Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Михайлушкин А. И.
ректор Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный деятель науки РФ


Университет ИНЖЭКОН: вчера и сегодня

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет - Университет ИНЖЭКОН - является правопреемником Санкт-Петербургских высших коммерческих курсов М.В. Побединского. Если Санкт-Петербургский государственный университет - первый университет России, и сей факт был аргументированно доказан и признан общественностью после многолетних научных баталий и дискуссий, то Инженерно-экономический университет Северной столицы является старейшим экономическим вузом нашей страны. Его можно назвать одним из ведущих государственных высших экономических учебных заведений современной России. Споры о дате, от которой можно считать начало нашего пути, закончены, все научно обосновано и доказано. Справедливость восстановлена, как и имена многих ученых, работавших здесь. И память об этом хранят печатные труды и экспонаты музея истории нашего вуза.
Датой создания Университета ИНЖЭКОН является 13 сентября (31 августа - по старому стилю) 1906г. Именно в этот день распоряжением Правительства Российской Империи был утвержден Устав Санкт-Петербургских высших коммерческих курсов М.В.Побединского. И в этом году мы празднуем сотый день рождения ИНЖЭКОНа.
В основе понятия `университет` лежит преемственность традиций. Чрезвычайно важно, что нам удалось восстановить историю нашего вуза. До недавнего времени считалось, что он образован в 1930 г., как и многие вузы в СССР, и в 1980 мы даже отмечали 50-летие. Это заблуждение так и продолжало бы жить в умах людей и в истории города (как, впрочем, не изживаются с годами многие окружающие нас предрассудки, поддерживаемые теми, кому это выгодно), если бы не историки, работающие в стенах университета долгие годы и решившиеся во что бы то ни стало докопаться до истины. К счастью, в архивах нашлись доказательства выдвинутой гипотезы. И научные исследования, таким образом, подтвердили, что ИНЖЭКОН ведет свою историю от Санкт-Петербургских высших коммерческих курсов М.В. Побединского.
В процессе работы по изучению истории ИНЖЭКОНа мы восстановили не только преемственность ректоров, которые развивали вуз, но и имена многих ученых, которые работали у нас. Например, академик Евгений Викторович Тарле и Михаил Владимирович Бернацкий. Именно на базе нашего вуза Марией Мироновной Бирштейн была разработана теория деловых игр. Преподавал у нас и Лауреат Нобелевской премии Леонид Витальевич Канторович.
Конечно, за эти 100 лет произошли значительные изменения. В первом наборе высших курсов Побединского было порядка 70 человек, а сегодня в ИНЖЭКОНе обучается более 26 000 студентов. Была одна специальность - бухгалтерский учет, а сегодня мы обучаем по 28. Были только счеты, а сегодня 1200 компьютеров с открытым доступом в Интернет, компьютеризированная библиотека, насчитывающая 700 тысяч томов, современная лабораторная база, пять учебных корпусов, объединенных залами видеоконференций. Учебно-воспитательный процесс обеспечивает высококвалифицированный персонал: 80 % профессорско-преподавательского состава имеют ученую степень. Значительно расширены территории, на которых осуществляется обучение. Помимо учебных корпусов головного вуза во многих регионах России действуют 15 филиалов, в 2005 г. было открыто Представительство в Объединенных Арабских Эмиратах (в Дубае).
Несомненно, в период обучения перед студентами и аспирантами открывается масса возможностей. Особую роль мы отводим развитию международной деятельности и укреплению сотрудничества со странами Европы и Америки. Не говоря о тесном сотрудничестве со странами ближнего зарубежья, мы имеем устойчивые связи с 40 образовательными и научными учреждениями и организациями в Австралии, Бельгии, Болгарии, Великобритании, Финляндии и др. Осуществляется обмен студентами и преподавателями, проводятся совместные исследования, конференции, семинары, олимпиады и т. д. На данный момент в ИНЖЭКОНе обучаются более 550 студентов и аспирантов из 30 стран мира.
Наш вуз предоставляет возможность через компьютерную систему пользоваться любой библиотекой мира, включая библиотеку конгресса США. Это хорошая мотивация для изучения иностранного языка. У нас есть современные лингафонные классы. В ближайшее время мы планируем до 30 % предметов преподавать на английском языке.
Выпускники университета тоже имеют некоторые, так называемые, социальные гарантии. ИНЖЭКОН предоставляет им возможность трудоустройства на различные вакантные должности в те компании и те на предприятия Санкт-Петербурга, с которыми вуз находится в сотрудничестве. Многие фирмы сами нуждаются в специалистах, имеющих диплом ИНЖЭКОНа, поэтому, как показывает практика, наши выпускники практически не сталкиваются с проблемами в устройстве на работу.
Сегодня бизнес возвращается в российскую систему образования, и наш бюджет снова формируется, во многом, за счет привлеченных средств. ИНЖЭКОН поддерживает тесные связи с предприятиями, бизнесом. Подписано более 50 договоров о подготовке специалистов `под заказ` с коммерческими предприятиями, логистическими комплексами, а также с Центральным банком России, со Сбербанком России в Петербурге. Как правило, предприятия отбирают наших третьекурсников для прохождения практики, а затем приглашают на постоянную работу. Кроме того, среди наших студентов - 80 именных стипендиатов различных фондов, банков и организаций (Потанинского фонда, Сбербанка и др., есть стипендиаты Президента РФ, Правительства России и Санкт-Петербурга).
Кроме того, с октября 2000 г. у нас работает студенческая биржа труда, с помощью которой трудоустраивается около 30 % наших студентов. Человек, хорошо подготовленный по специальности `экономика`, даже в условиях переходной экономики всегда найдет работу. В университете есть и система повышения квалификации и переподготовки кадров.
В настоящее время в вузе начинает активно развиваться деятельность Ассоциации выпускников ИНЖЭКОНа, многие из которых добились успеха в карьере, стали успешными предпринимателями или просто известными людьми в России и за рубежом.
ИНЖЭКОН гордится своими выпускниками и со многими из них поддерживает связь. В целях сохранения преемственной связи поколений создана галерея портретов самых выдающихся выпускников, о которых известно университету, расположенная в Актовом зале. Среди них: Анатолий Чубайс, председатель Правления РАО `ЕЭС России`; Алексей Мордашов, генеральный директор `Северсталь-групп`; Семен Спивак, народный артист России, художественный руководитель Молодежного театра на Фонтанке; Александр Никонов, председатель Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга; Ласло Унгвари, Президент Университета Прикладных Наук г. Вильдау (Германия); Ханон Зеликович Барабанер, ректор Силламяэского института экономики и управления (Эстония) и многие другие.
С 1926 г. мы готовили инженеров-экономистов. То есть, экономистов с технологической подготовкой, ориентированных на работу в экономических службах промышленных предприятий. Но с переходом к рынку в 1991 г. практически все технические вузы открыли наши специальности. Несмотря на такую острую конкуренцию, в нашем университете сохраняется высокий конкурс (на бюджетное отделение - минимум 6 человек). Большой конкурс на модные сегодня специальности, даже на те, где только платное обучение. Это юриспруденция, финансы и кредит, туризм, мировая экономика. Развитие банковской системы сделало очень популярной среди молодежи специальность `Финансы и кредит`, модной стала и специальность `Связи с общественностью`. Ведь предприятия, с учетом изучения рынка и продвижения на него своих товаров, набирают и маркетологов, и PR-специалистов.
К сожалению, в последние годы наблюдается снижение уровня подготовки школьников, и мы, как и многие вузы, тесно работаем со школами и гимназиями. Прежде всего, у нас есть прекрасная, оснащенная современным высокотехнологическим оборудованием базовая школа N 373, в которой преподают наши ученые. В 9-е - 11-е классы мы проводим набор ребят, которые хотели бы учиться в нашем университете. Кроме того, в поле зрения университета порядка 30 школ, которым мы оказываем методическую помощь, и 32 центра по России, где на базе школ ведется преподавание по программам нашего вуза, работают подготовленные тьюторы. Специалисты Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета выезжают туда для репетиционных занятий и приема вступительных экзаменов.
Внутрикорпоративная культура университета чрезвычайно многогранна и является одним из весомых факторов в действиях его администрации и коллектива. У нас очень сильная корпоративная среда, развитая система студенческого и молодежного самоуправления, благодаря которой ИНЖЭКОН известен далеко за пределами Санкт-Петербурга.
Формированию широко образованной личности способствуют и действующие в вузе студенческие клубы, общества по интересам. Пользуется популярностью центр досуга, где каждый может раскрыть свои способности в художественном творчестве. Серьезное внимание уделяется физической культуре и спорту.
Наш университет первым в городе ввел должность проректора по воспитательной работе. Организация воспитательной деятельности в ИНЖЭКОНе за последнее десятилетие является яркой иллюстрацией решения проблем адаптации студенческой молодежи к новой общественной реальности. С середины 90-х гг. XX в. по инициативе ректората был существенно повышен статус воспитательного процесса в вузе, что выразилось в следующем:
воспитательная деятельность постепенно приобрела системный, плановый характер;
было обеспечено формирование единого информационного пространства жизни университета (работают сайты вуза и общественных организаций в Интернете, создана пресс-служба, возрождена университетская газета `Марата, 27`, ректорат осуществляет поддержку внедрению новых информационных технологий в общественной жизни молодежи);
были отработаны на практике собственные адаптационные технологии и типовые формы организации воспитательной деятельности;
создана система сбора и анализа актуальной информации о результатах воспитательной, социальной, культурологической, досуговой работы с обучающимися в университете. В этом важнейшую роль играет Социологическая лаборатория университета.
Наш студенческий актив часто проводит выездные семинары, за неделю в вузе проходит порядка 80 мероприятий. Постоянно действует несколько молодежных организаций: Молодежный экономический клуб, Совет аспирантов, Профсоюзная организация студентов, Студенческий совет Университета, комитет международной ассоциации AIESEC (занимается организацией стажировок для наших студентов за рубежом и для иностранных студентов на наших предприятиях) и локальная группа международной ассоциации ESTIEM (Европейская Ассоциация студентов, изучающих промышленный инжиниринг и менеджмент, наиболее известный проект ассоциации - ежегодный международный турнир по менеджменту TIMES). Можно с уверенностью утверждать, что в целом за последние годы в Университете была создана новая социально-педагогическая, культурная среда, отличающаяся особой инжэконовской корпоративной культурой.
Только названные выше обстоятельства и общественные механизмы позволили ИНЖЭКОНу выполнить задачу реализации на практике программы `Помощь детям Беслана`. В 2004 г. после трагедии 1-3 сентября в Беслане наш университет с готовностью включился в программу помощи пострадавшим детям. Таким образом руководство вуза выразило свою гражданскую позицию. ИНЖЭКОН стал единственным вузом, который добровольно взял на себя с 2004 г. обязательство принять в свое сообщество детей Беслана. Программа рассчитана на 10 лет, пока полное среднее образование не получат все дети, оказавшиеся в захваченной школе. В 2004/2005 учебном году в базовой школе ИНЖЭКОНа обучались 34 школьника 11 класса средней школы N 1 г. Беслана. Большинство из них стали студентами ИНЖЭКОНа. А в конце 2005 г. приехала вторая группа беслановских школьников, которые завершили обучение в нашей школе и успешно стали студентами. Неудивительно, что большинство школьников выбрали наш вуз.
В университете разработана своя система символики (герб, гимн, корпоративный цвет, девиз, эмблема, брэнд - в общем, все, чем может похвастаться какая-либо крупная организация, корпорация). Приобщение к символике своего университета является эффективным сплачивающим фактором для обучающихся, преподавателей и сотрудников вуза. Так, на Торжественном посвящении в студенты ИНЖЭКОНа 1 сентября (`День Знаний`), которое собирает до 10 тысяч участников и зрителей, ежегодно, наряду с флагом Российской Федерации и гербом Санкт-Петербурга, на сцену вносится флаг Университета ИНЖЭКОН и звучит гимн вуза, при первых аккордах которого все присутствующие встают. Именно в этот день каждый первокурсник получает от ректората подарки: футболку определенного для каждого факультета цвета и бейсбольную кепку с эмблемой университета. В числе подарков также - нагрудный значок с надписью `Engecon`, Памятка первокурснику, Компас студенческой жизни, спецвыпуск газеты `Марата, 27`, календарик с текстом гимна университета.
Одной из важнейших составляющих процесса приобщения университетского коллектива к корпоративной культуре является знание не только символики университета, но и выдающихся личностей прошлого и настоящего, имеющих отношение к вузу. Ежегодно пополняется расположенная рядом галерея портретов Почетных докторов Университета - выдающихся деятелей современности, отмеченных этим званием по решению Ученого совета. В музее истории Университета хранятся `Книга Почетных докторов СПбГИЭУ`, в которой каждый Доктор оставляет на память свою подпись, и книга `Лучшие выпускники ИНЖЭКОНа`, где представлена краткая информация об удостоенных Почетного звания `Лучший выпускник ИНЖЭКОНа`.
Миссия нашего университета заключается в распространении идей и методов российского стиля управления на уровне высоких этических и профессиональных стандартов. Одно из основных направлений, по которому, как нам представляется, будет идти развитие университета в ближайшие 10 лет, - это, конечно, создание в университете новой образовательной среды, основанной на современных информационных технологиях, принципах открытости образования и интеграции в единое Европейское образовательное пространство. Университет с достоинством подошел к своему 100-летнему юбилею.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия