Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ
Немина В. Н.
начальник отдела по взаимодействию с общественными объединениями Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Администрации Санкт-Петербурга
кандидат социологических наук, доцент


Некоторые аспекты деятельности и формы взаимодействия органов государственной власти и некоммерческого сектора в Санкт-Петербурге

Заметный рост внимания к некоммерческим организациям и в целом к гражданскому обществу во всем мире и в России обусловлен, прежде всего, их значительным вкладом в социальное и экономическое развитие и гармонизацию отношений между общественными институтами и государственными органами.
Основными нормативными документами, регулирующими правовое положение неправительственных организаций в России, являются международные договоры и другие международные документы, участниками которых является Российская Федерация; Конституция РФ; федеральные законы РФ; Гражданский, Трудовой и Налоговый кодексы РФ; законы субъектов Федерации, постановления Правительства РФ; нормативные правовые акты органов исполнительной власти; корпоративные нормы самих некоммерческих организаций.
В отечественном законодательстве содержится довольно обширный комплекс общих норм, обеспечивающих регулирование правового положения, порядка создания и деятельности некоммерческих организаций, форм взаимодействия их с органами государственной власти и местного самоуправления. Существует также ряд специальных законодательных актов, которые регулируют деятельность отдельных категорий некоммерческих организаций, в числе которых молодежные и детские общественные объединения, религиозные организации, политические партии, национально-культурные автономии и др.
Необходимо отметить, что на данный момент общее число зарегистрированных некоммерческих организаций в Санкт-Петербурге составляет свыше 13 тыс., в том числе свыше 6000 (6837) общественных объединений. По данным Главного управления юстиции, наибольшее количество некоммерческих организаций было зарегистрировано в 1992, 1996 и 1997 гг., а в 1993-95 гг. наблюдался спад количества создаваемых организаций. Многие организации, зарегистрированные более 10 лет назад, уже фактически не действуют, но не ликвидированы.
Большая часть организаций находится в Центральном, Выборгском, Василеостровском, Адмиралтейском, Петроградском и Кировском административных районах Санкт-Петербурга. В `спальных` районах и пригородах зарегистрировано всего несколько организаций, однако их количество увеличивается в последние годы в связи с ростом арендной платы и активизацией проектов для населения по месту жительства, поддерживаемых депутатами Законодательного собрания и МСУ.
Активность некоммерческих организаций проявляется в самых разнообразных сферах общества - социальной, культурной, образовательной, здравоохранения, жилищно-коммунальной и других. Наибольшее количество некоммерческих организаций работают в социальной сфере (31%) - это группы самопомощи. Они обслуживают и предоставляют определенные социальные услуги группе людей, связанных одними и теми же проблемами (783), благотворительные (577), национально-культурные (242), детские и молодежные (211). Достаточна большая группа некоммерческих организаций (порядка 20% от общего числа НКО), деятельность которых можно обозначить термином `коллективное управление`. Следующая группа, практически полностью оставшаяся `за кадром`, это группа `коллективного досугового времяпрепровождения`. Как правило, это различные клубы по интересам, представляющие собой вполне самодостаточные организации. Еще одна группа - это правозащитные организации.
Численность членов некоммерческих организаций оценить очень сложно, поскольку многие организации не ведут учета членов, или по-разному понимают, что такое члены и участники программ. С точки зрения численности есть три типа организаций. К первому относятся небольшие организации, в которых состоит не больше нескольких десятков человек. Вторую категорию составляют объединения, имеющие внутреннюю структуру, в них обычно около 100 членов. К третьей можно отнести организации, являющиеся зонтичными организациями (ассоциации), общее число членов которых составляет более 300 человек. Так, например, наиболее активные молодежные и детские организации образовали в 1993 г. `Санкт- Петербургский Круглый стол молодежных и детских общественных организаций`, зарегистрированный в форме региональной ассоциации. Это крупнейшее объединение некоммерческих организаций Северо-Запада России. Организации, входящие в Ассоциацию, равноправны. Это не только координационный орган, но и ресурсный центр для молодежных и детских объединений. `Круглый стол` решает различные задачи, среди которых:
- представительство молодежи в органах власти, в том числе федеральных - в Общественной палате при Полномочном Представителе Президента России при Северо-Западном Федеральном округе, Правительственной комиссии по проблемам молодежи, в Комиссии Совета Федерации по делам молодежи и спорту и др.;
- лоббирование молодежных законов и программ;
- информационное обеспечение деятельности организаций, распространение информации, поступающей из самых разных источников;
- подготовка кадров и обмен опытом, консультирование.
По примеру Санкт-Петербурга, `круглые столы` были созданы еще в 35 регионах России.
По данным экспертных заключений, опирающихся на ориентировочные расчеты, суммарная стоимость только добровольческого труда в некоммерческих организациях социальной сферы в год составляет более 35,7 млн. руб. На 1000 горожан приходится 2-3 добровольных организаций. [*] Эти объединения дают возможность различным группам граждан проявлять в социально-полезной форме свою инициативу, совместно проводить досуг, поддерживать и развивать культурные традиции, защищать свои права, опробовать инновационные социальные технологии, создавать и предлагать продукты и услуги - как правило, немассового спроса, но весьма востребованные как отдельными клиентами, так и городом в целом.
При всей разнородности некоммерческих организаций, их роль в жизни города огромна. Так, например:
- по ряду оценок, в некоммерческом секторе занято 1-2% горожан;
- большая часть работы в некоммерческом секторе реализуется на добровольной основе; многие услуги - особенно для социально незащищенных граждан, групп риска, молодежи - предоставляются либо бесплатно, либо ниже среднерыночной цены;
- ежегодно некоммерческие организации в город привлекают внебюджетные средства на решение социальных проблем (по грубым оценкам в порядке нескольких млн. долл. США); деятельность НКО способствует аккумулированию различных ресурсов (грантовые средства, частные и корпоративные средства, добровольный труд);
- некоторые организации активно поддерживают и развивают международные связи, перенимают, адаптируют к местным условиям зарубежный опыт в таких сферах, как социальная работа, работа с молодежью, профориентация молодежи, экологическое образование и воспитание, пропаганда здорового образа жизни и др., поддерживают контакты с соотечественниками за рубежом;
- некоторые услуги, оказываемые НКО, являются уникальными, как, например, социально-медицинские пункты и дневные стационары для `уличных` детей, школа подготовки приемных родителей, программы социальной помощи выпускникам детских домов, автобус профилактики ВИЧ- инфекций и вирусных гепатитов среди наркопотребителей;
- некоммерческие организации способствуют самореализации, адаптации и интеграции в городское сообщество представителей самых разных групп населения. Именно НКО зачастую предоставляют им редкие услуги, защищают права, помогают преодолеть социальную изоляцию.
Однако по данным опроса ВЦИОМ 2006 г. 77% - ничего не знают о благотворительных организациях, 21% - слышали, но мало что знают, при этом 41% - в целом относится положительно к деятельности благотворительных организаций.
Большинство россиян черпает информацию из телепередач (до 67%), а основные коммуникационные каналы большинства НКО лежат в другой плоскости (листовки, малотиражные газеты, электронные рассылки и т.д.) По данным Центра экспертиз ЭКОМ - Индекс развития общественного участия с мая 2005 г. до сентября 2006 г. упал почти в 2 раза. Вследствие этого одним из самых болезненных вопросов в развитии некоммерческих организаций по-прежнему остается формирование широкой общественной поддержки и попадание в зоны общественных интересов.
Если говорить о типологии общественных объединений, то их можно разделить на 3 группы:

Широко известны как минимум четыре концепции `третьего сектора`:
- `сервисная` концепция, которая предполагает, что основная цель некоммерческих организаций - оказывать услуги населению. При этом ядром `третьего сектора` являются благотворительные организации, делающие практически то же самое, что и государственные организации, только более гибко и ближе к нуждам населения;
- концепция `групп саморазвития`, которая подчеркивает в деятельности некоммерческих организаций смысл, связанный с раскрытием человеческого потенциала. Работа по оказанию услуг рассматривается как работа по развитию социальной активности и добровольной инициативы;
- концепция `социального действия`, в которой особое внимание уделяется роли общественных движений; именно они рассматриваются как ядро `третьего сектора`. Их миссия - социальные изменения за счет коллективного действия, общественные инициативы, предлагающие пути решения социальных проблем;
- концепция строительства гражданского общества, в которой во главу угла попадает отстаивание организациями `третьего сектора` интересов своих целевых групп; при этом подразумевается, что достигаться это будет путем `освоения` механизмов политического влияния. За подобным политическим влиянием должна стоять их способность привлекать на свою сторону широкие круги населения и организовывать гражданское сопротивление. Конкретные формы влияния обуславливаются типом политической культуры. [*]
Формы взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти можно классифицировать следующим образом (см. рис.1.).
Рис.1. Формы взаимодействия некоммерческих организаций и органов власти

При осуществлении административной формы взаимодействия осваиваются денежные средства или используется какое-либо имущество. Представительная форма взаимодействия не нацелена на освоение денежных средств.
В Санкт-Петербурге чаще стали использоваться такие формы взаимодействия, как совместное проведение мероприятий (проведение Форума `Социальный Петербург: новые решения`, общегородского конкурса `Эффективное добровольчество`).
В районных администрациях и в комитетах Санкт-Петербурга широкое распространение получили общественные и общественно-экспертные советы, в состав которых входят представители НКО.
Во многих развитых странах именно через некоммерческие организации обеспечивается практически вся работа с молодежью, а за государственными органами закрепляется лишь функция определения приоритетов, распределение средств и контроль. Так, например, в Германии, эта функция, получившая название `принципа субсидиарности`, позволяет экономить до 50% бюджетных средств, поскольку негосударственные организации привлекают дополнительно другие источники финансирования, пожертвования и труд добровольцев.
Принцип приоритета молодежных и детских организаций заложен в законе Санкт-Петербурга `О молодежи и молодежной политике`, в Федеральном Законе `О государственной поддержке молодежных и детских общественных организаций`, принятом Государственной Думой 26 мая 1995 г., а также в принятой 19 декабря 2006 г. `Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации` (далее - Стратегия). Основными механизмами и инструментами реализации Стратегии выделяют три варианта - государственная система, негосударственная сеть и комбинированная общественно-государственная система.
Для реализации Стратегии предлагается создать Общественно-государственный совет из представителей государственных органов, видных общественных деятелей, представители социально-ответственного бизнеса, общественных организаций, том числе молодежных, представителя Федерального собрания.
Функции совета заключаются в следующем:
- анализ положения молодежи в стране;
- разработка и утверждение концепций, технических заданий общенациональных проектов;
- разработка и утверждение критериев отбора операторов и оценщиков проектов;
- проведение конкурсного отбора операторов общенациональных проектов;
- проведение конкурсного отбора независимых оценщиков реализации проектов;
- оценка результатов их реализации;
Главным результатом реализации Стратегии должно стать повышение вклада молодых людей в развитие страны и улучшение положения молодежи в обществе.
Оценку реализации стратегии государственной молодежной политики можно будет проводить по трем основным группам результатов. Первая группа результатов должна характеризовать вклад молодежи в социально-экономическое развитие страны. Вторая группа результатов должна характеризовать изменения в положении молодежи в обществе. Третью группу составят результаты комплексной и независимой оценки эффективности реализации общенациональных проектов государственной молодежной политики.
В Стратегии указана необходимость грантовой поддержки развития общественной активности и вовлечение институтов гражданского общества в решение общенациональных проблем. Путем усилий, предпринятых множеством неправительственных организаций, действующих на территории Санкт-Петербурга, удалось добиться существенного продвижения правовых норм, регулирующих взаимодействие государственных структур с общественными объединениями в сфере предоставления государственных грантов. Государственные гранты так же, как и социальные заказы, распределяются на конкурсной основе, однако грант отличается от социального заказа. К социальному заказу обращаются, когда государственным органам ясна проблема и более или менее определен результат, которого следует достичь при реализации заказа. Остается только выбрать наиболее эффективного исполнителя. Государственный грант выдается на осуществление проектов общественных объединений. С целью более широкого привлечения общественных объединений к решению проблем города в Закон Санкт-Петербурга для общественных объединений введены новые направления и изменены условия предоставления гранта (см. рис.2).
Рис.2. Законодательные акты Санкт-Петербурга

Наблюдаются следующие тенденции в финансировании некоммерческих организаций:
- в бюджете Санкт-Петербурга в 2,6 раза увеличилась сумма средств, выделяемых НКО на конкурсной основе по статье `Субсидии общественным организациям на социальную поддержку населения`;
- увеличилось количество НКО - получателей средств;
- снизилась доля средств на поддержку ветеранов и блокадников с 50% до 32%, выросла доля средств на развитие физкультуры и спорта;
- в мае 2006 г. принята Концепция развития системы социальной защиты населения Санкт-Петербурга на 2006-2010 гг.
Однако необходимо отметить, что существуют определенные препятствия для внедрения различных механизмов межсекторного взаимодействия в жизнь. В частности, нормативные документы требуют совершенствования в области привлечения НКО к участию в государственных контрактах, к оказанию государственных услуг; налогообложения НКО; механизма взаимодействия НКО и власти; механизма государственного контроля при сборе благотворительных пожертвований (ввести государственное лицензирование на сбор благотворительных средств); механизмов ответственности НКО (коммерческая деятельность). Также необходимо устранение пробелов в правовом регулировании благотворительной деятельности НКО, а также разработка концепции создания, использования и налогообложения целевого капитала некоммерческих организаций (см. рис.3).
Рис.3. Использование некоммерческими организациями целевого капитала

В заключении следует отметить, что ни государство, ни гражданское общество друг без друга не в состоянии решить проблемы справедливого и устойчивого развития, а поэтому они должны сотрудничать и дополнять друг друга.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия