Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Эмильбекова Э. Б.
аспирант кафедры международных экономических отношений Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Проблемы торгово-экономического взаимодействия Кыргызстана с другими странами ЕврАзЭС

Основными целями интеграционной политики Кыргызстана в отношениях со странами ЕврАзЭС являются:
 создание механизма для эффективного функционирования общих рынков товаров, услуг, капитала, ценных бумаг и труда;
 сохранение и развитие единых транспортных, энергетических и информационных систем;
 создание системы интегрированной экономики, базирующейся на развитии производственной и научно-технической кооперации и инвестициях в человеческий капитал.
Торгово-экономические отношения Кыргызстана со странами Сообщества вместе с тем нельзя считать полностью сложившимися. Это связано и с тем, что открытость экономики республики еще не подкрепляется системой государственной поддержки энергоориентированных и импортозамещающих производств. Стратегия внешнеэкономической деятельности еще не подчинена в полной мере интересам структурной перестройки интегрированных экономик. Преобладание в кыргызском экспорте сырья делает его крайне зависимым от колебаний конъюнктуры на внешних рынках. Негативное влияние на развитие интеграции оказывают и кризис неплатежей, и проблемы платежно-расчетных отношений, связанные с ограниченной конвертируемостью национальных валют и несовершенство законов, в частности о зонах свободной торговли, порядке применения налогов и оформлении таможенных процедур при свободном перемещении товаров и услуг; о движении капитала и рабочей силы и др.
Между тем, к положительным результатам, которые может получить Кыргызстан от участия в ЕврАзЭС, можно отнести:
-рост товарооборота со странами-членами Сообщества;
-увеличение притока инвестиций в республику и рост ВВП за счет свободного движения капитала в рамках ЕврАзЭС;
-положительное влияние интеграции на уровень жизни республике вследствие возможности получения образования в странах ЕврАзЭС, экономии времени и средств за счет свободного пересечения границ гражданами в пределах Сообщества, развития и сближения народов, их культуры и искусства;
-влияние интеграции на повышение научно-технического потенциала республики за счет развития научно-производственной кооперации и осуществления совместных научно-технических проектов в рамках Сообщества;
-содействие обеспечению экономической безопасности, обороноспособности, национальной безопасности республики и связанному с этим к сокращению бюджетных расходов на безопасное состояние государственных границ Кыргызстана с третьими странами.
Среди отрицательных результатов следует иметь ввиду возможность `утечки мозгов`, миграции рабочей силы в наиболее трудоспособном возрасте в наиболее развитые страны Сообщества, оттока капитала из Кыргызстана в страны Сообщества из-за неблагоприятного инвестиционного климата и общей неблагополучной экономической, социальной и политической ситуации в республике.
В определенной мере о развитии интеграции можно судить и по развитию внешней торговли Кыргызстана. Среди стран `ближнего зарубежья` Россия, Казахстан и Узбекистан являются основными его торговыми партнерами. В 2005 году по сравнению с 2000 годом торговый оборот Кыргызской Республики с государствами - участниками ЕврАзЭС увеличился на 44% и достиг 837,2 млн. долл. (против 469,3 млн. долл. в 2000 г.). Из таблицы 1 видно, что экспортные поступления в страны Сообщества увеличились по сравнению с 2004 г. и составили 274,8 млн. долл. Импорт увеличился незначительно на 10,5 % и составил 562,4 млн. долл. Сальдо торгового баланса было отрицательным.
Таблица 1 Экспорт Кыргызстана в страны Евразийского экономического сообщества (в млн. долл.)
Рассчитано по: данным Публикаций Национального статистического комитета Кыргызской Республики //http://www.stat.kg/Rus/Home/obzor.html#Top1, Платежного баланса Кыргызской Республики за 2004 год //www.nbkr.kg/balans/Bal_04_god_R.pdf Публикаций Азиатского Банка Развития, данным статистического комитета СНГ.
В общем объеме экспорта в страны Сообщества наибольшую долю имеют текстиль и текстильные изделия (21,3%), готовые пищевые продукты (17,9%), изделия из камня и цемента; стекло и изделия из него (13%), минеральные продукты (11,1%). На долю машин, оборудования и механизмов приходится 8% пластмасс и изделий из них -5,6%, животных и продуктов животного происхождения - 5,5%, транспортных средств и их части - 5%), продукции химической промышленности - 4,3%. Доля хлопкового волокна - 11,2%, сахара - 7,2%, табака - 6,2%, молока и молочных продуктов - 5,8%, неорганических химических веществ - 3,7%, цемента - 3,6% .
Вместе с тем, в 2005 г. На 21% сократился экспорт в страны ЕврАзЭС электроэнергии.
В импорте Кыргызстана из стран ЕврАзЭС преобладают (42% против 38% в 2004 году) продукты переработки нефти. Основными экспортерами этой продукции являются Россия и Казахстан. В 2005 году из Казахстана было импортировано 123 тыс. т. продуктов переработки нефти, из России - 428 тыс. т (против 340 тыс. т в 2004 г.) .
В общем экспорт в Россию в 2005 г. По сравнению с 2001 г. Увеличился на 52%, в Казахстан - на 68%, импорт из России вырос на 77,5%, из Казахстана - на 53%
Таблица 2 Импортные поступления в Кыргызстан из стран ЕврАзЭС ( в млн. долл.)
Рассчитано по: данным Публикаций Национального статистического комитета Кыргызской Республики http://www.stat.kg/Rus/Home/obzor.html#Top1, Платежного баланса Кыргызской Республики за 2004 год - www.nbkr.kg/balans/Bal_04_god_R.pdf данным публикаций Азиатского Банка Развития, данным статистического комитета СНГ.
Основными составляющими импорта из стран Сообщества были минеральные продукты (47,3% общего объема ввоза из стран СНГ), готовые пищевые продукты (9,4%), продукция химической промышленности (8,6%), машины, оборудование и механизмы (8%), недрагоценные металлы и изделия из них (5,9%), продукты растительного происхождения (4,9%), пластмассы и изделия из них (3,4%), бумажная масса, бумага, картон и изделия из них (2,6%), древесина и изделия из нее (2,6%) .
Россия и Казахстан - самые важные торговые партнеры в рамках Сообщества. Их доля во всем внешнеторговом обороте Кыргызстана со странами СНГ в 2005 г составляла 90%.
Страны Сообщества не одобрили не согласованное вступление Кыргызстана в ВТО, нарушившее требования членства в ЕврАзЭС и сделавшее невозможным соблюдение общих для стран-членов правил перемещения товаров через границы в его рамках. В то же время опыт республики показал, что если страна не имеет сильных позиций ни по одному сектору экономики, то ее членство в ВТО не дает ей значимых выгод.
Ситуация может измениться лишь после вступления в ВТО России, Казахстана и Узбекистана. Членство этих стран позволит совместно решать конфликты и споры с помощью применяемых ВТО процедур. Республика сможет решить проблему и транзита своих товаров через их территорию. Вступление соседних стран в ВТО будет способствовать снижению цен на отечественные товары на внешних рынках за счет уменьшения тарифов и транспортных издержек.
Для дальнейшего развития торгово-экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, с нашей точки зрения, необходимо:
1. Определить общие принципы применения железнодорожных тарифов, единых для стран ЕврАзЭС и продолжить работу по их снижению при экспорте и транзите товаров по территории стран ЕврАзЭС.
2. Обеспечить комплекс мер, необходимых для устранения административных барьеров при таможенном оформлении условных цен.
3. Разработать согласованные меры для совместного продвижения экспортных товаров на внешние рынки.
4. Подготовить проект Генерального плана размещения производительных сил стран ЕврАзЭС на долгосрочный период в целях исключения дублирования производств и снижения внутренней конкуренции на однородные товары.
5. Ввести на взаимной основе мораторий на применение странами ЕврАзЭС защитных и антидемпинговых пошлин во взаимной торговле.
6. Активизировать выставочно-ярмарочную деятельность и сделать регулярными встречи предпринимателей государств-членов ЕврАзЭС.
7. расширить обмен опытом по вопросам стандартизации, метрологии, сертификации и управления качеством в рамках ЕврАзЭС, в том числе для повышения уровня информированности предпринимательских кругов и сотрудников администраций в отдельных регионах стран Сообщества.
8. Определить возможности установления обоснованного единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации в странах ЕврАзЭС.
Особое значение приобретают совместные действия в целях совершенствования конкуренции и управления: имеются ввиду совместные усилия по устранению основных экономических и политических барьеров при создании новых предприятий, барьеров для коммерчески нежизнеспособных предприятий (том числе за счет ликвидации практики терпимого отношения к просроченным задолженностям), расширение круга компетенции властей, отвечающих за развитие конкуренции, за действия, ведущие к ограничению конкуренции, в целом совершенствование системы управления, в том числе для эффективного разрешения хозяйственных споров и повышения прозрачности деятельности государственных чиновников.
Наиболее важно совершенствование механизмов, содействующих развитию внешней торговли, координации деятельности ведомств внутри страны и в отношениях между странами, принятие коммерчески ориентированных таможенных кодексов и внедрение информационных технологий в таможенные системы, осуществление согласованной политики налогообложения, в том числе частных предприятий с иностранными инвестициями, и инвестиционной политики, создание эффективной системы платежно-расчетных отношений.
Необходимо разработать и организационно-экономический механизм государственного регулирования эмиграции рабочей силы из Кыргызстана, который бы сдерживал отток высококвалифицированной рабочей силы из страны.
Кыргызстан заинтересован в стабильных поставках из государств Сообщества широкой номенклатуры продукции, в использовании имеющихся в странах ЕврАзЭС производственных мощностей на основе международной специализации и кооперации производства, в сохранении доступа к огромным и уникальным сырьевым ресурсам, которыми располагают бывшие советские республики и вокруг которых уже разворачивается конкурентная борьба с участием развитых стран.
ЕврАзЭС сегодня является наиболее эффективной структурой на постсоветском пространстве. Слияние ОЦАС и ЕврАзЭС позволяет использовать их механизмы для решения многих вопросов межгосударственного сотрудничества в Центральной Азии, снизить финансовые расходы и затраты времени для достижения общих целей, обеспечить общий подъем экономики стран-участниц за счет увеличения товарооборота и снижения таможенных барьеров.
Достижение прочной экономической безопасности, приобретение более емких рынков и источников более дешевых и качественных ресурсов использования преимуществ более широкого культурно-цивилизованного пространства, сулящего новые технические и фундаментальные знания, обеспечивается именно взаимовыгодным сотрудничеством в рамках ЕврАзЭС.


Литература
1. Барбасов М. Интеграция государств ЕврАзЭС и ВТО //Центральная Азия и Кавказ. -2001. -?2 (14) -с. 31.
2. Быков А.Н. Вызовы глобализации и перспективы евразийской интеграции: (Вопросы внешнеэкономической стратегии России): (Научный доклад); ИМЭПИ РАН. -М.: ИМЭПИ, 2004. -112с.
3. Смаилова Г. ВТО в мировой экономике и опыт соседних стран. http://www.imep.kz/img/docs/26.pdf
4.Freinkman,Lev. Trade Performance and Regional Integration of the CIS Countries/Lev Freinkman, Evgeny Polyakov, Carolina Revenco. -Washington (D.C.): The World Bank, 2004. -X, 69p.: tab. - (World Bank Working Paper, ISSN 1726-5878; N 38).
5. Regionalism and globalization: Theory and practice / Ed. by Sajal Lahiri. - London ; New York: Routledge, 2001. - XX, 332p. : ill. - (Routledge contemporary econ. policy iss.).
6. Сатывалдиева, Б. Проблема расширения экспортного потенциала Кыргызской Республики // Общество и экономика. - 2004. - N 1. - С. 67-79.
7. Черкасов Н.А. Доктрина развития ЕврАзЭС в ХХI веке. http://www.m-economy.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия