместным предприятиям далеко не всегда совпадают с интересами представителей казахстанской стороны (в частности, относительно создания нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств). Поэтому в каждом отдельном случае необходимо тщательно взвешивать все `за и против`, с тем, чтобы найти приемлемый механизм согласования целей национального развития страны со стремлением иностранных компаний к получению прибылей. Наличие в нефтяных контрактах только пункта `добыча-продажа` и отсутствие требований комплексного использования сырья (как это делается во многих странах), однозначно ведет к превращению Казахстана в сырьевой придаток тех самых пятидесяти конкурентоспособных стран, в число которых мы так стремимся войти.
Нефть не является проклятием, она может оказаться очень большим благом, если нефтедоллары будут использоваться рационально и полезно. Мы должны использовать позитивные примеры Великобритании, Норвегии, США и ОАЭ, где развитие нефтяного сектора позволило повысить доходы и диверсифицировать экономику, создав возможности для быстрого роста в других секторах.
Чтобы повторить опыт ОАЭ, Казахстану стоит выполнить все те шаги, на которые пошел Дубай еще 20- 25 лет назад. Они заключаются, во-первых, в открытии экономики, причем не только для крупных инвесторов, но для мелких, готовых работать на мелких проектах, не интересных для крупнейших компаний. Спектр возможных отраслей для участия мелкого иностранного капитала простирается от нефтедобычи до строительства, недвижимости, телекоммуникаций, финансов. Конкуренция повышает эффективность экономики в целом, а участие в ней глобальных игроков повышает конкурентоспособность страны в мировом масштабе.
По мнению иностранных инвесторов, Казахстан должен снизить уровень налогообложения в стране, чтобы соответствовать глобальной тенденции сокращения налоговой нагрузки на производителей. Если реформа налогообложения будет удачной, то следующим шагом может стать перераспределение нефтяных доходов в другие секторы экономики страны, испытывающие инвестиционный голод - но не через госбюджет (как в Саудовской Аравии) а через финансовую систему на рыночных, конкурентных принципах (подобная практика имеет место в ОАЭ).
Для разумного использования доходов от добычи нефти целесообразно разработать план государственного инвестирования перспективных отраслей народного хозяйства и часть нефтедолларов использовать для реализации соответствующих проектов, в частности, развития инфраструктуры, импорта новой технологии, для финансирования образования и здравоохранения, улучшения экологической и демографической ситуации.
Сегодня за счет поступивших экспортных нефтедолларов решены лишь отдельные, локальные задачи экономического и социального развития, но практически ничего не сделаны для развития третьего, четвертого и последующих переделов сырья, на которых, собственно, и должна базироваться промышленность. Для решения этой проблемы были созданы институты развития, финансируемые за счет государственного бюджета. Однако на протяжении последних двух лет они продолжают находиться на стадии становления и в своей деятельности ограничивались лишь отбором перспективных проектов, а также рекламными мероприятиями. Более того, итогом многолетнего трансформационного кризиса в инвестиционно-депрессивной перерабатывающей промышленности стало не только резкое сокращение ассортимента выпускаемой продукции, но и практически полная утрата отдельных подотраслей.
В Казахстане, особенно у высших чиновников, преобладает представление о том, что если нефтедоллары придут в экономику, то в стране наступит гиперинфляция, и мы `проедим` их за один год. Считается, что деньги понадобится, когда цены на нефть упадут. Если следовать этой логике, получается, что в целях поддержания конкурентоспособности экспорта при сохранении благоприятной внешнеторговой конъюнктуры накопление валютных резервов следует продолжать. Это объясняет дальнейшую аккумуляцию нефтяных доходов в Национальном фонде для стрелизации излишней ликвидности и снижения инфляционного давления. Вместо развития альтернативных производств, позволяющих осуществить диверсификацию экономики, нам предлагают жить в ожидании катастрофы, теряя сбережения на инфляции.
Ошибочность существующего концептуального подхода очевидна. Чиновники выбирают слабую экономическую политику, которую можно определить как политику ожидания кризиса, а не сильную политику экономического роста. Между тем исследования, проведенные журналом `Эксперт` доказывают, что чем больше денег в национальной экономике, тем меньше инфляция, и наоборот, тем меньше денег, тем быстрее растут цены [1,2]. Проведенный нами анализ динамики роста денежной массы и инфляции за последние три года в Казахстане также показывает отрицательную корреляцию этих показателей (таб. 1).
Таблица 1
Динамика инфляции и денежной массы в Казахстане в 2003-2005 гг.
В 2004 г. прирост денежной массы в Казахстане составил 68,3%, в то же время инфляция снизилась до 6,7%, а ВВП вырос на 9,4%. Такое соотношение объясняется просто: предприятия повышают цены на свою продукцию из-за финансовой неустойчивости в результате дефицита ликвидности. А когда их у них появляются деньги на развитие, предприятия расширяют выпуск и захватывают рынок, а не повышают цены. Фактически финансируя зарубежную экономику путем вложения средств Национального Фонда в зарубежные ценные бумаги, мы тормозим собственное экономическое развитие. Подобный негативный опыт в 70-е гг. прошлого века пережила Саудовская Аравия. Саудовские инвестиции в активы за рубежом - от сетей дорогих гостиниц до американских финансовых институтов с 70-х гг. ХХ века составили, по разным оценкам, от 400 до 600 млрд. долл. При этом серьезной диверсификации экономики не произошло - сегодня, как и 25-30 лет назад, экономика Саудовской Аравии зависит от нефтяного сектора. На него приходится 80% доходов бюджета, 45% ВВП и более 90% экспортных поступлений.
Возникает вопрос о том, насколько оправдана политика Банка Развития Казахстана, который в 2006 г. собирается вложить в экономику Грузии, России и других стран ближнего зарубежья до 200 млн. долл. Этот банк создан со стопроцентным уставным капиталом, сформированным за счет государственных бюджетных средств. А целью создания институтов развития является диверсификация национальной экономики, в основном, за счет нефтедолларов.
За счет использования избыточной ликвидности, образованной в основном, путем внешнего заимствования, осуществляемого крупными отечественными банками, происходит инвестирование экономики стран ближнего зарубежья. Крупные банки только в 2005 г. привлекли 11 млрд. долл., что в 1,6 раза больше чем в 2004 г. По закону рынка никто не может запретить экспорт капитала, он перетекает туда, куда ему выгодно, где он приносит большие прибыли. Но получается так, что банки, используя преимущества высокого инвестиционного рейтинга страны, занимают деньги на внешнем рынке на выгодных условиях, а потом размещают их за рубежом. В то же время, средств, необходимых для инвестирования в процесс диверсификации экономики, не хватает.
В настоящее время внутренних финансовых ресурсов в стране достаточно. В Национальном Фонде накоплено около 9 млрд. долл., в Пенсионном фонде 6 млрд., в депозитном фонде - 20 млрд. При этом собственный капитал финансовых институтов оценивается в 6 млрд. долл., а внешние заимствования только банков составляют 14 млрд. долл., к тому же на руках у населения по экспертным данным находится около 2,5 млрд. долл. Таким образом, по самым грубым подотчетам, величина свободных финансовых ресурсов Казахстана приближается к 55-60 млрд. долл. США. Очевидно, что инвестиционные возможности финансового рынка огромны. Однако беда в том, что эти огромные финансовые потоки из-за отсутствия эффективных финансовых инструментов не используются для развития национальной экономики.
В Казахстане по-прежнему существует значительный барьер между финансовым рынком и реальным сектором экономики. Первый в силу неразвитости фондового рынка не выполняет своей основной функции - способствовать не только привлечению, но и перераспределению, переливу капитала между секторами экономики. С июля 2006 г. внедряется новая концепция образования Национального фонда: вся экспортная нефтяная выручка и другие экспортные поступления напрямую направляются на счет Национального фонда. При образовании сверхпланового дефицита государственного бюджета средства из фонда могут быть изъяты в виде субвенции только для финансирования крупных проектов развития. Представляется целесообразным внести изменения в Закон о Национальном фонде, определив в качестве его функций, наряду с уже существующими стабилизационной и накопительной, еще и третью - инвестиционную. Тогда правительство могло бы часть нефтедолларов использовать для инвестирования экономики и развития человеческого капитала.
Ключевой проблемой экономики Казахстана в ближайшие годы будет оставаться проблема активизации инвестиционной деятельности, прежде всего увеличения капитальных вложений в материальное производство, производственную инфраструктуру. И это понятно: состояние материального производства определяет развитие всей экономики, а инвестиции в любой экономической системе являются основой ее развития. К сожалению, именно в этом секторе экономики положение обстоит наиболее сложно, а производимые преобразования собственности предприятий пока не привели к оживлению производства в реальном секторе и не вызвали массового притока капитала в его развитие. Многие собственники по-прежнему отдают предпочтение получению прибыли за счет роста цен, нисколько не заботясь о воспроизводстве основных фондов. В результате происходит стремительное старение основного капитала. В отдельных отраслях реального сектора степень износа основных фондов доходит до 70%. Сроки службы оборудования у подавляющего количество предприятий в 2-3 раза превышают установленные нормативы. В этих условиях, привлекая инвестиции в производство, необходимо учитывать и их назначение - в какие сферы экономики они направляются. Как известно, преимущество получают те государства, которые вкладывают средства в развитие технологий. Поэтому предприятия, осуществляющие инвестиции в развитие технологий, должны иметь наибольшие льготы. Сегодня инвесторы не заинтересованы вкладывать средства в развитие производств, которые дают отдачу в отдаленной перспективе, например, в наукоемкие отрасли. Недоинвестированными оказываются и те сферы экономики, экономики, рынок которых насыщен импортными товарами и требует жесткой конкурентной борьбы.
Создание благоприятного инвестиционного климата возможно только в том случае, если норма прибыли в обрабатывающей промышленности после вычета налогов будет в среднем выше, чем в нефтедобывающей отрасли. Необходимо с помощью прямых и косвенных налогов по возможности наиболее полно изымать природную ренту, т.е. сверхприбыли компаний, занятых в добывающей промышленности, освобождая от налогов ту часть прибыли, которая вкладывается в развитие отрасли внутри страны. При этом следует иметь в виду, что ускоренное наращивание экспортных поставок углеводородного сырья не отвечает национальным интересам Казахстана. Ведь ведущие экспортеры нефти не стремятся к интенсивному наращиванию темпов ее добычи, стремясь максимально продлить возможный срок эксплуатации своих природных богатств. Эксперты из этих стран предлагают увеличивать объем мировой добычи нефти в течение первой четверти XXI в. примерно на 1,7% в год, а не на 20% ежегодно, как в Казахстане.
Для налоговой политики развитых стран характерно снижение прямых налогов на доходы, особенно из прибыли предприятий, и переход к практике налогообложения ресурсов. В качестве примера последней можно привести налоги, взимаемые в связи с наймом рабочей силы, эксплуатацией земли и недвижимого имущества и их приобретением, а также с потреблением сырья и энергии. Низкие налоги на прибыль делают капитальные вложения в основные фонды и технологии более привлекательными, а налоги на ресурсы повышают цены на них и увеличивают эффект от их экономии благодаря применению передовой техники и технологии. Выраженная в деньгах экономия труда, капитала, сырья, материалов и энергии тем больше, чем дороже сберегаемые ресурсы. Кроме того, налог на недвижимость ограничивает ее концентрацию в руках монополистов, обеспечивает конкурентную среду и, следовательно, стимулирует повышение конкурентоспособности. Задача государства состоит в том, чтобы создать благоприятные условия для частных инвестиций, прежде всего в обрабатывающей промышленности. Эта отрасль должна быть в авангарде освоения современной техники и технологии.
Регулирование инвестиций в развитых странах осуществляется за счет совершенствования налоговой системы, что позволяет обеспечивать наполнение государственного бюджета с минимальным ущербом для прибыли компаний. В этих странах норма прибыли на основной капитал после вычета налогов в обрабатывающей промышленности выше, чем в добывающей промышленности и торговле. В конце 1990 г. в США указанная норма в обрабатывающей промышленности составляла 15%, в добывающей - 13%, и в торговле - 10% [3, Р. 205.]. А в Казахстане норма прибыли в обрабатывающей промышленности была практической более два раза ниже, чем в нефтяной. Сегодня в условиях роста цен на нефть норма прибыли в обрабатывающей промышленности снизилась, а в нефтяной - еще больше выросла. В результате в Казахстане отставание обрабатывающей промышленности от нефтяной с точки зрения инвестиционной привлекательности стало четырехкратным. Понятно, что в этих условиях ни иностранные, ни отечественные инвесторы не пойдут в реальный сектор экономики.
При нынешней системе налогообложения выгодно добывать нефть за счет хищнической эксплуатации природных ресурсов Казахстана и выводить прибыли из страны. В нынешней концепции Национального Фонда предполагается, что накопленные в нем средства предназначены для будущих поколений. Но не лучше ли будущему поколению оставить сами природные богатства не тронутыми, тем более, что их ценность не подвергается обесценению и конъюнктурным колебаниям, как деньги в Национальным сберегательным фонде.
История развития рыночных отношений показывает, что применение машин начинается и активно развивается в тех странах, где рабочая сила относительно дорога. В Казахстане применение сложной, дорогой техники не выгодно из-за дешевизны рабочей силы и природных ресурсов. Предприниматели предпочитают эксплуатировать до полного физического износа старую технику, морально устаревшую по меркам развитых стран. При восполнении выбытия основных фондов, предпочтение отдается более простой и более дешевой технике производственного назначения, бывшей в употреблении в развитых странах. Даже в нефтяной отрасли, куда поступает львиная доля инвестиций, компании не заинтересованы в замене нынешней техники и технологии. При этом цветные и редкие металлы, представляющие наибольшую ценность для машиностроения, не столько применяются в стране, сколько экспортируются.
Благосостояние населения Казахстана может основываться на не низких внутренних ценах на сырье и энергию, а на высоких трудовых доходах, являющихся, кроме прочего, основой достойного пенсионного обеспечения. Для создания высокооплачиваемых и конкурентоспособных мест не в отдельных регионах, а повсеместно нужно стимулировать развитие обрабатывающей промышленности и строительства, перераспределить налоговую нагрузку таким образом, чтобы прибыль после вычета налогов в обрабатывающей промышленности и строительстве была больше, чем в отраслях, чьи сверхприбыли основывается на природной ренте.
Снижение налога на прибыль вплоть до нулевой ставки должно предоставляться по отраслевому принципу. Система налогообложения должна быть максимально простой, поскольку, чем больше оснований для предоставления льгот, тем больше возможностей для выстраивания схем уклонения от налогов и для коррупции. Льготный режим для обрабатывающей промышленности должен быть установлен на длительный период, чтобы обеспечить всесторонное развитие этого народнохозяйственного комплекса. В качестве первого шага необходимо освободить от налога всю прибыль, расходуемую на научные исследования, на подготовку кадров и вложения в основной капитал внутри страны.
Для отслеживания тенденций развития экономики в стране и мире, для их анализа и прогнозирования необходимо (как это было сделано в США в 1946 г.) создать совет экономических консультантов при Президенте страны. Этот орган должен готовить и публиковать за подписью Президента ежегодный доклад об итогах, проблемах и перспективах экономического развития страны и мира.
Казахстан должен использовать благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру (эксперты полагают, что она продержится еще 5-7 лет) и, снизив налог на прибыль в обрабатывающей промышленности, начать финансировать рост своего научно-технического и человеческого потенциала. Будущее Казахстана зависит от развития в стране обрабатывающей промышленности, от обеспечения высокопроизводительной работой населения, от овладения экономическими мерами воздействия на рыночную экономику.


Литература:
1. Эксперт. 2005. N 11.
2. Эксперт. 2005. N 13
3. Statistical Abstract of the United States. Washington, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия