Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
МОЛОДЫЕ СПЕЦИАЛИСТЫ
Мамедов М. Д.
соискатель кафедры менеджмента Санкт-Петербургского торгово-экономического института

К вопросу об особенностях функционирования рынка услуг
С консультационным участием проф. Курочкиной А.А.

К основным особенностям рынка услуг можно отнести:
- значительную территориальную сегментацию. Формы предоставления услуг, спрос, условия функционирования предприятий сферы услуг зависят от характеристик территории, конкретного рынка;
- локальный характер рынка. Это свойство рыка также обусловлено влиянием территориальной специфики. Рынок услуг локализован в рамках территориальных образований, независимо от этих образований;
- высокую скорость оборота капитала вследствие более короткого производственного цикла, являющуюся одним из преимуществ бизнеса в сфере услуг;
- высокую чувствительность к изменениям рыночной конъюнктуры, обусловленную временным и пространственным совпадением производства и потребления услуг. Это свойство услуг делает необходимым повышенные требования к точности анализа и прогноза спроса на услуги и увеличивает степень риска от непредсказуемых изменений.
Следует также учитывать, что личные контакты между производителями и потребителями в сфере услуг создают условия для расширения коммуникативных связей и в то же время повышают требования к общей культуре производителя, организационной культуре предприятия.
Особенностью рынка услуг можно считать и быстрый процесс развития новых нестандартных услуг, что повышает стимулы к инновационной деятельности в этой сфере.
Наконец, рынок услуг нельзя заранее определить с достаточной точностью; его окончательная оценка возможна только после потребления услуги. Первоначально же исследуются только косвенные методы его определения (например, аналоговый или экспертный), которые в условиях высокой чувствительности рынка к изменению конъюнктуры не всегда дают достаточно корректные результаты. Отсюда и необходимость в диверсификации ассортимента услуг, совершенствовании коммуникативной политики, использовании методов прогнозирования спроса, развитии системы его мониторинга, использовании методов бенчмаркинга и маркетинга взаимодействия.
В связи с этим необходимо и целенаправленное государственное регулирование в данной сфере, с использованием соответствующих экономико-организационных механизмов.
На предприятиях же, функционирующих в сфере услуг, ассортиментная политика является частью единой политики формирования предложения и определяет набор ассортиментных групп, наиболее предпочтительных для обеспечения эффективной деятельности предприятия в стратегическом и тактическом отношении. Такая политика должна учитывать соотношение групп услуг и услуг, находящихся на различных стадиях жизненного цикла, и формулировать задачи: по наиболее полному удовлетворению потребительских предпочтений с учетом дифференциации потребностей и спроса; по оптимизации финансовых результатов; по использованию интегрированного потенциала предприятия, его технологической базы, производственного опыта, имиджа; по определению новых потребительских сегментов; по использованию принципов современного менеджмента и маркетинга.
При решении этих задач необходимо ориентироваться на принцип долговременной стратегической ориентации, что предполагает постоянное обновление набора производимых услуг и организацию долговременного производственного процесса в соответствии с научно-обоснованными стратегическим установками, позволяющими рационально использовать ресурсный потенциал производителя.
Научно-технический прогресс в сфере услуг, конкуренция, изменение потребностей потребителей могут сопровождаться ослаблением рыночных позиций в этой сфере, значения таких показателей, являющихся индикаторами изменений в жизненном цикле, как объем реализации и прибыли, рыночная доля. Поэтому разрабатывать производственную программу на продолжительный период не удается, горизонт прогноза значительно сужается. Выходом является только современное внедрение новой услуги. Таким образом, формируется последовательность жизненных циклов услуг, которая позволяет значительно увеличить период их пребывания на рынке - увеличить стратегический временной интервал.
Без формирования рационального ассортимента услуг в рамках ассортиментной политики невозможна ни разработка, ни реализация долговременных стратегий производственно-рыночной деятельности предприятий сферы услуг.
Не менее важным методологическим принципом является принцип синергизма - обеспечение взаимодополнения различных услуг или их однородных групп, которое позволяет создать целостную систему ассортиментных составляющих. Такая система обладает способностью обеспечивать синергетический эффект, основанный на использовании внутренних взаимосвязей системных элементов и интегрированного системного потенциала. Данный эффект количественно больше, чем сумма эффектов, достигаемых элементами системы в случае их раздельного действия. Применительно к ассортиментным системам он обеспечивается за счет внутреннего согласования и сопряженности отдельных элементов ассортимента услуг.
Синергетический эффект достигается и в случае системной товарной, ценовой, сбытовой и коммуникативной политики, внедрения системы "маркетинг-менеджмент", интегрирующей принципы менеджмента и маркетинга. Синергизм проявляется, в первую очередь, во взаимной финансово-инвестиционной поддержке различных услуг, в экономии средств за счет увеличения масштабов деятельности фирмы, использования ее имиджа, коммуникативных связей, позиций в рыночной среде.
Синергизм позволяет уменьшить риск, связанный с колебаниями рыночной конъюнктуры, которые могут сказаться на всей ассортиментной группе.
Соответственно важен и принцип "стратегической гибкости" - сочетание видов услуг или их ассортиментных групп, различающихся по особенности технологии, емкости сегмента, особенности потребительских предпочтений, уровню платежеспособности, условиям конкуренции. Это необходимо для обеспечения разумного баланса между рисковыми и устойчивыми группами услуг.
В целом при регулировании развития сферы услуг приходится учитывать принцип системного соотношения глобального и локальных критериев конечной результативности, принцип партнерства, принцип приоритета творчества, относящийся к деятельности и хозяйствующих субъектов сферы услуг, и органов управления.
На наш взгляд, регулирование деятельности хозяйствующего субъекта в условиях рынка - это все-таки самоуправление, так как чаще всего автономному субъекту в рыночной экономике приходится действовать, не имея полной информации о процессах, происходящих в окружающей и внутренней среде. Это и позволяет говорить о факторе "неопределенности" как об одной из основных причин необходимости регулирования для обеспечения равновесия с социально-экономической средой, отличающейся массой случайных и нескоординированных воздействий.
Предприятие сферы услуг является динамической системой, которую можно назвать хаотичной, поскольку она не только открыта вовне, но и внутренне неопределенна. В этой связи в процессе функционирования хозяйствующих субъектов сферы услуг необходимо использовать методы системного анализа, переходить от анализа простых связей к изучению сложных образований, совокупности множества разнопорядковых элементов, связанных между собой единством цели, целенаправленным поведением, к изучению тенденций к совершенствованию самих услуг, методов организации, использованию информационных технологий в интересах удовлетворения запросов самого рынка.


Литература
1. Бадаева С.Б. Становление и развитие малого предпринимательства и его роль в решении социально-экономических проблем // Развитие экономических методов управления предпринимательской деятельностью: Межвуз. сб. научн. тр. - Саратов: СГТУ, 2004;
2. Губанов С. Реформа сферы услуг: новый подход // Экономист. - 2006. - N1;
3. Петренко В.А. Малое предпринимательство и формирование институциональной инфраструктуры устойчивого развития рынка услуг // Вопросы экономики. - 2005. - N 4.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия