Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И УЧЕТ НА ПРЕДПРИЯТИИ
Герасимова Е. А.
доцент кафедры менеджмента Красноярского государственного торгово-экономического института,
кандидат экономических наук


Стратегия обеспечения антикризисного развития предпринимательских структур

В настоящее время для России одной из основных задач становится повышение конкурентоспособности экономики страны, ее регионов, предприятий. Современные тенденции развития экономики страны характеризуются многообразием форм предпринимательства, имеющих различный организационно-правовой статус и тип собственности. Для цивилизованного предпринимательства, ориентированного на инновации, актуальным становится изучение предпринимательства как объекта управления.
Предпринимательство представляет собой особый вид экономической деятельности, осуществляемой на инновационной и рисковой основе. Инновационные цели охватывают процесс воспроизводства в целом или отдельную часть этого процесса, при этом они направлены на получение предпринимательского дохода [4]. В предпринимательской среде применяется великое множество названий для форм организации предпринимательской деятельности: организация, фирма, компания, предприятие и др. При этом не всегда за развитием различных видов предпринимательской деятельности успевает нормативно-правовая база, экономическая наука и другие составляющие системы обеспечения ее эффективности.
Поэтому, по нашему мнению, задачей современной экономической и управленческой науки становится не только формирование понятийного аппарата, но и разработка концепции управления антикризисным развитием субъектов экономики. Подобная концепция призвана обеспечить синергетический эффект на основе сочетания стратегического, антикризисного и инновационно-инвестиционного менеджмента. Задаче определить некоторые из положений такой концепции и посвящена данная статья.
Для характеристики объекта предпринимательской деятельности с позиций системного подхода целесообразно использовать термин `предпринимательская структура`, который, на наш взгляд, наиболее полно отражает специфику современных отношений в экономической сфере. Основными свойствами указанных отношений является закрепление рыночных способов хозяйствования, усиление глобализации и информатизации бизнеса, ужесточение конкуренции на рынках товаров, капиталов и труда.
Под предпринимательской структурой в научной литературе понимают такую форму организации хозяйственной деятельности, которая, объединяя интересы, усилия и капиталы участников, принимает на себя целевые установки, направленные на получение выгоды, распределяемой между всеми участниками по заранее оговоренным принципам и правилам [2].
Все многообразие предпринимательских структур, осуществляющих свою деятельность на территории России, может быть охарактеризовано с помощью выделения основных присущих им признаков, к числу которых относятся:
 форма собственности: выделяются частные, государственные и смешанные предприятия;
 форма образования и участия в управлении структурой, способ получения дохода: индивидуальные, партнерские и корпоративные;
 цели образования: коммерческие и некоммерческие;
 отраслевая принадлежность: согласно общероссийскому классификатору отраслей;
 размер собственного капитала: малые, средние, большие, крупные;
 тип отношений с третьими лицами: общая организационная ответственность, дополнительная организационная ответственность, субсидиарная ответственность.
В формате этих признаков становится возможным понять, что любая предпринимательская структура (организация), осуществляющая свою деятельность в рыночной среде, реализует две тенденции: функционирование и развитие. Если функционирование - это поддержание жизнедеятельности, сохранение функций, определяющих ее целостность, качественную определенность, сущностные характеристики [1], то развитие - это приобретение нового качества, определяющего устойчивость жизнедеятельности организации, ее рост. Связь функционирования и развития имеет диалектический характер, что отражает закономерно возникающую возможность наступления и разрешения кризисов в деятельности предпринимательских структур. Функционирование сдерживает развитие и в то же время является его питательной средой, развитие разрушает многие процессы функционирования, но создает условия для его более устойчивого осуществления (Рис.1). Таким образом, управление организацией будет направлено на реализацию двух ключевых целей - цели управления функционированием и цели управления развитием организации.
Развитие предпринимательской структуры представляет собой последовательный и целенаправленный процесс изменения ее качества [3]. Процесс развития предполагает изменения, поэтому управлять развитием означает сознательно и целенаправленно вносить изменения, ведущие к успеху, повышающие жизнеспособность, придающие организации новое качество. От выбранных приоритетов управления будут зависеть основные тенденции проводимых изменений, которые определят характеристики развития (Рис.1). По этим характеристикам можно оценивать тип развития и разрабатывать меры по его изменению, если возникает в этом необходимость.
Рис.1 Основные характеристики развития предпринимательских структур

Современные тенденции и проблемы развития предпринимательских структур определяют необходимость и возможность совмещения целей при решении проблем функционирования и развития организации, особенно если перед ней стоит задача сохранения и увеличения конкурентоспособности.
Соответственно, антикризисное развитие может потребовать принятия нового типа функционирования, нацеленного на стабильное, сбалансированное социально-экономическое развитие предприятия в условиях динамичной среды. Критерием антикризисного развития будет выступать приобретение нового качества предпринимательской структуры, отраженного в средствах труда, предметах труда и уровне развития человеческого капитала.
При принятии концепции антикризисного развития менеджеры организации получают целостное представление о процессах, происходящих в предпринимательской структуре, могут отслеживать изменения эффективности деятельности компании с учетом изменения факторов ее внешнего и внутреннего окружения. Антикризисным развитием можно управлять, и это управление, на наш взгляд, должно соответствовать определенным характеристикам.
Так, первоочередная задача при выборе организацией пути антикризисного развития состоит в подготовке современных управленческих кадров, способных принимать качественные управленческие решения в условиях динамичного развития среды функционирования организации, успешно реагировать на любую, особенно новую, ситуацию путем быстрой корректировки поведения, выбора решений, ведущих к реализации поставленной стратегической цели.
Значимым шагом при разработке системы антикризисного управления является формирование информационной базы, необходимой для принятия управленческих решений и реализации программ антикризисного развития. Качество этой информационной базы должно удовлетворять основным важнейшим принципам: достоверности, полезности, возможности количественных измерений, сопоставимости. В рамках самой предпринимательской структуры должна быть создана система финансовой и другой отчетности, которая также соответствовала бы этим требованиям. По основным методикам управленческого анализа самым распространенным на сегодняшний день является метод экспертных оценок, который, тем не менее, обладает очень серьезным недостатком - субъективизмом.
Необходимо наладить практику проведения постоянного мониторинга показателей, что поможет представить основные индикаторы развития в динамике.
Использование методики исследования предпринимательских структур следует осуществлять с учетом цикличности стратегии развития и типа данной структуры. Интерпретация полученных в результате анализа данных по состоянию предпринимательской структуры должна в обязательном порядке учитывать этап жизненного цикла, на котором в настоящее время находится данная организация, а также выбранную на сегодняшний день стратегию развития. Например, если предпринимательская структура сегодня выбирает стратегию захвата рынка, то, очевидно, что показатели рентабельности при начале реализации этой стратегии будут снижаться. Это закономерно, и не говорит о том, что организация находится в состоянии кризиса. Точно также можно говорить и о других показателях, характеризующих финансовое состояние организации.
Управление антикризисным развитием должно сопровождаться формированием программ, которые призваны охватывать всю организацию в целом и опираться на современные методы стратегического управления.
При управлении предприятием в современных условиях (а в особенности, если предприятие находится в кризисе) следует ориентироваться не только на традиционные методы, характерные для управления в обычном режиме. Необходимо применять инновационно-инвестиционные подходы (могут быть использованы различные виды инноваций: продуктовые и процессные, а также институциональные), подходы с позиции компетенции, управления знаниями и др., позволяющие не только вывести предприятие из кризиса, но и упрочить его позиции на рынке, сформировать потенциал на будущее.
Таким образом, концепция антикризисного развития должна быть формализована в рамках предпринимательской структуры на определенный период времени в виде программы антикризисного развития. (Рис. 2)
Сформированная программа должна отвечать не только рассмотренным характеристикам, но и обладать возможностью ее изменения с учетом динамики среды, в которой функционирует предпринимательская структура. Блоки программы более подробно рассмотрены нами в работе [5].
Рис. 2. Формирование программы антикризисного развития предпринимательских структур


1. Антикризисное управление: Учебник / Под. ред. Э.М. Короткова. - М.:ИНФА-М, 2000. - 432с.
2. Бабко А.Т. Генезис организационной сущности предпринимательской структуры // Вестн. ИНЖЭКОНА. Сер: Экономика. Вып. 2(11). 2006.
3. Коротков Э.М. Концепция российского менеджмента - М.: ООО Издательско-Консалтинговое Предприятие `ДеКА`, 2004. - 896 с.
4. Семенов В.П. Предпринимательство - основной субъект инновационно-инвестиционного прогресса // Вестн. ИНЖЭКОНА. Сер. Экономика. - 2004. - Вып. 4(5).
5. Организационно-экономические инструменты реализации стратегии развития организаций рынка потребительских услуг / А.Н. Чаплина, Е.А. Герасимова, И.А. Войцеховская, А.В. Пушкарева: Монография /КГТЭИ - Красноярск, 2004- 340с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия