Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4 (19/20), 2006
АГРОЭКОНОМИКА
Кайгородцев А. А.
профессор кафедры Менеджмента и маркетинга Восточно-Казахстанского государственного университета им. С. Аманжолова,
кандидат экономических наук


Государственное регулирование агропромышленного комплекса казахстана как основа обеспечения национальной продовольственной безопасности

Продовольственная безопасность страны является одним из факторов национальной безопасности. Она определяет экономическую устойчивость и политическую независимость государства, его способность обеспечивать первичные потребности своих граждан без ущерба национально-государственным интересам.
К национальным интересам Республики Казахстан в агропродовольственной сфере можно отнести: обеспечение необходимого объема собственного производства продуктов питания; поддержание на нормативном уровне государственного продовольственного резерва; обеспечение соответствия качества производимых и реализуемых продуктов питания стандартам качества и безопасности пищевых продуктов; обеспечение необходимого прожиточного минимума, достойного уровня и высокого качества здоровой жизни населения; расширение производства конкурентоспособной продовольственной продукции с ориентацией на экспорт; осуществление государственного контроля рынка продовольствия (в том числе учета и контроля производства, внешних и внутренних поставок, запасов продуктов питания).
Исходя из этого, под продовольственной безопасностью следует понимать такое состояние экономики страны, при котором становится возможным обеспечение за счет собственного производства основными видами продовольствия всего населения. Обеспечение продовольственной безопасности предполагает соблюдение обязательного приоритета потребностей наиболее уязвимых, малоимущих слоев, а также условия физической и экономической доступности продуктов питания в таком количестве и качестве, которые необходимы для сохранения и поддержания жизни и дееспособности человека, для полной или максимально возможной независимости государства от внешних источников продовольствия.
Продовольственная безопасность страны обеспечивается в том случае, если в ее экономике производится не менее 80 % потребляемого продовольствия, или тогда, когда страна специализируется на производстве продуктов, экспорт которых позволяет ей получать положительное сальдо внешнеторгового баланса по продовольствию. Продовольственная безопасность считается обеспеченной, если, кроме производства необходимого количества продовольствия осуществляется его дополнительный выпуск в объеме восполняемого страхового запаса в размере 60 дней или 17 % годового объема потребления. В случае, когда определенные виды продовольствия не выпускаются в стране или их производство ограничено, потребность в них обеспечивают закупкой в других странах. При этом важно не допустить возникновения продовольственной, политической или иной зависимости от стран-экспортеров в части недостающего продовольствия.
Необходимым условием обеспечения продовольственной безопасности является физическая и экономическая доступность продуктов питания для населения.
Под физической доступностью продовольствия следует понимать наличие продуктов питания на всей территории страны в каждый момент времени и в необходимом ассортименте. При этом следует иметь в виду, что поскольку высокий удельный вес в структуре потребления населения Казахстана, особенно в сельской местности, имеют продукты питания собственного производства, физическая доступность продовольствия определяется не только наличием продовольственных товаров на рынке, но и возможностью их производства в личном подсобном хозяйстве.
Под экономической доступностью понимают уровень доходов независимо от социального статуса и места жительства гражданина, который позволяет приобретать продукты питания, по крайней мере, на минимальном уровне потребления.
Физический доступ к продовольствию может быть блокирован экспортными эмбарго и ограничениями. Экономическая доступность продовольствия ограничивается, прежде всего, недостаточной покупательной способностью населения, иначе говоря, бедностью.
Угрозы продовольственной безопасности подразделяются на внутренние и внешние.
К внутренним угрозам можно отнести усиление зависимости от импорта продовольственных товаров, чрезмерную открытость экономики и криминализацию экономических отношений. К внешним угрозам относятся такие факторы, как опасность технологической блокады, которая возрастает из-за отставания в научно-технической сфере; потеря рынков сбыта в дальнем и ближнем зарубежье; перепроизводство продовольствия в других странах; а также экономическая и финансовая зависимость от других стран.
Продовольственная безопасность Казахстана не может быть обеспечена без позитивного государственного влияния на аграрный сектор экономики страны.
Под государственным регулированием агропромышленного производства следует понимать систему законодательного, административного и экономического воздействия государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия.
Необходимость государственного регулирования агропромышленного комплекса обусловлена целым рядом обстоятельств, среди которых обычно выделяют такие, как влияние агропромышленных и сырьевых рынков на макроэкономическую ситуацию; провалы рынка в сфере обеспечения экономически справедливого распределения доходов; влияние природных факторов на эффективность сельскохозяйственного производства; демографическая роль сельских территорий [2]. При этом в качестве основных задач государственного регулирования АПК выделяются развитие агропромышленного производства, обеспечение продовольственной безопасности, регулирование рынков и поддержание экономического паритета между сельским хозяйством и другими отраслями экономики, создание эффективной системы управления аграрным сектором экономики и реализация единой научно-технической политики в секторе, защита отечественных товаропроизводителей и другие.
Агропромышленный комплекс Казахстана представляет собой одну из основных воспроизводственных отраслей экономики республики. В нем производится около трети национального дохода. О наличии у АПК страны огромного потенциала свидетельствуют значительный объем сельскохозяйственных угодий, общая площадь которых составляет 223 млн. га, в том числе пашни - 21 млн. га; высокий трудовой потенциал села (в сельской местности проживает около 45 % населения страны); благоприятные климатические условия для выращивания зерновых и зернобобовых культур, картофеля и овощей; значительный потенциал территорий пастбищ для занятия животноводством (84 % от общей площади земельных угодий).
При стратегическом планировании развития АПК необходимо учитывать и факторы, отрицательно влияющие на эффективность сельскохозяйственного производства. По оценке Всемирного банка, производительность труда в АПК Казахстана в 5 раз ниже, чем в государствах Восточной Европы. Это связано с тем, что почвы Казахстана обладают низкими продуктивными свойствами и постоянно нуждаются в улучшении, так, опустыниванием охвачено 66 % территории республики, а пахотными землями утрачено до одной трети гумуса. В Казахстане пашня теряет в 240 раз больше питательных веществ, чем получает в результате внесения минеральных удобрений, отмечается засоренность полей осотом и полынью, что резко снижает качество собираемого зерна, которое по своим характеристикам все больше приближается к фуражному.
В 2004 году в республике было произведено продукции сельского хозяйства на сумму 694,7 млрд. тенге, в том числе продукции растениеводства на 388,2 млрд. тенге, животноводства - на 306,5 млрд. тенге. По сравнению с 2000 годом объем производства сельскохозяйственной продукции увеличился в 1,7 раза. При этом удельный вес продукции сельского хозяйства в ВВП страны составил 7,9 % против 8,1 % в 2000 г. и 29,5 % в 1990 г. Приведенные данные свидетельствуют о том, что аграрный сектор экономики республики вышел из кризиса и вступил в стадию роста.
Вместе с тем, как видно из таблицы 1, составленной по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, этот рост нельзя считать устойчивым, поскольку в период 2002-2004 гг. имело место снижение объемов производства главной экспортной культуры республики - зерна (в том числе пшеницы). После максимального за последние годы валового сбора зерновых в 2001 г. (15,9 млн. т) и в 2002 г. (16 млн. т), превысившего пороговый с точки зрения обеспечения продовольственной независимости страны уровень в 1 тонну зерна на душу населения (1072 и 1076 кг соответственно), в 2004 г. было собрано только 12,4 млн. т (824 кг на душу населения).
Таблица 1. Динамика объемов сельскохозяйственного производства
Структура потребления населением Казахстана пищевых продуктов является нерациональной. Большинство важнейших продуктов питания потребляется в значительно меньших количествах, чем это предусмотрено научно обоснованными нормами. Так, рыбы и рыбных продуктов потребляется в 2,2 раза меньше, чем по норме, яиц - в 2,7 раза, овощей и бахчевых культур - в 1,8 раза, молока и молочных продуктов - в 2,1 раза, мяса и мясопродуктов - в 2,2 раза, сахара - в 1,4 раза, картофеля - в 1,6 раза.
При решении проблемы обеспечения продовольственной безопасности серьезного внимания заслуживают вопросы самообеспечения страны основными видами продуктов питания.
Самообеспечение продовольствием означает удовлетворение потребности в нем путем внутренних поставок при минимальной зависимости от внешней торговли. Для достижения такой модели развития необходимо осуществлять производство качественной продукции в объемах, позволяющих удовлетворить потребности населения на пороговом уровне по ценам, гарантирующим доступность большинства продуктов для всех социальных групп населения на всей территории страны. При этом необходимо учитывать, что постановка вопроса о самообеспеченности страны продовольствием отнюдь не означает выбора курса на изоляцию от мирового рынка. В мировой практике выработан целый ряд надежных подходов к решению названной проблемы, среди них - гибкая и эффективная защита отечественных производителей, регулирование соотношений между импортом и экспортом продовольствия [1].
Таблица 2. Самообеспеченность Казахстана продовольствием
Из таблицы 2, составленной автором по данным Агентства Республики Казахстан по статистике, в 2004 г. уровень самообеспечения республики составил по производству зерна 82,4 %, мяса - 59,8 %, молока - 74,3 %, яиц - 52,7 %, картофеля - 137 %, овощей и бахчевых - 124 %, плодов, ягод и винограда - 17,7 %.
Наиболее высокий уровень самообеспеченности был достигнут по картофелю, фактическое производство которого на душу населения за пятнадцатилетний период (1990 - 2004 гг.) в 13 раз (за исключением 1997 и 1999 гг.) превышало действующую норму потребления. Начиная с 2001 г., собственное производство овощей и бахчевых культур также превышает установленный в республике нормативный уровень потребления. В то же время, начиная с 1992 г. республика из самообеспечивающей превратилась в импортирующую по молоку.
Что же касается главной для Казахстана экспортной культуры - зерна, то республика была самообеспечена им в 1990 г. (170,2 %), 1992 г. (175,1 %), 1993 г. (127,5 %), 1994 г. (101 %), 2001 г. (107,2 %) и 2002 г. (107,6 %). В 1995 г. уровень самообеспеченности Казахстана зерном составил 95,6 %, в 2003 г. - 92,2 %, в 2004 г. - 82,4 %. В остальные годы рассматриваемого периода самообеспеченность Казахстана зерном была значительно ниже нормативного уровня, а в 1998 г. валовой сбор зерна в расчете на душу населения республики составил лишь 41,2 % от нормативного уровня.
Следует иметь в виду, что на эффективность реализации концепции самообеспечения влияет целый ряд факторов. К ним относятся такие, как рациональное размещение производства, уровень используемых технологий, социальная и политическая стабильность и качество окружающей природной среды. С учетом этих факторов, государственное регулирование АПК должно иметь системный характер и базироваться на следующих принципах:
- целевой характер мер регулирования;
- разграничение функций и направлений регулирования по уровням власти;
- ограниченность размеров регулирования, недопустимость нарушения рыночной среды в АПК;
- максимально возможное использование косвенных рычагов и минимальное - прямого воздействия;
- обеспечение наиболее высокой эффективности средств, выделяемых для регулирования АПК;
- адекватность системы мер регулирования аграрного сектора изменяющимся макроэкономическим условиям, конъюнктуре рынка, мировым тенденциям.
Для реализации задач государственного регулирования АПК применяются различные инструменты, такие как закупка, хранение, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции и продовольствия для государственных нужд; установление целевых, ориентировочных, залоговых (гарантированных), интервенционных цен на сельскохозяйственную продукцию; специальные налоговые режимы для субъектов агропродовольственного рынка; тарифное и нетарифное регулирование; антимонопольное регулирование; различные формы субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям; стимулирование научно-технического прогресса и инновационной деятельности в агропродовольственном секторе; государственные инвестиции и другие известные меры поддержки и регулирования АПК.
Вместе с тем, с учетом приведенных выше особенностей сельскохозяйственного производства и условий продовольственной безопасности в Казахстане, мы рекомендуем следующую систему мер государственного регулирования, способных повысить эффективность функционирования АПК республики.
Прежде всего, необходимо обеспечить совершенствование системы экономических отношений в сфере производства, закупа, первичной и глубокой переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции. Необходимы институциональные изменения, в частности, требуется стимулирование перехода мелкотоварных производств агропродовольственного комплекса к системе специализированных средне- и крупнотоварных производств, что является условием перевода производства продукции животноводства и растениеводства на промышленную основу. С целью оживления платежеспособного спроса населения и повышения конкурентоспособности отечественного продовольствия на внутреннем и внешнем рынке необходимо достижение оптимального сочетания государственного и рыночного регулирования цен на сельскохозяйственную продукцию, нужна государственная поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей по принципу регулирования паритета цен продукции сельского хозяйства и промышленности, а также отказ от практики недофинансирования жизненно важных затрат и введение системы минимальных гарантированных цен. Этим же целям служат такие меры, как применение гибкого налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей, предоставление налоговых льгот тем производителям, которые вкладывают средства в развитие приоритетных отраслей и продуктов, или же придерживаются принципа устойчивого развития производства с соблюдением экологических норм.
На внешних рынках требуется проведение умеренной протекционистской политики для защиты интересов отечественных товаропроизводителей путем своевременного возбуждения антидемпинговых и компенсационных разбирательств по отношению к зарубежным производителям, осуществляющим недобросовестную конкуренцию.
В то же время, для повышения конкурентоспособности отечественной продукции на мировых рынках необходимы модернизация и техническое перевооружение предприятий перерабатывающей промышленности, внедрение передовых технологий и систем управления качеством (ИСО 9000, ИСО 14000), создание банка данных инновационных проектов и прогрессивных технологий в агропродовольственном комплексе и периодическое информирование о них участников продовольственного рынка. Нужны и непосредственные меры по стимулированию импорта машин и оборудования, средств производства для перспективных индустриальных технологий, предназначенных для агропромышленного комплекса, патентной и лицензионной деятельности в этой сфере. Вместе с тем, указанные меры должны сопровождаться проведением последовательной политики импортозамещения, сокращением ввоза в страну тех продуктов питания, которые можно произвести в Казахстане; регулированием объемов импорта по основным стратегическим видам продовольствия: зерну, мясу, молоку. В конечном счете, должны быть созданы условия для выхода отечественного продовольствия на внешние рынки, в том числе путем стимулирования экспорта зерна и продуктов его переработки. При реализации указанных задач необходимо обеспечить защиту населения республики от недоброкачественных продуктов питания путем совершенствования работы служб стандартизации и сертификации товаров и разработки государственных стандартов на основные продукты питания в целях гармонизации с системой международных стандартов.
Инновационное развитие АПК Казахстана целесообразно вести по пути разработки и внедрения механизма `зеленой революции` в земледелии, предусматривающего внедрение новых высокоурожайных сортов отечественной и зарубежной селекции с целью резкого увеличения продовольственных ресурсов, механизацию и химизацию сельского хозяйства, осушение и орошение земель, восстановление плодородия почв и стимулирование эколого-экономических систем земледелия.
Развитию АПК Казахстана может способствовать также совершенствование системы кредитных отношений, развитие системы лизинга оборудования, а также ряд мер, направленных на совершенствование инфраструктуры сельскохозяйственного производства. Решению последней задачи может способствовать создание в крупных городах республики муниципальных оптовых продовольственных рынков; создание разветвленной сети заготовительных пунктов в сельских населенных пунктах; совершенствование системы кадрового, научного, правового и информационного обеспечения предприятий агропродовольственного комплекса; постоянный мониторинг отечественного продовольственного рынка и продовольственной безопасности Казахстана, создание механизмов общественного контроля целесообразности импорта и качественных характеристик импортируемых продуктов питания.
Особенное внимание следует уделить вопросам рационального размещения производства, в частности, проблеме эффективного использования потенциала разных почвенно-климатических и экономических территорий страны с учетом углубления их специализации и создания на этой основе специализированных продовольственных зон. Требуется рациональное размещение по территории страны предприятий по переработке сырья и сельскохозяйственной продукции с максимальным приближением их к местам производства, расширение практики строительства предприятий, цехов и производств непосредственно в хозяйствах.
В ряде случаев потребуются и меры прямого государственного регулирования, например, реализация целевых программ по восстановлению производства сахарной свеклы, маслосемян, масла, мяса, молока и детского питания, стабилизация продовольственного рынка путем организации закупочных и товарных интервенций.
В целом, указанные меры будут способствовать повышению инвестиционной привлекательности агропромышленного комплекса, повышению его эффективности, что окажет благоприятное воздействие на уровень продовольственной безопасности и макроэкономическую ситуацию в стране.


Литература:
1. Абалкин Л. Экономическая безопасность России: угрозы и их отражение // Вопросы экономики. - 1994. - ? 12. - С. 4-13.
2. Аграрная политика /А.П. Зинченко, В.И. Назаренко, В.В. Шайкин и др.; Под ред. А.П. Зинченко. - М.: КолосС, 2004. - 304 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2021
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия