Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
РАЗВИТИЕ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНТЕГРАЦИИ В ЕврАзЭС И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Станбеков Т. А.
заведующий кафедрой мировой экономики Бишкекского гуманитарного университета,
кандидат экономических наук


О евразийской направленности развития топливно-энергетического комплекса государств-участников ЕврАзЭС и СНГ: возможности и перспективы

Современное развитие мирохозяйственных связей характеризуется, с одной стороны, сложившейся схемой международных экономических отношений, ориентированны преимущественно на страны Западной Европы и Северной Америки, с другой стороны, тенденцией формирования новых векторов глобального экономического развития, центром которых становятся страны Азиатского континента.
Следует отметить, что доля стран азиатско-тихоокеанского региона составляет более 60% от мирового ВВП и интеграция в этот рынок является важной и перспективной как в экономическом, так и в политическом отношении. Более того, экономика стран Азии развивается более высокими темпами, чем в других регионах, что предполагает их ключевую роль в мировой экономике в будущем.
В то же время, именно на стыке континентов Европы и Азии имеются значительные резервы экономического сотрудничества между странами. Рынки Европы и Азии находятся в относительно изолированном состоянии, что предполагает целесообразность интеграции этих рынков.
Содержание понятия `Евразия` может быть раскрыто через совокупность определений. Однако, с экономической точки зрения - оно, на наш взгляд, обозначает направление развития международных экономических отношений стран, независимо от их территориально-географического расположения в формате двух континентов. Так, на евразийском пространстве имеются `белые пятна`, когда близко расположенные страны не имеют тесного экономического сотрудничества. К примеру, у стран Центральной Азии и Российской Федерации пока отсутствует общая координация стратегий экспорта энергоресурсов в страны Азии.
Такое положение свидетельствует о значительном потенциале экономического развития на евразийском пространстве как едином рынке.
В то же время, развитие Евразии как единого экономического пространства закономерно и прогнозируемо. Как отмечают некоторые специалисты, в интеграционном процессе:неизбежны две стадии: 1) становление "общего экономического пространства"; формирование единых международных хозяйственных комплексов - "единого пространства" в сфере экономики.(1)
Объединение рынков стран Европы и Азии имеет повышательное значение для экономики континентов, обусловленное обеспечением динамики их развития за счет формирования новой конъюнктуры спроса и предложения.
Вероятно, Великий Шелковый Путь может быть примером возможности и целесообразности формирования Евразийского экономического пространства, который связывал в прошлом Европу и Азию, обеспечивая благоприятные и приемлемые условия передвижения и торговли в странах, без искусственных преград. Развитие ЕврАзЭС на пространстве СНГ может рассматриваться как один из этапов становления Евразийского направления развития трансконтинентальной экономики.
Существуют разные оценки развития мировых экономических процессов. По одной из них, главной тенденцией в развитии мировых производительных сил выступает интенсификация процессов интернационализации, транснационализации и интеграции - процессов, ведущих к реальному формированию мирового хозяйства как всеобщей экономической целостности.(2)
В ряде работ экономическая интеграция рассматривается как создание ТНК и ФПГ или как международная кооперация производства. Иногда она трактуется как интеграция рынков.(3) Однако, такое понимание является не вполне корректным, так как ТНК и ФПГ функционируют в условиях национальных законов стран пребывания. В то же время, экономическая интеграция это более широкое понятие, активизирующее международные экономические отношения законодательными нормами. Она обеспечивается путем согласования на законодательном уровне взаимной открытости рынков и либеризации экономической деятельности хозяйствующих субъектов стран участниц интеграции.
Следует отметить, что на пространстве СНГ предпринимаются определенные попытки и со стороны хозяйствующих субъектов не только по восстановлению торговли, но и в области кооперации производственной деятельности. Справедливо утверждение, что на современном этапе СНГ стоит перед проблемой интеграции стран на качественно новой экономической основе с учетом принципов рыночных отношений.(4) В то же время, немаловажное значение имеет также согласование и координация стратегий экономического развития стран СНГ
В настоящее время на постсоветском пространстве существуют разные интеграционные объединения, которые имеют разный потенциал. Так, функционирующие региональные объединения СНГ имеют разный удельный вес в основных макроэкономических показателях по Содружеству в целом. Самое весомое в СНГ (100%)- ЕЭП (ВВП 88,5%) и ЕврАзЭС ( ВВП 79,0%), далее, Союзное государство Беларуси и России (71,3%), ГУУАМ (20,1%) и ЦАС (12,7%).(5) В этом плане, представляется интересным исследование вопроса расширения существующих интеграционных объединений в Евразийском направлении.
Следует отметить ведущую роль отдельных стран в экономических объединениях. Так, на долю России приходится более ¾ территории, 75 % объема ВВП и около 72% промышленного производства СНГ в целом. Также на долю России приходится свыше половины объемов производства сельскохозяйственной продукции и внешней торговли СНГ. Таким образом, Россия занимает лидирующие позиции в экономической сфере и участвует во всех процессах торгово-экономической интеграции на территории СНГ.(6)
Существует мнение, что темпы и качество экономической интеграции государств Содружества непосредственно зависят и от глубины рыночного реформирования их экономик.(7)
Некоторые ученые считают, что результаты анализа эффективности процессов переходной экономики и интеграции свидетельствуют, что положительные тенденции являются, скорее, следствием успехов развития национальных экономик. Интеграция не может рассматриваться в качестве инструмента их достижения, а использование ее в качестве цели национального развития не способствует повышению эффективности экономического развития.(8)
В то же время, отдельные ученые, считают, что необходимо сосредоточить усилия на всемерном укреплении и поддержке ЕврАзЭС, где создана зона свободной торговли без изъятий и ограничений, реализуются многосторонние проекты, прежде всего в ключевых секторах экономики - энергетике и транспорте.(9)
Следует отметить, что в Москве 19 ноября 2004г. прошла международная конференция `О развитии международного научно-технического сотрудничества по проекту Трансазийского коридора развития`. На этой конференции было предложено `раскрутить` межгосударственный инвестиционный проект `Трансазийский коридор развития` с участием России, Казахстана, Узбекистана, Таджикистана и Киргизии.(10)
В контексте отмеченного, существует мнение, что Евразийское экономическое сообщество должно стать основой и для создания единого энергетического пространства. Его участники - Россия и Казахстан являются ведущими производителями энергоносителей в регионе, поэтому взаимодействие в этой отрасли - один из ключевых моментов экономической интеграции.(11) Участниками формирования единого энергетического пространства также могут быть и страны СНГ, где ТЭК имеет профилирующее значение.
В Санкт-Петербурге в начале 2006г. состоялась встреча глав государств ЕврАзЭС, где рассматривались вопросы дальнейшего развития сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса. Были подписаны соответствующие соглашения о взаимной возможности покупки объектов энергетики, обмена акциями в странах Евразийского экономического сообщества, что является практическим шагом к реальной интеграции в области ТЭК, продиктованным интересами государств и бизнес-структур. Соглашения явились своего рода подтверждением взаимных экономических интересов стран ЕврАзЭС и углублением стратегии по дальнейшему формированию единого экономического пространства.
Становится очевидным, что в некоторых странах ЕврАзЭС, иностранный капитал развитых стран дальнего зарубежья лоббирует передачу в концессию объектов энергетики с последующим выкупом. Приток иностранного капитала в энергетику не является целесообразным для экономики этих стран. В этом случае будет иметь место нарушение производственной кооперации стран ЕврАзЭС в области ТЭК, что повлечет за собой дезинтеграционные процессы и тенденции на всем пространстве СНГ. Межгосударственные соглашения на уровне ЕврАзЭС и СНГ должны обеспечивать единое правовое поле для бизнес- структур этих стран, служить гарантией защиты взаимных инвестиций.
В условиях глобализации, значительно повышается роль государства и в формировании межстранового экономического поля. Это обеспечивается путем заключения соответствующих межгосударственных соглашений. :Я защищаю его (расширение функций государства. - Т.С.),- подчеркивал Дж. М. Кейнс, - как единственное практически возможное средство избежать полного разрушения существующих экономических реформ и как условие для функционирования личной инициативы`.(12)
Мировая практика свидетельствует, что государственный сектор экономики служит базой для сглаживания циклических колебаний рыночной конъюнктуры, стабилизации динамики экономического роста как для экономики в целом, так и для отдельных ее крупных отраслей.(13) В этом плане следует отметить, что ведущие базовые отрасли экономики в странах СНГ и ЕврАзЭС находятся преимущественно в государственной собственности. Соответственно, основополагающие проекты Евразийского направления будут иметь межгосударственное значение.
Одним из заметных явлений в мировой экономике последних лет стало повышение стоимости энергоресурсов и соответственно, значимость направления их использования странами, обладающими значительными мировыми запасами. В формате Евразийского пространства, к таким странам относятся: Азербайджан, Казахстан, Туркменистан, Российская Федерация и Узбекистан. При этом, активными импортерами энергоносителей выступают такие государства как Китай, Южная Корея, Япония и другие страны Азии.
Соответственно, региональное сотрудничество стран на Евразийском пространстве в области топливно-энергетического комплекса имеет три основные задачи:
1. поставка энергоносителей в страны и регионы, где подобные энергоносители отсутствуют геологически;
2. обеспечение оптимальных схем снабжения, даже если подобные ресурсы присутствуют;
3. транспортировка энергоносителей через территории разных стран для выхода на внешние рынки.
Существуют два фактора, увеличивающих вероятность начала активных процессов регионального экономического сотрудничества стран Евразии, а именно:
1. прогнозируемый рост потребности стран Азии в энергоресурсах;
2. территориальная близость поставок энергоресурсов.
Российская Федерация сможет извлекать определенные экономические выгоды, задействовав `азиатскую` часть своей территории. В стратегическом плане Восточная Азия является перспективным рынком для поставок энергоносителей. В этой связи представляется взаимовыгодным проект строительства нефтепровода из Восточной Сибири России в Северо-Восточную часть Китайской Народной Республики. Такие же перспективы открываются по транспортировке природного газа.
В настоящее время рассматриваются различные проекты по поставкам энергоносителей в Китай из России и Казахстана, что предполагает диверсификацию поставок энергоносителей. В таком случае Россия и Казахстан должны выступать стратегическими партнерами, обеспечивая и поддерживая паритет взаимных интересов.
Следует отметить, что выгоды экономического сотрудничества в области топливно-энергетического комплекса значительны и включают следующие возможности:
1. появление новых транспортных маршрутов поставок энергоносителей;
2. обеспечение экономического развития для участвующих стран.
Следовательно, оценка спроса и предложения на рынке энергоресурсов стран, находящихся в Евразийском пространстве, предполагает образование нового стратегического вектора экспортных возможностей энергоносителей, ориентированных на страны Азии.
Однако, для стран- экспортеров энергоносителей пока характерна организационная разобщенность и отсутствие координации стратегии развития. Это предполагает поиск соответствующей формы организации сотрудничества, обеспечивающей согласованные действия по стратегическим вопросам. В частности, такой формой сотрудничества может стать международный стратегический энергетический альянс Евразии.
Международный стратегический энергетический альянс (МСЭА) представляет собой форму организации международного сотрудничества энергохозяйствующих субъектов на основе соглашений по стратегическим вопросам.
Многие нефте- и газодобывающие предприятия стран Евразии (России, Казахстана и др.) ориентированы на увеличение экспорта энергоресурсов на рынки других стран дальнего зарубежья. Представляется, что это является основой для единого подхода в формате международного стратегического альянса: с точки зрения разделения рынка, формирования стратегии экспорта, определения ценовой политики, использования имеющихся коммуникаций, разработки совместных проектов и др.
Формирование международных стратегических альянсов в топливно-энергетической сфере осуществляется на основе стратегических интересов (Таблица 1).
Таблица 1 Стратегические направления, являющиеся основой для формирования международных стратегических альянсов в ТЭК
Особенности национальных стратегий развития ТЭК предполагает их координацию, определение вопросов совместной деятельности и разделения сфер влияния. Другим важным направлением сотрудничества является совместная разработка стратегии экспорта. Этот пункт является важным в случае возникновения конкурентной среды, что может привести к снижению цены на энергоносители, а также в случае целесообразности обеспечения транзита через сопредельные территории других стран.
Конкурентная среда и борьба за расширение рынка предопределяет заключение соглашений по объединению конкурентных преимуществ в формате альянса.
В условиях глобализации и концентрации международного капитала возникают возможности осуществления мегапроектов в области энергетики на уровне двух и более континентов. Это предполагает разработку стратегии совместной деятельности в разных аспектах.
Международные стратегические альянсы в энергетике могут быть: 1. отраслевые (нефтяной, газовый и др.); и 2.межотраслевые (Таблица 2).
Таблица 2 Виды международных альянсов в топливно-энергетическом комплексе
Отраслевые альянсы имеют ограничение по формату специализации, что снижает эффект масштаба и соответственно объем прибыли. Ограниченность внутреннего рынка каждой отдельно взятой из стран обостряет проблему избыточности капитала в этих странах, а незавершенность процесса экономической интеграции стран в регионе препятствует попыткам экспорта расширенного воспроизводства, что сдерживает формирование международных межотраслевых альянсов.
Объективность перехода от отраслевой специализации к многоотраслевой организации объясняется естественным расширением производства, диверсификацией капитала, развитием межстрановой экономической интеграции.
Формирование международных стратегических межотраслевых альянсов предполагает необходимость координации отраслевых стратегий и объединение отраслевых альянсов. Такой подход способствует сокращению текущих затрат компаний, а также оптимальному размещению производственных объектов в региональном аспекте.
Следует отметить, что международный стратегический энергетический альянс Евразии является предпосылкой формирования и развития экономической интеграции в регионе. Становление интеграции в топливно-энергетической сфере на Евразийском пространстве предполагает пять этапов развития (Таблица 3).
Таблица 3 Этапы межстрановой (региональной) интеграции в топливно-энергетической сфере.
На первом этапе подтверждается экономическая целесообразность сотрудничества в топливно-энергетической сфере путем заключения межправительственных соглашений.
На втором этапе формируются международные стратегические альянсы хозяйствующими субъектами. Третий этап сопровождается формированием транснациональных компаний в сфере добычи, переработки и транспортировки. Четвертый и пятый этапы предполагают привлечение финансовых ресурсов в сферу энергетики путем формирования финансово-промышленных групп и энергетического банка. Последовательность 3,4,5го этапов может быть различной в зависимости от конкретных условий развития межстрановой интеграции.
Следует отметить, что прирост ВВП в топливно-энергетическом комплексе позволяет обеспечивать развитие в сопряженных отраслях. Это объясняется высокой ресурсо- и капиталоемкостью отраслей ТЭК.
ТЭК предполагает развитие таких отраслей, как строительство, перевозка промышленных грузов, промышленность строительных материалов, производство железобетонных изделий, производство металлического проката и др. (Таблица 4).
Таблица 4 Сопряженные отрасли, сопутствующие развитию ТЭК
Соответственно, предполагается развитие комплекса производственной и социальной инфраструктуры в малоосвоенных зонах. В значительной степени это касается и развития территорий Восточной Сибири Российской Федерации.
Таким образом, евразийская направленность развития ТЭК позволит обеспечить многостороннее развитие международных экономических отношений, связывающих и объединяющих страны Европы и Азии.


Литература
1.Черкасов Н.А. К разработке концепции и доктрины развития Евразийской интеграции // Проблемы современной экономики. - 2005. - ?3(15)
2. Кучуков Р., Савка А. Мировое хозяйство и тенденции интеграции. //Экономист. - 2005. - ?7. - С.11.
3.Либман А. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве: институциональный аспект. // Экономист. - 2005. -?3. - С.142.
4.Вашанов В.А. Россия-СНГ: экономические отношения. - М.: Изд. Дом "АЛВО", 2002. - С.7.
5.Зиядуллаев Н. СНГ: выбор стратегии развития //Экономист. - 2004.- ?11. - С.80.
6.Гвозденко Д. Состояние и перспективы интеграции стран СНГ. //Экономист. - 2004.- ?4. - С.62.
7.Шумский Н. Экономическая интеграция государств Содружества: возможности и перспективы. //Вопросы экономики. - 2003. - ?6. - С.133.
8.Уваров М. Интеграция в мировую экономическую систему стран с переходной экономикой. //Экономист. - 2003. - ?2. - С.92.
9.Андрианов В. Перспективы единого экономического пространства. //Экономист. - 2005. - ?12. - С.61.
10.Комаров В. СНГ: трансазийский коридор развития. //Экономист. - 2005. - ?1. -С.54.
11.Спицын А. Экономическая интеграция и стратегия развития евразийского сообщества //Экономист. - 2003. - ?5. - С.19.
12.Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег /В сб.: Антология экономической классики. В 2-х т. Т.2 - М.1993. С.430.
13.Воронин А. Государственное регулирование структурных преобразований в ТЭК в условиях глобализации мировой экономики. //Экономист. - 2003. - ?10. - С.5.
14.Содружество Независимых Государств в 2004г. Статистический ежегодник. - М.: Межгосударственный статистический комитет СНГ, 2005. - 500с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия