Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Булгаков Д. В.
соискатель кафедры экономики предприятия и производственного менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
кандидат экономических наук


Экономический эффект управленческих решений при создании СТерО в силовых структурах

Реализация мероприятий по совершенствованию системы ресурсного обеспечения силовых структур должна обеспечить существенный оперативный эффект в виде повышения качества ресурсного обеспечения военной организации государства и значительную экономию бюджетных средств. Размер последней, исходя из сложившейся практики бюджетного планирования деятельности военных организаций и принятой методологии экономического и военно-экономического анализа, целесообразно оценивать за год. Сопоставление прогнозируемого расчетного годового экономического эффекта от реализации таких мероприятий с величиной бюджетного и внебюджетного финансирования позволит выйти на показатели оценки экономической эффективности, перечень и порядок расчета которых достаточно полно описан в специальной литературе.
В то же время нужно иметь в виду, что главный результат реализации этих мероприятий должен состоять в достижении целевого военного эффекта, который в принципе не может иметь стоимостного выражения (с приемлемой для количественного финансово-экономического анализа точностью). Кроме того, из-за векторного характера показателей, описывающих в данном случае целевой эффект, весьма затруднительно осуществить достаточно корректное сопоставление конечных результатов и затрат на их достижение.
Анализ показывает, что основным источником экономии бюджетных средств при создании специальных территориальных образований (СТерО) является реорганизация структурных элементов ведомственных систем ресурсного обеспечения, решающих аналогичные задачи. Необходимо устранить дублирование функций по ресурсному обеспечению силовых структур за счет ликвидации, переподчинения, объединения и сокращения численности существующих структур тыла. Это позволит достичь экономии расходов при финансировании их текущей деятельности в среднесрочной и долгосрочной перспективе, после окончательного выполнения всех переходных меро приятий. (В коротком же периоде будет наблюдаться увеличение затрат, как это свидетельствуют результаты научных исследований и практика функционирования СтерО).
Экономия бюджетных средств при осуществлении комплекса мероприятий по созданию (совершенствованию) в системе силовых структур специальных территориальных образований определяется: во-первых, устранением расходов на оплату труда, подготовку и повышение квалификации и материально-техническое обеспече ние повседневной деятельности уволенного личного состава; во-вторых, сокращением затрат на приобретение услуг и оплату выполнения работ (по хранению и доставке грузов, медицинскому, ветеринарно-санитарному, торгово-бытовому обеспечению и др.) сторонними организациями благодаря перераспределению ресурсов, сил и средств в рамках системы СТерО; в-третьих, за счет прочих источников экономии.
Для количественной оценки экономического эффекта от создания (совершенствования) системы специальных территориальных образований может быть использована следующая формальная экономико-математическая модель:
Анализ, вместе с тем, показывает, что не все эффекты от проводимых мероприятий могут быть определены в терминах экономии бюджетных ассигнований.
Так, совершенствование организационно-экономического механизма для осуществления мероприятий по всестороннему обеспечению силовой компоненты военной организации государства за счет стандартизации и унификации плановых бюджетных нормативов и системы взаиморасчетов между потребителями услуг по ресурсному обеспечению позволяет получить и социально-экономический эффект, состоящий в сближении уровней социальной защиты военнослужащих различных силовых министерств и ведомств (выполняющих аналогичные по сложности, ответственности, опасности, общественной значимости функций).
Существующие в этой области различия приводят к тому же к неоправданным усложнениям бюджетном планировании и выполнении других управленческих функций. Возникает сложная система взаиморасчетов между силовыми министерствами и ведомствами по оказанию взаимной помощи в организации военно-экономического процесса.
Источником экономического эффекта является и проведение совместных торгов по приобретению материальных средств и услуг для ресурсного обеспечения силовых министерств и ведомств. Необходимая нормативно-правовая база для проведения таких мероприятий имеется. Но недостаточно урегулированы вопросы, связанные с распределением закупленных товаров и услуг между потребителями, проведением финансовых взаимозачетов и определением трансфертных цен на совместно приобретенные ресурсы, распределением полномочий и экономической ответственности между организациями, принимающими участие в таких совместных мероприятиях. Тем не менее, факт экономии финансовых ресурсов при закупках товаров и услуг в интересах ресурсного обеспечения силовых структур государства на такой, в том числе конкурсной, основе очевиден.
Мировой опыт военно-экономической закупочной деятельности убедительно свидетельствует о большей экономичности консолидированного (совместного) размещения заказов и вы полнения других работ. Например, в США за счет этого достигается экономия в размере до 20-25% выделяемых бюджетных средств. В Германии с этой целью создан специальный орган управления - `Агентство по разработке, закупке и эксплуатации военно-технического имущества`.
При увеличении объемов закупок следует ожидать снижения цен в результате снижения общих удельных (приходящихся на единицу товара или услуги) затрат производителей и логистических посредников по мере возрастания размеров партий. Можно прогнозировать снижение при создании (совершенствовании) системы СТерО трансакционных издержек на организацию и осуществление обеспечения силовых структур.
В России пока данные о закупках продовольствия в период 1999-2005 гг., а также данные по конкурсным закупкам другой продукции (услуг) не позволили установить статистически значимой взаимосвязи между размерами закупаемых на открытых торгах партий продовольствия и других товаров (услуг) и уровнем цен на них. Единый же заказ на поставку товаров и услуг для ресурсного обеспечения силовых структур делает возможным устранение существующей в настоящее время конкуренцию силовых министерств и ведомств, которая приводит к повышению уровня цен на закупаемые товары и услуги, широкое развитие стратегического партнерства с отечественными товаропроизводителями, имеющими мобилизационные мощности, на которых запланирован выпуск продукции для удовлетворения нужд страны в особый период и для реализации политики селективной государственной поддержки отдельных предприятий. При такой политике значительная часть финансовых ресурсов будет поступать производителям от заказчиков напрямую, минуя торгово-посреднические организации. Это будет способствовать более ритмичной загрузке производственных мощностей, улучшению показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий-производителей, общему оживлению хозяйственной деятельности в частности в регионах России.
Существенной экономии можно, по нашему мнению, достичь и за счет оптимизации ведомственных систем подготовки кадров для СТерО. В настоящее время однопрофильных специалистов для обеспечивающих подсистем силовых министерств и ведомств готовят в ведомственных учебных заведениях различного профиля, что приводит к неоправданному распылению средств и их нера циональному расходованию. Существует и неоправданное дублирование в подготовке специалистов несмотря на то, что в соответствии с решениями Совета Безопасности Российской Федерации одним из приоритетных направлений военного строительства явля ется развитие межведомственных унифицированных систем военного образования, науки, подготовки кадров.
Экономически оправданы также мероприятия по оптимизации сети учебных заведений, готовящих кадры для СТерО. Их реализация позволить получить существенную экономию средств, выделяемых из федерального бюджета.
Говоря о СТерО, можно утверждать, что оценка эффекта от создания и совершенствования этой системы объективно требует использования предложенной нами экономико-математической модели (1)-(4), либо ее модификаций. Экономический эффект при этом будет иметь следующий вид.
Рис. 1 - Общая схема расчета экономического эффекта
Для совершенствования системы специальных территориальных образований, естественно необходимо согласование по целям, срокам, последовательности мероприятий, по ресурсам, исполнителям и ответственным органам государственного и военного управления.
При таком согласовании для получения ожидаемого экономического эффекта использование методологии программно-целевого планирования - одно из условий управленческих решений.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия