Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Екимова К. В.
доцент кафедры экономики и управления строительством Южно-Уральского государственного университета (г. Челябинск)
кандидат экономических наук

Савельева И. П.
доцент кафедры экономики, управления и инвестиций Южно-Уральского государственного университета г.Челябинск),
соискатель кафедры экономики и менеджмента в строительстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Региональный инвестиционно-строительный комплекс: формирование и функционирование

Особенности реформирования инвестиционно-строительного комплекса страны связаны в первую очередь с сильнейшей неравномерностью развития регионов РФ, а, следовательно, с региональной спецификой управления и установлением отношений между федеральным центром и регионами.
В отечественной экономической литературе [6,7] принято выделять две группы методов, при помощи которых государство регулирует инвестиционную деятельность: методы прямого и косвенного воздействия. Все формы государственного воздействия на инвестиционные процессы в соответствии Законом `Об инвести ционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений` подразделяются на три блока: правовой, административный и экономический (таблица 1).
Как показывает анализ, приведенный в работе [7], правительства развитых стран опираются преимущественно на рычаги косвенного регулирования (налоговая, амортизационная, кредитно-финансовая политика). Государство, влияя на инвестиционный климат через налоги на прибыль, финансово-кредитные механизмы и амортизационную политику, определяет тем самым правила игры на рынке капиталовложений для различных видов предпринимательства.
В российской экономике наблюдается недостаток инвестиций, поэтому одной из важнейших целей инвестиционной политики является поиск дополнительных источников и ре зервов инвестиционных ресурсов, а также создание новых источников инвестиций.
Таблица 1. Инструменты государственного регулирования инвестиционной деятельности
Приоритеты и направления развития регионального инвестиционно-строительного комплекса находят свое отражение в региональной инвестиционной политике. В законе `О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области` приводится следующее определение областной государственной инвестиционной политики: `комплекс организационных, правовых, финансово-экономических и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Челябинской области и направленных на стимулирование инвестиционной деятельности на территории Челябинской области` [1].
Специалисты выделяют ряд причин, которые мешают эффективной реализации инвестиционной политики Челябинской области:
- отсутствие стабильного налогового законодательства;
- сложная процедура получения налоговых льгот, которые предусмотрены для развития предпринимательской деятельности;
- необходимость принятия нового закона об амортизационной политике;
- остается нерешенным вопрос доступа к земельным участкам на рынке Челябинской области: - какие льготы и преференции можно предоставлять инвесторам по арендной плате на землю, -обеспечить равный доступ к получению земельных участков через конкурсные торги [13].
Таким образом, для повышения эффективности реализуемых органами государственной власти Челябинской области в рамках инвестиционной политики мероприятий необходимо совершенствование законодательства (в частности, регламентация лишь названных в законе [1] механизмов регулирования и поддержки инвестиционной деятельности), обеспечение его стабильности, а также развитие информационно-консультационного обеспечения инвестиционной деятельности, поддержка становления новых источников финансирования инвестиционных проектов.
Определение места и роли инвестиционно-строительной деятельности в экономике страны требует раскрытия социально-экономической сущности инвестиционно-строительного комплекса, исследования его особенностей и тенденций его развития в современной экономике [11].
С точки зрения управления экономикой страны понятие `строительный комплекс` как объект государственного управления (на федеральном уровне) в настоящее время не отражает сущность реальных экономических отношений. Это объясняется ликвидацией вертикали `трест - объе динение - главное управление - министерство`, что привело к вакууму на среднем уровне управления. Деятельность строительных организаций самостоятельна и государственное воздействие на их функциональное и экономи ческое поведение может осуществляться только опосредованно с обязательным законодательным обеспечением [3].
По мнению Л.В. Донцова [4], инвестиционно-строительная деятельность реализуется опреде ленной системой производственных, функциональных и институциональных струк тур, образующих инвестиционно-строительный сектор российской экономики.
Инвестиционно-строительный сектор (по методологии Госкомстата России) означает определенную часть сектора `нефинансовых предприятий` и сектора `финансовых учреждений`. Помимо перечисленных, в его состав входят также `сектор государственных учреждений` (частично) и сектор домашних хозяйств`. Таким образом, инвестиционно-строительный сектор имеет в своем составе инвесторов, строительный комплекс и институциональные структуры.
На федеральном уровне инвестиционно-строительный комплекс можно рассматривать как совокупность производственных, функциональных и институциональных структур. Инвестиционно-строительный комплекс обретает конкретное содержание и экономическое наполнение только на региональном уровне. Общегосударственный (федераль ный) инвестиционно-строительный комплекс может быть представ лен как совокупность локальных, региональных комплексов. При этом каждый региональный инвестиционно-строительный комп лекс характеризуется определенной уникальностью процессов своего формирования, функционирования и развития.
В существующих условиях хозяйствования в России состояние инвестиционно-строительного комплекса оказывает серьезное влияние на работоспособность всех сфер экономики и жизнедеятельность населения, социально-экономическое развитие региона.
В настоящее время управление строительством в России рассматривается не как иерархическая структура взаимоподчиняющихся организаций отрасли строительства, а как система управления инвестиционно-строительной деятельности при регулирующей роли этой деятельности со стороны государственных органов управления. Государственное регулирование инвестиционно-строительной деятельности - специфическая функция управления, призванная объединить государственные (общественные) и частные интересы для формирования рациональных крупных пропорций (соотношений) в национальной экономике между потреблением, накоплением и инвестированием на основе прогнозирования, стратегического планирования, бюджетного финансирования, налогообложения и других мер государственного воздействия на рынки инвестиций, подрядных работ, недвижимости.
При переходе к рыночной системе методы прямого управления заменяются на регулирующие. Регулирующие функции государства в развитии экономики инвестиционно-строительного комплекса являются одними из главных в решении проблемы повышения эффективности.
В статье Дерябина Я.В.[6] в качестве субъекта управления (государственных органов управления инвестициями и строительством) рассматриваются следующие инстанции:
- органы общего управления инвестиционно-строительной деятельностью: законодательные органы государства (Государственная Дума, Совет Федерации, парламенты субъектов РФ); федеральные органы исполнительной власти и их территориальные структуры (Правительство РФ и пра вительства ее субъектов); судебные органы государства (арбитражные суды);
- органы непосредственного управления инвестиционно-строительной деятельностью (Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство промышленности и энергетики, Министерство регионального развития, Росстрой);
- органы опосредованного управления инвестиционно-строительной деятельностью (Министерство имущественных отно шений, Министерство иностранных дел, Министерство по антимонопольной политике, Министерство промышлен ности, науки и технологий, другие отраслевые министерства и их территориальные структуры, Федеральное казна чейство и его территориальные структуры, государственные и региональные внебюджетные фонды и др.);
- функциональные органы инвестиционно-финансовой инфраструктуры, созданные с участием государства (государственные инвестиционные фонды, государственные инвестиционные и страховые компании, государствен ные специализированные инвестиционные и коммерческие банки, инвестиционные агентства и др.).
Происходящие в инвестиционно-строительной сфере в после дние годы процессы отличаются особым динамизмом, что свидетельствует о необходимости поиска новой, более приемлемой управленческой модели. Существенный импульс решению этой проблемы дало реформирование федеральных органов исполнительной власти, проводимое в соответствии с указами Президента РФ от 09.03.2004 г. N 314 `О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти` и от 20.05.2004 г. N649 `Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти`. Принята система управления, которая схематично выглядит следующим образом: федеральные министерства - федеральные службы - фе деральные агентства (рис. 1). Госстрой России преобразован в Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству (Росстрой) согласно соответствующему постановлению Правительства Российской Федерации от 16.06.2004 г. N 286. Таким образом, на федеральном уровне управление строительной отраслью значительно видоизменилось и приблизилось к хозяйствующим субъектам, поскольку федеральные агентства являются `низовым` звеном в федеральном эшелоне органов исполнительной власти [8].
Рис.1. Структура государственных органов управления
инвестиционно-строительной деятельностью
Правительство РФ является высшим государственным органом по руководству промышленностью и строительством. Министерство экономического развития и торговли осуществляет формирование инвестиционных программ строительного комплекса за счет централизованных источников финансирования [9].
Функции государственного управления реализуются, как правило, в известных организационно-правовых формах, в которых компетенция государственных органов обретает свое предметное содержание [6]. Формы государственного управления - это отработанные практикой устойчивые способы фиксации функциональной организации и совокупности оптимальных приемов и методов, с помощью которых государство достигает поставленных целей. Тимофеев И.В. [11] полагает, что для преодоления кризиса в инвестиционно-строительном комплексе следует увеличить значимость административных методов регулирования, усилить стимулирующую роль бюджетно-налоговой системы и кредитной политики, создать действенный механизм конкуренции на рынке подрядных работ при проведении единой технической политики и рекомендаций в области ценообразования.
В современных условиях при организации процессов регулирования и развития инвестиционно-строительной деятельности большее внимание, чем прежде, должно уделяться решению этих вопросов на региональном уровне. Нельзя не согласиться с Даниловым Ю.Я. [5], что разработка и реализация инвестиционно-строительных программ должна осуществляться с учетом общегосударственных интересов, а также с учетом особенностей и потребностей регионов.
С точки зрения управления региональный инвестиционно-строительный комплекс представляет собой систему, состоящую из технических, экономических и социальных, организационно связанных между собой элементов [12]. При переходе к регулируемой рыночной экономике становится неизбежной перестройка как организационной структуры регионального инвестиционно-строительного комплекса, так и процессов административного и экономического регулирования его функционирования и развития со стороны властных структур.
Основными задачами регулирования инвестиционно-строительной сферы на региональном уровне, изложенными в работе [11], являются:
- создание регулирующей системы регионального инвестиционно-строительного комплекса;
- стратегия выхода ИСК из кризиса или стагнации;
- подготовка проектов законодательно-правовых актов, обеспечивающих правовое сопровождение регулирующих механизмов в инвестиционно-строительном комплексе;
- создание отраслевой системы маркетинга;
- преодоление технической отсталости.
Структура государственных органов управления инвестиционно-строительной деятельности в Челябинской области представлена на рисунке 2.
Градостроительный совет при Губернаторе Челябинской области [2] является коллегиальным межведомственным совещательным, постоянно действующим органом, способствующим координации деятельности по разработке и реализации государственной политики в области градостроительства и архитектуры, а также подготовке и принятию решений, необходимых для осуществления градостроительной и инвестиционной политики на территории Челябинской области.
В действующее "Положение об областном градостроительном совете" по поручению губернатора внесены существенные дополнения. Сегодня совет рассматривает не только сугубо инженерные, технические и архитектурные вопросы, которые предлагает тот или иной муниципалитет или застройщик, но и правовые вопросы градостроительства [10].
Основными задачами Совета являются:
- выработка стратегии государственной политики, а также участие в разработке проектов нормативных правовых актов в области градостроительства;
- рассмотрение областных целевых программ по реализации государственной политики в области градостроительства;
- рассмотрение предложений по совершенствованию законодательной и нормативной правовой базы регулирования градостроительной деятельности;
- осуществление контроля за применением на территории Челябинской области принимаемых Советом решений органами местного самоуправления, проектными организациями, застройщиками и др.
Рис.2. Структура государственных органов управления
инвестиционно-строительной деятельности в Челябинской области
В августе 2005 г. постановлением губернатора N 337 на территории Челябинской области был создан Экспертный совет по вопросам строительства. Экспертный совет является совещательным органом, образованным для обеспечения устойчивого развития строительной деятельности на территории области, формирования единого подхода к ее реализации, рационального расходования бюджетных средств, разработки предложений и рекомендаций по эффективному регулированию строительной деятельности в рамках полномочий органов государственной власти Челябинской области в сфере строительства.
Министерство строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства Челябинской области, Министерство экономического развития и Министерство финансов являются органами исполнительной власти области.
Регулирование инвестиционной деятельности на территории Челябинской области осуществляется органами государственной власти Челябинской области совместно с Федеральным агентством по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, территориальным управлением по Челябинской области Федеральной антимонопольной службы.
Основная задача региональных органов управления инвестиционно-строительным комплексом в современных условиях - создание режима наибольшего благоприятствования процессу формирования, развития и функционирования региональных строительных рынков, в том числе рынка недвижимости, основанных на учете как федерального права, так и всей совокупности региональных особенностей [11].
Сложившаяся структура управления инвестиционно-строительным комплексом Челябинской области требует совершенствования: одной из основных проблем эффективного управления инвестиционно-строительной деятельностью. Эта проблема - отсутствие в области единого информационного поля.
Решение задач повышения технического уровня производства строительных материалов, уровня строительства, энергосбережения, экономии ресурсов, расширения ассортимента и качества выпускаемой продукции, внедрение новых разработок - поможет вывести инвестиционно-строительный комплекс Челябинской области на новый современный этап развития.


Литература:
1. О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области: Закон Челябинской области N175-ЗО от 28.08.2003 г.
2. О создании Градостроительного Совета при Губернаторе Челябинской области: Постановление Губернатора Челябинской области N442 от 03.08.2001 г. (ред. от 22.11.2005 г.)
3. Асаул А.Н., Иванов С.Н. Региональный строительный комплекс существует // Экономика строительства. - 2002. - N2. - С. 3-20.
4. Донцов Л.В. Инвестиционная деятельность // Управление изменением. - 1999. - N 6. - С. 14-22.
5. Данилов Ю.Я. Преодолеть кризис в инвестиционном комплексе //Экономика строительства. - 1998. - N1. - С. 3-16.
6. Дерябина Я. Системный анализ государственного управления инвестиционной сферой // Инвестиции в России. - 2003. - N9. - С. 11-21.
7. Духаев А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит. - 2005. - N14. - С. 60-65.
8. Иванов А.В. Реформирование федеральных органов исполнительной власти и совершенствование государственного регулирования и управления строительной отраслью // Экономика строительства. - 2004. - N10. С. 2-8.
9. Игошин Н.В. Инвестиции - М.: Юнити, 2005. - 378 с.
10. Исупов А. Закон обратной силы не имеет! // Комсомольская правда. - 2006. - 8 февраля. - С. 3.
11. Тимофеев А.А. Формирование эффективной системы управления инвестиционно-строительным комплексом в регионе в современных условиях: Дисс:. канд. экон. наук - М., 2003. - 218 с.
12. Хрусталев Б.Б. Управление инвестиционно-строительным комплексом (на примере Пензинской области) // Менеджмент в России и за рубежом. - 2005. - N6. - С. 54-62.
13. Медведев А.В. Причины, препятствующие эффективной реализации инвестиционной политики Челябинской области // http://su.urbc.ru

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия