Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ПРОБЛЕМЫ НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Телевная Л. П.
ведущий специалист отдела практик Балтийской академии туризма и предпринимательства

Инновационные подходы к формированию у студентов ВУЗов туристского профиля профессионального мастерства в ходе прохождения практик

Научный подход к организации практик студентов является одним из важнейших факторов подготовки высококлассных специалистов, формирования у них профессиональных умений и навыков, позволяющих им в последующем творчески и качественно решать задачи производственной деятельности.
Формирование у студентов вузов туристского профиля профессионального мастерства в ходе прохождения практик, возникает как результат функционирования специально созданной педагогической системы. Работа данной системы нацелена на появление, развитие и закрепление у обучающихся психологических структур, необходимых для успешного осуществления профессиональной деятельности.
Центральное место в данной педагогической системе занимает комплекс целей, связанных с развитием у обучающихся профессиональной мотивации, стартового уровня профессиональной компетентности и способности к профессиональной саморегуляции. Формирование профессиональной мотивации сводится к воспитанию позитивного отношения к профессии, направленности на достижение высоких показателей деятельности, нацеленности на безусловное выполнение поставленных задач. Профессиональная компетентность обучаемого должна сформироваться в коммуникативной, организаторской и производственно-технологической сферах его будущей деятельности. Достижение определенного уровня способности к саморегуляции означает выработку умения самомобилизации, определения темпа и времени активности, релаксации и т.д.
Педагогическая система прохождения практик включает в ряд компонентов, определяющих содержательную сторону обучения. В первую очередь, это содержательный компонент, освоение которого позволяет сформировать профессиональный кругозор и умения специалиста (система теоретических и практических задач, решаемых в ходе учебных занятий и выполнения обязанностей менеджера в ходе практик). Организационно-методический компонент системы включает в себя оптимизацию содержания программ практик, их согласование с программами учебных дисциплин, обеспечение высокого качества проведения теоретических и практических занятий, методическое обеспечение учебно-практической деятельности студентов, четкое определение форм, способов, последовательности выполняемых ролей, мест и сроков прохождения практик, технологии отчетности студентов, порядка управления их деятельностью. Результирующий компонент означает формирование стартовой готовности выпускников к успешному началу профессиональной деятельности и последующему повышению их профессиональной культуры.
Для обеспечения эффективного функционирования названной педагогической системы необходимо соблюдение следующих основных принципов.
В первую очередь, это принцип целеустремленности. Его реализация требует четкой постановки целей обучения и определения оптимальных способов их достижения, разработки всесторонне обоснованной программы действий всех лиц, участвующих в организации практик и детального их планирования, безусловной реализации намеченной программы обучения.
Принцип творческого подхода предполагает добросовестное отношение к организации практик, выражающееся в избегании шаблона и формализма, владении педагогической инициативой, стремлении все делать так, чтобы обучающиеся могли максимально реализовать свои учебно-познавательные возможности.
Принцип осознанности и мотивированности при выполнении обучающимися задач практик требует полного использования педагогического потенциала занятий. Для его реализации в процессе обучения необходимо обеспечить раскрытие роли и значения практик в системе подготовки конкурентоспособного специалиста, проводить активную и непрерывную консультационную работу. Следует направить усилия на формирование у студентов чувства профессионального долга, что возможно при предъявлении высокой требовательности к ним. В этом плане весьма эффективными оказываются демонстрация со стороны преподавателей личного примера честного и добросо вестного отношения к выполнению своих профессиональных обя занностей, соблюдение ими единства слова и дела, проявление четкой мировоззренческой по зиции в отношении профессиональной сферы деятельности, создание системы стимулирования ответственного отношения к выполнению задач практик.
Не менее важен принцип согласованности действий всех должностных лиц, принимающих участие в организации и проведении практик. Необходимо добиваться единого понимания целей и задач практик, способов их достижения, механизма распределения ролей, прав и ответственности всеми участвующими в организации и проведении практик. Для этого следует организовать четкое планирование мероприятий, добиться точности постановки задач и обеспечить действенный контроль по их выполнению, а также согласование учебных программ с программами практик.
И, наконец, принцип личностно и профессионально ориентированной организации нацелен на обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода к студентам. При определении заданий на практику следует проводить всесторонний анализ факторной среды личностного и профессионального развития студента. Для достижения конечного результата весьма полезно оказание студентам необходимой помощи и поддержки, отстаивание их законных интересов и прав перед руководителями туристских организаций. Серьезным фактором успеха является также правильный подбор и расстановка педагогов-руководителей практик.
Опыт свидетельствует, что эффективность формирования профессионального мастерства будущих менеджеров организаций сферы туризма повышается, если используются возможности организации практик за рубежом, расширяется их география, задействуются контакты с брэндовыми фирмами и компаниями.
С использованием этого опыта связаны современные тенденции развития подготовки специалистов для индустрии туризма в ведущих учебных заведениях. Одним из наиболее характерных примеров успешной организации практик является опыт, наработанный Балтийской академией туризма и предпринимательства (Санкт-Петербург).
Так, в 2002 г. этим учебным заведением были направлены на практику за рубеж в три страны 12 студентов. В 2003 г. в иностранные государства (Египет, Мальта, Турция) выехали на практику уже 15 студентов, а в 2004 г. к этим странам добавилась еще и Чехия. В 2005 г. 25 студентов побывали в Египте, Турции, Чехии, Великобритании и США. В 2005 - 2006 учебном году зарубежная практика организована для 33 студентов в Египте, Турции, США, Великобритании, Греции, Словакии, Финляндии и Болгарии. Таким образом, за четыре года количество студентов, проходящих практику за рубежом, увеличилось более чем в 2,5 раза, а география распределения по странам возросла почти в 3 раза.
Уже в 2004 г. ВУЗом были заключены договоры по вопросам прохождения практик с такими престижными отелями Санкт-Петербурга, как `Европа`, `Кронверк`, `Коринтия Невский Палас`, `Кристофор`, `Андерсен`; гостиницами `Советская`, `Мир`, `Россия`, `Астория`, `Русь`, `Морская`, `Гельвеция`. Договор с ВУЗом подписали тридцать пять туристских фирм и компаний, в числе которых `Актис`, `Ривьера`, `Балтийский берег`, `Тур-престиж`, `Трак-Стар на Сенной` и др., а также такие предприятиям, как НП `Издательство `Невский фонд`, ООО `Бизнес Тревел групп`, ООО `Центр развития персонала`, ООО ПРП `Санкт-Петербург`, ООО `Межрегиональный информационно - издательский центр`. Многие студенты остались после выпуска работать в этих организациях.
В то же время изучение факторов, влияющих на организацию практик студентов, показывает, что существует ряд причин, оказывающих негативное воздействие на процесс формирования профессионального мастерства будущих выпускников. В первую очередь, среди них выделяются индивидуально-психологические причины, такие как недостаточно развитые мотивационные установки на осуществление высокоэффективной профессиональной деятельности, низкий уровень волевой регуляции поведения и эмоционально-волевой устойчивости, слабая теоретическая подготовленность, несистемное представление о круге задач профессиональной деятельности; отсутствие умений и навыков применять теоретические знания на практике, эффективно контролировать и оперативно вносить коррективы в свою деятельность. Значительные негативные последствия имеют недоработки в организационно-педагогической и методической сферах организации практик. Существенно снизить эффективность практик может отсутствие у преподавателей единого понимания своей роли, единого подхода к подготовке обучающихся к проведению практик, а также недостаточная оптимизация программы проведения практик; назначение руководителями практик преподавателей, не обладающих высоким уровнем педагогической культуры; недостатки в управлении учебно-практической деятельностью студентов.
Выявление причин, негативно влияющих на процесс формирования профессионального мастерства будущих выпускников, позволяет разработать программу действий по повышению эффективности функционирования системы практик. В содержательном плане данная программа включает блок мероприятий, связанных с развитием у студентов готовности к овладению функциональными обязанностями на высоком уровне профессионального мастерства, а также блок оптимизации содержания программ практик и блок мероприятий, направленных на повышение культуры управления учебно-практической деятельностью студентов.
Педагогическое обеспечение развития готовности обучающихся к овладению функциональными обязанностями на высоком уровне профессионального мастерства включает несколько ключевых элементов. К ним относятся формирование мотивации, побуждающей к полной реализации имеющегося познавательного и творческого потенциала; формирование навыков и умений эффективной учебно-познавательной деятельности, а также умений применять полученные знания в ходе решения практических задач; выработку устойчивой целевой установки на достижение максимально возможных результатов; развитие у студентов уверенности в своих силах и возможностях.
Устремленность студентов к повышению эффективности сво ей учебно-практической деятельности и достижению максимально возможных ре зультатов вырабатывается путем придания ей посредством разъяснения, убеждения глубокого личностного смысла; созданием реально достижимых перспектив в учебе и последующей профессиональной деятельности; стиму лированием старательности, инициативы и активности обучающихся; формированием в учебных коллективах `культа учебы`, профессионально направленной состязательности и др.
Повышение навыков и умений в операциональной сфере осуществляется посредством применения активных форм и методов обучения, организации выполнения студентами творческих заданий, обеспечением настроенности на полную реализацию своих сил и возможностей в ходе решения задач практики.
Уверенность в своих силах и возможностях приобретается благодаря накоплению личного опыта учебно-практической деятельности; оказанию методической помощи студентам, гарантирующей успешное выполнение программ практик; созданию в учебных аудиториях атмосферы сотрудничества, сотворчества, доброжелательности и взаимопомощи и др.
Для успеха организации практик большое значение имеет оптимизация. Оптимизация - это целенаправленный подход к построению архитектоники программ практик, при котором в единстве рассматриваются цели и принципы обучения студентов, особенности решаемых учебно-практических задач, арсенал возможных форм и методов организации практик, особенности студентов и их потенциальные возможности. В процессе оптимизации осуществляется переработка программ, которая направлена на интенсификацию, индивидуализацию, фундаментализацию и повышение практической направленности учебной деятельности. Это предполагает постановку четких и диагностируемых целей, логичное построение заданий в соответствии с поставленными целями, обеспечение комплексного использования изученного материала. Следует учитывать индивидуально-психологические, гендерные и возрастные особенности студентов, в целом добиваться полноты организационно-методического компонента системы проведения практик. На основе системного анализа всех этих данных выбирается наилучший для конкретных условий вариант построения учебно-воспитательного процесса.
Как показало исследование, процесс оптимизации программ практик включает в себя несколько этапов.
I этап - выбор признаков, по которым можно судить об оптимальности программ практик (соответствие их содержания требованиям ГОС ВПО; системность и логичность изложения содержания; согласованность с программами учебных дисциплин).
II этап - анализ задач каждого вида практик и их конкретизация на основе всестороннего изучения особенностей сложившейся педагогической ситуации.
III этап - выбор наилучшего для данных условий способа организации учебно-практической деятельности студентов (определение перечня тем, вопросов для изучения, возможного комплекса методических средств, которые потребуются для успешного решения студентами задач практик; определение времени, мест и форм организации практик; подбор руководителей).
IV этап - организационно-методическое обеспечение. На этом этапе проводится согласование вопросов прохождения практик с хозяйствующими организациями сферы туризма, осуществляется координация деятельности при подготовке и реализации программ практик; обеспечивается педагогическая поддержка учебно-практической деятельности студентов; определяются факторы, обеспечивающие оптимальное решение задач практик.
Повышение культуры управления деятельностью студентов достигается посредством организации общепедагогической и практической подготовки преподавателей. Общепедагогические знания выступают теоретической основой формирования у преподавателей педагогических умений: гностических, конструктивных и проектировочных, организаторских и коммуникативных. Практическая подготовка осуществляется посредством организации занятий по разбору педагогических ситуаций, решению других практических задач, обмену опытом; разработки методических рекомендаций.


Литература:
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. - М.: Просвещение, 1982.
2. Белкин А. С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство. - Челябинск: ОАО `Юж.-Урал. кн. изд-во`, 2004.
3. Данилова М.М., Шарухин А.П., Шарухина Т.Г. Профессиональная подготовка менеджеров хозяйствующих организаций сферы туризма: Монография. - СПб.: Изд-во `Д.А.Р.К.`, 2006.
4. Закорин Н.Д. Профессиональная готовность менеджеров туристских предприятий как субъектов эффективной инновационной деятельности /Инновационная культура управленческой деятельности менеджеров предприятий сферы туризма: Монография. - СПб: Изд-во `Д.А.Р.К.`, 2005.
5. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования. - М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО `МОДЭК`, 2003.
6. Ковалев В.И. Мотивы поведения и деятельности. - М., 1988.
7. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. - М.: Акад. проф. образования, 2002.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия