Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА
Вишнякова О. Н.
доцент, докторант Казанского государственного
энергетического университета
кандидат экономических наук


ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО БАЛАНСА РЕГИОНА
(из опыта Татарстана)
Анализируются опыт реформирования топливно-энергетического комплекса в регионе, свидетельствующий о необходимости оптимизации региональных топливно-энергетических балансов, изменения пропорций развития энергетики и топливной промышленности. Указывается на значение использования динамической модели топливно-энергетического баланса, диверсификации структуры топливно-энергетического комплекса - по производимым энергоносителям и размещению предприятий топливной промышленности, показателям экспорта и импорта.

В рамках проводимых в Республике Татарстан реформ планируется реструктурировать сферы производства, управления и сбыта топливно-энергетических ресурсов и энергетической продукции. Основная цель - повышение уровня конкурентоспособности и эффективности работы предприятий топливно-энергетического комплекса (ТЭК), привлечение инвестиций, обеспечение реального самофинансирования его предприятий в регионе.
В настоящее время экономия только 1% сырой нефти эквивалентна экономии около 340 млн руб. в год. По оценкам специалистов, ежегодный прирост суммарных капитальных вложений в добычу нефти составляет 8,8% при приросте годовой добычи нефти на 1%. Таким образом, экономия только по сырой нефти будет соответствовать экономии не менее 212 млн руб. капитальных вложений в добычу нефти.
Ориентировочные расчеты показали, что суммарный коэффициент использования энергетических ресурсов в регионе необходимо повысить с 35-40% до 60-65%. При этом 55-60% экономии должно быть обеспечено за счет рационализации энергетического хозяйства непосредственных потребителей топлива и энергии.
Отсюда и особое значение оптимизации топливно-энергетического баланса, во-первых, для общей оценки состояния ТЭК республики, выявление достоинств и недостатков в сложившихся пропорциях развития ее энергетики и топливной промышленности; во-вторых, для характеристики фактического уровня топливо- и энергоиспользования; в- третьих, для выявления потерь и резервов повышения уровня использования топлива и энергии.
Оптимальный вариант развития ТЭК предполагает учет всех экономических и других факторов развития с помощью методов экономико-математического моделирования и разработку соответствующих сценариев перспективного использования топливно-энергетических ресурсов.
С помощью информационно-оптимизационной математической модели баланса может быть установлено равновесие между производством и потреблением каждого вида топлива и энергии (с учетом их экспорта и импорта), определены цены топлива и энергии, реальная эффективность отдельных решений в области энергосбережения и проектов производства различных энергоносителей.
Сценарный подход на основе прогнозных цен на энергоносители позволит оперативно рассматривать различные варианты топливно-энергетического баланса в зависимости от конкретной экономической ситуации, складывающейся в регионе.
Разработка топливно-энергетического баланса, направленная на улучшение его структуры, последовательное внедрение наиболее экономичных видов топлива и энергии и улучшение их использования во всех сферах материального производства являются одним из важнейших условий планомерного подъема региональной экономики.
Формирование такого баланса в Республике Татарстан с постоянным дефицитом, покрываемым ввозом энергоносителей из других регионов, экономически несостоятельно. Крайне необходимо совершенствование структуры баланса за счет рационального использования месторождений нефти в регионе. Это требует корректировок государственной энергетической политики, соответствующего вмешательства в экспортный процесс, исходя из региональных интересов и требований безопасной энергетической стратегии.
Нужна диверсификация структуры ТЭК как по составу производимых энергоносителей, так и по размещению топливных баз. При этом величина затрат по диверсификации при оптимизационных решениях не должна возрастать более чем на 5%.
Применение этого критерия предполагает имитацию рыночных равновесий на разных этапах совершенствования структуры между внутренним и внешним спросом на разные виды топлива и энергии и их предложением. Соответственно должны приниматься во внимание: изменения внешнего спроса на энергоресурсы при разной динамике мировых цен; объемы внутреннего потребления энергоносителей разными категориями потребителей по вариантам развития экономики с учетом эластичности энергопотребления по цене; зависимости цен топлива от объема его добычи по основным топливным базам; конкуренция между разными видами энергоресурсов, прежде всего в электроэнергетике и централизованном теплоснабжении.
Варьирование при этой имитации объемов поставки разных видов топлива, ценовых и налоговых условий их использования потребителями определяет реальные диапазоны изменения структуры ТЭК и связанных с этим дополнительных издержек. Они зависят от сценария развития экономики, динамики цен на топливо, которые определяют внутренний и внешний спрос на энергоресурсы, от требований к экономической, экологической и социальной эффективности, от параметров технологической модернизации производства.
Процесс формирования оптимального топливно-энергетического баланса делает необходимым построение информационной энергетической сети как совокупности ресурсных и технологических узлов с различными свойствами, обменивающихся потоками энергии на четырех основных стадиях: получения первичных энергетических ресурсов, преобразования энергетических ресурсов, транспортировки, потребления энергоресурсов.
При создании динамической модели такого баланса учеными Казанского государственного энергетического университета решались задачи:
- по моделированию современного состояния топливно-энергетического комплекса республики, с учетом производства (добычи), переработки, импорта первичных энергоресурсов, производства, транспортировки, потребления, импорта и экспорта электрической и тепловой энергии;
- по обоснованию оптимальных пропорций развития регионального топливно-энергетического комплекса, исходя из масштабов и пропорций добычи и переработки топлива, размеров ввоза и вывоза, производства и преобразования различных видов энергии, использования энергоресурсов различными потребителями;
- по анализу наиболее вероятных вариантов рыночного развития регионального ТЭК;
- по определению путей наиболее эффективного использования энергоресурсов, повышения эффективности энергосбережения;
- по оценке влияния региональных и отраслевых факторов на показатели эффективности энергетики и определению направлений повышения эффективности отраслевых систем ТЭК;
- по формированию пакета предложений с целью реализации энергетической стратегии и создания конкурентного энергетического рынка в республике.
По расчетам оказалось целесообразным использовать природный газ для производства минеральных удобрений, сырья для газохимии, энергоснабжения коммунально-бытового сектора и в качестве моторного топлива на транспорте, нефть - для обеспечения потребности в моторных топливах и сырье для нефтехимии, уголь - для производства электроэнергии, кокса и на нужды рассредоточенных бытовых потребителей, урана - для производства электроэнергии и тепла.
При исследовании вариантов развития ТЭК рассматривались различные ситуационные изменения в отраслевой структуре, в структуре баланса топливно-энергетических ресурсов, спроса и потребления, тарифной политике.
Запасы углеводородного топлива и гидроэнергии в республике позволяют провести перестройку региональной топливно-энергетической базы. Прогнозируется, что в связи с регулированием цен на энергоресурсы к 2005 году добыча нефти будет сокращена на 5%, доля гидростанций в производстве электрической энергии увеличится в 3 раза, импорт ресурсов к 2005 году составит 15139,8, экспорт - 13975,2 т условного топлива.
Достаточная обеспеченность природными энергоресурсами не снимает проблемы серьезной перестройки структуры производства, потребления и экспорта разных видов топлива и энергии. Необходимы стабилизация удельного веса производства высококачественных видов топлива - нефти и природного газа, снижение доли потребляемого мазута, увеличение доли сухого отбензиненного газа, ускоренное развитие гидроэнергетики.
Разработанная экономико-математическая модель позволяет прогнозировать развитие энергетики в условиях рыночной экономики. Реализация расчетов по разработанному алгоритму может содействовать рационализации бюджетной политики, в частности, при определении объемов и приоритетов инвестиционной деятельности, политики ценообразования, совершенствованию организации налоговой системы, согласованию интересов производителей и потребителей энергии, развитую институциональных механизмов, направленного на снижение затрат на производство и транспортировку энергоресурсов.
По модели можно определять экспортно-импортные приоритеты с учетом выявленных тенденций в развитии потребностей региона, динамику потребительских предпочтений и ценообразования, принимать эффективные решения по тарифам в системе "поставщик-производитель-потребитель", имитировать формирование равновесных энергетических рынков по зонам, исходя из задачи минимизации цен на энергоресурсы для потребителей (при условии включения в состав цены текущих эколого-экономических издержек производства).


Литература:
1. http://www.ecocom.ru/arhiv/ecocom/2thCongress/4-14.htm
2. Государственная программа экономического и социального прогресса Республики Татарстан (дайджест отраслевых разделов). Разд. "Энергетика"/ Правительственная комиссия. Казань, 1996.
3. Общие вопросы ТЭК // Вестник топливно-энергетического комплекса. 2000, ноябрь.
4. Основные направления реформирования электроэнергетики Российской Федерации (Одобрены Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2001 г. N 526)// Энергетик. 2001. N 10.
5. Чубайс А. Б. Проблемы, которые все еще с нами.//Энергетик. 2001. N 2.
6. Макаров А.А. Энергопотребление и топливно-энергетический баланс //Энергетическая политика. 1999. N4-5.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия