Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Шубаева В. Г.
профессор кафедры маркетинга
Санкт-Петербургского государственного экономического университета,
доктор экономических наук


Стимулирование и мотивация творческих процессов в предпринимательской организации

В предпринимательской среде растет прослойка предпринимателей нового типа, осознающих, что будущее  за нестандартным, творческим мышлением, которое способно обеспечить конкурентные преимущества бизнесу. В этой связи необходима разработка механизмов его формирования. `Чтобы `демократизировать творчество`, обязательно придется разработать массовые технологии творчества и, в конечном счете, технологии воспитания творческого мышления` [1].
Задача стимулирования творческих процессов в предпринимательской организации весьма сложна, во-первых, в силу самой специфики творчества в предпринимательской деятельности. Во-вторых, в силу определенного упадка трудового сознания у россиян. `Консервативны и неразвиты потребности большинства работников: ограничены потребности и притязания к нематериальным стимулам, нет желания прикладывать усилия ради высокого заработка, и как следствие - трудная управляемость предпринимательским коллективом` [2]. В-третьих, в силу существующей идеологии труда в России. Сохраняется патерналистское сознание - привычка жить и работать в ожидании решений сверху. `Безынициативность, стремление к общинной уравнительности, выродилось в иждивенчество или хроническую лень, стремление жить за казенный счет, не сопоставляя полученное со своим трудовым вкладом. Отсюда же `авральность` вместо методичной трудовой добросовестности, терпеливая готовность к плохим условиям труда и большим нагрузкам, жертвенность по принципу `если надо`, склонность к масштабным проектам, а не продуманным расчетам, коллективизм и взаимопомощь в труде при нехватке личной ответственности` [3]. Явным недостатком данной точки зрения является некоторое, на наш взгляд, `сгущение красок`. Тем не менее, действительно описанные тенденции зачастую имеет место.
Объективным условием современного предпринимательства является усложнение предпринимательской функции и вовлечение в связи с этим в процесс предпринимательства все бóльшего числа участников.
Данный факт выступает причиной рассредоточения данной функции на все большее число специализированных работников, образующих совокупного предпринимателя. Таким образом, каждый представитель организации, выполняя ту или иную предпринимательскую подфункцию, является неотъемлемым и важным звеном в осуществлении процесса функционирования предпринимательской организации.
Практика показывает, что стимулирование творческого мышления членов предпринимательской команды требует нестандартных подходов и максимального учета их индивидуальных особенностей.
`Творческий коллектив ничем не отличается от любого другого, разве что с творцами нужно быть гораздо откровеннее. Разумное управление в сочетании со взаимопониманием и обоснованностью требований - это и есть `ноу-хау` креативного управленца. В творческом предпринимательском коллективе каждый сотрудник знает конечную цель, понимает, в какой части проекта будет использована его работа, видит итоговый результат. Технологический процесс на предприятии, ориентированном на творчество, остается жестким, но управление им намного мягче и человечнее` [4].
Профессор Стэндфордского университета Роберт Саттон убежден, что традиционные директивные методы не работают там, где есть креативность. Центральной является фигура предпринимателя-лидера коллектива, способного не только применять эти методы, но и быть творцом, администратором и психологом одновременно.
По мнению главы агентства `A.R.M.I.` Рената Янбухтина, `удачливый творческий управленец обязан быть реальным лидером творческого коллектива. В любой момент лидер обязан составить реальную творческую конкуренцию любому своему подчиненному. Это не значит, что он должен уметь писать слоганы лучше копирайтера или видеть цветовое решение лучше арт-директора. А вот конечную цель коллективного труда он обязан представлять лучше всех` [4].
Сам предприниматель как инициатор предпринимательской деятельности в данной ситуации выступает лидером во всех направлениях реализации предпринимательской функции, за которым признается право принятия ответственных решений в значимых для предпринимательской организации ситуациях, затрагивающих интересы и определяющих направление и характер ее деятельности. Как отмечают О. А. Афанасьева и Д. В. Обухов, лидер `постоянно преодолевает рамки своей профессиональной культуры, овладевает новаторско-аналитическим стилем управления - стилем смелого поиска рациональных решений, восприимчивости к нестандартным идеям, стремления к интеграции коллективных действий и готовности учитывать мнение других, терпимости к неудачам` [5].
Предпринимателю-лидеру, как своеобразному активатору творческого мышления должны быть свойственны такие проявления активности, как:
 индивидуализированное внимание: учет сильных и слабых сторон сотрудников предпринимательской структуры, планирование творческих процессов, исходя из их способностей;
 воодушевляющая мотивация: умение убедить своих последователей в способности достичь уровня выполнения творческих заданий, которые ранее казались им недоступными, умение выдвинуть оптимистический план на будущее, усилить надежды на достижение успеха, объясняя суть творческих процессов;
 интеллектуальное стимулирование: побуждение последователей к пересмотру выдвинутых ими ранее творческих идей, к переосмыслению возникающих проблем, способствующее возникновению понимания у членов предпринимательского коллектива необходимости и важности творческих процессов в организации;
 харизматическое влияние: придание коллективу чувства общей цели и общего дела, демонстрация преданности конкретному предпринимательскому делу, смягчение напряженности в коллективе в критические моменты жизненного цикла предпринимательской организации.
Таким образом, предприниматель-лидер, удовлетворяя собственные потребности, реализует общественный интерес. По мнению А. Менегги, `руководя интересами, распределяя блага и развивая собственную деятельность, обеспечивая работой людей, предприниматель стимулирует прогресс в обществе, вносит оживление, диалектику, дающие толчок эволюции` [6].
Одной из прогрессивных форм стимулирования творческих процессов под руководством предпринимателя-лидера может выступить так называемая `креативная команда`. Будущее за объединением профессионалов в `креативные команды`, которые способны внести свой вклад в развитие творческого потенциала каждого члена предпринимательского коллектива. Творчество служит своеобразным каркасом в командной работе совокупного предпринимателя, оно становится мотиватором и центробежной силой, пробуждающей интерес каждого работника к тому, что он делает.
Под термином `креативная команда` предпринимательской организации мы будем понимать совокупность представителей данной организации, объединенных общностью целей и принципов командного взаимодействия, в основе функционирования которой лежит творческий подход, нацеленный на развитие предпринимательской организации и обретение ею новых конкурентных преимуществ.
Как отмечает Б. В. Мамин, в последнее время корпорации США именно с работой `креативных команд` связывают свои будущие конкурентные преимущества, поскольку, благодаря данным командам, `сроки реформирования предприятий сокращаются в 3 - 4 раза по сравнению с традиционными подходами` [7].
Определим основные принципы функционирования креативной команды в предпринимательской организации.
1. Существование единомыслия в отношении общей философии и концепции развития предпринимательской организации
2. Наличие в креативной команде представителей подразделений предпринимательской организации, выполняющих различные функции совокупного предпринимателя;
3. Необходимость построения конструктивных внутрикомандных коммуникаций, позволяющих каждому члену команды внести свой вклад в развитие и повышение ее конкурентоспособности.
4. Осуществление объективной оценки и поддержки развития творческих идей, выдвигаемых членами креативной команды.
5. Ответственность креативной команды необходима не только на стадии разработки творческого решения, но и на стадии его внедрения и реализации.
6. Функционирование креативной команды предпринимательской организации должно осуществляться на постоянной основе.
Задача предпринимателя, являющегося лидером предпринимательского коллектива, состоит в том, чтобы создать условия, в наибольшей степени способствующие раскрытию бы творческого потенциала каждого члена коллектива и возникновению устойчивой потребности в напряженном и результативном творческом труде.
Внутренний климат предпринимательской среды должен стимулировать творческую деятельность каждого новатора, обеспечивая его всеми необходимыми ресурсами. Данное условие является важным и необходимым т.к. `инициатива, активность и творчество людей, если созданы условия для их проявления, могут компенсировать недостаток информации или неполноту априорного знания о действии экономических закономерностей` [8].
Стимулировать процесс творческого мышления и создавать условия для творчества в предпринимательской организации можно различными способами.
В первую очередь, необходимо разумное сочетание материальных и моральных стимулов, причем доля последних должна возрастать по мере роста доходов членов предпринимательского коллектива.
В.К. Истамов ввел понятие социально-культурной стратегии предпринимательской организации, которая должна быть направлена на создание условий, способствующих развитию членов предпринимательского коллектива в соответствии с их индивидуальными задачами, а также обеспечивающих увеличение производительности и качества их труда. Социально-культурная стратегия, по его мнению, охватывает два круга проблем, связанных с мотивацией предпринимательского коллектива, который объединен общими целевыми ориентирами предприятия, к активной, творческой деятельности и с необходимостью решения социальных вопросов. [9].
О.В Афанасьева.и Д.В. Обухов рассматривают `культуру управления` в качестве фактора, позволяющего развивать инициативу, самостоятельность и новаторство у членов предпринимательского коллектива. Культура управления, по мнению данных исследователей, зависит от глубины профессиональных знаний, методического опыта и предпринимательского мастерства; степени организованности, умения использовать научные методы управления; своевременности доведения до исполнителей всех документов и распоряжений и т.д.
Таким образом, мы еще раз можем подтвердить мысль о влиянии личной предпринимательской культуры лидера на общий климат в предпринимательской организации, который может как тормозить творческие процессы, так и активизировать их.
Одним из основных инструментов морального стимулирования является `слово`. `Слово благодарности`, `слово признания заслуг` и `слово уважения` могут иметь значительно большую силу, чем материальное вознаграждение, неподкрепленное словесным признанием. По мнению А.Р. Лурии, `слово занимает центральное место в формировании сознания. Слово используется в языке посредством речевой деятельности и является коррелятором сознания` [10]. Именно `слово` может активным образом пробудить творческую активность, даже при отсутствии других побудительных мотивов.
Основная же трудность состоит в том, чтобы при выборе стимулов учесть индивидуальные качества людей, направленность их личности и одновременно увязать их с существующей корпоративной культурой и состоянием морального климата в коллективе. `Каждый член предпринимательской команды должен понимать роль другого в бизнес-процессе. Коллективы, где найдено такое взаимопонимание, отличаются слаженностью работы и предсказуемостью творческих процессов` [11]. Чтобы максимально использовать творческий потенциал предпринимательской организации, руководство некоторых компаний официально объявило о том, что даже если сотрудник потратит на поиск идей немало рабочего времени и в итоге предложит нестандартное решение, которое в дальнейшем не будет внедрено в практику предприятия, он все равно не останется без вознаграждения.
В международной компании 3М действует правило, согласно которому сотрудники данной организации могут совершенно официально посвящать поиску новых решений 15% рабочего времени. В истории 3М есть немало примеров, когда сотрудники годами занимались одним и тем же исследованием, не боясь потерять работу.
В российском отделении компании 3М ежегодно проходят так называемые креативные презентации. На них представители разных отделов обсуждают итоги работы одного конкретного подразделения. После отчета соответствующего отдела организуется дискуссия о развитии данного подразделения. `Практика показывает, что из самых необычных, нетипичных идей как раз и рождаются новые продукты и подходы в управлении предпринимательской организации`, - таково мнение специалиста индустриальных лент и адгезивов `3М Россия` Сергея Картамышева [12].
Предприниматели имеют полярные взгляды в отношении создаваемой в предпринимательской организации творческой атмосферы. Одни считают, что в помещении, где идет творческий процесс, не должно быть ничего отвлекающего. Активизации творческого мышления каждого способствует, по их мнению, обычная серая среда, без излишеств. `Только раскрепощенная, дружеская и удобная для работы среда способствует производительности творческого мышления` - считает генеральный директор проекта `Fly Cards` Денис Гурдский.
Другие уверены, что неординарная обстановка имеет важное значение. Так, творческой активности фирмы `Sema.ru` помогают эргономичная мебель и наличие возможности слушать музыку в наушниках одновременно с работой. Во многих рекламных агентствах вечер плавно перетекает в `клубную ночь`. В компании `Лебедев Арт Групп` разрешено курить на рабочем месте каждому желающему, чтобы не прерывать протекающий мыслительный творческий процесс. Кроме того, удобные диваны, турники и теннисные столы в фирме не только не отвлекают от основной деятельности, но и активно стимулируют ее, порождая раскрепощенную творческую обстановку.
В группе компаний `Руян` креативную атмосферу создают, разрушая стереотипы. Стимулы активизации творческих процессов в данной предпринимательской организации также являются нестандартными и неординарными. По утверждению президента группы компаний Александра Кравцова, именно внутриорганизационные методы активизации творческого мышления сотрудников приводят к ежегодному удвоению активов. `В стандартных офисах трудно создать гениальную идею, - утверждает господин Кравцов. - Сейчас мы строим парк-офис с библиотекой, видеоархивом, баром, площадкой для танцев, большим количеством точек, где в свободной обстановке, напоминающей кафе, сотрудники смогут работать за ноутбуками, предоставленными компанией. Там не окажется фиксированных рабочих мест. Кроме того, офис станет работать круглосуточно: если у кого-то самая продуктивная часть суток с двух до четырех часов ночи, пусть трудится в это время`[12]. Сотрудники данной организации периодически отправляются в так называемые `экспедиции` для активизации творческого мышления и выработки новых идей в нестандартной обстановке - на Байкал, в пустыню Гоби, в Антарктиду и т.д.
Большую стимулирующую роль в активизации творчества в предпринимательском коллективе, по мнению Г.И. Ванюрихина, может играть и специально создаваемый конфликт идей, подходов, устремлений [8]. Однако он чреват тем, что вместо созидательной силы может обрести неуправляемый и разрушительный характер.
Вышеуказанные практические примеры работы предпринимательских организаций подтверждают факт необходимости стимулирования творческого мышления в предпринимательской организации для достижения успешного результата ее работы.
Из всего вышеизложенного можно заключить, что для активизации творческих процессов в организации необходимо, чтобы она воспринималась как руководством, так и ее сотрудниками не только как совокупность процессов, осуществляемых для производства товаров или услуг, не только как совокупность членов данной организации, но как определенное `человеческое общество, содружество равноправных партнеров` [13].
Можно утверждать, что для активизации творческого мышления в отдельном коллективе необходимо создание организационной культуры творческого типа в предпринимательской организации, т.е. организационной культуры, предоставляющей возможность каждому члену организации реализовать свой творческий потенциал и быть по достоинству оцененным.
В структуре организационной культуры присутствуют как объективные, так и субъективные элементы, каждый из которых способен воздействовать на развитие творческого потенциала. Объективные элементы организационной культуры включают в себя созданные в предпринимательской организации условия работы, т.е. эргономичность помещений и рабочего места каждого сотрудника, месторасположение помещений и т.д. Данные элементы не только обеспечивают необходимый уровень условий труда, но и создают основу для создания творческой атмосферы, которая является, как было указано выше, необходимым условием для активизации творческого мышления членов предпринимательского коллектива. Субъективные элементы организационной культуры имеют в своей основе нематериальные составляющие: традиции, лозунги, языка общение. Эта группа элементов базируется преимущественно на основе общественно-значимых и морально-этические принципы и нормы.
Таким образом, при решении задачи стимулирования творческого мышления в предпринимательской организации можно выделить несколько общих, наиболее существенных моментов:
1. Необходимо построение организационной культуры творческого типа.
2. Целесообразно использование материальных и нематериальных стимулов, причем нематериальные стимулы должны преобладать.
3. Особо важное значение имеют стимулы, ориентированные на потребности высшего порядка: в самовыражении, реализации собственной индивидуальности и т.п.
4. Стимулирование творческого мышления сотрудников должно носить постоянный о характера, а не быть единичной акцией или временной кампанией.
Вышеизложенное демонстрирует, что при изучении проблемы мотивации и стимулирования творческих процессов в предпринимательской организации необходимо рассматривать ее как социальную систему, под воздействием которой член предпринимательского коллектива начинает `творить`.


Литература
1. Тимохов В. Нужно ли творчество бизнесу? // Топ-Manager. - N 1. - 2005.
2. Троицкая И.В. Психология отношения к экономическим явлениям. - СПб.: СПбГАСУ, 2004.
3.Павенков М.В. Проблема управляемости персонала и трудовая этика в России // Научная сессия профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и аспирантов по итогам НИР 2001 года. Март-апрель 2002. Факультет экономики труда и управления персоналом: Сборник докладов / Под ред. Н.А. Горелова. - СПб., 2002.
4. Чинарова К. Коллектив - креатив (управление творческим коллективом) //http:// www.zhuk.net
5. Афанасьева О.А., Обухов Д.В. Творчество в социальном управлении и лидерство // Социально-гуманитарные знания. - 2004. - N 4.
6. Менегги А. Психология лидера. - М.: ННБФ `Антология`, 2001.
7. Мамин Б.В. "Креативные" команды - ключ к повышению качеств управленческих решений и реформирования предприятий. // htpp://mamin.inftech.ru
8. Ванюрихин Г.И. Креативный менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. - 2001. - N 2
9. Истамов В.К. Маркетинговые стратегии в предпринимательстве / В.К.Истамов; С.-Петерб.гос.ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002
10. Лурия А.Р. Язык и сознание. - Ростов -на Дону: Феникс, 1998.
11. Чинарова К. Коллектив - креатив (управление творческим коллективом) //http:// www.zhuk.net
12. Перцова Н. Фабрики безумных идей. // www.kreakratia.ru, 20 марта 2004.
13. Hammer M. Beyond Reengineering. Haw the Process-Centered Organization Is Changing Our Work and Our Lives. N.Y., 1996

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия