Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Гончаров И. В.
финансовый директор ООО `Петромеханика` (г. Санкт-Петербург)

Через региональную интеграцию и развитие промышленности к процветанию региона: опыт стран Юго-Восточной Азии

Регион ЮВА включает Бруней, Вьетнам, Индонезию, Камбоджу, Лаос, Малайзию, Мьянму, Сингапур, Таиланд Филиппины, Восточный Тимор. В нем проживает 545 млн. чел. (или около 8,5% мирового населения). Совокупное производство продукции и услуг составляет 2% общемирового.
Он представляет значительный интерес, в частности, как регион деятельности АСЕАН - ассоциации стран Юго-Восточной Азии.
Таблица 1 Внешняя торговля стран АСЕАН в 2005 г. в мировой торговле [4.С.54]
Источник: по данным ASEAN Statistical Yearbook. 2005, p54.
Из таблицы видно, что основные торговые обороты стран АСЕАН приходятся, прежде всего, на Сингапур, Малайзию и Таиланд. Они обеспечиваются за счет экспортоориентированных производств и импорта комплектующих для последующей сборки готовой продукции и экспорта.
Самые крупные экспортные рынки для АСЕАН - рынки США, ЕС, Японии, Китая (включая Гонконг) и Республики Корея. Эти же страны - главные партнеры в импорте. Среди них Япония - на первом месте, за ней следуют США, ЕС, Китай (включая Гонконг), Республика Корея.
Доли экспорта и импорта стран АСЕАН в общемировой торговле значительно превышают доли их ВВП в общемировом ВВП. О динамичном развитии стран АСЕАН свидетельствуют данные таблицы 2.
Таблица 2 Динамика ВВП, ВВП на душу населения в странах АСЕАН (1998 и 2005 гг.)
Источник: The World Bank. Group World Development Indicators. 2006. P.2
Как видно из таблицы, за семь лет все страны АСЕАН (за исключением Сингапура) увеличили свой вклад в мировой ВВП. Доля ВВП Сингапура в мировом ВВП хотя и снизилась, но по показателю `ВВП на душу населения` он остается лидером (25433 долл. США), что отражает высокий уровень жизни в стране.
Доля импортируемых сырья, материалов и готовых компонентов в продукции региональных производителей составляет 45% в химической промышленности, 53 % в машиностроении, 56% в транспортном оборудовании, 70% в производстве электротоваров. Трудоемкие отрасли производства, такие как кожевенная, производство одежды включают 40-43%, обувная- 56% импортируемого сырья. Такая ситуация объясняется отсутствием конкурентоспособных национальных поставщиков сырья и комплектующих необходимого качества.
Вместе с тем, уровень развития промышленности в этих странах далеко не одинаков. Можно выделить три их группы в соответствии с нынешним уровнем развития промышленности. Группа наименее развитых стран региона включает Вьетнам, Камбоджу, Лаос и Мьянму.
К группе стран со средним уровнем развития промышленности относятся Индонезия, Таиланд и Филиппины.
Наиболее развитые государства региона - Сингапур и Малайзия. Показатели их промышленного производства указывают на начавшийся в этой группе стран переход к постиндустриальной стадии развития экономики - к становлению инновационных отраслей технологическому совершенствованию производства в отраслях, составляющих основу нынешнего их экспортного потенциала.
В целом АСЕАН характеризует достаточно последовательная политика, во-первых, гарантирующая макроэкономическую стабильность и обеспечивающая быструю аккумуляцию средств и их распределение в соответствии с конкурентными преимуществами отдельных стран, сравнительно низкий уровень инфляции и ставка рефинансирования, баланс государственных расходов и доходов, курс национальной валюты, приемлемый для производителей; во-вторых, обеспечивающая поддержание конкурентоспособности национальной продукции, которая продается на открытых рынках при свободной конкуренции с импортными товарами и не субсидируется государством; в-третьих, рассчитанная на быструю аккумуляцию капитала и человеческих ресурсов развитие инфраструктуры достаточной, чтобы избежать проблем при росте хозяйственной активности, на повышение квалификации работников; в-четвертых, предусматривающая развитие сельскохозяйственного производства и сектора услуг для равномерного и сбалансированного развития экономики; в-пятых, обеспечивающая развитие договорных отношений и побудительных мотивов, основанных или на личной материальной заинтересованности граждан, или на социальной солидарности и на механизмах, стабилизирующих создание благоприятной социальной обстановки; в-шестых, предусматривающая достаточную компетентность должностных лиц - достаточную, чтобы направлять экономические трансформации в нужное русло.
Такая политика требует реализации следующих организационно-экономических принципов:
1. Всесторонней мобилизации внутренних ресурсов стран региона, предполагающей возможность достижения синергетического эффекта в развитии, государственное финансирование перспективных проектов, поощрение частных инвестиций в национальные предприятия, предоставление льготного режима налогообложения, развитие информационного обеспечения, упрощение бюрократических процедур для национальных промышленных предприятий.
2. Формирования механизма, необходимого для привлечения и освоения ПИИ, путем создания положительного имиджа в отношении рентабельности вложений, безопасности и удобства ведения бизнеса, совершенствования финансовой системы, стандартизации отчетности компаний, развития института страхования инвестиций.
3. Приоритетного развития промышленной инфраструктуры.
4. Формирования современной законодательной, нормативно-правовой базы в сфере привлечения и использования ПИИ.
5. Приоритетного развития собственных макротехнологий.
6. Определения приоритетных направлений развития промышленности с учетом долгосрочных перспектив, предполагающих формирование промышленной специализации стран ЮВА, исключение практики дублирования производств и снижение затрат на внутрирегиональную конкурентную борьбу.
7. Повышения ресурсного самообеспечения экономики региона за счет увеличения степени переработки добываемой в регионе нефти, использования атомной энергетики, внедрения новых технологических разработок в национальное производство, увеличения степени самообеспечения в поставках производственных компонентов.
8. Учета перспектив ориентации производств на внутренний рынок региона. Рост уровня жизни населения позволит снизить экспортную зависимость региона.
9. Заблаговременной подготовки кадров. При отсутствии на рынке труда работников необходимой квалификации, найм таковых из других стран оказывается достаточно дорогостоящим и затрудняет работу предприятий.
10. Развития отраслей добывающей промышленности, обеспечивающего конкурентные преимущества стран АСЕАН. Многие месторождения полезных ископаемых, особенно в наиболее бедных странах ЮВА (Мьянма, Лаос, Камбоджа, Вьетнам) остаются неразведанными и не разрабатываются из-за слабой инфраструктуры, высоких затрат и отсутствия инвестиций.

Интеграционные процессы в регионе ЮВА, с одной стороны, позволяют расширить рынки сбыта продукции национальных производителей, снизить торговые и административные барьеры, с другой - создают условия для производственной кооперации. При этом интеграция осуществляется на разных уровнях.
Глобальный уровень интеграции отражается в членстве в ВТО, МВФ, АТЭС и других организациях. Правда, активное сотрудничество стран ЮВА с международными экономическими организациями неоднозначно сказывается на их экономике. Помощь, предоставляемая на развитие инфраструктуры, борьбу с бедностью, образование, медицину позволила им отчасти снять остроту проблем в этих сферах. В то же время быстрая либерализация внутренних рынков стран нанесла определенный ущерб национальным производителям, усилила зависимость региона от импорта товаров из развитых стран.
Надрегиональный уровень интеграции проявляется во взаимоотношениях стран ЮВА с государствами, прилегающими к региону на многосторонней: АСЕАН+3 (АСЕАН, Китай, Ю. Корея, Япония), зона свободной торговли между Мьянмой, Бангладеш, Индией, Шри-Ланкой и Таиландом и на двухсторонней основе, например в зоне свободной торговли между Таиландом и Австралией. Интеграционные процессы на данном уровне, в отличие от уровня глобального, имеют больше положительных результатов для стран ЮВА.
Региональный уровень интеграции представлен отношениями в рамках АСЕАН, заключенное в 1992 году соглашение о создании зоны свободной торговли предусматривает устранение торговых тарифов между странами-членами с перспективой интеграции стран АСЕАН на основе создания единой производственной базы и регионального рынка. Зона свободной торговли начала действовать с 1 января 2003 года. Страны, подписавшие соглашение, снизили торговые тарифы на большинство товаров до 5%. Тарифы будут полностью отменены к 2010г. для АСЕАН-6 и к 2015г. для новых членов, с введением особого режима для некоторых `особо чувствительных` товаров до 2018г. правда, пока основные интересы стран-участников блока обращены скорее вовне [112.С.8]. Но путем понижения ставок тарифов АСЕАН надеется поддержать трансграничную торговлю и взаимные потоки инвестиций.
Субрегиональный уровень интеграции стран ЮВА представлен так называемыми зонами экономического роста - трех- и четырехсторонними соглашениями, в рамках которых решаются отдельные вопросы и трансграничной торговли. По отношению к деятельности АСЕАН данный уровень интеграции позволяет на основе соглашений узкой направленности решать проблему устранения различий в уровнях экономического развития стран ЮВА.
В рамках АСЕАН особенно большое значение имеют рекомендации внутри-региональным промышленным группировкам, призванные обеспечить более успешное управление ресурсами и минимизировать масштабы неконтролируемой производственной деятельности, а также меры по либерализации финансовой системы региона. В октябре 1998 года было подписано рамочное соглашение о создании Инвестиционной зоны АСЕАН. Согласно этому соглашению, страны-участники должны открыть свои промышленные сектора для региональных инвесторов в той же степени, что и для национальных, в том числе для реализации таких крупных проектов, как проект сооружения трансАСЕАНского газопровода, создания азиатской газовой сети ОПЕК с выходом на крупные рынки сопредельных ЮВА стран.
В целом успех дальнейшего развития и подъема экономики региона ЮВА во многом зависит от углубления их экономической интеграции, промышленной кооперации, предполагающих и учет особенностей отдельных стран при формировании их общей экономической политики.


Литература:
1. Былиняк, Н.М. Хрящева, А.С. Акопян и др. АСЕАН в системе международных экономических отношений - М.: Наука. Изд. фирма "Вост. лит.", 1994. - 262с
2. Комзолов А.А. Системный, ситуационный и динамический подходы в экономике и финансах. - М.:ЗАО "Финстатинформ", 1998.- 101 с
3. Бандурин В.В., Рачич Б.Г., Чатич М. Глобализация мировой экономики и Россия.- М.: Буквица, 1999.-304 с.
4. ASEAN Statistical Yearbook 2005- http://www.asean.org/publications/ (28.05.06)
5. The World Bank Group-World Development Indicators 2006 - http://www.worldbank.org/data/wdi2006 (28.05.06)

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия