Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
АГРОЭКОНОМИКА
Баймуханов Т. С.
проректор по международным связям Казахского экономического университета им. Т.Рыскулова,
кандидат экономических наук


Потребительская кооперация как механизм интеграции агропромышленного комплекса стран СНГ

Специфика экономической интеграции на постсоветском пространстве
Особенностью интеграционного процесса стран СНГ является большое число существующих в его рамках локальных группировок со своими особыми целями. При этом одно государство может состоять сразу в нескольких интеграционных объединениях, что затрудняет выполнение обязательств, связанных с участием в каждом из них. По мнению экспертов программы ТАСИС М. Робертса (M. Roberts) и П. Верхайма (P. Wehrheim), архитектура многосторонних торговых соглашений стран СНГ имеет множество пересекающихся, а иногда даже противоречащих друг другу положений [1, С. 323].
Соответственно имеет место и `интеграционный сепаратизм`. Странам СНГ необходим эффективный механизм, который увязывал бы законодательные и административные решения, принятые в рамках сотрудничества, с потребностями их экономики. По нашему мнению, таким механизмом может стать отраслевая интеграция, основанная на сотрудничестве в отдельных отраслях или между отраслями промышленности, сельского хозяйства, транспорта.
В СНГ интеграционные процессы начинаются преимущественно на уровне государственных инициатив и поэтому имеют общеэкономический характер. Меры по экономическому сближению отдельных государств сводятся к некоторой гармонизации национальных законодательств и снятию торговых барьеров между странами. Между тем, для развития отраслевой интеграции требуется особый механизм сотрудничества между отраслями и управления этим процессом, создаваемый с целью объединения `нормативно-правовой` и `реальной` интеграции.
Интеграция в агропромышленном комплексе, таким образом, составляет часть экономической интеграции, без которой (как показала практика взаимоотношений между государствами СНГ) государственные инициативы по сближению экономик оказываются невыполнимыми.
Она может быть внутриотраслевой и межотраслевой, т. е. объединять предприятия как одной отрасли (например, предприятия химической промышленности или транспорта), так и различных отраслей (например, сельского хозяйства и легкой промышленности, топливно-энергетического комплекса и машиностроения и т. д.). Эти отраслевые связи, основанные на специализации и кооперации производства, сложились в советское время, и соответствующая специализация экономики бывших республик СССР осталась в целом прежней. Однако в современных условиях решениями предприятий о сотрудничестве управляет рынок.
За последние годы в экономике агропромышленного комплекса (АПК) осуществлены социально-экономические преобразования, исходным моментом которых явилась трансформация отношений собственности. Эта трансформация была обеспечена процессами разгосударствления и приватизации первичных звеньев экономики: сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий и их различных объединений. Результатом этих процессов стало создание основ многоукладной аграрной экономики, в частности, появление различных типов предприятий: частных, государственных, унитарных, муниципальных, коллективных, кооперативных, акционерных обществ разного типа, крестьянских (фермерских) и подсобных хозяйств. Однако адекватных изменений в характере экономических связей практически не произошло. На сегодняшний момент сеть предприятий АПК представлена совокупностью многочисленных разрозненных и в большинстве своем экономически слабых предприятий. В современных условиях ни одна из сфер АПК не в состоянии в одиночку выйти из экономического кризиса. Поэтому одним из возможных путей стабилизации агропромышленного производства и экономического роста в этом секторе является объединение усилий отдельных предприятий на основе кооперации как фактора развития экономики страны в целом и интеграции в частности.
Роль потребительской кооперации в обеспечении интеграционных процессов в АПК на локальном уровне
Потребительская кооперация является органичным, структурным элементом агропромышленного комплекса, представляющим собой одну из форм социальной защиты и экономической поддержки сельского населения. Как часть АПК, она функционирует в соответствии с рыночными экономическими законами, которые сегодня определяют особенности кооперативной сферы расширенного воспроизводства, специфику взаимосвязей внутри АПК. В системе межотраслевых хозяйственных связей потребительская кооперация оказывается необходимой не только при реализации конечных продуктов и услуг, но непосредственно при их создании. Таким образом, потребительская кооперация способствует сокращению времени обращения продукции и всего воспроизводственного цикла. При этом целевая экономическая функция потребительской кооперации заключается в доведении материальных благ до потребителя. Этот основной процесс в его непрерывности и определяет функциональное содержание потребительской кооперации в составе АПК. Формирование и развитие взаимоотношений между потребкооперацией и отраслями агропромышленного комплекса опосредуется кооперативными связями. Они отражают совокупность организационно-экономических и социально-экономических отношений, возникающих в процессе взаимодействия экономических агентов, представленных предприятиями и организациями системы АПК и потребительской кооперации.
Надо отметить, что на современном этапе развития потребительской кооперации ее классическая концепция подвергается определенной корректировке. Прежде всего, это касается исходного процесса формирования потребительских кооперативов. За годы советской власти произошла постепенная деформация концептуальных основ потребительской кооперации, базовых кооперативных принципов демократического управления, открытого добровольного членства, равенства на основе `один член - один голос`, справедливого распределения прибыли и других. В результате она превратилась в формальную организацию, в которой вместо кооперативных принципов утвердился принцип распределения. Для государства она стала организацией, осуществлявшей функции распределения в условиях массового дефицита потребительских товаров.
Роль потребительской кооперации в аграрном секторе состоит в обеспечении условий для объединения людей, поставивших перед собой цель улучшить свое экономическое и социальное положение; в развитии кооперативного предпринимательства. Она способствует формированию интегрированных структур, так как объединяет индивидуальных и ассоциированных сельхозтоваропроизводителей. Значительна ее социальная функция, которую она реализует через создание рабочих мест, обеспечение гарантированного уровня доходов. Расширение кооперативной деятельности происходит в форме развития сбытоснабженческой, кредитной и иных видов кооперации. Тем самым, обеспечивается защита сельхозтоваропроизводителей от монопольных структур, предоставление сельским жителям возможности покупки качественных и относительно дешевых товаров и разнообразных услуг.
Таким образом, потребительская кооперация выступает как один из стабилизаторов рыночной экономики, поддерживает социальное равновесие в обществе, служит основой для организационно-структурной перестройки аграрного производства. Поэтому необходимость потребительской кооперации в развитии аграрной сферы состоит в том, что она представляет собой альтернативную форму организации аграрной сферы экономики, действующей одновременно в интересах производителей и потребителей, плодами которой могут воспользоваться как предприятия, так и домашние хозяйства. Более того, потребительская кооперация выполняет часть функций государства, например, обеспечивает социальную защиту населения, поэтому она вправе рассчитывать на государственную поддержку в своей социально-экономической деятельности. К тому же, потребительская кооперация выступает как форма самоорганизации населения, основанной на принципах взаимной поддержки, коллективистского начала, прямого единения бытовых и хозяйственных форм жизни. Можно сказать, что кооперативная форма в наибольшей степени соответствует менталитету сельского жителя, сложившемуся хозяйственному укладу и традициям.
Основные задачи и свойства потребительской кооперации в АПК
Система потребительской кооперации выступает как готовая структура и надежный партнер для реального сотрудничества с аграрно-промышленным комплексом по решению различных проблем, среди которых наиболее насущными являются вопросы развития национальных и местных рынков, прежде всего сельского. Потребительская кооперация может активно включаться в процесс денатурализации доходов сельского населения через систему заготовок, встречной продажи товаров, комиссионной продажи, переработки сырья на давальческих основах. При этом основными задачами потребительской кооперации в агропромышленном комплексе являются следующие.
- создание и развитие организаций торговли для обеспечения товарами членов потребительских обществ;
- закупка у граждан и юридических лиц сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственно-технического сырья с последующей их реализацией;
- производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организации розничной торговли;
- оказание членам потребительских обществ производственных и непроизводственных услуг;
- совершенствование переработки, хранения сельскохозяйственной продукции, доведения ее до потребителя;
- поддержание сохранившихся крупных сельскохозяйственных предприятий в составе АПК, которые нуждаются в оптимизации отношений с различными предприятиями и организациями.
- Различные организационные формы кооперативных объединений в АПК являются основой для формирования локальных интеграционных связей. К подобным формам можно отнести следующие:
- сельскохозяйственные производственные кооперативы, занимающиеся закупкой, переработкой и сбытом сельхозпродукции;
- специализированные потребительские кооперативы, которые для своих участников строят дома, гаражи, подсобные хозяйства, осуществляют капитальное строительство, предоставляют кредиты, оказывают бытовые, консультационные, сельскохозяйственные и прочие услуги;
- потребительские общества, осуществляющие торговую, заготовительную, производственную и другую деятельность, в том числе и общественное питание;
- потребительские союзы (например, районный потребительский союз, областной, республиканский, краевой союзы, Центросоюз);
- хозяйственные общества, товарищества на вере, медицинские, образовательные и иные учреждения, а также потребительские общества, которые сами могут быть участниками хозяйственных обществ, кооперативов, вкладчиками товарищества на вере.
Системный характер потребительской кооперации дает основание выделить ее основные свойства, которые и составляют содержание хозяйственной и социальной функций организационных форм потребительской кооперации в составе АПК. На сегодняшний день таковыми являются самоорганизация, системность, адаптация, цикличность и локализованность.
Свойство самоорганизации лежит в основе образования кооперативных формирований любого вида. Самоорганизация означает здесь, что люди в инициативном порядке объединяют собственные средства с тем, чтобы решать свои насущные проблемы. Именно самоорганизация позволяет мобилизовать и включить в хозяйственный оборот неиспользуемые ресурсы на территориальном, региональном и национальном уровне для скорейшего решения экономических и социальных задач пайщиков и некооперативного населения. То, что потребительская кооперация начинается с самоорганизации, еще в 20-х годах XX века отмечал видный теоретик и практик российской кооперации А.В. Чаянов. Он говорил, что `основными требованиями к работе кооперативных объединений являются и необходимая самодеятельность масс, и гибкость организации их работы, и способность быстрой приспособляемости и исключительная чуткость` [2, С. 12].
Свойство системности потребительской кооперации значит, что ее организационные формы (потребительские общества, их союзы) связаны друг с другом определенным образом, в первую очередь, за счет сохранения вертикальных уровней власти и управления, каналов коммуникаций и механизма принятия решений, что дает возможность проанализировать работу различных элементов структуры потребительской кооперации, к примеру, в отношении производства товаров и оказания услуг, совокупной рабочей силы, реализации единой стратегии развития и т.д. Свойство системности предполагает также, что потребительская кооперация - это многоотраслевая структура в составе АПК, которая позволяет развивать традиционные направления и осуществлять их диверсификацию в кооперативном хозяйстве с учетом социальной направленности в обслуживании сельского населения.
Свойство адаптации организационных форм потребительской кооперации является на сегодняшний день основным и обеспечивает устойчивое функционирование кооперации при определенном взаимодействии внутренних и внешних условий ее существования. При этом ключевое значение здесь имеет исследование механизма ее адаптации к различным условиям экономической деятельности. Этот механизм реализуется в различных организационных формах, по-разному реагирующих на рыночную ситуацию. Вопрос о выборе организационных форм кооперативных хозяйств возникает всякий раз, когда меняется социально-политическая среда, в которой они существуют. Например, в годы Великой Отечественной войны применялись различные формы надомничества (выпечка хлеба в крестьянских печах, сушка фруктов). Во времена командно-административой экономики потребительская кооперация закупала сельскохозяйственную продукцию по договорным ценам. В настоящее время обращают на себя внимание такие направления, как диверсификация кооперативного производства и восстановление забытых форм доставки товаров до потребителей в виде передвижных лавок, развитие заготовительной деятельности; производство товаров преимущественно из местного сырья.
Механизм адаптации представляет собой своего рода `защитный процесс`, который способен, не изменяя своим принципам, ассимилировать рациональные структуры и элементы других организационных форм рыночного хозяйства, к примеру, агрохолдингов и иных интегрированных формирований. Кроме того, выживанию и надежности организационных форм потребительской кооперации может способствовать самостоятельность и творчество кооператоров, постоянный поиск новых решений, вариантов повышения прибыльности и эффективности хозяйства, их национальная и международная солидарность, обмен опытом и взаимная поддержка.
Свойство цикличности означает то, что система потребительской кооперации представляет собой в целом замкнутый цикл, обеспечивающий кругооборот товарных и информационных потоков в пределах одного регионального образования. Указанный цикл включает в себя стадии заготовки (производства), переработки и сбыта (доведения до потребителя). В ходе его реализации в единую цепочку объединяются предприятия сельского хозяйства, производящие или перерабатывающие сельхозпродукцию, торговые предприятия, обслуживающие организации, научно-образовательные учреждения.
Сущность свойства локализации состоит в том, что потребительской кооперации в настоящее время принадлежит преимущественная роль локального центра в обслуживании сельского населения. Во-первых, кооперативные формы хозяйствования напрямую приближены к месту потребления производимой ими продукции, так как потребкооперация предоставляет социальные услуги, как пайщикам, так и некооперативному населению. Во-вторых, рынок услуг, оказываемых потребкооперацией, характеризуется тем, что он имеет четкие территориальные границы реализации в пределах конкретного населенного пункта. А это также позволяет структурам потребкооперации конкретизировать цели и задачи ее развития, приближает ее к непосредственному потребителю на определенной территории и выявляет социально-экономические особенности и возможности региона. Указанные свойства потребкооперации способствует разрешению экономических, социальных и иных проблем потребителей и производителей в пределах региона.
Резюме.
В целом, активизация деятельности потребительской кооперации на современном этапе связана с началом процесса возрождения традиций кооперативного хозяйствования с учетом современных экономических реалий. Кроме того, появляются и новые возможности для реализации потенциала организационных форм потребительской кооперации в АПК в современных рыночных условиях.
Таким образом, потребительская кооперация обеспечивает интеграцию отдельных хозяйств АПК на региональном уровне, что является действенным механизмом осуществления интеграционных процессов на более высоком уровне, необходимым условием обеспечения международного сотрудничества стран в экономической и политической сферах. Именно кооперация способна обеспечить процесс международного разделения труда, способствовать развитию глубоких и устойчивых связей между странами, проведению согласованной межгосударственной политики.


Литература:
1. Roberts M., Wehrheim P. Regional trade agreements and WTO accession of CIS countries // Intereconomics - 2000. - N 6.
2. Чаянов А.В. О сельскохозяйственной кооперации: (Избранные главы и статьи). Саратов, 1989.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия