Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Журавлева И. О.
старший преподаватель кафедры коммерции Орловского государственного института экономики и торговли

Методология реинжиниринга бизнес-процессов на основе системного подхода

Большинство промышленных российских предприятий все еще работают в условиях нехватки оборотных средств и финансовых ресурсов для обновления основных производственных фондов и технологий, сталкиваются с фактом низкой квалификации персонала. Решение данных проблем возможно путем реструктуризации бизнеса предприятия.
Неудачи в реструктуризации предприятий чаще всего связаны с отсутствием системного подхода к анализу финансово-хозяйственной деятельности. Зачастую при проведении реструктуризации рассматриваются лишь отдельные ее стороны: финансовое обеспечение или подготовка персонала; технологическое оснащение или организационная структура. Объектом реструктуризации могут стать и не увязанные друг с другом, основные и вспомогательные бизнес-процессы. В связи с этим возникает потребность в формализации процессов реструктуризации предприятий на основе инженерных методов, которые позволили бы обосновать наиболее адекватные проектные решения по стратегии организационных преобразований на основе выделения эффективно управляемых бизнес-процессов, т. е. реинжиниринга бизнес-процессов.
Реинжиниринг бизнес-процессов - это совокупность методов и средств, предназначенных для кардинального улучшения основных показателей деятельности организации путем моделирования, анализа и перепроектирования существующих, а также создания принципиально новых бизнес-процессов, для которых важна оценка эффективности с позиции системного анализа. Системный подход представляет собой оценку большого количества информации различной природы с помощью ряда показателей.
Применение системного подхода предполагает выявление всех аспектов оцениваемого критерия, исследование каждого из них соответствующими методами анализа, универсализацию полученных результатов оценок, обработку результатов и выработку рекомендаций по улучшению оцениваемого критерия.
Оценка эффективности реинжиниринга бизнес-процесса производится на основании комплекса документов по обоснованию экономической целесообразности, объема и сроков осуществления капитальных вложений, в том числе необходимой проектно-сметной документации, разработанной в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также утвержденными в установленном порядке стандартами (нормами и правилами). Результатом проведенной оценки становится описание практических действий по осуществлению инвестиций (составление бизнес-плана). Для значительного улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий необходимо проведение комплекса организационно-технических мероприятий по совершенствованию технологической и инвестиционной политики и моделей управления бизнесом.
В связи с этим возрастает значение разработки научно обоснованной методической базы реинжиниринга бизнес-процессов предприятия, которая должна быть основана на применении математических и инструментальных методов моделирования финансово-хозяйственной деятельности. Для этого необходимо рассмотреть оценочные аспекты моделирования бизнес-процессов.
Указанные аспекты связаны с показателями эффективности системы, к которым относятся такие, как время выполнения процессов, величина стоимостных затрат, надежность процессов. К косвенным показателям эффективности относятся объем производства, производительность труда, скорость оборота капитала, рентабельность и т.д.
Для расчета показателей эффективности системы, реализующей модель бизнес-процессов, как правило, используются статические методы стоимостного анализа процессов (ABC - activity-based costing) и динамические методы имитационного моделирования. Набор средств моделирования процессов в настоящее время поддерживается с помощью CASE-средств или средств моделирования компонентных технологий, центральным элементом которого является репозиторий (словарь данных). Он представляет собой специализированную базу данных, предназначенную для отображения состояния проектируемой системы в каждый момент времени. Объекты всех моделей синхронизированы на основе общей информации репозитория, которая используется при выработке проектных решений.
При разработке методической базы эффективного реинжиниринга бизнес-процессов необходимо использовать системный подход, основанный на системном анализе и воплощающий диалектический способ исследования естественных и общественных процессов. Системный подход требует по возможности наиболее полного, всестороннего познания и учета связей, влияний, взаимодействий, изменений. Его содержание применительно к проблеме реструктуризации бизнеса состоит в системном представлении производственной деятельности; определении, структуризации и выделении главных целей и задач системы бизнес-процессов; разработке методики достижения поставленных целей и ее реализации с применением различных методов.
Применение системного подхода реализуется посредством представления бизнес-процесса по принципу `черного ящика`, имеющего вход, процессы в системе, выход, обратную связь. На входе системы находятся ресурсы, на выходе - цель функционирования, а процессы представляют собой рациональное сочетание управленческих функций, решений, методов и приемов, направленных на достижение поставленной цели наиболее эффективными путями с использованием ресурсов определенного количества и качества.
Целесообразность применения системного подхода при управлении бизнес-процессами обусловлена следующими причинами:
- организация бизнес-процессов является сложной, многомерной проблемой;
- системный анализ объединяет достижения различных областей научных знаний и позволяет эффективно применить их к конкретным проблемам и задачам управления бизнес-процессами;
- основное внимание системного подхода направлено на установление целей и выработку рациональных комплексных путей их достижения, что позволяет достичь наилучших результатов реализации бизнес-процессов;
- системный подход компенсирует отсутствие достаточной информации при планировании и принятии решений по управлению бизнес-процессами;
- системный подход позволяет снизить неопределенность, обусловленную факторами риска, инфляции и проблемами финансирования;
- комплексное, системное представление производственной деятельности и ее бизнес-процессов способствует повышению эффективности управления.
Конечной целью применения системного подхода является повышение степени эффективности оценки путем включения всех аспектов оцениваемого критерия и получения универсального показателя оценки, позволяющего сравнивать оцениваемые объекты.
Для того, чтобы получить адекватный критерию эффективности проект реинжиниринга бизнес-процессов, необходимо разработать методическую базу, которая позволит реализовать основные цели реинжиниринга. К последним относится достижение качественно иного, более высокого уровня показателей деятельности организации, ускоренного повышения эффективности бизнес-процессов. В соответствии с системным подходом, нами разработана методическая база реинжиниринга бизнес-процессов (рис.1).
Рисунок 1. Методическая база разработки реинжиниринга бизнес-процессов
Представленная здесь методическая база включает в себя совокупность методов и приемов реинжиниринга, в том числе специфических инженерных методов, а также ряд современных инструментальных средств анализа. При выборе методов реинжиниринга необходимо учитывать конечную цель реструкутризации бизнеса, а также основные требования, предъявляемые к созданию экономических информационных систем, на базе которых и проводится реинжиниринг.
Методическая база эффективного реинжиниринга бизнес-процессов является основой для разработки методики оценки и повышения эффективности бизнес-процессов промышленного предприятия. Для оценки эффективности бизнес-процесса после реинжиниринга необходимо рассмотреть все его стадии - от предпроектной проработки до снятия с производства. Проведение операции реинжиниринга требует тщательного обоснования, измерения, контроля, оценки, прогнозирования, обратной связи, поэтому его осуществление невозможно без экономического анализа.
При проведении реинжиниринга бизнес-процессов, прежде всего, необходимо иметь в виду, что без обеспечения экономической эффективности всякий реинжиниринг не только не улучшит положение, но даже может обернуться разрушением, поэтому в основе решений о реструктуризации, ее направлениях и размерах лежат аналитические расчеты, оценки, прогнозы и рекомендации.
Важно иметь в виду, что бизнес-процесс не является действием, реализуемым реально в текущий момент времени, это всего лишь представление таких действий, модель, которая может быть, а может и не быть реализована. Поэтому понятие эффективности реализации бизнес-процессов не идентично понятию эффективности самого бизнес-процесса. Например, существуют ошибки исполнителя бизнес-процесса, которые снижают эффективность его реализации. Следовательно, эффективность бизнес-процесса - это идеальная оценка деятельности, получаемая в процессе того или иного моделирования деятельности организации. При этом исполнитель бизнес-процесса не является элементом бизнес-процесса, как пользователь персонального компьютера не является элементом программного продукта. Аналогично, ресурсы, поставляемые процессу, являются не составной его частью, а своего рода ограничениями для исполнения бизнес-процесса.
Поэтому далее под реинжинирингом бизнес-процессов будем понимать формализованное описание эффективности реализации системы бизнес-процессов организации в целом. Преимущества реинжиниринга бизнес-процессов заключаются в том, что он способен дать существенное сокращение издержек, обеспечить базу для расширения бизнеса, стимулировать переход предприятия на качественно новый технологический уровень, подготовить его к внедрению автоматизированных систем управления.
Несмотря на то, что системный подход отличается универсальностью, его успешное применение в значительной мере зависит от профессиональной подготовки эксперта, который должен иметь четкое представление о специфических особенностях изучаемого объекта и уметь выявить показатели для оценки. Искусство выявления оцениваемых показателей основывается на четком представлении преимуществ, недостатков и специфики различных методов оценки. В первом приближении можно сформулировать следующую последовательность действий, составляющих содержание процесса выявления показателей:
- установление границы объекта, подлежащего оценке, т.е. представление объекта в виде некоторой изолированной части реального мира. Расширение границ объекта повышает размерность и сложность многокомпонентного объекта и, тем самым, затрудняет анализ. Следовательно, на практике следует разделять сложные объекты на подсистемы, которые можно изучать по отдельности без излишнего упрощения реальной ситуации;
- определение показателя эффективности, на основе которого можно оценить характеристики объекта с тем, чтобы сравнить с `наилучшим` показателем функционирования объекта. Обычно выбираются показатели экономического (издержки, прибыль и т.д.) или технологического (производительность, энергоемкость, материалоемкость и т.д.) характера;
- выбор внутрисистемных независимых переменных, которые должны адекватно описывать показатели или условия функционирования объекта и способствовать тому, чтобы все важнейшие технико-экономические решения нашли отражение в оцениваемых показателях;
- выбор метода анализа, охватывающего все показатели и отражающего влияние независимых переменных на значение показателя эффективности.
Целесообразно предложить систему показателей, при расчете которых возможно определить результативность бизнес-процессов до и после реинжиниринга. Подобная система может включать такие показатели, как прибыльность, эффективность, стоимость процесса, производительность, адаптивность и длительность.
Показатель прибыльности характеризует продуктивность бизнес-процесса, отражает его выгодность для данного предприятия путем сопоставления доходов и издержек.
Показатель производительности определяет величину выхода продукции (услуг) данного бизнес-процесса при определенных затратах ресурсов в результате протекания одного бизнес-процесса в единицу времени.
Показатель адаптивности характеризует качество реакции бизнес-процесса на изменения в окружающей среде, степень его гибкости. Индикатором для определения его величины служит время, необходимое на приспособление бизнес-процесса к изменениям условий бизнес-среды и внутриорганизационным изменениям.
В свою очередь, показатель длительности определяет время, которое необходимо для того, чтобы закончить процесс, преобразовав поступающие `на входе` ресурсы в результаты на `выходе`. Его величина может быть рассчитана как промежуток времени между началом процесса и его завершением.
В связи с постоянной динамичностью и нестабильностью бизнес-среды управление производственным предприятием должно основываться, прежде всего, на учете показателей адаптивности и эффективности, так как сокращение времени, необходимого для приспособления бизнес-процесса к внешним и внутренним изменениям, позволит быстрее изменить некоторые стратегические и тактические аспекты выполнения бизнес-процессов.
При расчете результативности бизнес-процессов необходимо учитывать и то, что на нее влияют различные факторы, которые определяют прогноз ее развития в будущем. В качестве основных факторов, влияющих на результативность бизнес-процесса выделим следующие (табл. 1):
Таблица 1. Факторы, влияющие на результативность бизнес-процесса
Анализ влияния факторов, представленных в таблице, является обязательным условием выполнения бизнес-процессов предприятия, поскольку бизнес-среда динамична и многообразна, к тому же внутриорганизационные условия функционирования предприятия постоянно изменяются в соответствии с ее влиянием и деятельностью предприятия. Следовательно, оценка влияния объективных и субъективных факторов на результативность бизнес-процессов предприятия позволит сформировать необходимые направления его функционирования в целях реинжиниринга бизнес-процессов.


Литература:
1. Анисимов Ю. П. Управление бизнесом при развитии инноваций: / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, В.Б. Артеменко, Л.В. Прозоровская; Воронеж. гос. технол. акад. Воронеж, 2004. 501 с.
2. Анисимов Ю. П. Управление бизнес-процессами выпуска новой продукции: Монография / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, С.В. Шапошникова; Под ред. Ю.П. Анисимова; Воронеж. гос. технол. акад. Воронеж, 2003.- 456 с.
3. Грабауров В. А. Информационные технологии для менеджеров: / В.А. Грабауров.; М.: Финансы и статистика, 2002. 368 с.
4. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: / В.Г. Елиферов, В.В. Репин; Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2004. 319 с.
5. Журавлева И.О. Методики, используемые для описания бизнес-процессов // Экономические и технологические аспекты производства, экспертизы качества, маркетинга и рекламы товаров: методология, теория, практика: Международная научно-практическая конференция - Орел; 2005.- С. 295-297.
6. Журавлева И.О. Оптимизация бизнес-процессов предприятий и организаций на базе методов реинжиниринга // Реформирование системы управления на современном предприятии: 5 Международная научно-практическая конференция - Пенза; 2005.- С. 94-95.
7. Журавлева И.О., Шишикина Р.И. Необходимость структурных преобразований на отдельно взятом предприятии в современных условиях // Теория и практика функционирования региональных предприятий: Международная научно-практическая конференция - Орел; 2004.- С. 48-50.
8. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 320 с.
9. Фирсов М.В. Механизм эффективного управления бизнес-процессами малого предпринимательства. - М., 2000. - 116 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия