Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Безуглова М. А.
докторант кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета,
кандидат экономических наук


Развитие рынка капитала в энергетике

Встреча лидеров `Восьмерки` в июле 2006 года в Санкт-Петербурге явилась знаковым событием. Впервые для встречи такого уровня в качестве центральной темы заявлена энергетика как геоэкономическая категория. Энергетическая безопасность рассматривается как глобальная проблема первостепенного ранга, предопределяющая долговременную политику и стратегию мирового развития; что немаловажно для имиджа России как ответственного партнера в решении узловых вопросов. Наша страна взяла на себя миссию обсудить эту проблему в период российского председательства в `Группе восьми`.
Для достижения Россией обоснованного уровня экономической безопасности, который обеспечит структурную интеграцию национальной экономики в мировое хозяйство, требуется выполнение нескольких основных условий:
- интеграция российской энергетики в мировую, согласованное регулирование параметров развития мирового энергетического рынка, с учетом интересов как экспортеров, так и импортеров энергоресурсов (относительная стабилизация цен на энергоносители на приемлемом для России уровне);
- привлечение инвестиций в проекты разработки энергоресурсов по схемам, обеспечивающим соблюдение интересов всех участников;
- создание надежной транспортной структуры;
- разработка и внедрение передовых технологий эксплуатации малопродуктивных месторождений углеводородного сырья;
1. Интеграция российской энергетики в мировую
В настоящее время идет заграничная экспансия российского бизнеса. Энергетические компании не только продают природные ресурсы, но и приобретают активы перерабатывающих предприятий за рубежом и вкладывают капиталы в новейшие технологии.
Начало этому было положено в 1998 году, когда НК `ЛУКОЙЛ` купила румынский нефтеперерабатывающий завод Petrotel. С тех пор зарубежные активы приобретались российскими компаниями в геометрической прогрессии. Например у ЛУКОЙЛа нефтеперерабатывающие мощности за рубежом составляют около 16,7 млн.( в том числе два перерабатывающих завода в США) против 41,8 млн. тонн на родине, а его зарубежная сеть АЗС более чем вдвое превышает количество заправок в нашей стране. Государственные компании, работающие в энергетической отрасли, стараются не отставать от коллег. Так, `Газпрому` принадлежат доли в сбытовых и газораспределительных компаниях Латвии, Литвы, Эстонии, Молдавии и Германии. РАО `ЕЭС России` владеет сетями и электростанциями в Грузии, Молдавии, Армении, Казахстане и Таджикистане. Современные российские компании зачастую предпочитают не вкладывать средства в отечественную экономику, а используют их для зарубежных инвестиций. Покупая активы за рубежом каждая российская компания преследует свои цели: нефтяники стараются получить новые рынки сбыта нефтепродуктов, транспортники - обойти протекционистские меры на зарубежных рынках. В этом заключается разница между нашей и американской экспансией за пределами страны. Такая ситуация в настоящий момент выгодна государству, так как открытость капитала, его свободное перемещение благотворно влияет на российскую макроэкономику - помогает защитить слабую отечественную промышленность и укрепить отечественную валюту.
Российские компании приобретают зарубежные активы, способные существовать как самостоятельные инвестиционные проекты, что позволяет быстрее интегрироваться в другие экономики. В этом им в последнее время активно помогает государство которое видит в экспансии российского бизнеса не только макроэкономическую выгоду, но и возможность обеспечит контроль за эффективностью и целевым использованием капиталовложений.
Государство в последнее время все активнее стало подключаться к защите интересов бизнеса за рубежом. Удачный пример государственной поддержки - совместный проект ЛУКОЙЛа и казахстанской компании `КазМунайГаз` по разработке Хвалынского месторождения газа на шельфе Каспия. Соглашения подписывались не только представителями компаний, но и на государственном уровне. Месторождение находится в пограничной зоне, поэтому проект был связан с вопросами делимитации дна Каспия, без решения которых работать было бы просто нельзя [*].
Наряду с этим Российская энергетика также нуждается в притоке капитала. Государство стремится привлечь иностранных инвесторов для разработки крупных и капиталоемких месторождений.
2. Особенности организации газового рынка
Особое место в Российском бизнесе занимает газовая промышленность.
В последнее время поставки газа в Европу стали предметом острых дискуссий в экономических, политических и общественных кругах России, Восточной и Западной Европы.
Являясь основным поставщиком природного газа в Европу, Россия имеет определенную власть на европейском рынке. Это связано с тем, что до сих пор не существует мирового рынка газа (в отличие от нефти), а также обусловлено весьма высокими издержками доставки природного газа и их зависимостью от дальности транспортировки. При этом поставщики и потребители оказываются довольно жестко связанными между собой.
Цены природного газа определяются долгосрочными двусторонними контрактами между поставщиками и потребителями, заключаемыми в значительной степени на основе мировых цен на нефть. Однако в ближайшее время такая ситуация может существенно измениться в связи со значительным ростом объемов производства сжиженного природного газа - СПГ, что открывает путь к развитию биржевой торговли газом. Хотя производство сжиженного природного газа в России можно было начать развивать уже десять лет назад, первые шаги в этом направлении сделаны только сейчас.
За последние 15 лет производство СПГ в мире возросло в среднем на 6,6% в год (в сравнении с 2,2% роста добычи природного газа) и достигло в 2004 г. 178 млрд. куб. м. В результате доля СПГ в общем объеме мирового экспорта природного газа составила в 2004 г. более 25%.
Согласно прогнозам, к 2010 г. мощности по производству СПГ планируется увеличить до 530 млрд. куб. м. Соответственно необходимо увеличить число танкеров-метановозов примерно в 2 раза (на конец 2004 г. их насчитывалось около 170).
Основными поставщиками СПГ являются страны Северной Африки, Ближнего Востока и Азиатско-Тихоокеанского региона. Хотя издержки производства СПГ все еще велики, в ряде случаев он успешно конкурирует с газом, транспортируемым по газопроводам. В частности, в 2004 г. цена СПГ в Японии составила 175 долл. за 1000 куб. м (в том же году цена природного газа в Европейском союзе равнялась 155 долл. за 1000 куб. м, а в США (Hub Henry) - 197 долл.). По некоторым оценкам, издержки поставки СПГ на Восточное побережье США (включая добычу газа) могут составить около 100 долл. за 1000 куб. м. [*]
3 Организация Европейского рынка газа.
На саммите лидеров `Восьмерки` в Санкт-Петербурге государства Евросоюза, входящие в "большую восьмерку", представили свое видение нового порядка в сфере энергетики.
Комиссия Евросоюза разработала меры по обеспечению энергетической безопасности Европы. Главный акцент в них делается на создании энергорынка, где будет создано единое "энергозаконодательство", которое обяжет подписавшие его страны действовать по заранее установленным правилам.
Газовый конфликт между Украиной и нашей страной заставил многих задуматься о предотвращении подобных ситуаций в будущем. Европейцы надеются, что если Киев согласится войти в единое энергетическое пространство, российское "голубое золото" потечет на Запад в запланированном количестве. Однако, зная позицию Украины в этом вопросе, нельзя исключать новые срывы поставок.
Для координирования ситуации и своевременной подготовки к сокращению импорта газа и нефти ЕС предполагает создать новый контрольный орган - European Energy Supply Observer (Наблюдатель за энергообеспечением Европы).
Основную часть газа ЕС получает из двух государств - России и Норвегии. Брюссель уже несколько лет пытается изменить ситуацию и привлечь на рынок других поставщиков.
Однако проблема решается не так просто, так как долговременные поставки в больших объемах могут обеспечить лишь постоянные поставщики - Москва и Осло, в то время как остальные продавцы могут выходить на европейский рынок лишь на короткое время, хотя и с большими объемами газа, поскольку в этих странах нестабильный политический режим.
Главным препятствием для новых экспортеров являются долговременные контракты, которые потребители газа в ЕС заключили с Россией и Норвегией. России выгодно использовать договорную практику Норвегии по заключению долгосрочных контрактов, рассчитанных на 20-30 лет. Такие соглашения позволяют финансировать разработку новых месторождений, в частности месторождений нефти и газа на шельфе Северного моря.
4.Иностранные инвестиции в сфере энергетики.
Для России длительные контракты будут в ближайшем будущем еще более важными, поскольку нефтегазовым компаниям придется работать в более тяжелых условиях северных морей со сложной ледовой обстановкой.
Таблица 1. Средний объем запасов коммерческих месторождений, млн. бнэ
Источник: Wood Makenzie, ВНИИОкеангеология, расчеты авторов *глубоководный шельф
Из данных таблицы 1 видно, что шельфы Баренцева, Печорского и Охотского морей характеризуются одним из самых высоких в мире показателей среднего объема открываемых запасов.
В настоящий момент одной из важнейших проблем является разработка Штокмановского месторождения, которое практически невозможно осуществить без участия иностранных компаний, прежде всего американских энергетических гигантов У России пока нет соответствующих технологий и опыта организации работы над такими проектами. В обмен на участие США в разработке Штокмановского месторождения "Газпром" мог бы получить гарантированную долю американского рынка СПГ.
Аналогичной стратегии компания придерживается и на других рынках. В 2002 г. Wintershall (подразделение BASF) и "Газпром" создали СП на базе ОАО "Севернефтегазпром", владеющего лицензией на разработку Южно-Русского месторождения - сырьевой базы Северо-Европейского газопровода. По соглашению BASF получает 50% минус одна акция, а "Газпром" увеличит долю в Wingas GmbH (СП с Wintershall) с 35 до 50% минус одна акция. Таким образом "Газпром" получит возможность участвовать в принятии решений по маркетинговой политике Wintershall в Европе и выйдет на новые рынки.
В условиях высокой конкуренции "Газпром" должен спешить определится со списком участников штокмановского проекта, так как крупнейшие квоты по поставкам СПГ в США могут захватить его конкуренты. Ведь на мировом газовом рынке Россия не является единственным поставщиком. Американцам непонятна ситуация с допуском иностранных компаний к российским недрам. В связи с этим многие инвесторы и в частности США могут перестать рассматривать Россию как перспективное место для вложений.
На июньской встрече стран ШОС, посвященной пятилетию создания этой организации, Россия и Иран сделали попытку договориться о создании организации подобной ОПЕК. Основания для этого есть: на их долю приходится около 90% мировых газовых запасов. Поэтому так велика заинтересованность американских и других иностранных компаний в участии в разработке Штокмановского месторождения и цена, которую они готовы за это заплатить.

В последние годы, наращивая добычу нефти и забирая себе все большую долю мирового рынка у ближневосточных нефтедобытчиков, Россия столкнулась с серьезной проблемой. С 2003 года Россия, возможно, исчерпала свои технические возможности по наращиванию экспорта нефти. Морские терминалы, нефтепроводы и железные дороги уже задействованы на полную или почти полную расчетную мощность. Экспорт приносит российским нефтяным компаниям куда больше прибыли, чем продажа нефти на внутреннем рынке, поэтому крупные нефтедобытчики пытаются найти новые маршруты для вывоза из России своей сырой нефти. Ряд компаний хотят строить новые нефтепроводы, так как имеющиеся сегодня находятся в полном владении государственной монополии "Транснефть".
"Транснефть" пытается нарастить пропускную способность существующего нефтепровода в морской терминал Приморск на Финском заливе, а также открыть новый нефтепровод через Словакию к терминалу на Средиземном море. Согласно планам "Транснефти", за 2005 г. пропускная способность ее нефтепроводов должна была возрасти на 7%, или на 220000 баррелей в сутки.
Однако всего этого на сегодня недостаточно для обеспечения все возрастающего спроса со стороны нефтяных компаний, многим из которых "Транснефть" была вынуждена отказать. И это симптом грядущей болезни всей российской нефтяной индустрии.
Тем не менее, попытки развивать собственную нефтетранспортную структуру могут вызвать определенные разногласия среди нефтяных компаний и между ними и "Транснефтью".
Многие крупные нефтяные компании утверждают, что готовы передавать в эксплуатацию правительству в лице "Транснефти" собственные нефтепроводы и терминалы для экспорта сырой нефти, которые они построят. Так, в частности, появился проект строительства морского терминала в Мурманске, куда предполагается подвести нефтепровод из Сибири.
Известно, что в настоящий момент идут переговоры между американской и российской сторонами о поставках нефти из России в США. Предполагается начать несколько пилотных проектов, в которых примут участие нефтяные компании обеих стран. Также известно, что большим препятствием в осуществлении поставок является недостаток у России полноценного танкерного флота и глубоководных портов.
Принятые решения и договоренности на Саммите `Восьмерки` включают коммерческое сотрудничество в энергетическом секторе и "взаимодействие в области разведки, производства, переработки, транспортировки и сбыта энергоносителей, реализации совместных проектов в этой области". Это предоставляет России уникальную возможность для выработки принципиально новой инновационной экономической стратегии.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия