Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Николаев М. В.
профессор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова (г. Якутск),
доктор экономических наук

Марактаев А. Н.
директор Якутского филиала НП "Алмазная Палата России"

Современные тенденции развития алмазно-бриллиантового комплекса России в условиях вступления в ВТО на базе межотраслевой и межрегиональной интеграции

Анализ изменений внешней среды деятельности предприятий алмазно-бриллиантового комплекса в современных условиях подтверждает выводы институциональной теории о том, что развитие глобальных технологических цепей представляет собой революцию в системе социальных институтов, преобразование рыночного механизма, форм конкуренции, методов ценообразования на алмазное сырье и бриллианты, маркетинга, стратегического менеджмента.
К числу организационно-экономических предпосылок формирования интегрированных технологических цепей в алмазопроводе относится глобализация экономики; информатизация производства и распределение материальных благ и услуг; индивидуализация маркетинга, связанная с насыщением рынков и изменением их структуры; развитие логистических методов управления товароматериальными и информационными потоками и субконтрактных (субподрядных) отношений крупного и малого бизнеса.
Именно современные технологии связи и информации создали совершенно новые условия в алмазно-бриллиантовом комплексе для движения капитала, для его быстрого `перелива` из одной страны в другую. Движением торговых потоков теперь можно управлять из единого центра, средства связи между отдельными подразделениями или дочерними предприятиями транснациональных компаний (De Beers, LID Ltd., АК `АЛРОСА`) позволяют им значительно расширять операции, оперативно менять стратегию деятельности, независимо от местонахождения.
В результате всех этих сдвигов степень экономической, научно-технической, правовой и информационной интернационализации предприятий алмазопровода достигла критической массы, при которой отдельные государства являются составными частями единой экономической системы, включающей в себя централизованные производственно-сбытовые структуры, финансовые и информационные сети.
Вступление России в ВТО - это ключевой элемент российской интеграции в международную экономику и эта задача является одной из самых сложных. Последствия вступления России в ВТО окажут колоссальное влияние на развитие российского алмазно-бриллиантового комплекса, который представляет собой межотраслевой производственно-торговый комплекс и отличается сложными, обширными связями между предприятиями производственной и непроизводственной сфер. Он включает в себя практически все структурные элементы мировой экономики: первичные отрасли (добычу алмазов), вторичные отрасли (производство бриллиантов, изготовление ювелирных изделий с бриллиантами, производство изделий промышленного назначения из технических алмазов), третичные отрасли (оптовую торговлю алмазами и бриллиантами, оптовую и розничную торговлю ювелирными изделиями с бриллиантами и изделиями из технических алмазов) и четвертичные отрасли (реклама бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами) и характеризуется рядом особенностей, которые обуславливают специфику комплекса:
Во-первых, высокая стоимость конечного продукта, его тесная связь с производством драгоценных металлов (золото, платина, палладий) и быстрый рост добавленной стоимости по мере обработки сырья.
Во-вторых, разнородность экономики первичных, вторичных, третичных и четвертичных отраслей АБК и неравномерность их размещения с учетом того, что конечный ювелирный продукт не является предметом первой необходимости и реализуется преимущественно в богатых странах.
В-третьих, высокая степень монополизации, глобальная монополия одной компании в сфере распределения и оптовой торговли бриллиантами.
В-четвертых, интенсивная интернационализация, основанная на кооперации различных стран и регионов с учетом уникальности и нестандартности бриллиантов.
В-пятых, сильная государственная поддержка российских предприятий АБК и повышенный контроль над их деятельностью.
Изменения на мировом алмазном рынке, произошедшие за последнее время, существенно преобразовали систему формирования цен на алмазное сырье компаний продуцентов. Если до недавнего времени цены на алмазное сырье и бриллианты не оказывали прямого воздействия друг на друга, то происходящие в последнее время изменения говорят об обратном. Изменение структуры алмазопровода имеет тенденцию к созданию существенной зависимости цен на алмазное сырье от ситуации на рынке ювелирных изделий бриллиантовой группы. Ценообразование на алмазное сырье, объемы добычи, реализация производителям бриллиантов будут определяться исходя из успешности проведения маркетинговых кампаний, во многом определяющих конъюнктуру рынка ювелирных изделий. ТНК `Де Бирс` также пересмотрела свою стратегию дальнейшего развития в пользу создания вертикальной интеграции начиная от алмазного сырья до продажи ювелирных изделий с бриллиантами под единой торговой маркой `Де Бирс`. Для этого было создано совместное предприятие с мировым лидером в торговле предметами роскоши - группой компаний LVMH (Louis Vuitton Moet Hennessy), которое будет производить бриллиантовые украшения под маркой De Beers.
Настоящие изменения стратегии нацелены на усиление своих позиций на рынке, как алмазного сырья, так и остальных ступеней алмазопровода: добыча алмазов, производство бриллиантов, производство и реализация ювелирных изделий.
Инициированный Кимберлийский Процесс продемонстрировал способность консолидации действий и серьезность подхода участников алмазного рынка к вопросам отстаивания геополитических интересов определенных групп. Выход закрытых коммерческих взаимоотношений диамантеров из категории бизнеса в категорию открытой политики и использование для этих целей государственных ресурсов показывает важность, с точки зрения геополитики государств, использования алмазного бизнеса в качестве эффективного экономического и политического средства на международной арене. Специализация мировой алмазной торговли, а также борьба за удержание завоеванных позиций и расширение сферы влияния определяет необходимость рассмотрения изменений на мировом алмазном рынке с точки зрения геополитики стран участников.
Одним из способов выбора стратегии продвижения продукции алмазных компаний является сегментирование рынка, анализ и определение одной из трех стратегий: недифференцированная, дифференцированная и концентрированная.
При недифференцированной стратегии игнорируются всякие различия между рыночными сегментами и осуществляется выход на весь рынок с одним продуктом - алмазом, как общим понятием. Фокусируется внимание на том, что является общим в потребностях потребителей, а не на том, чем они отличаются друг от друга. Используются массовые системы товародвижения и массовые рекламные кампании. Достигается экономия затрат. Данный тип стратегии больше подходит алмазодобывающим структурам.
Двумя другими типами стратегии маркетинга (дифференцированной и концентрированной) будут пользоваться алмазогранильные компании и производители ювелирных изделий, для которых важно продвинуть конкретный, специально разработанный для отдельного сегмента продукт.
Наибольшую выгоду в стратегическом, а, следовательно, в финансовом плане может принести использование сразу всех трех типов стратегий, применимых в основном, на разных стадиях алмазопровода. Недифференцированный - на стадии добычи и реализации необработанных алмазов, дифференцированный - на стадии производства и реализации бриллиантов, концентрированный - на стадии производства и реализации ювелирных изделий.
Следующим качественным элементом продвижения получаемого таким образом товара, является выделение его из общего потока товаров одной группы путем присвоения (отнесения) его к общему наименованию для утверждения правильного образа, соответствующего существующим традиционным этическим и моральным требованиям потребителей любого сегмента рынка.
В последнее время у стран продуцентов наблюдается тенденция к увеличению своей роли в обработке и обороте алмазного сырья. Ярким примером этому является создание в 1994 г. компании `Намдеб` (Правительство Намибии - 50%, Де Бирс - 50%) и дальнейшие попытки Правительства Намибии вынудить `Намдеб` организовать поставки необработанных алмазов намибийским производителям бриллиантов. Крупнейшим намибийским производителем бриллиантов является компания LLD Diamond Namibia, в планах которой нарастить объемы производства достаточных для переработки до 15% всей намибийской добычи необработанных алмазов. Аналогичным примером является создание компании `Бриллианты АК "АЛРОСА"` с годовым оборотом 126 млн. долл. США (2003 г.), а также включение алмазодобывающей компании АК "АЛРОСА" и лидера российской алмазогранильной отрасли Смоленского `Кристалла` в число стратегических предприятий Российской Федерации. Эти шаги обусловлены необходимостью повышения конкурентоспособности российской экономики в мировом масштабе путем увеличения доли добавленной стоимости и производительности труда на территории Российской Федерации.
На мировом алмазном рынке наблюдается тенденция усиления борьбы за отстаивание геополитических интересов участников на различных уровнях: стран, регионов и континентов. Присутствие таких тенденций объясняется тем, что торговля алмазами занимает важное место в научном, культурном и экономическом развитии стран.
Основными производителями бриллиантов выступают Индия, Израиль и страны ЮВА, (страны ЮВА как совокупность участников рынка с производственным потенциалом). Имеется четкая тенденция дальнейшего перехода производственных инициатив остальных участников в эти три страны. Существует также явная конкуренция между ними самими. Так в настоящее время Израиль быстрыми темпами теряет свои позиции в пользу двух остальных лидеров - Индии и стран ЮВА, но пока несколько сохраняет свои позиции благодаря уровню развития новых технологий. В ближайшее время наибольший объем алмазов будет обрабатываться в Индии и странах ЮВА, а технологически сложные и дорогие камни еще будут оставаться в Израиле, Бельгии и США.
Несколько другая картина наблюдается в сфере торговли и потребления, хотя и здесь существует смещение в сторону Индии и стран ЮВА, но с гораздо меньшими темпами. Это обусловлено существующими чисто экономическими условиями мирового хозяйства. Мировыми лидерами распределения (реализации) являются Индия, Бельгия, Израиль и США.
Такая перестановка продиктована тем, что капитал, вкладываемый в производство бриллиантов в страны ЮВА, принадлежит в основном Бельгии и Израилю. Индия участвует своим капиталом, а США включается как мировой лидер распределения в основном для своего внутреннего потребления. Таким образом, основными центрами распределения бриллиантов останутся: Индия, Бельгия, Израиль и США.
В потреблении бриллиантов мировым лидером является США. Среди остальных участников распределения наблюдается перестановка сил и Индия, в связи с этим, уже не попадает в число лидеров. Страны же Азиатско-Тихоокеанского Региона (АТР) опережают в потреблении и Ближний Восток и Европу. Объемы потребления последних уже сравнялись.
Высокий уровень потребления этими регионами обусловлен, прежде всего, благоприятными экономическими условиями. Основными потребителями неоправленных бриллиантов останутся: США, страны АТР, Ближний Восток и Европа. При удачном раскладе могут появиться такие регионы как Южная Америка и Россия.
Среди перечисленных лидеров производства и распределения бриллиантов нет ни одного продуцента необработанных алмазов, что является следствием сохраняющейся ситуации мирового устройства АБК, исторически созданной деятельностью ТНК `Де Бирс`, придерживающейся политики `алмазы должны обрабатываться не на местах их добычи`. В настоящее время существует явная и четкая тенденция того, что страны-продуценты необработанных алмазов не могут обойти вниманием объемы оборота капитала и получаемых от этого доходов на этапах производства и распределения бриллиантов. В этом случае возникает конфликт проводимой геополитики страны-продуцента необработанных алмазов с геополитикой, проводимой странами производителями бриллиантов. Это исторически сложившееся разделение сложно изменить за короткий период времени и поэтому имеются достаточно твердые предпосылки сохранения настоящего положения в обозримом будущем.
На основе проведенных маркетинговых исследований ТНК `Де Бирс` выработала для себя стратегическую цель - увеличение спроса на ювелирные изделия с бриллиантами на 50% за 10 лет. Согласно этому корпорация увеличила свои расходы на маркетинговые исследования со 178 млн. долл. до 200 млн. долл.
По результатам проведенных исследований, объемы мирового потребления алмазов возрастают, что уже сейчас заставляет всех участников алмазного рынка определять свою стратегию согласно будущему положению сил. Так, страны-продуценты необработанных алмазов стараются выстроить свою стратегию таким образом, чтобы увеличить свое присутствие и влияние на сектор производства бриллиантов и их распределения, и, как следствие, быть участником регулирования цен на ювелирном рынке. Такая стратегия построения вертикально-интегрированных структур могла бы им обеспечить определенный уровень безопасности в ведении добычи и получения стабильных доходов, быть в большей степени огражденным от колебаний рынка не только драгоценных камней, но и мировой экономики в целом.
АК `АЛРОСА` выстраивает вертикально-интегрированный комплекс путем увеличения своей доли в уставных капиталах гранильных предприятий и налаживания более тесного сотрудничества с ведущими российскими гранильными предприятиями, такими как, ОАО `Смоленский кристалл`, ОАО `Алмазный мир`, Алтайский ПО "Кристалл", группа предприятий в Орловской, Смоленской и Архангельской областях. Кроме того, к сотрудничеству привлекаются зарубежные гранильные предприятия, например, американская компания Lazare Kaplan International (LKI). Реализация данного проекта позволит АК `АЛРОСА` обрабатывать алмазное сырье на сумму 500-550 млн. долл. ежегодно.
Также для АК `АЛРОСА` имеет большое значение разработка и продвижение ее собственного брэнда. Основными задачами развития маркетинговой деятельности АК `АЛРОСА` является стимулирование продаж алмазов, бриллиантов и ювелирных изделий с бриллиантами, сопутствующих услуг на внутреннем и внешнем рынках с целью создания условий для повышения прибыли и привлечения дополнительных инвестиций в развитие алмазодобычи. В сентябре 2005г. АЛРОСА и смоленский "Кристалл" объявили о намерении создать и продвигать совместный брэнд для продажи ювелирных изделий с бриллиантами. Таким образом, предполагается совместная выработка единой производственной и сбытовой стратегии, результатом реалзации которой станет не только увеличение выпуска бриллиантов в России и рост продаж ювелирных изделий, но и увеличение рабочих мест, повышение уровня жизни и социальной обеспеченности населения в регионах деятельности компаний.
Оценка базовой роли вертикально-интегрированных структур предприятий алмазно-бриллиантового комплекса в региональном социуме изменяет содержание понятия `эффективность`, выдвигая на первый план макроэкономический эффект, включающий три основные составляющие:
- синергический макроэкономический эффект интеграции, не сводимый непосредственно к прибыли и достающийся потребителям ювелирных изделий (повышение эффекта удовлетворения потребностей в расчете на единицу затрат) и обществу в виде экономии затрат на социальные компенсации (пособия безработным), охрану окружающей среды, правопорядка, содержание нетрудоспособных и т.д.);
- социальный эффект, связанный с созданием новых рабочих мест квалифицированного труда, улучшением качества жизни, развитием образования, культуры, делового климата и других общественных благ;
- информационный эффект, связанный с созданием новой научно-технической, организационно-коммерческой и социальной информации, которая может быть использована на коммерческих и некоммерческих началах на региональном, национальном и глобальном уровне.
При этом следует выделить следующие конкурентные преимущества вертикально-интегрированных комплексов в АБК:
- снижение коммерческого риска в связи с удорожанием поставок алмазного сырья;
- проникновение на перспективные новые рынки предметов роскоши при меньших трансакционных издержках;
- обеспечение финансовой устойчивости за счет уменьшения зависимости от колебаний спроса и цен на отдельные товары и на отдельных сегментах рынка;
- синергический эффект за счет развития производственной кооперации внутри ВИК, более полного использования ее исследовательского потенциала, инфраструктуры, системы сбыта;
- создание новых возможностей для кооперации предприятий, представляющих разные отрасли, стратегического маркетинга и менеджмента;
- диверсификация производства.
В последнее время достаточно динамично развивается район Азиатского континента и бассейна Тихого океана. Еще 15-20 лет назад эти страны относились к беднейшим государствам мира, но в последние годы их социально-экономический прогресс был достаточно стремительным. За последнее десятилетие ХХ столетия доля обрабатывающей промышленности в ВВП этих государств увеличилась с 15 до 27%, а доля экспорта готовой продукции во всем их экспорте - с 14 в 1975 году, до 66% в 1997. Страны Азиатско-тихоокеанского региона занимают видное место не только благодаря высокому стабильному росту валового национального продукта (в среднем 8% в год за последние 20 лет), но и возросшей конкурентоспособностью своей продукции на мировом рынке. Во многих случаях эти страны благодаря благоприятным условиям добычи и транспортировки продукции из незамерзающих портов, низкой цене рабочей силы будут все более успешно конкурировать с российскими производителями бриллиантов и ювелирной продукции.
На сегодняшний день наибольший рост производства ювелирных изделий имеет место, по крайней мере, в трех центрах - это Гонконг и Китай, Индия и Таиланд. В 2005 г. объем рынка ювелирных изделий Китая составил 15 млрд. долл. США, а к 2010 г., по мнению большинства аналитиков, произойдет увеличение до 22 млрд. долл., что сделает Китай крупнейшим мировым потребителем и производителем ювелирных изделий.
Алмазно-бриллиантовый комплекс в условиях глобализации и вступления России в ВТО представляет собой межотраслевой производственно-торговый комплекс, включающий добычу алмазов, их обработку для получения бриллиантов и технических алмазов (гранильная и ювелирная промышленность) и реализацию конечного продукта (преимущественно оптовым покупателям или на выставках-аукционах). Таким образом, интегрируется добывающая, обрабатывающая промышленность и сфера услуг. Эта интеграция имеет следующие преимущества:
- увеличение для региона добавочной стоимости, создаваемой в основном в сфере обработки сырья и реализации готовой продукции;
- создание интегрированной системы стратегического маркетинга, планирования и управления всем технологическим циклом, расширение возможностей использования доходов от реализации бриллиантов и т.д. для освоения передовых наукоемких технологий добычи алмазов, повышения экологичности производства;
- расширение межрегиональной кооперации, позволяющей создать дополнительные рабочие места и развивать российское производство оборудования и услуг для АБК;
- превращение АБК в кластер, способный стать локомотивом экономического роста Якутии, Архангельской области и других регионов России, где открыты месторождения алмазов.
Анализ мирового рынка добычи алмазов обозначил следующие выводы:
- Объем мировой добычи алмазов на период до 2010 г. в натуральном выражении сохранится на уровне 100-150 млн.карат в год (без учета российских производителей);
- Компания `Де Бирс` останется и в прогнозируемом периоде крупнейшим мировым производителем сырых алмазов с годовым объемом добычи около 40 млн. карат к 2010 г., однако с ней конкурируют `ВНР`, `Рио-Тинто`, `Эштон Майнинг` в Канаде, Австралии, Индонезии, Анголе и т.д. В результате доля `Де Бирс` в мировой добыче (без России) к 2010 снизится с 60 до 50-53%;
- Растет число стран-производителей алмазов. Развитие новых месторождений с использованием современных технологий приведет к переходу производства сырых алмазов на более высокий качественный уровень (повышение средней стоимости сырья с 48,0 до 68,0 долл./кар. в 2010 г.) за счет освоения качественной сырьевой базы в Канаде, Намибии, Индонезии и ряде других стран;
- Усилится роль средних по объемам производства компаний, которые работают в Намибии, Анголе, Индии, Китае и т.д.;
АБК России будет испытывать все более жесткую конкуренцию со стороны стран, где добыча ведется в более благоприятных горно-геологических и климатических условиях при низкой оплате труда. В связи с этим особое значение имеют мировые гранильные и торговые центры алмазного бизнеса.
Транснациональные корпорации стали в последние десятилетия важнейшим финансовым институтом. На их долю приходится все большая часть оборота, инвестиций, активов, операций на фондовом, кредитном и валютном рынках. По данным ЕБРР в мире действует более 40 тыс. ТНК, имеющих более 250 тыс. дочерних компаний и отделений. В них занято 73 млн. сотрудников (10% общего числа занятых вне аграрного сектора) и производится свыше ¼ мирового ВВП на сумму 6 трлн. долл. При этом более 40% активов 100 крупнейших ТНК находится вне страны расположения материнской компании. 100 крупнейших ТНК владеют 1/5 мировых зарубежных активов на сумму более 2 трлн. долл.
За последние 30 лет число ТНК выросло в 5 раз, а их доля в мировом ВВП - с 17 до 30%. 500 крупнейших ТНК контролируют 80% рынка электроники и химических продуктов, 95% фармацевтики, 75% машиностроения, 25 ТНК - 70% зарубежных инвестиций. ТНК Голландии и Швейцарии вкладывают за рубежом 2/3 своих капитальных затрат. У американской IBM эта доля превышает 50%, у Royal Dutch/Shell, Phillips, Exxon Mobil - 80%.
Таким образом, анализируя мировой опыт можно выделить следующие основные пути повышения рыночной капитализации вертикально-интегрированных комплексов в российском АБК.
1. Повышение информационной открытости алмазных компаний, создание эффективной и основанной на международных стандартах системы учета активов, включая интеллектуальную собственность, и финансовых потоков. Информация о динамике общей суммы активов, доходов, прибыли и составе акционеров должна быть доступна для внешних инвесторов и миноритарных акционеров.
2. Необходима государственная программа финансового оздоровления и реструктуризации потенциально конкурентоспособных предприятий АБК, пересмотр пакета документов, необходимых для реструктуризации накопленных долгов. Следует ускорить процесс ликвидации фирм, не ведущих реальную хозяйственную деятельность, а также банкротства корпораций, где сумма накопленных долгов превышает стоимость активов, а чистые активы меньше предусмотренного законом размера уставного капитала.
3. Выбор рациональной специализации, уточнение профиля корпораций и реализация излишних активов. По этому пути идут крупнейшие зарубежные корпорации.
4. Упорядочение отношений учредителей, акционеров и менеджеров, организационной структуры алмазной корпорации, консолидация активов, включая переход на единую акцию, введение в совет директоров независимых членов, принятие и строгое соблюдение корпоративных стандартов. Рост капитализации достигается после консолидации активов всех добывающих, перерабатывающих и сбытовых компаний в ценные бумаги более высокого номинала.
5. Пересмотр дивидендной политики, сосредоточение экспортных и трейдерских функций в самой ВИК.
6. Для ВИК особое значение имеет совершенствование корпоративного управления как системы взаимоотношений различных групп акционеров, менеджеров и партнеров, обеспечивающей защиту интересов инвесторов, так и устойчивость компании в целом.


Литература
1. Кастельс М. Глобальна ли глобальная экономика? //Экон. стратегии. - 2000. - N 4;
2. Николаев М.В., Комков В.В., Егоров Е.Г. Формирование эффективной стратегии АБК России в рыночной экономике: Сб. статей. - М., 2000. - С.40-48.
3. Николаев М.В. Управление маркетингом алмазного бизнеса. - СПб.: Изд-во НПК `РОСТ`, 2005.
4. Николаев М.В. Вертикальная интеграция хозяйственных субъектов: сущность и классификация. - СПб.: Изд-во НПК `РОСТ`, 2004.
5. Николаев М.В., Специализация рынков и глобализация мирового алмазного бизнеса // Проблемы современной экономики. -. 2004. - N4.
6. Николаев М.В. Основные направления развития вертикально-интегрированных объединений // Проблемы современной экономики. -. 2005. - N3.
7. Николаев М.В., Геополитическая основа изменений в мировом алмазном рынке // Российский рынок драгоценных металлов и драгоценных камней: 6 междунар. деловая конф. - Смоленск, 2003г. РДМК N3. - М., 2003 (23-26 мая).
8. Николаев М.В., Марактаев А.Н., Парников В.В., Глобализация мировых алмазных рынков //Новые идеи в науках о земле: 7 междунар. конф. (11-15 апреля): Матер. Докл. Т. 2. - М.: Изд-во КДУ, 2005.
9. Николаев М.В., Комков В.В., Егоров Е.Г.Формирование эффективной стратегии алмазно-бриллиантового комплекса России в рыночных условиях //Формирование эффективной стратегии алмазно-бриллиантового комплекса России в рыночных условиях: Сб. статей. - М.: АНХ РФ, 2000.
10. Курицкий А.Б. Транснациональные корпорации в информационном обществе. - СПб., 1998. - С.61-76, 104-125.
11. Anderson A., Anderson G. (eds). Gateway to the global Economy. -Moscow, Phases, 2001;
12. Globalization, rationalization and cross-border regions /M. Perkmann, Ngai-Ling Sun (eds), N.Y., 2002. - 266 p.
13. Globalization and marginality in geographical space: political, economic and social issues of development in the new millennium /M.Sussila, R.Majoral, F.Delgado. - Aldershot, UK, 2001. - 304 p.
14. Millward B. Globalization?: internationalization and monopoly capitalism: historical processes and capitalist dynamism. - Cheltenham, UK, 2003 - 198 p.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия