Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Короткова Т. Л.
профессор кафедры маркетинга и управления проектами Московского института электронной техники (Технического университета),
доктор экономических наук


Принципы формирования социально-этических потребностей при реструктуризации бизнеса

Воплощение социально-этических идей в процессы становления, развития и функционирования российского бизнеса в сфере услуг призвано оказать помощь в достижении баланса интересов субъектов рынка и общественных интересов. Основываясь на принципах социальной справедливости и эгалитаризма (реализации государственных социальных программ), внедрение современных маркетинговых концепций в российскую экономику должно проводиться системно и комплексно, что достигается при условии внедрения социально-этического маркетинга на всех уровнях управления экономикой, начиная с макро уровня и завершая уровнем субъектов бизнеса.
Наращивание потребительной стоимости, в том числе социальной, должно осуществляться последовательно по всей цепочке создания ценностей в процессе становления и функционирования бизнеса. Социальная потребительная стоимость представляет собой совокупность социальных и духовных потребностей человека как члена общества.
Потребности - одна из фундаментальных категорий теоретической и прикладной экономики и одной из ее ветвей - маркетинга. К потребностям относят не только то, что приносит пользу, крайне необходимо для жизни, но и реальные запросы на предметы, которые могут оказаться вредными для здоровья, но потребляются людьми в силу сложившихся привычек и получаемого удовольствия.
Как известно, потребности делятся на биологические и социальные. Особенностью социальных потребностей является то, что они обусловлены общественной природой человека. Социальные потребности могут быть насыщаемыми, имеющими четкий предел, и ненасыщаемыми. Стремление удовлетворить ненасыщаемые потребности не имеет четко обозначенного предела (например, таковой является потребность в знаниях). Кроме того, социальные потребности могут классифицироваться по признаку уровня управления (на макро и микро уровнях), а также по отношению к определенной группе субъектов рынка (потребности субъектов бизнеса, потребности потребителей и общественные потребности).
Поскольку социальные потребности обусловлены общественной природой человека, они, в отличие от биологических и материальных потребностей, не так настойчиво дают о себе знать, существуют как нечто само собой разумеющееся, не побуждают человека к их немедленному удовлетворению. Авторы некоторых теорий, например, А. Маслоу [4] предполагают, что социальные потребности играют второстепенную роль в жизни человека и общества. Интересен, основанный на концепции пирамиды, подход к классификации потребностей, предложенный Ю. Н. Коловым [2]. Его пирамида состоит из 24 видов потребностей человека, которые создают реальные условия для жизни и для устойчивого развития общества. Это потребности человека как земного, так и одновременно космического существа.
Моделью мотивации, в которой основной упор сделан на оценке роли потребностей высших уровней, является теория Дэвида Мак-Клелланда [3]. Главная тема исследований Мак-Клелланда - анализ связи между потребностью к достижению высоких духовных целей и экономической эффективностью как отдельного индивида, так и общества в целом.
В других теориях социальным потребностям отводится определяющая роль в иерархии. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.
Социальные потребности существуют в бесконечном многообразии форм. Так, например, Н.М. Бережной и В.Д. Диденко [1] классифицируют эти группы потребностей по трем признакам-критериям: потребности для других, потребности для себя и потребности вместе с другими.
Чтобы быть успешным, бизнес должен выявлять и удовлетворять не только первичные, но и социально-этические потребности - таков первый принцип формирования потребностей при реализации социально-этической концепции маркетинга для достижения долговременного успеха.
Следующий принцип состоит в необходимости достижения определенного уровня духовности общества в целом, необходимого для формирования социальных потребностей. Духовные потребности представляют собой психологическое явление отражения объективной нужды человека в образовании, самоутверждении, информации, любви, дружбе и т. д. Духовные потребности свойственны только человеку, они стоят выше физиологических потребностей и не являются первичными в плане их реализации.
Обязательное наличие обратного влияния социальных потребностей на духовные составляет содержание третьего принципа формирования социальных потребностей при осуществлении социально ориентированной реструктуризации бизнеса. При равных прочих условиях, количество, качество и сила духовных потребностей человека находятся в прямом отношении к его духовному развитию.
Социальные потребности возникают и развиваются по мере взросления человека в соответствие с его жизненным циклом. Данная идея может быть положена в основу формирования и стимулирования спроса на соответствующие потребности в процессе реализации социально-этической концепции маркетинговой деятельности, как принцип учета соответствия вида духовных потребностей демографическим целевым сегментам.
При формировании потребностей в активной социальной деятельности необходимо руководствоваться принципом учета качественной трансформации современного российского бизнеса.
Необходимость подобной трансформации давно назрела, и вызвана, прежде всего, невозможностью далее использовать экстенсивные пути и методы развития бизнеса. Более того, по мере информатизации общества, увеличения скорости передачи и переработки информации и научного знания растет осознание творческого ресурса человека и его потребностей в качестве основного ресурса общественного развития. Новые ценности открытой экономики также оказывают свое влияние на процесс трансформации бизнеса, стимулируя возникновение новых потребностей вслед за изменением человеческих отношений. Важными факторами изменения целей бизнеса является глобализация, усложнение взаимосвязей и взаимозависимостей, возрастание социальной цены профессиональной управленческой деятельности.
Перечисленные факторы, а также потребность в общественной самоорганизации [5] предопределили необходимость формирования следующей составляющей духовных потребностей, а, именно, потребности в просвещении и образовании. Традиционно образование играет значимую роль в процессах социального структурирования общества, являясь одним из наиболее важных каналов социальной мобильности, тем самым, выполняя функцию социального контроля. Основная цель этого контроля, по мнению П. Сорокина, состоит в распределении `индивидов в соответствии с их талантами и возможностями успешного выполнения своих социальных функций`. Поэтому школа, наряду с другими социальными институтами, такими, как семья, церковь, политические, профессиональные организации является одновременно `каналом вертикальной циркуляции`, способствующим продвижению вверх или спуску вниз по социальной `лестнице` и своеобразным `ситом`, которое `просеивает` индивидов и определяет им то или иное место в обществе.
Кроме функций социального контроля (тестирующей, селекционирующей, дистрибутивной) образование, как социальный институт, выполняет такие важнейшие функции, как обучающая и социокультурная (социализирующая, воспитательная, просветительская). Таким образом, формирование потребностей в просвещении и образовании - одно из условий совершенствования бизнеса и его инфраструктуры, что одновременно является условием реализации такого принципа социально-этического маркетинга, как принцип компетенции субъектов бизнеса. Если продолжить дифференциацию потребностей в образовании, можно выявить следующие ее типы в соответствии с функциями данной потребности.
Первый тип - потребность в реализации доминирующей жизненной стратегии, в жизненном успехе, что соответствует прагматической функции образования.
Второй тип - потребность в реализации доминирующей жизненной стратегии - стать высокообразованным, культурным человеком, что соответствует социокультурной функции образования.
Третий тип - стремление к материальной обеспеченности, что соответствует прагматической функции образования.
Четвертый тип - потребность в приобретении профессии, что соответствует профессиональной функции образования.
Пятый тип - потребность в достижении соответствующего социального статуса, что соответствует статусно-престижной функции образования.
На вершине иерархии духовных потребностей мы видим те, которые являются наиболее существенными для гармоничного развития личности - в самоутверждении или самореализации. Одновременно этот вид духовных потребностей относится к наименее востребованным, как утверждают классические источники [4]. Тем не менее, самоутверждение - это стремление индивида к достижению и поддержанию определенного общественного статуса, часто выступающее как доминирующая потребность. Это стремление может проявляться как в реальных достижениях в той или иной области, так и в отстаивании своей значимости перед другими лишь путем словесных заявлений. Для объяснения феномена самореализации используют понятие трансцендентности. Многогранный смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта в знаменитом трактате `Критика чистого разума`. Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного бытия человека, достигнутого человеком понимания мира, за рамки своего эмпирического бытия. Самореализация - это стремление стать выше, выйти на новый виток свободы. Формируя и стимулируя потребности самоутверждения и самореализации, бизнес реализует концепцию социально-этического маркетинга и опосредовано достигает самосовершенствования, что является одним из главнейших принципов его реструктуризации.
Продолжив аналитический подход к формированию потребностей, выражающих интересы общества, перейдем к принципам формирования и стимулирования собственно социально-этических потребностей в широком понимании этого феномена. Анализируемая группа потребностей включает равнозначные для общества конкретные виды социальных потребностей. Очередность их удовлетворения не может быть определена, поскольку они слабо взаимообусловлены и могут быть реализованы независимо друг от друга. Приоритетность указанных потребностей зависит от условий, факторов и степени развития общества на определенном временном этапе. Учет этих факторов при формировании социально-этических потребностей - главный принцип реструктуризации на социальных основах.
Современный этап социального развития России характеризуется как среднемировой и составляет по индексу человеческого развития 0,76, тогда как аналогичный американский показатель равен 0,976, а японский - 0,983. Исходя из этого, можно сделать вывод об относительно низком уровне социального развития России, обусловленном экономическими диспропорциями. Так, среднедушевой ВВП в России составляет около 9 тыс. долл. В США и Японии соответственно - 33 и 28 тыс. долл. Эти цифры подтверждают макроэкономическую зависимость социальных эффектов от экономических. Анализ компонент индекса общественного развития России показывает, что в наименьшей степени удовлетворяются потребности в социальной защите и здравоохранении.
Принципами формирования и реализации вышеназванных потребностей являются:
- принцип взаимовыгодного социального партнерства и привлечения бизнеса к решению актуальных социальных проблем;
- принцип поощрения благотворительной деятельности предпринимателей, финансовых и деловых кругов.
Дальнейшую дифференциацию потребностей в социальной безопасности можно провести, используя теорию человеческих потребностей Уильяма Тэлли [6,7]. Исследуя особенности человеческой потребности в безопасности, Тэлли показал, что существуют четыре области человеческого бытия, где эти потребности проявляются и требуют удовлетворения в соответствии со специфичными условиями деятельности человека. Так, например, для человека, обеспокоенного и фрустрированного давлением чужих интеллектуальных установок и парадигм, отличных от его опыта и знания, неутешительны любые материальные субстраты, призванные удовлетворить его потребность в безопасности. Напротив, человек, личностное пространство которого серьезно нарушено, не сможет довольствоваться заверениями других людей о том, что он в полной безопасности, даже если они представляют собой власть или безусловный авторитет.
Тэлли выделяет такие компоненты социальной позиции, как человеческая индивидуальность; когнитивная сфера личности; социальная деятельность, определяющая взаимодействие человека с окружающим миром; а также ближний социальный круг, приоритетная группа.
К человеческой индивидуальности Тэлли отнес все особенности одного конкретного индивидуума. В частности, такие черты, как темперамент, характер, индивидуальные черты личности, самооценка, самосознание, умения, навыки, вкусы, привычки, и прочее. Опираясь на человеческую индивидуальность, можно сформировать потребности в социальной безопасности, обусловленные конституциональными и морфологическими особенностями личности.
К когнитивной сфере личности относятся интеллект, креативность, творчество, мышление, процессы обучения, творчества, поиска, размышления, усвоения интеллектуального опыта, процесс активного информационного обмена с окружающей средой. Формирование потребностей в социальной защите здесь связано с учетом феномена когнитивности личности.
К социальной деятельности отнесены любые социальные взаимодействия: работа, активный отдых, спорт, церковь, театр и прочее. Социальная защита в данном контексте должна строиться на учете потребностей, которые диктуются особенностями общественной деятельности человека.
Приоритетная группа - это дети, семья, родственники, друзья, домашние животные и т.д. Соответственно социальная защита и потребности в ней здесь являются приоритетными.
Следующей группой социальных потребностей являются потребности, удовлетворение которых приводит к улучшению уровня жизни каждого гражданина и всего общества в целом. К ним, в первую очередь относятся потребности в экологически чистой среде обитания. Формирование названных потребностей может осуществляться только в условиях когнитивного процесса, основным принципом которого признан принцип приобретения, трансформации и хранения информации из окружающей среды для познания и объяснения мира. В связи с этим задачей самого общества и, в первую очередь государства, является формирование у населения четко определенных требований, предъявляемых к бизнесу, как по защите окружающей среды, так и по социальной защите.
Реализация поставленной проблемы не может быть осуществлена без формирования и доведения до степени насущности потребности в образовательных услугах для развития и расширения компетенций потребителей и других участников бизнес-процессов.
Наконец, к последним из рассматриваемых групп социальных потребностей относятся этические или нравственные. К ним относятся социальные потребности, формирующие имидж, имя, `вес` человека в коллективе, семье, регионе, стране и в обществе. Они непосредственно связаны с потребностями нравственного долга, морали. Мораль, нравственность, этика становятся движущими силами каждого человека, бизнеса, общества в целом. Этические, нравственные потребности - это потребности нравственного порядка в обществе, коллективе, семье, в которых живет человек. Главным принципом формирования нравственно-этических потребностей должен быть принцип соблюдения особенностей социального поведения субъектов рынка, которые зависят от общественной психологии и обычаев, принятых в современном бизнесе.
На основе принципов формирования социально-этических потребностей решаются основные задачи социально-этического характера в сфере услуг. Их учет определяет последовательность процессов, выявляющих социально-этические потребности, на основе их изучения дается подробная классификация анализируемых потребностей, выявляются их взаимосвязи и взаимообусловленность. На основе выработанных принципов могут быть при необходимости сформированы соответствующие потребности, а бизнес получает стимулирование к совершенствованию и выработке ключевых компетенций субъектов рынка, обеспечивающих формирование и развитие социальных составляющих товаров и услуг.


Литература
1. Бережной Н.М. Человек и его потребности /Под ред. В.Д. Диденко. - М.: Форум, 2001. - 160 с.
2. Колов Ю.Н. Устойчивое развитие и пирамида потребностей человека /Томский госуд. архитектурно-строительный ун-т
3. Мак-Клелланд Д. Мотивация и расширение человеческой свободы: Пер. с англ. - М., 1978. - 287 с.
4. Маслоу А. Мотивация и личность. - СПб.: Евразия,1999. - 438 с.
5. Сорокина Н.Д. Социальные функции образования: история и современность// Ежегодная научная конференция `актуальные проблемы социологической науки и социальной практики. Сорокинские чтения МГУ. 17-18 дек.2002. //Электронная библиотека Социологического факультета МГУ. -25 с.
6. Stonehouse, G., Hamill, J., Campbell, D., Purdie, T. Global and Transnational Business: Strategy and Management. - Chichester: Wiley, 2000. - р 354.
7. Tally Needs Inventory (программный перевод).- Monterey: Calif. Brooks/Cole, 1986.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия