Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Александрова Ю. Ю.
заместитель директора по финансам ООО `Крайсоюз` (г.Красноярск)
аспирант Красноярского государственного торгово-экономического института


Современное содержание механизма конкуренции

Развитие в современной отечественной экономике конкуренции в разных сферах и на разных уровнях хозяйственной деятельности заставляет возвращаться к определению конкуренции как исходной категории, центрального механизма рыночных отношений. Существующее толкование исследуемой экономической категории проистекает из смы-слового значения самого термина, означающего состязание, соревнование, столкновение, соперничество, и позволяет, по нашему мнению, определить конкуренцию как основу, энергию развития рыночной экономики. Это уже не одна из форм борьбы за существова-ние [12, с. 626], а непременное условие успешного развития экономики в целом при по-стоянной смене состава ее субъектов, выигрывающих или проигрывающих в ходе эконо-мического соперничества. Смена участников этого процесса осуществляется через меха-низм конкуренции, исследование которого и составляет предмет настоящей статьи.
Определение состава и характера взаимодействия основных `частей`, элементов механизма конкуренции представляет как научно-теоретический, так и практически-прикладной интерес и является, на наш взгляд, предметом дискуссии. Соглашаясь с А. А. Вороновым в том, что исходным пунктом изучения конкуренции является исследование содержания ее механизма, мы возражаем против архитектуры представленной автором схемы [5, с.21].
Наши возражения обусловлены, прежде всего, тем, что механизм - это не просто нагромождение составляющих его элементов, а упорядоченное построение, обеспечи-вающее их взаимодействие в комплексе. Более того, это логическая совокупность форм, методов, инструментов, создающих условия для эффективного функционирования рынка. Мы понимаем под механизмом конкуренции взаимосвязанные экономические категории и понятия, содержание и соотношение которых способствует регулированию пропорций общественного воспроизводства.
На организационно-категориальное построение и содержание механизма конку-ренции оказывают влияние объекты рыночного взаимодействия и связанные с ними орга-низационные субъекты, оперирующие присущими характеру и особенностям их деятель-ности предметами (товары, услуги, работы и т. д.). Исходя из этого, формируется кон-кретный механизм осуществления конкуренции. На наш взгляд, содержание механизма конкуренции выглядит следующим образом (рис.1).
Рис. 1. Последовательность и взаимосвязь понятий,
формирующих механизм конкуренции

Объекты конкуренции в условиях рынка - это та его составляющая, которая явля-ется предметом экономического интереса всех участников. Например, рынок капиталов, рынок потребительских товаров, рынок рабочей силы и т. д.
Субъекты конкуренции - это участники процесса рыночных отношений, стремя-щиеся удовлетворить свои экономические интересы в соперничестве с другими, также претендующими на определенные преференции. Круг субъектов конкуренции разномас-штабен: от индивидуального производителя (потребителя) до государства в целом, а в ус-ловиях глобализации - и более значительных образований.
Предмет конкуренции - это продукт деятельности, с которым выходят на рынок его субъекты. Исходя из этого, складываются и формы конкуренции: предметная и функ-циональная. Первая представляет собой экономическое соперничество между товарами одной ассортиментной группы, между аналогичными объектами, удовлетворяющими од-ну и ту же потребность; вторая - конкуренция между товарами (объектами) - заменителя-ми. [14, с. 154].
В процессе соперничества на рынке субъекты конкуренции используют различные методы, основывающиеся на отдельных инструментах. Чаще всего приводят две группы методов: ценовые и неценовые. Последние, по мере развития экономики, приобретают все большее значение в процессе экономического соперничества, являются предметом посто-янного поиска и источником достижения желаемых результатов.
Зачастую предтечей этих методов являются особенности конкуренции, склады-вающиеся в силу конкретных условий, присущих отдельной сфере экономики, отдельному региону, отрасли хозяйствования. Правильная оценка, использование или, наоборот, смяг-чение субъектом экономического соревнования таких особенностей способствует усиле-нию его конкурентных позиций, исходя из состояния конкурентной среды.
Конкурентная среда - это сложившиеся условия, определяемые структурными и поведенческими показателями и характеризующие степень конкурентности рынка. По М. Портеру, конкурентная среда - это совокупность качественных и количественных показа-телей, характеризующих состояние развития конкуренции [11, с. 257].
Г.Л. Азоев привносит некоторую динамику в это определение, трактуя конкурент-ную среду как `совокупность субъектов рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции` (выделено нами. - Ю. А.) [1, с. 12].
С.С. Фирсенко и Л.В. Юшкова, рассматривая теоретические подходы к исследова-нию конкурентной среды продовольственного рынка, формулируют ее как `:относительно самостоятельную часть рыночной среды, представляющую собой сово-купность сложившихся условий, в которых действуют производители одной специфиче-ской продукции и их отношений, складывающихся в определенный период времени по поводу соперничества за наилучшее приложение капитала` [15, с.9].
Детально рассматривая это понятие, авторы особо подчеркивают, что конкурентная среда - категория временная, изменяющаяся в зависимости от количества и состава уча-стников конкурентной борьбы; расстановки сил и характера их взаимодействия или со-перничества; уровней и динамики концентрации предложения на отраслевом рынке или степени концентрации производства в отрасли. В целях детального исследования меха-низма изменения конкурентной среды они вводят понятие ее агрегатных уровней, что действительно позволяет структурировать факторы и инструменты, определяющие `:конкурентные взаимоотношения` [15, с. 10-18].
Понимая под инструментами развития конкурентной среды средства воздействия на взаимоотношения и поведение хозяйствующих субъектов с целью создания в отрасли условий, приближенных к совершенной конкуренции [15, с. 37], они рассматривают клас-сификацию внутренних и внешних орудий воздействия в зависимости от направленности влияния на развитие конкурентной среды.
Предложенные С.С. Фирсенко и Л.В. Юшковой классификация механизмов и ин-струментов, воздействующих на конкурентную среду отраслевого рынка, а также система факторов, определяющих уровень развития конкурентной среды потребительского рынка и методические подходы к ее мониторингу, проиллюстрированные на примере рынка мяса и мясопродуктов Красноярского края, позволяют не только измерить интенсивность кон-куренции на данном рынке, но определить возможные механизмы управления конкурент-ной средой его потребительского сегмента. Предлагаемая авторами методика может быть использована и для оценки конкурентной среды на других микрорынках.
Соответствие или несоответствие субъекта рыночного соперничества условиям конкурентной среды свидетельствует об уровне конкурентоспособности, т. е. характери-зует реальные возможности экономического благополучия. Так, Питер Р. Диксон отмеча-ет, что `:конкурентоспособность показывает, насколько продуктивна и эффективна фирма по отношению к конкурентам, посредникам и обслуживанием заказчиков`. И рас-крывает далее: `Продуктивность связана с качеством выпускаемых изделий, занимаемой долей рынка и доходностью; эффективность - со скоростью ответной реакции и экономи-ей издержек` [6].
Российские экономисты приводят целый ряд понятий конкурентоспособности. Так, Н.П. Ващекин, М.И. Делиев и А.Д. Урсул, исследуя конкурентные отношения на товар-ном рынке, определяют конкурентоспособность товара `:его общественной характери-стикой, которая позволяет выявить преимущества совокупности свойств технического уровня и качества продуктов перед аналогичными изделиями конкурентов` [4, с. 131]. В российской экономической науке представлено значительное количество определений конкуренции, сводимых к оценке особенностей экономических отношений, складываю-щихся на конкурентном рынке (П.С. Завьялов [9], И.И. Чепурной [16, С. 33]), а также спе-цифики предлагаемой продукции (Е.Н. Балыко [2], Р.А. Фатхутдинов [14, С. 212-215], В.Н. Курилов и В.В. Шеметов [8], подобное определение дано и в экономической энцик-лопедии [17].
Особо отметим предложение оценивать конкурентоспособность по ряду парамет-ров, которые объединяются в три группы: технические, нормативные, экономические (А.Ф. Барышев [3, с. 123]). Эту позицию развивает П.С. Завьялов: `Конкурентоспособ-ность есть концентрированное выражение экономических, научно-технических, производ-ственных, организационно-управленческих, маркетинговых и иных возможностей, кото-рые реализуются в товарах и услугах, успешно противостоят конкурирующим аналогам, как на внутреннем, так и на внешних рынках` [7, с. 211].
Таким образом, конкурентоспособность - это агрегированная характеристика кон-курентных преимуществ, т.е. тех активов и параметров субъекта рыночных отношений, которые формируют его позитивные отличия перед соперниками в конкуренции. Именно процесс формирования, использования субъектами рынка конкурентных преимуществ - основной источник функционирования механизма конкуренции, характеризующийся и сопровождающийся постоянными изменениями во всех составляющих его элементах.
Чтобы обеспечить достойное (лидирующее) положение субъекта на рынке, сегодня важной стратегической задачей становится опережение конкурентов в разработке и ос-воении новых товаров, новой технологии, нового дизайна, нового уровня издержек произ-водства, новых цен, нововведений в системе распределения и сбыта. Тем самым достига-ется сразу несколько параметров конкурентного превосходства. В связи с этим конкурен-тоспособность предприятия оказывается понятием комплексным, предполагающим не-сколько уровней конкурентного превосходства в различных видах хозяйственной дея-тельности. Поэтому структурно-содержательный анализ понятия `конкурентоспособ-ность` включает исследование основных составляющих, обусловливающих маркетинго-вую, производственно-технологическую и финансово-экономическую конкурентоспособ-ность.
В обширной экономической литературе мы находим изложение параметров конку-рентоспособности с точки зрения ее эволюции. Так, Р. Пейс и Э. Стефан [10] предложили теоретическую модель исторического развития конкурентоспособности через выделение четырех парадигм, в рамках которых были сформулированы факторы, позволяющие отно-сить предприятия к конкурентоспособным на определенных исторических этапах разви-тия рыночной экономики.
Предложенная нами графическая интерпретация теоретической модели показывает, что каждая последующая эволюционная ступень, опираясь на предшествующую (рис. 2) и используя ее позитивные составляющие уже как экстенсивную часть, привносит новые, обусловливаемые ее современным содержанием элементы, внедряя отличные или усо-вершенствованные инструменты конкуренции.
Рис. 2. Эволюция факторов конкурентоспособности в процессе изменения характера про-изводства

Вместе с тем, несмотря на различные подходы к определению содержания конку-рентоспособности предприятий, все они идентичны по отношению к конкуренции. Так или иначе, в различных формулировках конкурентоспособности называются свойства, за счет которых субъект рыночного соревнования может `выдерживать конкуренцию`. Если продолжить отыскание подобных свойств предприятия, например, добавив свойство `адаптивного реагирования на изменения внешних факторов рынка`, улучшающих спо-собность выдерживать конкуренцию, то ряд определений конкурентоспособности окажет-ся бесконечным.
Если мы учтем, что отличительным признаком любого определения конкуренто-способности является способность выдерживать конкуренцию, то абстрактное определе-ние конкурентоспособности окажется по существу тавтологичным, а именно: конкуренто-способным предприятием следует считать предприятие, способное выдерживать конку-ренцию. Все другие различия в определении конкурентоспособности связаны с тем, за счет каких свойств предприятие может это сделать.
Научное определение конкурентоспособности в рамках рассматриваемого выше подхода, на наш взгляд, в принципе невозможно, даже если кому-то удастся в содержание формулировки интернировать все свойства предприятия, позволяющие ему выдерживать конкуренцию. Определение конкурентоспособности с научной точки зрения связано не с полнотой конкурентоспособных свойств предприятия, а, напротив, с вычленением сущно-сти конкурентоспособности. Исходным шагом на пути к новому сущностному определе-нию понятия конкурентоспособности является, на наш взгляд, процедура разграничения экономической деятельности предприятия от его же деятельности как конкурента, что предлагает особое выделение конкурентных преимуществ.
Конкурентоспособность предприятий на самом абстрактном уровне можно опреде-лить как набор преимуществ, использование которых предприятием дает ему возможность занять выгодную, соревновательную позицию среди конкурентов.
Различают два вида преимуществ: сравнительные преимущества и конкурентные преимущества. Сравнительные преимущества обеспечивают конкурентоспособность предприятия за счет традиционных источников, таких как трудовые ресурсы, природное сырье (земля) и капитал. Однако в современных условиях только наличие рабочей силы, капитала и сырья уже практически не обеспечивает конкурентоспособность предприятия, и именно потому, что они стали широкодоступными, а значит, получить преимущества за счет этих различий уже невозможно. Существующие различия между высокими техноло-гиями и низкими, между сферой производства и обслуживания исчезают при таком со-стоянии экономики, когда все отрасли могут использовать передовые технологии и высо-коквалифицированный персонал для достижения высокого уровня развития.
Но там, где господствует равенство условий хозяйственного функционирования, различия ослабевают и исчезают. А там, где исчезает объективная возможность получить преимущества в конкурентной борьбе за счет различий, исчезает и конкуренция, которая в таком случае теряет свою основу. Выход для товаропроизводителей один - самим созда-вать преимущества (различия). Искусственно формируемые предприятием преимущества в конкурентной борьбе и следует отнести к конкурентным преимуществам.
Создание предприятиями конкурентных преимуществ составляет основу нецено-вой конкуренции как принципиально нового типа конкуренции. Предприятие может обой-ти своих конкурентов, только если оно в состоянии обеспечить себе некоторое отличие от других, и может его впоследствии сохранить.
В современной экономике отчетливо прослеживается переход от использования сравнительных преимуществ, заключенных в низких издержках на рабочую силу и при-родные ресурсы и т. п., к конкурентным преимуществам, базирующимся на развитой ин-новационной среде, новых организационно-институциональных формах, уникальных то-варах и технологиях, что настоятельно требует разработки соответствующих инструмен-тов обеспечения конкурентоспособности. Общий новый (сквозной) подход к разработке инструментов повышения конкурентоспособности предприятий на рынке товаров массо-вого спроса заключается в том, что факторы повышения конкурентоспособности предпри-ятия как раз и обосновываются с точки зрения конкурентных преимуществ. Иными сло-вами, учитывается переход в конкурентной борьбе от использования сравнительных пре-имуществ, заключенных в низких издержках на рабочую силу, природные ресурсы и т. п., к конкурентным преимуществам, базирующимся на инновациях.
Переход к конкурентным преимуществам есть переход от ценовой конкуренции к неценовой в условиях инновационной экономики. При неценовой конкуренции роль цены не уменьшается, однако на первый план выступают уникальные свойства товара, его тех-ническая надежность, высокое качество и функциональные характеристики как источники формирования конкурентных преимуществ. Более того, при неценовой конкуренции весь потенциал предприятия направлен в созидательное русло и не носит разрушительного ха-рактера, как в случае ценовой войны.
Наличие определенных конкурентных преимуществ предполагает выбор основной стратегии конкуренции, т. е. стратегии, обеспечивающей наиболее полное и эффективное использование имеющихся возможностей. В качестве основного признака здесь выступает адаптация возможностей предприятия к конкретным условиям рынка, через выявление базовых стратегий.
Сформулированные М. Портером стратегии конкуренции, обусловленные ключе-выми конкурентными преимуществами, графически интерпретировал А.К. Тутунджан, определив условия комплексного использования преимуществ через различные базовые стратегии, обеспечивающие конкурентный статус предприятия в целом [13, с. 94].
Современный отечественный внутренний рынок имеет специфические особенно-сти, связанные с неразвитостью и `завуалированностью` товарно-денежных отношений. Однако российские товаропроизводители уже имеют дело с конкурентами из различных стран, а потому должны знать и учитывать в этом состоянии конкурентные возможности контрагентов. Кроме того, с течением времени, особенно в условиях перехода от индуст-риальной к постиндустриальной экономике, факторы, ранее определявшие высокую кон-курентоспособность компаний, превращаются в свою противоположность и начинают оказывать негативное воздействие на конкурентные позиции, что предполагает изменения в акцентах используемых инструментов повышения конкурентоспособности, и прежде всего ее основы - конкурентных преимуществ, закладываемых в фундамент принимаемых стратегий. При этом выбранная конкурентная стратегия не может являться базовой в те-чение длительного времени, так как ситуация на конкурентном поле, представляющем со-бой сферу предъявления экономических интересов субъектов рыночного соперничества, постоянно меняется. Меняется и количество полей, на которых одновременно предъявля-ются эти интересы. Так, например, субъекты потребительского рынка, связанные с про-движением продовольственных товаров к конечному потребителю, функционируют в конкурентной среде, распределенной на трех своеобразных полях: конкурентного поля, где происходит закупка необходимого для производства сырья; поля, где отбираются и приобретаются новые технологии и оборудование; и наконец, поля, где формируются и используются конкретные условия по реализации товара потребителю.
Поиск собственных преимуществ при предъявлении экономических интересов субъекта на каждом конкретном поле связан с выбором соответствующих стратегий, об-новление которых происходит практически постоянно. Это обусловлено самим содержа-нием механизма конкуренции, не только регулирующего пропорции общественного вос-производства, но и трансформирующегося под воздействием изменения этих пропорций.
Таким образом, предложенная схема построения механизма конкуренции описыва-ет последовательность и взаимосвязь категорий и понятий, его формирующих, подчерки-вая инновационную направленность применяемых стратегий, основанных на меняющихся конкурентных преимуществах. Широта, масштабность и количество конкурентных полей, где протекает рыночное соревнование составляющих его субъектов, являются перемен-ными величинами, проявляющимися в различные по продолжительности периоды, имеющие тенденцию к уменьшению, т. е. конкуренция не только усложняется, но и убы-стряется. В таких условиях успех субъекта рыночных отношений в процессе экономиче-ского соперничества во многом обусловливается его способностью строить и использо-вать механизм конкуренции в своей деятельности.


Литература:
1. Азоев Г.Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 1996.
2. Балыко Е.М. Маркетинг в сферах деятельности /Под ред. В.А. Алексюшина. - М.: Маркетинг 2001.
3. Барышов А.Ф. Маркетинг, 2-е изд. - М.: `Академия`, 2002.
4. Ващекин Н.П., Дзлиев М.И., Урсул А.Д. Безопасность предпринимательской дея-тельности. - М.: Экономика, 2002.
5. Воронов А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. - 2001. - N5; Диксон П.Р. Со-временная экономика: анализ применения в 34 т. - М.: Финансы и статистика, 1992.
6. Диксон П.Р. Современная экономика: анализ применения в 34 т. - М.: Финансы и статистика, 1992.
7. Завьялов П.С. Маркетинг в схемах, рисунках. - М.: ИНФРА-М, 2000.
8. Куриков В.Н. Шеметов В.В. Финансовая и управленческая совместимость //Фи-нансовый бизнес. - 2004. - N 6.
9. Маркетинг /Под ред. А.Н. Романова. - М.: ЮНИТИ, 1996
10. Пэйс П.В., Стефан Е.Г. Парадигма конкурентности //Обзор конкурентоспособно-сти. Т. 6.
11. Портер М. Международная конкуренция. Конкурентные преимущества отрасли. - М.: Международные отношения, 1993.
12. Современная энциклопедия. М.: Советская энциклопедия, 1989.
13. Тутунджан А.К. Реструктуризация предприятий в условиях перехода к рыночной экономике. Проблемы теории и практики. - М.: Экономика 2000.
14. Фатхутдинов Р. А. Стратегический маркетинг, 3-е изд. - М.: `Нижний Новгород`; Питер, 2003.
15. Фирсенко С.С., Юшкова Л.В. Исследование конкурентной среды продовольствен-ного рынка (региональный аспект). - Красноярск: Издательский центр КГУ, 2002
16. Чепурной И.И. Конкурентоспособность продовольственных товаров. - М.: Изд. центр `Маркетинг`, 2002.
17. Экономическая энциклопедия. - М.: Экономика, 1999.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия