Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ВОЕННАЯ ЭКОНОМИКА
Волков А. Ю.
докторант Ярославского военного финансово-экономического института,
кандидат экономических наук


Проблема учета расходов в вооруженных силах России в условиях реформирования бюджетного процесса

В соответствии с решением Комиссии по финансовому и экономическому обеспечению военной реформы при Совете обороны Российской Федерации в бюджетных структурах Министерства обороны с 1998 г. начался переход с финансового учета упрощенной специфической разновидности бухгалтерского учета, применявшейся в силовых структурах) на бухгалтерский, а в дальнейшем и на бюджетный учет. Переход совпал по срокам с принятием Правительственной комиссией концепции бухгалтерского учета в рыночной экономике и переходом на международные стандарты учета и отчетности. Все это вызывало серьезные трудности при создании приемлемой для Вооруженных сил системы учета.
До 1998 года в Вооруженных силах существовала отличная от гражданских организаций система финансового учета, приоритет в которой отдавался раздельному учету денежных и материальных ресурсов, а последние учитывались преимущественно в натуральных показателях. С 1998 г. стали применяться стандарты стоимостного учета, началось формирование бухгалтерской и иной отчетности, основанной на показателях бухгалтерского учета. Частично были решены и вопросы, связанные с автоматизацией учетного процесса, обучением финансовых работников, с некоторыми особенностями применения системы стоимостного учета в условиях военных учреждений.
В то же время в этой внедренной системе учета обнаружился целый ряд недостатков, к которым относятся: во-первых, неполный охват объектов учета, отсутствие информации о результатах деятельности учреждений, о закрепленных за ними активах; во-вторых, значительный объем учетной информации только по факту совершения финансово-хозяйственных операций (по "кассовому методу"), затрудняющий оценку реальных возможностей и обязательств Вооруженных сил; в-третьих, непрогрессивные методы оценки активов и обязательств.
В этой связи при реформировании бюджетного процесса Правительством РФ было принято решение отказаться от данной системы учета и перейти в том числе в Вооруженных силах с 2005 г. на новые стандарты учета - на бюджетный учет.
Новая система учета основана на международных стандартах финансовой отчетности и призвана обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности Министерства обороны, военных учреждений и иных субъектов бюджетного процесса на всех его этапах, включая анализ финансовых результатов деятельности за прошедший период, подготовку и представление проекта сметы доходов и расходов, ее исполнение в течение финансового года, составление финансовой отчетности. Ее использование позволяет непрерывно следить за правильностью расходования выделенных на оборону средств, оценивать результативность по каждому бюджетному году в целом и по отдельным разделам бюджетной классификации, объективно оценивать активы и обязательства Вооруженных сил, учитывать потребности не только российских, но и внешних пользователей этой системы.
Реформирование системы учета осуществляется в направлении использования интегрированного с бюджетной классификацией единого плана счетов бюджетного учета, затрат по функциям и программам. В силу интеграции с бюджетной классификацией такй план позволяет на основе кодов классификации запасов, активов и обязательств, а также потоков по операциям учитывать состояние конкретных активов или пассивов в начале отчетного периода, их остатки на конец отчетного периода. Соответственно уточняются объекты учета, недополученные доходы и неосуществленные расходы, стоимостные показатели закрепленных за Вооруженными силами активов.
На основе использования новых стандартов учета устанавливаются финансовые результаты деятельности учреждений за соответствующий период, их доходы и расходы (в рамках исполнения сметы доходов и расходов соответствующего года).
Новая система учета основана на методе начислений, при котором все осуществляемые операции признаются в момент их возникновения, а приобретаемые активы (основные средства и нематериальные активы) списываются на расходы не единовременно, а в течение всего срока их полезной службы. Такой метод открывает огромные возможности для совершенствования управления, обеспечивает полную информацию о имеющихся активах и обязательствах. На нем базируется применяемая в бюджетном секторе модель бюджетирования, ориентированного на результаты в рамках среднесрочного финансового планирования и предусматривающего распределение бюджетных ресурсов между администраторами (включая Министерство обороны) и реализуемыми ими бюджетными программами с учетом (или в прямой зависимости) достижения конкретных результатов в соответствии со среднесрочными приоритетами социально-экономической политики и в пределах прогнозируемых на долгосрочную перспективу объемов бюджетных ресурсов.
Выступая в качестве бюджетного администратора, Министерство обороны организует учет не только оборонных расходов, но и поступлений в федеральный бюджет по закрепленной бюджетной классификации. Это позволяет оценивать результаты деятельности за соответствующий отчетный период в целом по Министерству обороны и в разрезе отдельных программ.
Все операции, осуществляемые военными учреждениями, согласно новым стандартам учета, делятся на текущие (доходы и расходы), инвестиционные (операции с нефинансовыми активами) и финансовые (операции с финансовыми активами и обязательствами), что позволяет более достоверно оценивать финансовую деятельность в Вооруженных силах в текущий период и в долгосрочной перспективе. Сведения о состоянии нефинансовых активов и имеющихся обязательствах позволяют с достаточной степенью точности определять задачи, для решения которых выделяемые средства должны быть направлены в первоочередном порядке.
Вместе с тем и в этой системе существуют свои противоречия.
В бюджетном учете результат деятельности - это балансовая величина, определяемая как разница между совокупными активами и совокупными обязательствами. Финансовым результатом, т.е. объектом учета на счетах доходов бюджетного учета является лишь результат реализации активов, выраженный разницей между балансовой стоимостью реализуемых активов, расходами на реализацию и ценой реализации. Поскольку бюджетные расходы любой бюджетной организации осуществляются в пределах лимитов бюджетных обязательств, становится очевидным, что финансовый результат в данном случае нулевой. Отсюда вывод, что основой формирования финансового результата должен быть доход от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Но в соответствии с Законом об `Обороне` - Вооруженные силы Российской Федерации - это государственная военная организация, необходимая для отражения агрессии, вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории страны, а также для выполнения задач в соответствии с конституционными законами, федеральными законами и международными договорами России. Следовательно, вооруженные силы Российской Федерации являются некоммерческой организацией. Некоммерческие же организации (в соответствии с положениями Гражданского кодекса) могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они созданы. В военной сфере перечень операций в рамках предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (которые могут осуществлять Вооруженные силы Российской Федерации) невелик.
Этот перечень определяется Генеральным разрешением на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в территориальных органах Федерального казначейства для главного распорядителя средств федерального бюджета и подведомственных ему учреждений - Министерства обороны Российской Федерации.
Изучение Генерального разрешения и сопоставление его с положением гражданского законодательства свидетельствует, во-первых, о том что это разрешение содержит широкий перечень видов деятельности, чем по положениям законодательства, во-вторых, что доход полученный от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, подлежащий учету в Вооруженных силах и других `силовых структурах`, по сравнению с выделяемыми на их содержание средствами должен быть очень небольшим.
У введенной в Вооруженных силах системы бюджетного учета, основанной на методе начислений, имеется и такой существенный недостаток, как сложность и трудоемкость учета - большая, чем при простой регистрации кассовых потоков.
В результате бюджетный учет тоже не вполне соответствует целям функционирования Вооруженных сил в силу неприспособленности к их структуре и решаемым ими задачам. Проблему не может решить в полном объеме ни автоматизация учебного процесса, ни централизация учета в объединенных территориальных финансовых органах, даже при выполнении в Министерстве обороны научных исследований с целью полномасштабной автоматизации учетного процесса и оперативного обмена информацией между финансовыми органами всех уровней.
Принимая во внимание размеры нашей страны, автоматизация учета в системе обеспечения войск, разумеется, целесообразна, как и большая экономическая самостоятельность территориальных органов финансового обеспечения, особенно в связи с переходом на гарнизонную систему обеспечения потребностей войск и созданием гарнизонных администраций как органов экономического, в том числе финансового, обеспечения частей и учреждений гарнизона.
Но необходимо исходить и из того, что действующая система бюджетного учета не совсем отвечает специфике армии и флота. В Вооруженных силах распространены централизованные закупки и поставки без оплаты, существует проблема учета вооружения, военной техники и имущества и их классификации применительно к повсеместно применяемой номенклатуре, нормы износа основных средств по ряду наименований не определены, определение финансово-хозяйственных результатов для непроизводительной деятельности не имеет целевых установок, бюджетная классификация лишь отчасти отражает целевую направленность использования денежных средств в Вооруженных силах, определяемые результаты (с точки зрения внутреннего пользователя) не всегда информативны, в ряде случаев требуют расшифровки.
Следует также подчеркнуть, что для войскового звена Вооруженных сил необходима мобильность, а бюджетный учет в современном виде во многом препятствует этому. Создание территориальных финансовых органов может негативно сказаться на правах руководителей (командиров), бюджетополучателей в финансовой сфере, лишить их экономической самостоятельности.
Наконец, предложенная система менее пригодна для особых условий действий войск в военной обстановке, чем ранее действовавшая система учета.
Переход на новый бюджетный учет, адаптированный к задачам коммерческого учета (для обеспечения сопоставимости деятельности коммерческих и бюджетных организаций и структур), на наш взгляд, осложняет решение проблемы организации и ведения учета в Вооруженных силах Российской Федерации.


Литература
1. Верешко Н.Н., Кузнецов И.Н. Реформирование бюджетного учета. // Вестник Военного финансово-экономического университета. 2005. N 2.
2. Воробьев В.В. Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения. СПб.: СПбГУЭФ, 2003.
3. Федчишин Ю.И. Организация финансового обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации: проблемы теории и практики. Ярославль: ЯВФЭИ, 2004.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия