Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Лимонов В. А.
проректор по учебно-воспитательной работе и связям с общественностью СПбГИЭУ,
кандидат исторических наук, доцент


Университет ИНЖЭКОН - старейший экономический ВУЗ России: Новая концепция исторического развития
Посвящается 100-летию Университета ИНЖЭКОН

Санкт-Петербургскому государственному инженерно-экономическому университету (Университету ИНЖЭКОН) в 2006 г. исполняется 100 лет. В 1906 г. он был учрежден как высшее экономическое учебное заведение. История нашей страны и процесс становления системы высшего образования неразрывно связаны друг с другом. А историческое развитие конкретного вуза всегда отражает все сложности и противоречия, происходившие в нашей стране на протяжении последних ста лет. Основные этапы становления Университета ИНЖЭКОН представлены на рис. 1.

ИНЖЭКОН, как это видно из рис. 1, прошел ряд преобразований, неоднократно изменял свой статус и наименование. Широко известный в настоящее время экономический вуз - Университет ИНЖЭКОН - был учрежден в 1906 г. как частные курсы, которые готовили специалистов-экономистов. Разумеется, дата основания университета в течение длительного времени была предметом дискуссий среди историков. В советской историографии в 80-е гг. ХХ в. было принято считать, что ИНЖЭКОН основан в 1930 г., когда решением государственных органов Советской власти была проведена очередная реорганизация экономических вузов [*]. За время, прошедшее после революции 1917 г., это было не первое реформирование системы учебных заведений. Известно, что в 1919 г., в условиях Гражданской войны, резкого скачкообразного изменения всей социальной, политической и экономической жизни России Декретом Совета Народных Комиссаров (Правительства) все экономические учебные заведения Петрограда были объединены в одно учебное заведение - Институт народного хозяйства. В 50-80 гг. ХХ в. дата создания университета ИНЖЭКОН - 1930 г. - не оспаривалась. Эта точка зрения была авторитетно подтверждена в 1986 г., когда вышла в свет монография, подготовленная историками ЛИЭИ им. Пальмиро Тольятти. [*]
В общественном мнении и официальных документах вуза дата `1930 г.` стала отправной. Но для исторической науки характерно то, что всякий исторический факт требует перепроверки на основе вводимых в исторический оборот источников, прежде всего, архивных материалов. Перед историками стояла задача, заключающаяся в необходимости всестороннего изучения обоснованности указанной даты учреждения университета.
Следовало уточнить даты начала подготовки инженеров-экономистов в СССР и создания вуза, который стоит у истоков экономического образования, связанного с подготовкой специалистов для промышленности. К примеру, известно, что в 1946 г. институт торжественно отмечал как двадцатилетие вуза, так и двадцатилетие инженерно-экономического образования в СССР. Таким образом, годом основания вуза в 40-х гг. ХХ в. считался 1926 г. Именно в начале 1926 г. на промышленном отделении (факультете) Ленинградского института народного хозяйства им. Фридриха Энгельса была начата подготовка инженеров-экономистов для промышленности и различных отраслей народного хозяйства.
Очевидно, что в старой концепции истории вуза оставались противоречия. В настоящее время представляется закономерным, что в решении вопроса о дате рождения вуза сыграли свою роль многие факторы: и определенная идеологическая составляющая, и политический заказ, и требования момента. Ведь известно, что настоящая история человечества только начиналась после социалистической революции - так думали тогда, этой мыслью стимулировался энтузиазм и революционное вдохновение строителей социализма и коммунизма. Все отмеченные посылки незримо присутствовали в рассуждениях и выводах историков в 40-х или 80-х гг. ХХ в.
Особенно важными методологическими вопросами и посылками в историческом исследовании проблемы о дате рождения и истории становления СПбГИЭУ представляются, на наш взгляд, следующие моменты:
- на основе каких научных, учебно-методических, преподавательских школ стало развиваться экономическое и инженерно-экономическое образование в СССР;
- необходимо подробно исследовать проблему подготовки экономистов различного профиля для промышленности и народного хозяйства в целом с дореволюционных времен;
- следует ли вести историю университета от училища, курсов, учебного заведения по повышению квалификации, цикла, кафедры, отделения, факультета или изначально надо производить отсчет истории вуза с момента, когда государственный орган (Правительство, Министерство, Народный комиссариат) утвердил Устав учебного заведения и было положено начало подготовки специалистов с высшим образованием;
- история университета - это не история зданий, помещений, учебных корпусов, где размещается учебное заведение.
Отдельные указанные выше вопросы являлись отчасти риторическими, другие требовали серьезной научно-исследовательской работы.
С начала 90-х гг. ХХ в. ученые кафедры истории и политологии Университета ИНЖЭКОН кропотливо занимались изучением поставленной проблемы и вполне обоснованно пришли к выводу: датой создания Университета ИНЖЭКОН является 13 сентября (31 августа - по старому стилю) 1906 г. Именно в этот день распоряжением Правительства Российской Империи был утвержден Устав Санкт-Петербургских высших коммерческих курсов М. В. Побединского [*].
Преподавание на курсах велось по программам высших германских коммерческих школ. Как свидетельствует М. В. Побединский, знания, полученные в ходе обучения на них, `по объему и характеру подходят к университетским`. Таким образом, еще в начале ушедшего века в колыбели вуза закладывались основы будущего Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (ИНЖЭКОНа).
Преподавательский состав на курсах подбирался учредителем в соответствии с требованиями `Положения о коммерческих учебных заведениях`. На курсах лекции читали 8 профессоров и доцентов Петербургского университета, 5 профессоров и доцентов Политехнического института. В педагогическом процессе принимали участие ведущие преподаватели Технологического института, Училища правоведения, Военно-Юридической и Николаевской морской академий, Демидовского юридического лицея. Среди преподавателей были, например, профессор Университета М. И. Боголепов, который читал курс истории бирж и банков. Международное право вел профессор Военно-Юридической и Николаевской морской академий И. А. Овчинников. Курс отечественной истории XIX в. читал популярный в столице профессор Политехнического института А. А. Корнилов. Предмет `Бухгалтерский учет` вел автор нескольких учебников по этой специальности С. В. Мыльников.
С годами деятельность учебного заведения приобрела всероссийскую известность, его выпускники стали востребованными во всех промышленных центрах России. Курсы являлись одним из престижных коммерческих учебных заведений, отличаясь высоким профессионализмом преподавания и практической направленностью в подготовке специалистов.
Преподаватели и слушатели Санкт-Петербургских высших коммерческих курсов М. В. Побединского с восторгом восприняли Февральскую революцию. Они послали приветственное письмо председателю Государственной думы М. В. Родзянко. Особую гордость слушателей и преподавателей вызвала новость о вхождении в состав Временного правительства преподавателя курсов А. И. Шингарева. В обращении к нему, в частности, отмечалось: `Наша скромная школа гордится тем, что имела в своей среде такого учителя, лекции которого способствовали созданию последователей, распространяющих теперь свет и культуру в самую глубину русской общественной жизни`. На эту телеграмму был получен ответ: `Сердечно благодарю за привет прежних сотоварищей по работе. А. Шингарев`.
В 1917 г. распоряжением Министра торговли и промышленности Временного правительства Санкт-Петербургские высшие коммерческие курсы М. В. Побединского были преобразованы в Торгово-промышленный институт М. В. Побединского [*]. Это стало знаменательным событием в истории вуза. Однако Октябрьская революция 1917 г. и последовавшие за ним катаклизмы в жизни общества привели к тому, что институт резко сократил набор студентов. В 1918 г. Торгово-промышленный институт был национализирован Советской властью и передан в ведение Народного комиссариата просвещения. В 1919/1920 учебном году самостоятельная деятельность Торгово-промышленного института была прекращена. Как было отмечено выше, в 1919 г. большевистское правительство выпустило Декрет о преобразовании Петроградских высших учебных заведений. Наряду с Практической Восточной академией, Курсами международного товарообмена, Торгово-промышленный институт вошел в состав вновь созданного Института народного хозяйства имени Фридриха Энгельса (ЛИНХ) в качестве Промышленного цикла (кафедры) административно-финансового отдела (факультета). Впоследствии в состав ЛИНХа вошли Петроградский кооперативный институт (1923 г.), а затем в 1925 г. и Московский кооперативный институт. В этот период подготовка специалистов велась по программам, разработанным для немецких высших учебных заведений, в частности, для Германской Академии социальных и коммерческих наук (Франкфурт-на-Майне) и апробированным на Санкт-Петербургских высших коммерческих курсах М. В. Побединского. Это свидетельствует о преемственности истории названных учебных заведений.
Вновь созданный институт размещался в здании, принадлежавшем до Октябрьской революции Высшим женским естественно-научным курсам М. А. Лохвицкой-Скалон (Николаевская ул., дом 27, ныне - главный учебный корпус ИНЖЭКОНа). Дом является памятником архитектуры, о чем свидетельствует охранная доска на фасаде института, установленная в 2000 г. по инициативе ректора Университета ИНЖЭКОН доктора экономических наук, профессора А. И. Михайлушкина. Проект здания был выполнен в 1912-1914 гг. известным архитекторами Н. М. Проскурниным и Л. И. Катониным в стиле неоклассицизма. Подобный архитектурный стиль не свойственен застройке центральной части Санкт-Петербурга, поэтому здание обращает на себя внимание монументальностью и строгостью декора: в нем все рационально, ничего лишнего.
Институт народного хозяйства (ЛИНХ) объединил в своем составе однородные учебные заведения, которые готовили специалистов в области внутренней и внешней торговли, кооперации, финансов и кредита. Его создание связано с реформированием дореволюционной высшей школы в первые годы советской власти.
Для проведения реформы вузов при Наркомпросе в 1919 г. был учрежден Государственный ученый совет (ГУС). Совет формировал политику советского правительства в сфере народного образования. Организационно все вузы были подчинены особому главку в составе Наркомпроса - Главпрофобру. Важнейшим элементом реформы высшей школы являлось принятие ее нового Устава. Попытки большевистской власти мирно решить данный вопрос натолкнулись на сопротивление представителей профессоров дореволюционной школы, стремившейся отстоять суверенитет высших учебных заведений. Принцип автономии вузов стал своеобразным знаменем борьбы с Наркомпросом в условиях становления советского тоталитарного государства.
В марте 1921 г. коллегия Наркомпроса смогла принять Положение об управлении вузами, ставшее новым уставом высших учебных заведений. Согласно этому документу вся полнота власти в вузах, раньше сосредоточенная в правлениях, избранных профессорско-преподавательским составом, теперь передавалась правлениям, члены которых отныне назначались Наркомпросом.
Эта новая система была введена в действие в 1922/23 учебном году. Тогда же вошел в практику предварительный отбор кандидатур руководителей вузов партийными инстанциями и согласование решений по каждой из них с органами Главного политического управления (ГПУ). Ученые-профессора постепенно теряли свои позиции в высшей школе и не могли как прежде влиять на решение вопросов организации вузовской жизни.
К середине 1920-х гг. фактически завершилась советизация системы высших учебных заведений в СССР. В этих условиях главное предназначение вуза - обеспечивать профессиональную подготовку будущих специалистов - нередко вступало в противоречие с идеологической целесообразностью его пролетаризации, предполагавшей не только кардинальное изменение социального состава студенчества, но и превращение создаваемой в СССР системы вузов в инструмент усиления экономического и политического влияния Всесоюзной Коммунистической партии большевиков (ВКП(б)). Суть партийного руководства высшим учебным заведением состояла в жестком контроле над основными сторонами жизни института - от решения организационных и хозяйственных вопросов до идеологической воспитательной работы и, в той или иной степени, до вмешательства в процесс самого обучения. Отныне все принципиальные вопросы преподавания учебных дисциплин должны были рассматриваться специальными предметными комиссиями. Нередко от их мнения, подкрепленного резолюциями студенческих собраний, зависели даже такие решения, как `надо` и как `не надо` преподавать.
Таким образом, в СССР началось формирование централизованной системы неформального управления высшим образованием. Ректоры вместе с членами правления занимались решением задач, связанных с организацией учебной и хозяйственной деятельности института, профессорско-преподавательский состав обучал студентов и вел научную работу. Однако в ходе рассмотрения персональных дел при поступлении в аспирантуру или на работу в высшее учебное заведение мнение институтской общественности, как правило, всегда оказывалось решающим. Это мнение целенаправленно формировалось партийными комитетами.
Открыв первоначально самый широкий доступ в вузы, большевистская партия и советская власть вскоре внесла существенные коррективы в понимание права на образование. Преимущества при поступлении в высшее учебное заведение получили члены ВКП(б) и ВЛКСМ, выходцы из рабочих и крестьян. В тех же случаях, когда нежелательные лица все-таки поступали в институт, их отчисляли в процессе `чисток` контингента учащихся. В 20-х годах промышленное отделение ЛИНХа в основном комплектовалось студентами пролетарского происхождения и из среды служащих, работавших на ленинградских предприятиях.
В годы новой экономической политики (нэпа) Институт народного хозяйства находился в стадии реорганизации и становления. Постепенно определилась его внутренняя структура. В ЛИНХе была разработана новая учебная программа для обучения студентов на 12 отделениях экономического профиля. Однако ограниченность материальных средств не позволила полностью осуществить утвержденный учебный план. Несколько отделений так и не удалось открыть. В 1924/1925 учебном году в институте работало только 3 отделения. Административно-финансовое отделение готовило экономистов для финансовых и промышленных органов и организаций. В него был включен административно-промышленный цикл, ориентированный на подготовку специалистов для промышленных предприятий. Торговое отделение выпускало экономистов для работы в сфере торговли, как внутренней, так и внешней. Выпускникам кооперативного отделения предстояло работать в потребительской, промысловой, сельскохозяйственной и кредитной кооперации.
Осуществление новой экономической политики требовало перестройки системы подготовки кадров экономистов для промышленности. В Ленинградском институте народного хозяйства преподаватели не раз ставили вопрос о необходимости подготовки специалистов на стыке промышленного инжиниринга и экономического профиля. Во время летней производственной практики (1925 г.) студенчество активно обсуждало проблему, как `отехничить экономистов`. В октябре 1925 г. по предложению группы учащихся Ленинградского института народного хозяйства во главе с С. А. Смирновым перед руководством вуза был поставлен вопрос о создании на базе административно-промышленного цикла нового Промышленного отделения. По поручению институтского бюро ВКП(б) и профкома института, академическая секция студентов обратилась с соответствующим ходатайством в Правление института. В ноябре 1925 г. этот вопрос был рассмотрен на его заседании. Правление ЛИНХа постановило `поручить Президиуму административно-финансового отделения (декан - Н. А. Блатов) в срочном порядке разработать и представить учебный план промышленного отделения`. В короткий срок был подготовлен проект нового учебного плана, и 22 декабря 1925 г. Н. А. Блатов вынес его на рассмотрение Правления института.
В подготовке новых учебных планов самое активное участие принял заведующий кафедры экономии промышленности, профессор А. Б. Ельяшевич. Выпускник Мюнхенского университета, автор ряда работ по экономике Германии и Англии А. Б. Ельяшевич в 1922 г. был принят на должность профессора по промышленному циклу Института народного хозяйства. Именно он возглавил работу по реорганизации этого цикла в самостоятельное промышленное отделение, созданное в начале 1926 г.
Первые лекции на новом отделении начались 25 января 1926 г. Трудностей с комплектованием Промышленного отделения не возникло. Специальная комиссия тщательно отбирала кандидатов для обучения на новом отделении, учитывая их рабочий стаж, опыт работы в промышленности и партийность.
В 20-е гг. ХХ в. в стране остро ощущалась нехватка квалифицированных кадров в промышленности. Требовалось большое количество экономистов с высшим образованием. Промышленное отделение ЛИНХа изначально ставило перед собой задачу подготовки экономистов высокой квалификации, которым предстояло разрабатывать промышленные планы; решать вопросы, связанные с финансированием промышленных предприятий; заниматься снабжением промышленных предприятий и складских хозяйств; решать проблемы экономики и нормирования труда; вести учет производства и калькуляции; обрабатывать статистические данные; определять пути развития и рационализации производства. ЛИНХ стремился расширять основные направления подготовки будущих специалистов - выпускников Промышленного отделения.
Следует подчеркнуть, что выпускники 1927 г. являлись первыми инженерами-экономистами в нашей стране. За время своего существования Промышленное отделение ЛИНХа подготовило 256 инженеров-экономистов (в 1927 г. - 79, 1928 г. - 31, 1929 г. - 73, 1930 г. - 73).
К середине 30-х гг. ХХ в. ЛИЭИ имени В. М. Молотова превратился в своего рода инженерно-экономический комбинат, в котором были представлены все основные звенья подготовки кадров для промышленности и экономики Советского Союза: факультеты дневной, вечерней и заочной форм обучения, экстернат, аспирантура, НИС, курсы повышения квалификации промышленных инструкторов инженерно-экономического профиля, курсы техников, рабфак и заочные курсы. В довоенные годы в ЛИЭИ сформировалась система многопрофильного инженерно-экономического образования. С 30-х гг. до второй половины 80-х гг. ХХ в. вуз развивался в рамках сформировавшейся за эти годы стабильной и фундаментальной системы советского высшего образования.
Во второй половине 80-х гг. ХХ в. вся наша страна вступила в эпоху коренных преобразований во всех сферах жизни общества. В 1989 г. ректором университета был избран работавший до этого проректором по учебной работе Александр Иванович Михайлушкин. Под его руководством ЛИЭИ им. Пальмиро Тольятти был кардинальным образом реформирован. В декабре 1992 г. институт был переименован в Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию. А в 2000 г. вузу был присвоен статус университета.
В настоящее время Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (СПбГИЭУ - Университет ИНЖЭКОН) является одним из ведущих государственных высших экономических учебных заведений России, старейшим отечественным экономическим вузом. Здесь реализуются образовательные программы высшего многоуровневого (бакалавр, специалист, магистр), послевузовского (аспирантура и докторантура) и дополнительного (повышение квалификации, дистанционное обучение и профессиональная переподготовка) профессионального образования. Ведется подготовка инженерных, экономических, научных, педагогических кадров для различных отраслей экономики. Университет является головным вузом Учебно-методического объединения по образованию в области производственного менеджмента.
Сегодня в ИНЖЭКОНе осуществляется подготовка специалистов по 6 направлениям (гуманитарные науки, социальные науки, экономика и управление, сфера обслуживания, автоматика и управление, информатика и вычислительная техника) на 10 факультетах по 28 специальностям. На различных формах обучения (очной, очно-заочной и заочной), включая филиалы, проходит подготовку более 26 тысяч студентов. Их обучение обеспечивает 1547 преподавателей, из которых 209 докторов наук, 715 кандидатов наук, 10 заслуженных деятелей науки Российской Федерации, 35 действительных членов и членов-корреспондентов отраслевых Академий наук.
В 90-е гг. прошлого века университет активно включился в процесс модернизации высшего профессионального образования, осуществил переход на многоуровневую систему подготовки специалистов, создав новые факультеты (туризма и гостиничного хозяйства, предпринимательства и финансов, гуманитарный, права и экономической безопасности), открыв направления бакалаврской и магистерской подготовки, новые специальности. Университет с достоинством отмечает свой 100-летний юбилей.
Завершая краткий обзор истории Университета ИНЖЭКОН, с уверенностью можно утверждать, что представленная новая концепция истории университета является научно обоснованной и доказанной на основе изучения массива исторических источников, что позволяет по-новому взглянуть на процесс становления и развития вуза. Была проделана определенная исследовательская работа по материалам, хранящимся в Центральном государственном архиве Санкт-Петербурга (ЦГА СПб), Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб), в фондах Российской Национальной Библиотеки (РНБ). При воссоздании истории СПбГИЭУ большую роль сыграли семейные архивы М. В. Побединского, С. В. Мыльникова, А. С. Захарова. Значительная часть материалов из перечисленных архивов и фондов была впервые введена в исторический научный оборот.
Принципиально важным в новой концепции истории университета является то, что:
- рождение вуза связано с датой, когда курсы М. В. Побединского решением Правительства Российской Империи официально приобрели статус высшего учебного заведения, хотя и выросли из среднего учебного заведения и курсов повышения квалификации;
- при всех преобразованиях вуза после Октябрьской революции сохранялось главное для высшего учебного заведения - неизменно осуществлялась подготовка экономистов различного профиля для промышленности и народного хозяйства Российской Империи, Советского Союза, Российской Федерации.
Результаты исторических исследований, выводы историков обсуждались в ходе дискуссий, прошли научную апробацию, закреплены в решениях Ученого совета университета и в заключении Санкт-Петербургского института истории Российской Академии Наук.
На основе исторических исследований в 1999 г. были организованы научные чтения, посвященные 75-летию инженерно-экономического образования в России и 100-летию ИНЖЭКОНа. Это мероприятие ознаменовало начало поэтапной подготовки к празднованию 100-летия вуза. В 2000 г. в книге `От Счетоводных курсов до университета. Исторические портреты руководителей Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета` впервые была опубликована новая концепция исторического пути ИНЖЭКОНа [*]. 15 октября 2002 г. состоялись Юбилейные научные чтения профессорско-преподавательского состава и студентов, посвященные 150-летию со дня рождения основателя университета М. В. Побединского, в последующем были опубликованы другие материалы об истории университета [*].
В настоящее время уверенно можно утверждать, что создана новая, научно обоснованная периодизация истории вуза. Восстановлены незаслуженно забытые имена ученых, которые стояли у истоков инженерного и экономического образования в России. Исторически доказано то, что датой рождения Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (Университета ИНЖЭКОН) является 13 сентября 1906 г.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия