Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ
Гасанов Н. А.
соискатель Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

Региональные фонды софинансирования социальных расходов в системе опеки и попечительства в РФ

Среди социальных проблем в России одной из наиболее острых является проблема сиротства, решением которой занимаются органы как государственной, так и муниципальной власти. Кризис, потрясший Россию, привел к увеличению числа семей, характеризующихся тем или иным уровнем социальной, психологической или структурной дезорганизации. Высокая смертность населения также является причиной роста сиротства.
Однако, к сожалению, в РФ до сих пор нет эффективной социальной защиты детства. Ратифицированы международные конвенции, приняты нормативно-правовые акты, призванные реформировать данную сферу [1-4, 6-8, 11, 12], но реально права и интересы детей в Российской Федерации не обеспечиваются [13,16].
Важнейшей задачей, соответственно, является совершенствование механизмов, обеспечивающих защиту прав и интересов детей, особенно оставшихся без попечения родителей.
Идеальной формой является усыновление. Но пока в России наиболее распространены опека и попечительство. Опекунами и попечителями в подавляющем большинстве случаев становятся родственники ребенка и очень редко посторонние люди. При этом, наряду с получением опекунских пособий, существуют и возможность дальнейшего приоритетного усыновления, и более легкий отказ от ребенка, вызванный непреодолимыми обстоятельствами, и более жесткий контроль со стороны уполномоченных органов, чем при усыновлении.
Поскольку опека и попечительство - это единственная сфера социальной политики, полностью относящаяся к ведению муниципальных органов, в настоящее время необходима принципиально новая муниципальная система опеки и попечительства, отвечающая современным требованиям. И в целом система опеки и попечительства (СОП) в Российской Федерации нуждается в реформировании, так как при этой системе качество здоровья детей невысоко, не обеспечиваются в должной мере потребности опекаемых детей в жилье, питании, отдыхе, велико число матерей и отцов, лишенных родительских прав, многочисленны факты конфликтов, вплоть до домашнего насилия, существуют проблемы с подбором опекунов, с продолжением образования и получением работы для детей старшего возраста и др.
Для реформирования СОП необходимы: совершенствование законодательства; профилактика с целью сохранения ребенка в биологической семье, в том числе за счет "социального патроната"; финансирование, реально обеспечивающее развитие системы опеки и попечительства.
Одним из вариантов решения финансовых вопросов и могут стать региональные бюджетные фонды софинансирования социальных расходов (ФССР), опыт создания которых имеется [15].
Право на формирование таких фондов на уровне субъекта РФ закреплено в федеральных правовых актах, разработанных в рамках реформы разграничения предметов ведения и полномочий. В частности [5,9] предусмотрено право субъектов Федерации иметь эти фонды в составе расходов региональных бюджетов с тем, чтобы предоставлять бюджетам муниципальных образований субсидии для долевого финансирования социально значимых расходов. Утверждены целевые направления расходования средств этих фондов, методики распределения средств ФССР, условия их предоставления и расходования.
Основные требования федерального законодательства к региональным ФССР:
- предоставляемые из ФССР средства должны иметь характер субсидий;
- средства должны направляться на финансирование приоритетных социально значимых местных расходов;
- государственные органы не должны детально регулировать использование средств ФССР. Это право региональных властей.
К потенциальным источникам формирования имущества и финансовых ресурсов фондов софинансирования социальных расходов относятся:
- бюджетные средства субъекта РФ;
- внебюджетные средства субъекта РФ;
- имущество, переданное Фонду тем или иным собственником или уполномоченным им органом;
- средства, получаемые в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц (включая иностранных граждан), российских и международных организаций, в том числе носящие целевой характер (гранты);
- средства, получаемые от разрешенных Фонду видов деятельности, приносящей доход;
- кредиты банков и иных кредиторов;
- иные источники в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Можно утверждать, что создание таких фондов способно частично решить финансовые проблемы системы опеки и попечительства и повысить эффективность ее функционирования.
Местные органы власти при этом должны быть заинтересованы в получении именно субсидий, а не дотаций, поскольку однозначное определение целевого назначения средств, поступающих из регионального бюджета, дает четкие сигналы о приоритетах бюджетной политики вышестоящих органов власти и позволяет принимать меры для предупреждения возможных пересмотров местных бюджетов по различным, в том числе политическим, мотивам.
Законодательные акты:
1. Конвенция о правах ребенка от 2 сентября 1990 г.
2. Конституция Российской Федерации
3. Гражданский кодекс Российской Федерации
4. Семейный кодекс Российской Федерации
5. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 2 февраля 2006 г.)
6. Федеральный закон от 21 декабря 1996 N 159-ФЗ `О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей`
7. Федеральный закон от 24 июля 1998 N 124-ФЗ `Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации`
8. Федеральный закон от 16 апреля 2001 N 44-ФЗ `О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей`
9. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ `Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации`
10. Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 N 195 `О детском доме семейного типа`
11. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1996 N 829 `О приемной семье`
12. Приказ Минздрава РФ от 10 сентября 1996 N 332 `О порядке медицинского освидетельствования граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) или приемными родителями`


Литература
1.Ефименко А.П. Основные направления реформирования законодательства РФ в сфере защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. - М., 2004.
2.Михеева Л.Ю. Опека и попечительство: Теория и практика. - М., 2004.
3.Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 4-е издание. - М.: `Дашков и Ко`, 2006.
4.Проблемы социальной защиты сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и юных матерей / Под ред. В.И.Брутмана. - М.,1994.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия