Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Панасенко С. В.
докторант кафедры менеджмента Северо-Кавказского государственного технического университета,
кандидат экономических наук, доцент


Проблемы реализации стратегического потенциала некоммерческих организаций

Ориентация на успешное функционирование организации в долгосрочной перспективе порождает необходимость определения стратегического потенциала организации, степени и направлений его использования, способности адаптироваться к изменяющемуся поведению элементов внешней среды, возможности управления поведением внутренних элементов, процессом их адаптации, обеспечения общей эффективности управления. Требования, которые ставит перед организацией внешняя среда, определяют главные направления преобразования потенциала организации, ее стратегическую линию поведения. Эти вопросы особенно актуальны для некоммерческих организаций, удовлетворяющих нематериальные социально-значимые потребности общества.
Понятие стратегического потенциала.
Под стратегическим потенциалом любой организации понимается совокупность имеющихся ресурсов и возможностей, необходимых для разработки и реализации стратегии организации. Выделяют базовый (исходный) уровень стратегического потенциала на момент начальной оценки и требуемый  отдаленный по времени в соответствии с выбранной стратегией.
Стратегический потенциал в целом может быть как условно положительным, так и условно отрицательным. Как Ю.Д. Турусин, С.Ю. Ляпина, Н.Г. Шаламова отмечают, что `положительный стратегический потенциал представляет собой возможность организации реализовать поставленные стратегические цели без привлечения дополнительных ресурсов или организационно-технических и социально-экономических преобразований. Отрицательный стратегический потенциал выражает дополнительные потребности организации в ресурсах для реализации стратегических целевых установок` [3, с. 74]. Другими словами, сравнение базового и требуемого уровня стратегического потенциала позволяет выявить либо резервы организации, либо дополнительные ресурсные потребности для реализации стратегических целей.
Промежуточные уровни стратегического потенциала могут иметь несколько иные комбинации ресурсов, так как стратегический потенциал подвержен постоянным изменениям и существенно зависит от условий, в которых протекает деятельность организации. В этом контексте можно говорить о степени гибкости стратегического потенциала, способности адаптироваться к изменяющимся факторам внешней среды. При этом, с точки зрения эффективности управления, изменение стратегического потенциала должно иметь не пассивный (`приспособленческий`) характер, а активный, ориентированный на соответствие стратегическим целям.
Это означает, что для эффективной реализации выбранных стратегических решений, обеспечения устойчивости функционирования и развития организации в долгосрочной перспективе в нестабильных условиях внешней среды необходимо определение направлений продуманного изменения (наращивания) базового уровня стратегического потенциала и их планомерная, многоступенчатая реализация. В качестве таких направлений могут выступать:
- выявление и развитие ключевых ресурсов;
- использование явных или скрытых резервов;
- перегруппировка элементов потенциала в пользу его отдельных составляющих;
- трансформация внешних привлеченных ресурсов во внутренние и т.д.
Задача исследования
Одной из важнейших практических задач современного этапа развития страны является определение необходимых направлений повышения стратегического потенциала некоммерческих организаций в ходе реализации в нашей стране национальных проектов.
Как известно, с сентября 2005 года в РФ реализуются четыре национальных проекта (в области образования, здравоохранения, жилья и АПК). Именно в этих областях сосредоточена деятельность большинства некоммерческих организаций (учреждений, фондов, потребительских, жилищных и иных непроизводственных кооперативов, различных ассоциаций, союзов и т.д.).
Национальные проекты ориентированы на повышение качества жизни граждан России, что стало действительно ключевым вопросом государственной политики. Президент РФ отмечает: `Концентрация бюджетных и административных ресурсов на повышении качества жизни граждан России - это необходимое и логичное развитие нашего с вами экономического курса, который мы проводили в течение предыдущих пяти лет и будем проводить дальше. Это гарантия от инертного `проедания` средств без ощутимой отдачи. Это курс на инвестиции в человека, а значит - в будущее России` [1].
На официальном сайте Совета по реализации приоритетных национальных проектов (www.rost.ru) сообщается, что заявленные Президентом социальные инициативы являются продолжением проводимого экономического курса. Они определяют конкретные первоочередные шаги в сфере здравоохранения, образования, жилищной политики с учетом сложившихся к 2005 году следующих благоприятных условий:
Во-первых, у государства есть достаточные финансовые ресурсы. Они в значительном объеме могут быть направлены на решение социальных задач.
Во-вторых, укрепление государственной власти, в частности, новая система избрания руководителей субъектов федерации, создало новые административные возможности: для обеспечения согласованных действия всех ветвей и уровней государственной власти, что абсолютно необходимо для успеха таких масштабных проектов.
В-третьих, государство перешло к трехлетнему циклу бюджетного планирования. Основные параметры федерального бюджета теперь утверждаются не только на ближайший год, но одновременно и на два последующих. Например, в конце 2005 года были определены бюджетные параметры до 2008 года включительно. Горизонты экономического планирования расширяются - растет уверенность в завтрашнем дне. Социально-экономические программы получают необходимые гарантии, масштабные задачи - большую четкость и детализацию.
В-четвертых, основные политические силы страны сходятся в том, именно на обозначенных приоритетах должны сосредотачиваться усилия государства.
Стратегические цели
Еще в Послании Федеральному Собранию весной 2004 года президент Путин сконцентрировал внимание на самых насущных для граждан страны проблемах - качестве и доступности медицинского обслуживания, образования, жилья - и наметил пути социальной модернизации. Была провозглашена необходимость повышения доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны. И только дополнительная медицинская помощь и повышенный уровень комфортности ее получения должны оплачиваться пациентом. Причем такая оплата должна производиться в соответствии с принципами обязательного страхования. Одновременно необходимо создавать стимулы для развития добровольного медицинского страхования. Сверхзадача модернизации отечественного здравоохранения - повышение его эффективности и как следствие - показателей здоровья нации.
Чтобы не допустить утраты российским образованием своих преимуществ и одновременно усилить его инновационность, необходимо повышать и модернизировать требования к образованию. Формулировать современные запросы к образованию способен только рынок труда. Поэтому результативность реформ в образовании следует измерять по показателям его качества, доступности и соответствия потребностям населения.
В жилищной сфере старые методы (которые и раньше не решали `квартирный вопрос` для большинства) теперь вообще не работают. Поэтому для основной части работающего населения необходимо обеспечить возможности приобретения жилья на рынке, одновременно с этим гарантируя предоставление малоимущим социального жилья. В этой связи поставлена задача создания таких условий, чтобы к 2010 году минимум треть граждан страны могли бы приобрести квартиру, отвечающую современным требованиям, за счет собственных накоплений и с помощью жилищных кредитов.
На официальном уровне заявлено, что сформулированные еще в 2004 году цели развития здравоохранения, образования и жилищной сферы носят стратегический характер. Они соответствуют миссии, которая выражена следующим образом: `Формирование человеческого капитала страны`. Схематично стратегические цели и миссия представлены на рис.1. Инициирование национальных проектов (на срок около двух лет) является одним из этапов (ступенью) по их достижению.
При определении приоритетных национальных проектов выбрана тактика конкретных шагов. Поставлены задачи по наиболее острым проблемам образования, здравоохранения, жилищной сферы, сельского хозяйства. Данные задачи реально могут быть решены за два года при существующей эффективности государственного механизма и имеющемся `запасе прочности` по основным макроэкономическим параметрам в среднесрочной перспективе. Таким образом, приоритетные проекты должны стать весомым вкладом в достижение поставленных стратегических целей по модернизации здравоохранения и образования, формированию платежеспособного, массового рынка и обеспечению жильем.
Рисунок 1 - Миссия и стратегические цели в области здравоохранения, образования, жилищной сферы
Стратегические задачи в рамках национальных проектов
Эффект от реализации национальных проектов должен ощутить практически каждый гражданин [2]. Так, например, уже к 2008 году планируется:
в здравоохранении:
 в четыре раза увеличить объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи;
 полностью укомплектовать участковую службу квалифицированными врачами и медицинскими сестрами, обеспечить ее необходимым оборудованием;
в образовании:
 подключить больше половины школ страны к сети Интернет;
 выделить тысячи грантов талантливой молодежи, ученым, лучшим учителям;
в жилищной сфере:
 обеспечить адресную поддержку десятков тысяч молодых семей, молодых специалистов на селе;
 обеспечить массовое строительство новых микрорайонов;
на селе:
 направить миллиарды рублей на поддержку предоставления дешевых долгосрочных кредитов на строительство и перевооружение животноводческих комплексов, а также на развитие производства в личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйствах - а это новые рабочие места и рост доходов сельских жителей.
Согласно предварительным оценкам, только прямые расходы федерального бюджета должны составить не менее 120 млрд. рублей в 2006 году и более 170 млрд. рублей в 2007 году.
Президент объявил заявленные социальные инициативы приоритетами государственной политики. Это значит, что на этих направлениях будут сконцентрированы усилия всех ветвей и уровней власти, использоваться современные методы управления, ориентированные на достижение результата. Основа для этого уже заложена - задачи стоят предельно конкретно, установлены сроки их решения, выделены необходимые ресурсы, определены ответственные лица. Для обеспечения координации усилий всех участников проектов создан Совет во главе с Президентом. В состав Совета вошли представители всех уровней исполнительной и законодательной власти, гражданского общества, эксперты. Предполагается обеспечить эффективную `обратную связь` с обществом: налажен мониторинг реального изменения ситуации, организованы `горячие линии`, работа парламентского и общественного контроля.

Направления развития стратегического потенциала некоммерческих организаций в ходе реализации национальных проектов
Основными направлениями развития стратегического потенциала учреждений здравоохранения должны стать устранение недостатка участковых врачей, повышение оснащенности поликлиник диагностическим оборудованием, подготовка и переподготовка врачей общей (семейной) практики, укрепление материально-технической базы службы первичной медицинской помощи; обеспечение ресурсами новых программ обследования новорожденных, увеличение объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи.
Эти меры в конечном итоге должны привести к своевременному выявлению и предупреждению многих заболеваний, сделать дорогостоящую (высокотехнологичную) помощь доступной как можно большему числу граждан нашей страны.
В настоящее время укомплектованность поликлиник врачами составляет 56%, коэффициент совместительства - 1,45, износ медицинского оборудования, санитарного автотранспорта - 65%. 30% врачей участковой службы не проходили специализацию более 5 лет. Оснащенность медицинских учреждений диагностическим оборудованием недостаточна, что значительно увеличивает срок ожидания диагностических исследований. Удовлетворение потребности населения в дорогостоящих (высокотехнологичных) видах медицинской помощи составляет 17-22,5%; финансирование оказания дорогостоящих (высокотехнологичных) видов медицинской помощи  около 30% от необходимого объема; финансирование мер по пропаганде здорового образа жизни - 15% от потребности.
К направлениям развития стратегического потенциала большинства образовательных некоммерческих учреждений следует отнести: а) внедрение новых организационно-экономических механизмов, обеспечивающих эффективное использование имеющихся ресурсов и способствующих привлечению дополнительных средств; б) повышение качества образования на основе обновления его содержания и технологий обучения; в) привлечение высококвалифицированных специалистов; г) повышение уровня внедрения инноваций и инвестиционной привлекательности.
Предлагаемые меры должны обеспечить доступность качественного общего образования; устранить несоответствие ресурсного обеспечения сферы образования задачам социально-экономического развития страны, повышение рейтинга России в международных обследованиях качества образования до уровня, являющегося средним (20-е место) для стран, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (в настоящее время Россия занимает лишь 30-е место).
Должны быть преодолены следующие негативные тенденции: серьезное отставание российских школьников и студентов от сверстников из индустриально развитых стран в освоении практически значимых научных представлений и навыков; негибкость, инерционность; отсутствие ответственности учебных заведений за конечные результаты образовательной деятельности; отсутствие адекватной реакции системы профессионального образования на потребности рынка труда (более четверти выпускников высших учебных заведений и около трети выпускников учреждений среднего профессионального образования не трудоустраиваются по полученной в учебном заведении специальности). Проблема слабой реакции системы образования на внешние факторы во многом связана с дефицитом преподавательских и управленческих кадров необходимой квалификации. Отставание системы переподготовки и повышения квалификации от реальных потребностей отрасли тормозит развитие кадровой составляющей потенциала, способной обеспечить современное содержание образовательного процесса и использование соответствующих образовательных технологий.
В качестве направлений развития стратегического потенциала некоммерческих организаций сферы жилья и АПК  жилищных, кредитных, перерабатывающих, заготовительных, снабженческо-сбытовых и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов  предусматривается значительное улучшение их материально-технической базы; расширение объемов деятельности непроизводственных кооперативов за счет распространения ипотечного кредитования и других механизмов; развитие различного рода связей. Планируется, например, создание сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов, в том числе 1000 кредитных, 550 перерабатывающих и 1000 заготовительных и снабженческо-сбытовых, а также создание системы земельно-ипотечного кредитования
Данные меры будут способствовать развитию инфраструктуры обслуживания малых форм хозяйствования в АПК, дадут мощный импульс к интенсификации сельскохозяйственной кооперации, что позволит сельхозпроизводителям организовать рациональную переработку сырья, эффективно конкурировать на рынке, значительно улучшит ситуацию на рынке сельхозпродуктов и обеспечит более высокий уровень продовольственной безопасности страны. Один из положительных примеров: если раньше статистические данные говорили об отсутствии динамичного количественного роста числа непроизводственных кооперативов, то сейчас в рамках проекта создано уже около 900 подобных кооперативов (рисунок 2).
Можно ожидать и улучшения обеспеченности населения жильем. До сих пор жилищная проблема остро стоит перед 61% российских семей: общая потребность населения в жилье составляет 1569,8 млн. квадратных метров. Чтобы удовлетворить ее, жилищный фонд надо увеличить на 46,1%, при этом лишь 12,4% семей в состоянии приобрести жилье самостоятельно или с помощью заемных средств. Значительно активнее будет развиваться и деятельность непроизводственных кооперативов (строительных, кредитных и иных) в жилищной сфере.
Рис. 2. Промежуточные итоги реализации национального проекта `Развитие агропромышленного комплекса` [2]
Подытоживая, можно отметить, что осуществление вышеуказанных направлений развития стратегического потенциала некоммерческих организаций в ходе реализации национальных проектов позволит достигнуть необходимого наращивания конкурентных преимуществ этих организаций по ключевым направлениям деятельности и в конечном итоге приведет к эффективному устойчивому поступательному движению к стратегическим целям.


Литература
1. Послание Президента РФ Федеральному Собранию (2006 год) // www.regnum.ru / news
2. Стенографический отчет о видеоконференции по вопросам реализации приоритетных национальных проектов. Москва, Кремль, 8 июня 2006 года // www.rost.ru
3. Турусин Ю.Д., Ляпина С.Ю., Шаламова Н.Г. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 232 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия