Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Гасумянов В. И.
докторант Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов,
заместитель руководителя федерального агентства по государственным резервам
кандидат экономических наук


Принципы стратегического управления государственным мобилизационным резервом

Наиболее распространенным и одновременно дискуссионным принципом стратегического управления социально-экономическими системами является принцип непрерывности стратегического менеджмента. Непрерывность управления - основной принцип данного вида управления социально-экономическим развитием хозяйствующего субъекта, отрасли или в целом национальной экономики, вытекающий из необходимости противодействовать влиянию негативных факторов неустойчивой внешней среды в неопределенном времени.
Некоторые авторы считают целесообразным реализовывать стратегическое управление на основе согласованного и обусловленного самой управленческой системой взаимодействия с такими видами управления, как текущее и перспективное (средне- и долгосрочное). В основе данной точки зрения лежит предположение о перспективности взаимоувязки функциональной предназначенности и целевой направленности на достижение планово-расчетного экономического и социального результатов, эффективности использования ресурсов в процессе всех видов управления. Аргументом в пользу принятия данной позиции выступает необходимость противодействия негативным факторам внешней среды в целях обеспечения достижения намеченных результатов, эффективности использования ресурсов и устойчивости на соответствующем сегменте рынка товаров, услуг.
Другая точка зрения ученых-экономистов на принцип непрерывности осуществления стратегического управления социально-экономической системой выражается в циклическом постоянстве решения основных задач стратегического менеджмента [1]. При этом задачи стратегического управления корпоративной, индивидуальной, отраслевой или народнохозяйственной социально-экономической системой представляют собой последовательность следующих видов деятельности:
 конкретизация текущих видов деятельности, формирование стратегических установок долгосрочного развития;
 генерирование кластером менеджеров стратегической цели, определение состава задач стратегического менеджмента, комплексных мер их осуществления на ресурсообеспеченной основе;
 определение мер экономического, социального, инновационного, структурно-организационного, финансового и маркетингового характера и включение их в состав обобщающей (базовой) и функциональных (частных) стратегий, распределение имеющихся трудовых, материально-технических, финансовых и информационных ресурсов по намеченным стратегиям;
 реализация принятых стратегий на основе контроля распределения ресурсов в рамках стратегий;
 оценка результативности функциональных и обобщающей стратегий, их действенности, целенаправленности и влияния на достижение экономических и финансовых результатов; динамики роста эффективности социально-экономической системы в долгосрочном периоде времени;
 корректирование в случае необходимости направлений деятельности, целевых ориентиров результативности и стратегий.
Указанная последовательность осуществления принципа непрерывности стратегического менеджмента, хотя и представляет некоторую циклическую непрерывность развития и следующего за этим решения очередных задач стратегического менеджмента на модернизированной и обновленной основе но, как нам представляется, не может в должной степени обеспечить принцип непрерывности осуществления стратегического управления. Постадийная последовательность реализации основных технологических процедур и правил стратегического менеджмента на завершающем этапе корректирования состава функциональных стратегий, целевой ориентации на достижение планово-расчетных экономических, финансовых и социальных результатов может не иметь циклической завершенности, а лишь подвергнуться некоторой модернизации и замене стратегий. Таким образом, существует опасность принятия за принцип непрерывности осуществления стратегического управления простого управления процессом функционирования социально-экономической системы в целях противодействия негативным факторам макро и микросред. Поэтому принцип непрерывности стратегического управления развитием социально-экономической системы должен соединять в себе как постоянное применение комплекса различных мер в рамках обобщающей и функциональных стратегий, соблюдение стратегической ориентации и предназначения (миссии) системы, достижение намеченных ориентиров, так и экстраполяционное обоснование годового и перспективного планирования результатов текущего функционирования и долгосрочного развития. социально-экономической системы.
Развитие процесса управления на основе перенесения тенденций управления из прошлого в будущее может быть осуществлено в рамках стратегического управления, учитывающего внезапно возникшие негативные факторы влияния макросреды на достижение намеченных ориентиров результативности и эффективности ресурсопотребления конкретной социально-экономической системы.
Высказываемую в экономической литературе точку зрения о целесообразности применения стратегического управления перспективным развитием социально-экономической системы на дискретной основе  лишь в тех случаях, когда это необходимо (например, в условиях ожидания существенных изменений неустойчивой внешней среды) [2], нельзя признать обоснованной. Внешняя среда (в частности, ее составляющая - конъюнктура рынка) в условиях становления развитого рынка, роста конкуренции продукции не может быть устойчивой в течение какого-либо продолжительного промежутка времени. Выбрать период времени, в течение которого могут произойти существенные экономические, финансовые, структурные изменения, представляется крайне затруднительным для любого субъекта управления, не обладающего значительным объемом информации и достоверными результатами анализа функционирования как внешней, так и внутренней среды.
В соответствии с нашими представлениями, стратегическое управление социально-экономическим развитием предприятия, отрасли и в целом национальной экономики должно осуществляться на постоянной основе, независимо от сложившегося состояния внешней среды. При этом непрерывность стратегического управления должна выступать тем принципиальным условием, которое может гарантировать снижение, а возможно, в целом и недопущение экономических потерь в случае внезапных воздействий негативных факторов на функционирование социально-экономической системы.
Соблюдение принципа непрерывности стратегического управления такой структурной составляющей национальной экономики, как государственный мобилизационный резерв (государственный резерв материальных ценностей для мобилизационных нужд Российской Федерации), должно обеспечиваться не только благодаря постоянному использованию всего вышеуказанного инструментария данного вида управления. Недостаточно стратегического видения менеджерами цели и особенностей государственного мобилизационного резерва в долгосрочном периоде времени, его предназначения, разработки обобщающей и функциональной стратегий, анализа состояния внешней и внутренней сред. Важно и взаимодействие на постоянной основе стратегического управления с текущим (годовым) и перспективным (средне- и долгосрочным) управлением развитием государственного мобилизационного резерва.
Использование всех взаимосвязанных видов управления процессом оказания населению управленческо-мобилизационных услуг на основе принципа непрерывности, на наш взгляд, может в полной мере содействовать обеспечению оперативного устранения экономических и иных потерь в период наступления чрезвычайных ситуаций экологического, техногенного, военно-политичес кого и иного характера.
Непрерывность стратегического управления процессом оказания управленческо-мобилизационных услуг высокопрофессиональным составом работников государственного мобилизационного резерва и кластером менеджеров на основе взаимодействия всех видов управления может быть достигнута только при доминировании соблюдения технологических процедур выполнения основных этапов (стадий) стратегического менеджмента. Имеется в виду обеспечение необходимой результативности противодействия влиянию негативных факторов внешней и внутренней сред при осуществлении тех или иных функциональных стратегий, пересмотр ряда элементов стратегической ориентации на достижение высоких результатов текущей деятельности и социально-экономического развития отдельных предприятий и в целом государственного мобилизационного резерва в долгосрочном периоде времени.
В основу осуществления принципа непрерывности стратегического управления развитием государственного мобилизационного резерва кластером менеджеров должны быть положены: оперативное и своевременное реагирование на изменение состояния внешней среды; внесение коррективов в состав стратегий и направленность противодействия возникающим негативным внешним и внутренним тенденциям, принятие решений стратегического характера (в рамках функциональных стратегий); оценка достижения экономических и иных результатов развития на этапах нейтрализации и нивелирования возникающих влияний негативных факторов и состояний макросреды.
Принципом стратегического управления развитием государственного мобилизационного резерва, на наш взгляд, должно выступать и участие в разработке долгосрочных ориентиров экономической и социальной результативности представителей разных профессиональных групп персонала. При этом формулирование стратегической цели и принятие тех или иных функциональных стратегий должно быть прерогативой не только специалистов по стратегическому управлению, планированию, анализу, регулированию и контролю, но и руководителей территориальных хозяйствующих субъектов, линейных и функциональных подразделений организационно-правовых структур государственного мобилизационного резерва [3].
Соблюдение принципа дифференцированного профессионального обеспечения социально-экономического развития государственного мобилизационного резерва в перспективном периоде времени должно осуществляться на основе высокого профессионального мастерства работников мобилизационного резерва, обеспечиваемого планомерным оказанием различным группам персонала профессионально-образовательных услуг как в области начального, среднего специального, высшего образования, так и на курсах повышения квалификации управления.
Получение различными группами персонала предприятий государственного мобилизационного резерва профессионально-образовательных услуг в учреждениях начального, среднего специального и высшего образования, на наш взгляд, является одним из условий соблюдения принципа дифференцированного профессионального обеспечения оказания управленческо-мобилизационных услуг гражданам, испытывающим последствия наступившей чрезвычайной ситуации. Именно в чрезвычайной ситуации для выполнения комплекса подготовительных работ и непосредственного оказания управленческо-мобилизационных услуг необходим тот уровень квалификации менеджеров, специалистов, рабочих и профессиональное мастерство, которые адекватны степени тяжести и сложности чрезвычайной ситуации и способствуют минимизации экономического ущерба, оптимизации условий жизнедеятельности населения. Высокий профессиональный уровень персонала предприятий государственного мобилизационного резерва должен сочетаться с конкретными представлениями (хорошо бы оптимистическими!) о стратегическом видении, миссии и целевой ориентации предприятия или в целом государственного мобилизационного резерва, которые отвечали бы социально-экономическим интересам народного хозяйства, всего отраслевого комплекса государственного мобилизационного резерва, потребителей услуг этого вида и персонала.
Кроме того, участие в разработке основных технологических составляющих стратегического управления социально-экономическим развитием государственного мобилизационного резерва специалистов в области стратегического менеджмента должно сочетаться с ориентацией мобилизационного резерва на своевременное достижение экономических и социальных результатов. При этом ответственность за определение и реализацию стратегических ориентаций посредством комплекса мер в рамках общей и функциональных стратегий должны нести совместно специалисты стратегического менеджмента и основные менеджеры-участники процесса оказания гражданам управленческо-мобилизационных услуг.
В разработке стратегической цели и технологических этапов стратегического менеджмента, на наш взгляд, должны принимать участие и руководители линейных, а также функциональных подразделений предприятия того уровня компетенции, который позволяет конкретизировать механизм реализации ряда основных положений социально-экономического развития предприятия и рассматриваемой отрасли посредством ресурсов и мер воздействия, находящихся в их распоряжении. Поэтому дифференцированное профессиональное обеспечение стратегического управления социально-экономическим развитием предприятия и в целом отрасли требует совместной (но в то же время дифференцированной по уровню компетенции и профессионализма) разработки этапов и процедур осуществления стратегического менеджмента специалистами, ведущими управленцами (менеджерами) предприятия и отрасли, руководителями линейных и функциональных подразделений. Необходимо также установление ответственности за выполнение тех процедур стратегического управления, которые указанные лица могут выполнить на ресурсообеспеченной основе, исходя из уровня предоставленной компетенции.
Несвоевременное и с негативными результатами исполнение соответствующих положений и технологических этапов стратегического менеджмента должно идентифицироваться с низким уровнем профессионализма и непринятием необходимых мер воздействия в рамках предоставленной компетенции в целях устранения упущений в целевой ориентации на достижение оптимальных экономических и социальных результатов, эффективности использования всех видов располагаемых ресурсов.
Следующим принципом стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий и в целом отрасли государственного мобилизационного резерва, в соответствии с нашими представлениями, может выступать оценка, контроль реализуемых стратегий и ответственность за адекватность их противодействия негативным факторам влияния внешней среды. Сущность данного принципа состоит в том, что предприятие, или в целом отрасль, должно иметь орган, объективно оценивающий результативность стратегического менеджмента как на каждом этапе реализации соответствующих стратегий, так и в процессе осуществления конкретных мер противодействия влиянию негативных факторов внешней среды, контролирующий соблюдение правил и процедур, поэтапное достижение экономических и социальных результатов стратегического управления.
Орган контроля и оценки процесса стратегического управления социально-экономическим развитием предприятий, отдельных объектов или в целом государственного мобилизационного резерва должен на прогностической и планово-расчетной основе определять объективность показателей целевой ориентации на достижение желаемой экономической и социальной результативности, определять упущенные экономические и финансовые возможности содействия росту результатов и эффективности использования ресурсов.
В процессе контроля за качественным и результативным осуществлением стратегического управления орган оценки, контроля и повышения ответственности за принятие и реализацию соответствующих управленческих решений должен иметь право оценивать также уровень компетентности руководства предприятия, а в отрасли - руководителей государственного мобилизационного резерва, в области принятия и реализации стратегий.


Литература:
1. Нагиев А.Г. Стратегия инновационного развития и инвестирования основных фондов. - СПб.: Изд-во `Нестор`, 2004.
2. Гейдт А.А. Стратегическая ориентация инфраструктурного комплекса на повышение темпов экономического роста: Препринт. - СПб.: Изд-во `Нестор`, 2003.
3. Щербина В.М. Создание рационального механизма стратегического планирования развития профессионального образования в регионе: Препринт. - СПб.: Издательский дом `Герда`, 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия