Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО
Сулейменова Г. К.
доцент Кызылординского государственного университета им. Коркыт Ата,
кандидат экономических наук


Особенности развития малого предпринимательства в регионах Казахстана

По экономико-географическим признакам территорию Казахстана делят на пять экономических регионов, индустриализация которых происходила в советский период. Богатые и разнообразные природные условия и ресурсы предопределили сырьевую направленность производственного сектора и его интегрированность в экономику союзных республик. Так, в централизованной экономике бывшего СССР развитие производства и инфраструктуры осуществлялось в рамках территориально-промышленных комплексов, которые формировались с учетом союзных потребностей. В результате Казахстан получил на своей территории три достаточно автономных экономических пространства. Западный Казахстан входил в систему Уральского ТПК, Северный, Восточный и Центральный Казахстан - Западно-Сибирского ТПК, Южный Казахстан - Средне-Азиатского ТПК. Дополнительными факторами, способствовавшими такому экономическому разделению, явились большая территория с низкой плотностью населения и особенности расселения коренных жителей.
В начале 1990-х гг. Казахстан вступил в рыночные отношения с 54 градообразующими предприятиями-городами, раздробленной производственной инфраструктурой (транспортная, трубопроводная, энергетические системы) и девятью открытыми производственными циклами (полиметаллургический, гидроэлектрометаллургический, пирометаллургический, нефтегазохимический, горнохимический, аграрно-индустриальный, текстильно-промышленный, рыбопромышленный, индустриально-строительный).
Автономность экономических пространств, отсутствие замкнутых производственных циклов обусловили особую остроту экономического шока, произошедшего из-за разрыва хозяйственных связей вследствие распада СССР. Поэтому в ходе реформирования экономики регионов наметились следующие особенности: усиление дифференциации регионов по социально-экономическому развитию; разрыв в темпах и направлениях приватизации; поляризация роста экономической активности в крупных городах, снижение ее эффективности в малых городах и сельских местностях; углубление дифференциации в заработной плате в различных секторах экономической деятельности.
Размеры межрегиональной дифференциации развития малого предпринимательства за годы реформ наглядно проиллюстрированы данными о численности субъектов малого предпринимательства (СМП) на тысячу жителей региона. Из рисунка 1 видно, что в течение 1999-2004 гг. наблюдался повсеместный рост числа малых предприятий.
В общей численности СМП, на наш взгляд, удельный вес самостоятельных малых предприятий невысок, так как основная их часть находится в сфере интересов крупных компаний. Транснациональные компании и крупные финансово-промышленные структуры предпочитают создавать вокруг себя сеть малых предприятий-сателлитов, занимающихся поставкой комплектующих, сбытом готовой продукции и оказанием необходимых услуг. Этим объясняется наличие высоких показателей малых предприятий на тысячу жителей в финансово и промышленно развитых регионах, таких, как Западный Казахстан и г. Алматы (соответственно 32,7 и 43,5).
Что касается индивидуального предпринимательства, то здесь самыми высокими показателями отличаются Западный и Северный регионы (соответственно 89 и 62,1), а низкими - г. Алматы (17,7). Во всех регионах индивидуальные предприниматели в основном занимаются оптовой и розничной торговлей. Если в 2001 году их удельный вес в торговле на продовольственных, непродовольственных, специализированных и универсальных рынках составлял 74,3%, то в 2004 году - 65,6%.
Рис. 1 - Численность субъектов малого предпринимательства на тысячу жителей в разрезе регионов РК
Большие надежды на быстрый рост сельскохозяйственного производства, повышения его эффективности возлагались на крестьянские хозяйства, число которых постоянно увеличивается. Крестьянские хозяйства (КХ) относятся к категории саморазвивающихся, самодостаточных предприятий. В настоящее время наибольшее число крестьянских хозяйств сосредоточено в Южном Казахстане, что связано с традиционной специализацией данного региона. Крестьянские хозяйства плохо развиты в Центральном регионе в силу неблагоприятных природно-климатических условий, дефицита водных ресурсов.
Принятие Земельного Кодекса повлияло на рост числа крестьянских хозяйств. Так, прирост числа крестьянских хозяйств в 2004 году по сравнению с 2003 годом составил +17% или 26753 единиц. Конъюнктурные исследования показали, что для 40% крестьянских хозяйств наиболее выгодным видом деятельности являются производство зерна, 19%- мяса, 12% -овощей, 2%- молока. Если в 2001 году в производстве зерна удельный вес крестьянских хозяйств составлял 40,4%, картофеля -12,2%, овощей -26,2%, то в 2004 году - соответственно 42,6%, 17,1% и 31,5%. Их доля в производстве мяса, молока, яйца и шерсти колеблется от 0,7 до 14,1%.
Одно из декларируемых преимуществ малого предпринимательства - решение проблемы трудоустройства незанятого населения. В странах с развитой экономикой, таких, как США, Япония, Швейцария и др., преобладающая часть рабочей силы занята на малых предприятиях. Малые и средние предприятия являются работодателями почти для 50% экономически активного населения. Несмотря на то, что СМП в Казахстане составляют большую часть в общем количестве всех хозяйствующих субъектов (` 90%), на их долю приходится незначительная часть занятых в экономике. При этом за последние четыре года наблюдается медленный рост абсолютного числа работающих в них. Так, их удельный вес по отношению к общей численности населения республики колеблется в пределах от 7,3% до 9,2%; по отношению к экономически активному населению - от 14,6% до17,6%; по отношению к общей численности занятых по республике - от 16,2% до 19,2%. Как свидетельствует статистика, активность в создании новых рабочих мест проявляют индивидуальные предприниматели. Если численность занятых в малом предпринимательстве принять за 100 %, то доля индивидуальных предпринимателей (КХ) находится на уровне 60-62%. Вместе с тем численность занятых в расчете на одного индивидуального предпринимателя (КХ) составляет 2-3 рабочих места, а на одно малое предприятие - 5 рабочих мест. Эти данные указывают на то, что, с одной стороны, в создании новых рабочих мест потенциальные возможности малых предприятий высоки по сравнению с индивидуальными предпринимателями, а, с другой стороны, в республике преобладают микропредприятия.
В региональном разрезе наибольшей долей занятых на СМП в общей численности занятых в экономике регионов характеризуются Западный и Южный регионы, где сосредоточено соответственно 12,5 и 34,7% СМП. Восточный и Центральный Казахстан отличаются низкими показателями, там основная часть рабочей силы занята на крупных горнодобывающих предприятиях.
Из рисунка 2 видно, что данные последних четырех лет в несколько раз выше данных 2000 г. Мы объясняем это стабилизацией социально-экономической ситуации в стране, ростом предпринимательской уверенности и активности. Вместе с тем сравнение прироста удельного веса занятых на малых предприятиях в региональном разрезе показывает, что в Западном Казахстане и городах Алматы, Астана наблюдается рост числа занятых в 2004 г. по сравнению с 1999 г., а в остальных регионах - сокращение числа занятых.
В секторе индивидуального предпринимательства происходят колебания в динамике численности занятой рабочей силы. Например, в Западном Казахстане и г. Астана в 2002-2003 гг. удельный вес занятых в хозяйствах индивидуальных предпринимателей увеличился по сравнению с 2001 г. и резко сократился в 2004 г.  до уровня 2001 г. В Восточном регионе данный показатель в 2002-2003 гг. по сравнению с 2001 г. снизился, а в 2004 году увеличился до уровня 2001 г. Такая же ситуация складывается и в секторе крестьянских хозяйств. Ограниченность емкости рынка и связанный с ним объем производства (работ, услуг) - главный фактор, объясняющий колебания в численности занятой рабочей силы в секторе малого предпринимательства.
Рис. 2. Удельный вес занятых на СМП в общей числе занятых в экономике регионов за 2000-2004 гг.
Рассчитано по данным статистического сборника: Малый бизнес в Казахстане.- Алматы, 2005. -с. 55-75
Разные экономические и климатические условия на территории республики обусловливают значительную разницу в ценах на продукты питания, и соответственно, разную величину прожиточного минимума в регионах. Если обратить внимание на величину прожиточного минимума, то в среднем он колеблется от 5300 до 6400 тенге. Высокие прожиточные минимумы установлены в Западном Казахстане и г. Алматы.
Номинальный доход в среднем на душу населения в месяц находится в пределах 7000-26000 тенге. Самый низкий доход у населения Южного региона, самый высокий - г. Астана.
Высокая среднемесячная заработная плата характерна для Западного региона, где сосредоточены нефтедобывающие компании, и городов Алматы и Астана, где расположена значительная часть финансово-промышленных групп.
Среднемесячная заработная плата, выплачиваемая малыми предприятиями, в 2-3 раза превышает прожиточный минимум и находится на уровне номинального дохода в среднем на душу населения. Самую низкую заработную плату выплачивают предприниматели Центрального Казахстана, относительно высокую - предприниматели г. Алматы (см. рис.3).
Рис. 3 - Сравнение величины прожиточного минимума, номинального дохода на душу населения, среднемесячной номинальной заработной платы на одного работника и среднемесячной заработной платы работников малых предприятий в разрезе регионов
Рассчитано по данным статистического сборника: Казахстан и его регионы. Алматы: Агенство по статистике. 2005, с. 26-57
Западный Казахстан и города Алматы и Астана отличаются высокими показателями численности малых предприятий на тысячу жителей (соответственно 32,7%, 43,5 и 23,4%) при высоком уровне номинального дохода на душу населения в месяц (свыше 20000 тенге). Однако удельный вес СМП в общей численности СМП республики в этих регионах невысокий (соответственно 12,5%, 12,4 и 4,8%). В Восточном, Северном и Центральном Казахстане показатель численности малых предприятий на тысячу жителей составляет, соответственно, 6,6, 21,6 и 13. Номинальный среднемесячный доход на душу населения в этих регионах находится в пределах 11400-11800 тенге. Удельный вес СМП в общей численности СМП республики - соответственно, 9,7%, 14,5 и 11,4%. В Южном Казахстане номинальный доход на душу населения в месяц составляет 7750,7 тенге, удельный вес СМП - 34,7%, а количество малых предприятий на тысячу жителей - 18,4. Эти данные подтверждают достоверность утверждения, что ускоренное развитие малого предпринимательства в регионах связано с более высоким уровнем доходов населения, наличием развитой производственной и рыночной инфраструктуры.
Рис. 4. Удельный вес малых предприятий в ВРП регионов за 2000-2004 гг
Изучение удельного веса малых предприятий в валовом региональном продукте (ВРП) показывает, что за последние пять лет наблюдается его повсеместное снижение (см. рис. 4). В Восточном Казахстане он уменьшился от 18,2 % до 14,5; в Западном Казахстане - от 6,7 до 4,9; в Северном Казахстане - от 16,0 до 11,9; в Южном Казахстане - от 12,4 до 5,6; в Центральном Казахстане - от 13,8 до 8,3; в городах Алматы и Астана - соответственно от 43 до 28 и от 27,7 до 16,9%. На наш взгляд, основными причинами снижения доли малых предприятий в ВРП являются сокращение возможностей получения `инфляционного` дохода и рост `серой` составляющей в их бизнесе.
Таким образом, несмотря на высокий удельный вес СМП в общей численности хозяйствующих субъектов, их вклад в занятость и ВРП незначителен. Об этом свидетельствуют данные, представленные на рисунке 5.
Рис. 5. Сравнительные данные о субъектах малого предпринимательства в разрезе регионов за 2004 г
Рассчитано по данным статистических сборников: Малый бизнес в Казахстане.-Алматы: Агентство РК по статистике, 2005. с.13-32; Краткий статистический ежегодник Казахстана.-Алматы: Агентство РК по статистике, 2005. с.105-107
С момента приобретения независимости малые предприятия и индивидуальные предприниматели занимались импортом продуктов питания, одежды, обуви. На отказ от вложений средств в производственный сектор в предыдущие годы повлияли институциональный хаос, ограниченность инвестиционных возможностей у начинающих предпринимателей, их психологический настрой на фоне повсеместного кризиса. Вместе с тем в последние годы наблюдается увеличение производства отечественных пищевых продуктов и сокращение их удельного веса в структуре импорта. В то же время импорт товаров легкой промышленности до сих пор остается на высоком уровне, что указывает на приоритетность развития текстильной, трикотажной, кожгалантерейной, меховой и обувной отрасли в регионах в зависимости от обеспеченности местным сырьем и материалами.
Исследование структуры затрат СМП показало, что значительная часть расходов малых предприятий приходится на материальные затраты и прочие расходы. Удельный вес расходов на оплату труда составляет 11%, износ основных средств - 3%. Доля налоговых платежей и сборов в структуре расходов на производство и реализацию продукции (товаров, услуг) увеличилась с 9,6% в 1999 г. до 12,4% в 2003 г. В структуре затрат на производство и реализацию сельскохозяйственной продукции наибольший удельный вес занимают ГСМ (горюче-смазочные материалы), затем семена и посадочный материал. Кроме того, крестьянским хозяйствам не хватает финансовых средств, крайне низка их техническая вооруженность.
Для предприятий всех секторов экономики самым главным фактором, сужающим сферу их деятельности, остается недостаток собственных финансовых средств. После него следуют ограниченная емкость рынка, изношенность материально-технической базы, высокая стоимость материалов и конструкций. Такие факторы, как нестабильность налоговой и правовой политики, высокие налоги, таможенные пошлины занимают нижние ранги5. Помимо этого, предприниматели отмечают усиление конкуренции в сферах их деятельности, особенно в строительной, транспортной отрасли и области компьютерных услуг. Больше всего предпринимателей волнуют проникновение на рынки других предприятий, возможность конкурентов свободно рекламировать свои услуги. Это подталкивает их к реализации мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, оказываемых услуг и выполняемых работ. Несмотря на предпринимаемые меры, большинство СМП проявляют низкую инновационную активность.
Инновационная активность определяется по объему затрат на производственное проектирование, технологическую подготовку производства, приобретение необходимых машин и оборудования, новых технологий (покупка прав на патенты, лицензий), на обучение и подготовку персонала и на маркетинговые исследования. Такую активность в большей степени проявляют предприятия иностранной формы собственности с численностью занятых свыше 50 человек. Величина их затрат на производственное проектирование, технологическую подготовку производства, приобретение необходимых машин и оборудования составила 61,5%, а на покупку прав на патенты и лицензии - 0,1% от общего объема израсходованных средств. Сравнительно высокую инновационную активность проявили промышленные предприятия (56,8%), относительную низкую - строительные компании (9,5%)6.
Следовательно, благоприятными институциональными условиями в инновационной сфере пользуются иностранные резиденты. К числу таких институциональных инструментов относятся льготные ставки корпоративного подоходного налога; освобождение от налога на имущество, земельного налога, таможенных пошлин, если основные средства приобретаются для организации производства в несырьевых отраслях экономики; безвозмездная передача неиспользуемых государственных земельных участков для инвестиционных проектов и др.
По нашему мнению, уровень развития инновационного предпринимательства в секторе малого бизнеса определяют, в основном, следующие факторы. Во-первых, активизация деятельности малого предпринимательства рассматривалась местными органами власти как одно из эффективных направлений развития социального комплекса в рамках социальной политики территории. Во-вторых, региональная политика поддержки предпринимательства способствовала увеличению числа СМП и численности занятых в отраслях, являющихся традиционными для малого предпринимательства (торговля, общественное питание, бытовое обслуживание, транспорт). Это позволило расширить конкурентную среду, что положительно отразилось на росте качества услуг и стабилизации цен. В-третьих, нехватка квалифицированных специалистов, способных как обеспечить продвижение научных разработок, так и эффективно использовать эти результаты в инновационном процессе сдерживает развитие венчурных фирм. Отсутствие специальных знаний в вопросах коммерциализации научно-технических разработок и трансферта технологий, управления инновационными проектами, прогнозирования и оценки коммерческой значимости новых продуктов, минимизации рисков и продвижения товаров на рынок препятствуют подготовке продуманных и проработанных инвестиционных проектов.
Таким образом, динамичное развитие СМП за последние годы, несмотря на существующие межрегиональные дифференциации, указывает на то, что данный сектор перешел от стартового этапа к этапу развития, когда основное значение приобретает эффективность и устойчивость структур, формирование при их участии прочных хозяйственных связей.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия