Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ

Развитие сферы физической культуры и спорта в системе местного самоуправления

Рынок сферы физической культуры и спорта на семьдесят процентов - это рынок услуг. В классификации услуг выделяют такие группы, как услуги производству, торговые, личные и услуги социального характера. В состав последних входит большинство услуг социально-культурного комплекса: народного образования, культуры, физической культуры и спорта, здравоохранения.
Характерными особенностями рынка услуг в сфере физической культуры и спорта являются его высокий динамизм, территориальная сегментация и локальный характер, высокая скорость оборота капитала вследствие его короткого производственного цикла, индивидуальность и нестандартность оказываемых услуг, преобладание в числе их производителей малых и средних предприятий. Невозможность транспортировать и складировать услуги обусловливает высокую чувствительность предприятий, оказывающих их, к рыночной конъюнктуре в связи с невозможностью транспортировать и складировать услуги. Кроме того, особенности процесса оказания услуг связаны с личным контактом производителя и потребителя, индивидуальностью и нестандартностью оказываемых услуг, неопределенностью результата во многих случаях при оказании услуг и т. п.
В сфере физкультурно-спортивных и спортивно-зрелищных услуг наблюдается целый ряд обстоятельств, ограничивающих возможности их организации на чисто рыночной основе: общественное благо, внешние эффекты, асимметрия информации, естественная и другие виды монополии, оппортунизм потребителя. Эти причины неэффективности рыночного механизма тесно связаны и переплетаются между собой. Так, например, общественные блага обладают значительным внешним эффектом, обусловленным коллективным и нематериальным характером потребления результатов труда в сфере физической культуры и спорта, а также их влиянием на трудовую и политическую активность, образ жизни людей. Внешний эффект имеет, во-первых, генерационный характер, поскольку спортивные рекорды и достижения служат многим поколениям людей как ориентиры физического совершенства и максимального развития физических качеств и способностей; а во-вторых, внешнему эффекту свойственны международные масштабы, поскольку он может быть значимым и для граждан других стран.
Информационная асимметрия на рынке физкультурно-спортивных услуг во многом обусловлена монополией производителей на свой `человеческий капитал`, а естественная монополия на производство услуг коллективного потребления имеет черты общественного блага.
В рамках программы стратегического развития территориальных образований должны быть четко определены приоритетные направления развития физической культуры и спорта, указаны цели и критерии их достижения с учетом всех современных изменений в области спорта, новых концепций физической и спортивной активности.
Однако для этого вначале необходимо решить следующие задачи:
- оценки реальной ситуации (выявление численности занимающихся, уровня спортивных достижений, количества спортивных клубов, школ, соотношения между потребностью в том или ином виде спорта и степенью удовлетворения, стоимости развития видов спорта, эффективности затрат при проведении соревнований и. т. д.);
- реорганизации государственного управления спортом на местном уровне (внедрение механизмов спортивного менеджмента, управления персоналом, координация деятельности всех спортивных организаций в регионе, исключение дублирования в работе);
- придания `производственных` функций муниципальным спортивным службам (учет рыночных отношений, оценка результатов работы спортивных организаций как предприятий, предоставляющих услуги);
- осуществления финансового менеджмента и экономического анализа (определение прозрачности объемов финансирования спортивных организаций и отдельных видов спорта, разработка критериев финансирования командных и индивидуальных видов спорта, дальнейшее развитие договорных отношений с предприятиями).
Действующий в настоящее время территориальный принцип развития и управления физической культурой и спортом еще больше обострил ситуацию: доказывать приоритетность отдельных спортивных мероприятий, по сравнению с аналогичными мероприятиями в области культуры или экологии становится все сложнее. Происходит это, на наш взгляд, по следующим причинам:
- отсутствие в муниципальных программах стратегического развития экономически обоснованных приоритетов в сфере физической культуры и спорта;
- слабая нормативно-правовая база. Это касается, прежде всего, четкого регламентирования вопросов, связанных со спонсорством или меценатством, таким образом, чтобы предприятиям или организациям было бы выгодно не только вкладывать денежные средства в физическую культуру и спорт, но и получать от него соответствующую отдачу;
- финансирование за счет бюджетных средств преимущественно профессионального спорта в ущерб массовому. Приходится констатировать, что основной части населения стали недоступны активные занятия спортом, так как спортивные сооружения либо перепрофилированы в склады, банки, офисы, либо отданы на откуп коммерческим структурам от спорта или профессиональным командам. Во всем мире заботой региона, города являются, прежде всего, массовый спорт, спорт инвалидов, детский спорт, а профессиональный спорт зарабатывает деньги самостоятельно, конечно, с поддержкой отдельных, наименее зрелищных и коммерчески непривлекательных его видов.
Финансирование отрасли `физическая культура и спорт` осуществляется из различных источников, одним из которых является бюджет. Бюджетное финансирование физической культуры и спорта предполагает выделение средств не только на федеральном уровне, но и на уровне бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации расходы на физическую культуру и спорт составляют от 0,05 до 0,9% их бюджетов. Соотношение средств, предусмотренных федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Российской Федерации на физическую культуру и спорт, составляет приблизительно 10:1.
Для сравнения: в Италии соотношение госбюджетных средств и бюджетных средств регионов и провинций составляет 1:10; в Швейцарии соотношение госбюджетных средств и средств бюджетов кантонов и коммун - 1:12; в Швеции соотношение госбюджетных средств и средств бюджетов коммун - 1:10 [1].
Поддержка развития физической культуры и спорта местными властями может быть, по мнению автора, прямой или косвенной. Прямая поддержка может выступать в виде определенных выплат (субсидий) и других видов помощи, осуществляемых местными властями в отношении конкретной спортивной организации. Косвенная поддержка должна заключаться в предоставлении спортивной организации со стороны муниципалитетов возможностей для самостоятельных расчетов и других видов хозяйственной деятельности.
Косвенную поддержку можно рассматривать как специфическую форму делегирования управленческих полномочий, направленную на `автономизацию` физкультурно-спортивной организации. В табл.1. представлены различия между прямой и косвенной поддержкой в зависимости от реализации различных направлений спортивной политики и стратегии на местах.
Таблица 1 Формы прямой и косвенной поддержки спортивных организаций местными органами государственной власти
Следует отметить, что прямая и косвенная поддержка не исключают друг друга, а наоборот, их сочетание отражает современные тенденции развития физической культуры и спорта на местном уровне. Однако, по нашему мнению, в каждом конкретном случае, с учетом территориальных особенностей и возможностей, муниципалитеты должны определять приоритеты в использовании того или иного вида поддержки.
В настоящее время возникают также альтернативные источники образования финансов хозяйствующих субъектов физической культуры и спорта. Однако ведущее значение сохраняется за прямым и косвенным финансированием физкультурно-спортивных организаций из государственного бюджета разных уровней: федерального, регионального и муниципального. Вместе с тем, в дальнейшем по мере наращивания экономического потенциала страны и роста жизненного уровня народа будет возрастать доля поступлений от реализации платных физкультурно-спортивных услуг населению [2].
В этой связи следует отметить, что предпринимательство охватило все отрасли народного хозяйства и, в том числе, физическую культуру и спорт. Однако в сфере физической культуры и спорта не созданы необходимые условия для всеобщего развития предпринимательства, получения прибыли. Нередко свойственные физической культуре и спорту движущие силы развития берут верх над стремлением получить прибыль как определяющий мотив деятельности. Подобное явление объясняется социальной ролью физической культуры и спорта в жизни общества, в формировании здорового образа жизни людей. Неслучайно процесс приватизации и разгосударствления не охватил всю сферу физической культуры и спорта. Продолжают работать физкультурно-спортивные объекты, находящиеся в собственности государственных органов и ставящие своей целью получение прибыли. Ряд физкультурно-спортивных организаций не берут в собственность спорткомплексы, предвидя банкротство из-за непомерно больших расходов на их эксплуатацию.
Большие расходы вынуждают предпринимателя поднимать цены на оказываемые физкультурно-спортивные услуги, что снижает количество потребителей с низкими доходами, при этом сокращаются возможности получения нормальной прибыли. Ее размеры могут быть удовлетворительными с точки зрения получения предпринимательского дохода, но недостаточными для максимизации прибыли, необходимой для контроля рынка, недопущения конкуренции в сфере своей деятельности.
Как считает автор, для утверждения предпринимательства в сфере физической культуры и спорта необходимо формирование определенных социально-экономических условий.
Во-первых, уровень жизни населения должен быть достаточно высоким, чтобы иметь возможность оплатить физкультурно-спортивные услуги по ценам, обеспечивающим предпринимателю получение максимальной прибыли.
Во-вторых, предложение физкультурно-спортивных услуг должно удовлетворять спрос различных категорий населения с разными доходами и спортивными интересами.
В-третьих, физкультурно-спортивные организации должны распола гать средствами для изучения рынка услуг, снижения расходов на их оказание при улучшении качества.
На современном этапе не все физкультурно-спортивные организации располагают в полной мере возможностями предпринимательской деятельности, вследствие чего предпринимательство в сфере физической культуры развито недостаточно. Получение максимальной прибыли не стало основным критерием и побудительным мотивом деятельности значительной части физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций.
В связи с этим, с точки зрения целевой направленности своей основной деятельности, физкультурно-спортивные организации следует отнести к двум секторам хозяйствования: коммерческому и некоммерческому.
Физкультурно-спортивные организации, относящиеся к коммерческому сектору, существуют за счет прибыли, получаемой от реализации товаров и услуг, дивидендов и доходов по облигациям, другим ценным бумагам и вкладам и т.д. Получение прибыли - основная цель и критерий их экономической активности.
К некоммерческому сектору относятся физкультурно-спортивные организации, деятельность которых непосредственно направлена на удовлетворение потребности людей в физическом совершенствовании, укреплении здоровья. Они создают услуги, доступные всем категориям населения. Основной причиной существования некоммерческих организаций является невысокая социальная эффективность коммерческих организаций и их неспособность удовлетворить потребности населения. Гражданский кодекс Российской Федерации относит к некоммерческим организациям юридических лиц, не определяющих извлечение прибыли как основную цель деятельности и не распределяющих полученную прибыль между участниками. В этой связи отметим, что основная цель таких организаций - реализация функциональной роли физической культуры и спорта. В рамках некоммерческого сектора предпринимательская деятельность играет подчиненную роль и осуществляется лишь постольку, поскольку служит достижению цели, ради которой она создана. Это - внутреннее предпринимательство, которое распространяется не на основные, а на вспомогательные, сопутствующие виды деятельности.
К некоммерческим организациям в сфере физической культуры и спорта относятся потребительские кооперативы, благотворительные и иные фонды, общественные объединения и отдельные виды физкультурно-оздоровительных клубов и др.
Целям общественных объединений на современном этапе может служить, на наш взгляд, клубная форма. Она сочетает самостоятельность потребительских кооперативов с патронажем учреждений, поддерживаемых государственными, муниципальными, общественными организациями. Они функционируют за счет членских взносов, продажи услуг посторонним потребителям, финансовой поддержки предпринимателей.
Формирование организационно-правовых форм предпринимательства определяется, во-первых, размерами авансированного капитала; во-вторых, первоначальными объемами производства и емкости рынка; в третьих, экономической эффективностью предполагаемой формы предпринимательства, измеряемым отношением предпринимательского дохода к аван сированному капиталу; в-четвертых, отраслевой и функциональной на правленностью предпринимательства.
Исследуя деятельность хозяйствующих субъектов физической культуры и спорта различных форм собственности необходимо, на наш взгляд, рассматривать не только особенности их финансово-хозяйственной деятельности, но и стратегическую направленность их развития в рамках территориальных образований. Планомерное регулирование хозяйственной деятельности данной сферы по своему содержанию представляет деятельность по определению направлений и объема работ физкультурно-спортивных организаций. Этот процесс охватывает, на наш взгляд, следующие направления: во-первых, прогнозирование развития физической культуры и спорта; во-вторых, разработку целевых программ и планов; в-третьих, установление социально-экономических нормати вов; в-четвертых, обеспечение выполнения намеченных заданий.
Развитие физической культуры и спорта отражает изменения в экономической конъюнктуре, смене фаз цикла. Так, например, в период экономического спада семьи с низкими доходами отказываются от купли дорогостоящих физкультурно-спортивных услуг. В этом случае физкультурно-спортивные организации идут на сокращение объема услуг, ищут возможности снижения издержек или же переходят на оказание видов услуг, пользующихся спросом группы населения с высокими доходами.
Отправной точкой программирования (т.е. разработки программы) является движение к цели, которую необходимо достичь в течение обозримого будущего. В рамках общей цели определяется система подцелей (задач), достижение которых программируется в более короткие сроки. В связи с этим различают программы долгосрочного, среднесрочного и текущего времени действия, но ведущая роль в системе программирования принадлежит долгосрочным программам. Их назначение - содействие разработке текущих программ не только с точки зрения нынешней экономической информации, но и завтрашней. Таким образом, достигается единство цели и средств ее достижения. В наиболее общем виде цель развития физической культуры и спорта предусматривает повышение уровня развития физической дееспособности населения, однако в зависимости от запросов тех или иных социальных групп, спортивных интересов, наличных ресурсов цель конкретизируется. Так, федеральная целевая программа `Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы` содержит плановые задания и мероприятия по укреплению здоровья нации посредством приобщения населения к регулярным занятиям физической культурой, развития массового и профессионального спорта (включая спорт высших достижений). В программе обращается особое внимание на развитие массового спорта в образовательных учреждениях; развитие массового спорта по месту жительства; развитие спорта высших достижений; ресурсное обеспечение целевого результата; развитие инфраструктуры; согласование действий физкультурно-спортивных организаций на всех уровнях управления сверху донизу. В федеральной целевой программе предусматриваются, в частности: формирование средств из бюджетных (федеральный и региональный бюджет) и внебюджетных источников финансирования; проектирование и строительство спортивных сооружений, ориентированных на решение комплексной программы; механизмы формирования мероприятий программы; выравнивание уровней развития физической культуры и спорта в отдельных регионах страны, что требует выделения из федерального бюджета дополнительных ассигнова ний и проведение в отстающих районах большего числа спортивных соревнований.
В последние годы деятельность физкультурно-спортивных организаций все больше строится на базе различных долгосрочных программ и проектов, в которых отражается их деловая стратегия. В этой связи отметим, что деловая стратегия физкультурно-спортивной организации включает в себя интрапренерство в тех случаях, когда она в качестве исходного пункта базируется на потребностях и наряду с координацией и распределением ресурсов предусматривает и другие виды стратегической деятельности, когда само предпринимательство выступает не только в чисто коммерческих, но и в других формах. При этом концептуальной основой деловой стратегии является положение о том, что общие изменения, происходящие в обществе, находят свое отражение и преломление в сфере физической культуры и спорта, порождают новые, меняют акценты на имеющихся потребностях и интересах. Это, в свою очередь, делает необходимым внесение корректив в деловую стратегию организации в сторону усиления ее предпринимательской направленности. Так, развитие муниципального самоуправления сделало необходимым перераспределение финансовых средств, увеличение ассигнований на деятельность местных физкультурно-спортивных организаций, выделение им дополнительных субсидий из региональных и местных бюджетов; поставило вопрос об изменении подходов к ценообразованию на физкультурно-спортивные услуги.
Планомерное регулирование физической культуры и спорта должно включать, по мнению автора, разработку и реализацию социально-экономических норм (лимитов) и нормативов. Они показывают степень использования материальных и трудовых ресурсов, а также меру участия физкультурников и спортсменов в оздоровительной физкультуре, учебно-тренировочном процессе и спортивных соревнованиях. Социально-экономические нормативы, установленные в сфере физической культуры и спорта, подразделяются на две группы: во-первых, экономические нормативы. К ним отно сятся нормативы: обеспечения спортивными сооружениями; единовременной пропускной способности спортивных сооружений; производства товаров спортивного и туристического назначения; удельных капиталовложений на строительство и реконструкцию спортивных сооружений; численности тренеров-преподавателей. Во-вторых, социальные нормативы, к которым относятся: охват занимающихся в детских и юношеских спортивных школах; охват занимающихся в системе подготовки спортивных резервов; нормативы двигательной активности занимающихся физическими упражнениями.
Таким образом, современный хозяйственный механизм физической культуры и спорта представляет собой совокупность приемов и способов координации экономической деятельности физкультурно-спортивных организаций, при этом он основывается на рыночном механизме, но дополняется планомерным регулированием. Для сферы физической культуры и спорта особую значимость приобретает планомерная форма координации хозяйственной деятельности, представляющая систему взаимосвязанных звеньев, в числе которых  прогнозирование, разработка целевых программ и планов, установление социально-экономических нор мативов, способы достижения намеченных результатов.


Литература
1. Жестянников Л.В. Экономическое регулирование системы физической культуры и спорта: опыт и перспективы развития. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1999.
2. Кутепов М.Е. Сапронов О.П. Спортивный менеджмент в муниципалитетах зарубежных стран. - М.: РГАФК, 1999.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия