Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Горлякова М. В.
ст. преподаватель кафедры экономики таможенного дела Санкт-Петербургского филиала Российской таможенной академии им. В.В. Бобкова

Валютное регулирование в современной экономической политике России

C середины 2001 г. в России началась либерализация системы регулирования валютных отношений. Принятие в 2003 г. нового закона `О валютном регулировании и валютном контроле` [1] (далее - Закон) означало установление конкретного срока отмены большинства ограничений на валютные операции движения капитала (1 января 2007 г.), причем ряд ограничений был отменен досрочно в середине 2006 г.
Основными факторами, позволившими осуществлять форсированную либерализацию в сфере валютных отношений, стали относительная стабильность социально-экономического развития России в последние годы, значительные по объему и достаточные для обеспечения экономической безопасности золотовалютные резервы страны. К основным побудительным причинам указанных мер следует отнести фактор низкой эффективности применяемых мер валютного контроля, большое количество валютных ограничений, отрицательно влияющих на инвестиционную привлекательность экономики нашего государства, а также ведущиеся страной переговоры о вступлении во Всемирную торговую организацию.
Реформирование затронуло практически всю систему валютного регулирования: понятийный аппарат, принципы, инструменты и методы правового регулирования валютных операций, их организационную структуру. Вступление в силу нового закона потребовало кардинального обновления нормативно-правовой базы валютного регулирования. Перераспределение функций и полномочий между действовавшими ранее и вновь уполномоченными органами валютного регулирования и валютного контроля привело в ряде случаев к дублированию функций, разрыву устоявшихся схем обмена информацией (прежде всего, это касается созданного в 90-е г. XX века автоматизированного информационного взаимодействия Банка России, уполномоченных банков и таможенных органов).
В законе были уточнены и конкретизированы многие принципиально важные для регулирования сферы валютных отношений понятия, такие как валюта Российской Федерации, иностранная валюта, валютные операции и др. Тем не менее, закон не раскрывает содержание понятий `единая государственная валютная политика`, `внутренняя и внешняя валютная политика`, `экономические меры валютного регулирования`, хотя и оперирует ими. Это затрудняет понимание общей стратегии государства в области регулирования валютных отношений и тех целей, на достижение которых направлено осуществление валютной политики и валютного регулирования.
В научной литературе валютную политику определяют как составную часть экономической политики государства, представляющую собой совокупность экономических, правовых и организационных мероприятий, осуществляемых государством в сфере международных валютных отношений [3, с.71; 10, с.76]; а также как совокупность всех мероприятий, проводимых государством и центральным банком в сфере валютных отношений и денежного обращения с конечной целью воздействия на экономику страны и покупательную силу национальной денежной единицы [7, с.10].
Основные цели валютной политики непосредственно определяются целями экономической политики государства и могут включать достижение и поддержание устойчивого экономического роста, сдерживание роста безработицы и инфляции, поддержание равновесия платежного баланса. Задачи валютной политики конкретизируются на каждом историческом этапе развития страны и зависят от сложившейся конъюнктуры и стоящих перед государством проблем.
Инструментом реализации валютной политики является валютное регулирование. В условиях рыночной экономики помимо государственного валютного регулирования существует и `стихийное` рыночное регулирование валютных отношений, обеспечивающее `относительную эквивалентность обмена валют, соответствие международных финансовых потоков потребностям мирового хозяйства, связанным с движением товаров, услуг, капиталов` [5, с.180]. Однако, рыночное `саморегулирование` валютной сферы является по своей сути весьма нестабильным. Его реализация предполагает нацеленность разрозненных участников валютного рынка на максимизацию своей прибыли, без учета национальных интересов и требований экономической безопасности государства. При этом, на характер действий субъектов валютных отношений влияет множество факторов, в том числе, психологические ожидания и `эффект толпы`, способные при неблагоприятных обстоятельствах нанести непоправимый урон социально-экономическому положению страны. Государственное валютное регулирование позволяет нивелировать или, по крайней мере, ограничить негативные последствия рыночного регулирования валютных отношений.
Таким образом, необходимо понимать, что валютное регулирование государством не может быть отменено, исключительно рыночного валютного регулирования в реальной экономической жизни не существует, как не существует и чисто рыночной экономики. В рыночной экономике государство оставляет за собой право регулирования отдельных сфер экономической деятельности, включая сферу валютных отношений. Рыночное и государственное регулирование валютных отношений дополняют друг друга.
Валютное регулирование становится, с одной стороны, своеобразным `фильтром`, сдерживающим действие нежелательных для страны процессов, происходящих в мировой экономике, а с другой стороны, координатором, определяющим правила взаимодействия между странами в сфере валютных отношений. Чем более прозрачны эти правила, тем сильнее проявляется стимулирующая роль валютных отношений.
Будучи связующим звеном между национальной экономикой и мировой, валютное регулирование позволяет более эффективно использовать преимущества от участия в мирохозяйственных связях. Кроме того, оно призвано сдерживать и ограничивать действие негативных факторов, возникающих в мировой экономике и вызывающих резкие колебания курсов национальных валют, масштабный легальный и нелегальный вывоз национальных и зарубежных инвестиционных капиталов, снижение конкурентоспособности национальных производителей, как на внутреннем, так и на мировом рынке. Поскольку глобализация сферы валютных отношений привела к тому, что валютно-финансовые инструменты перестали являться исключительно внутренними регуляторами развития экономики и превратились в мощное средство экономического и политического воздействия одних стран на другие, роль государства в регулировании валютных отношений не должна недооцениваться.
Сущность валютного регулирования в экономической литературе может быть определена по критерию его целей [6, с.27; 8, с.8; 3, с.72], таких как формирование и совершенствование национальной валютной системы, обеспечение валютной стабильности и устойчивого международного валютно-финансового положения и др.
Другой, комплексный подход к определению валютного регулирования, для которого характерен четкий акцент на его регулирующей функции, регламентации государством международных расчетов и порядка проведения валютных операций, упорядочения движения валютных потоков, представлен в трудах В.М.Крашенинникова, Л.Н.Красавина, И.Н. Платонова [5, с.182; 9, с.113-114].
При применении структурного подхода к определению валютного регулирования оно трактуется как комплекс мер (законодательных, административных, экономических и организационных), часть валютной политики государства (Н.М.Артемов, Ю.Ф.Симионов) [2, с.4; 10, с.82].
Необходимо заметить, что выделенные выше комплексный и структурный подходы к определению сущности валютного регулирования являются разновидностями системного исследования наряду с целостным подходом, не нашедшим своего отражения в классификации. Целостный подход позволяет проанализировать не только состав и структуру исследуемого явления, но и взаимосвязи между частями и целым в статике и динамике, т.е. предполагает изучение объекта как системы в целом [4, 34-36].
Для характеристики валютного регулирования на основе целостного подхода можно использовать метод тертабазисов, впервые примененный А.Д.Ершовым к описанию таможенного дела. Тетрабазис представляет собой плоскую матрицу, включающую в себя объект исследования с `четырьмя рядоположенными понятиями - познавательно-регулирующими компонентами: экономика, право, организация и психология` [4, с.38].
Подобное системное описание объекта исследования является многоуровневым, детализация одного уровня производится путем проведения аналогичных операций (построения тетрабазиса) со всеми четырьмя ее компонентами, с каждым по отдельности. Построение многоуровневых матриц позволяет более полно раскрыть сущность и содержание объекта исследования, поскольку последний является одновременно и `отправной точкой` анализа (неким `целым`, разбиваемым на части), и компонентом (частью другого `целого`, более высокого уровня).
На схеме 1 отображена системная описательная матрица валютного регулирования, раскрывающая четыре базисных компонента объекта исследования:
 экономика - инструменты и методы валютного регулирования, используемые государством для достижения поставленных целей валютной политики в рамках общей стратегии проводимой экономической политики;
 право - совокупность нормативно-правовых документов, регламентирующих принципы и порядок осуществления валютных операций в стране, межгосударственные и международные соглашения в сфере валютных отношений, подписанные государством.
 организация - структура органов государственной власти, уполномоченных осуществлять в стране валютное регулирование и валютный контроль, их функции и полномочия. В большинстве стран валютное регулирование осуществляется министерствами финансов, в Великобритании и Дании - центральными эмиссионными банками, во Франции и Италии - специальными правительственными учреждениями, ведающими вопросами регулирования валютных операций. В России органами валютного регулирования являются Центральный банк РФ и Правительство РФ;
 психология - цели и задачи валютного регулирования, определяемые исходя из общих текущих и долгосрочных целей проводимой государством валютной политики. Психологический компонент включает также реакцию населения и хозяйствующих субъектов на вводимые меры, ее соответствие ожиданиям и прогнозам органов государственной власти.
Схема 1. Системная матрица `Валютное регулирование`

Постановка целей и задач валютного регулирования на конкретном этапе развития экономики страны предполагает как элиминирование действия возникших негативных факторов (например, избыточные отток или приток капитала в экономику страны), так и достижение определенных показателей экономического развития.
Необходимо отметить, что в научной литературе нет единого мнения относительно типологии инструментов валютного регулирования. Классификация инструментов валютного регулирования сводится к выделению прямых и косвенных, административных и рыночных инструментов. При этом отдельные авторы объединяют общей характеристикой прямые и административные, а также косвенные и экономические инструменты (В.М.Крашенинников, Л.Н.Красавина, Акира Арийоши) [3, с.73; 5, с.182; 12], в то время как в других публикациях все обозначенные типы инструментов являются самостоятельными (И.Н.Платонова [9, с.132-136]). Иной позиции придерживается Ю.Ф.Симионов [10, с.83-97], который выделяет административные и рыночные инструменты валютного регулирования, а рыночные инструменты, в свою очередь, подразделяет на прямые и косвенные.
По нашему мнению, последний подход более точно отражает структуру инструментов валютного регулирования. Однако необходимо отметить, что понятие `административный` подразумевает действия исполнительных органов власти, в то время как мы хотим подчеркнуть также законодательное утверждение отдельных инструментов валютного регулирования. Исходя из этого, выделим две большие группы инструментов валютного регулирования: административно-правовые и экономические (или рыночные). По своей сути, административно-правовые инструменты являются, безусловно, инструментами прямого действия, поскольку имеют нормативный характер и предписывают конкретные условия и порядок совершения валютных операций непосредственным участникам валютного рынка. В то же время, экономические инструменты валютного регулирования могут включать в себя инструменты и прямого, и косвенного действия, поэтому первичное деление инструментов валютного регулирования на прямые и косвенные представляется не вполне точным.
На наш взгляд, структура инструментов валютного регулирования может быть представлена следующим образом (схема 2).
Схема 2. Инструменты валютного регулирования

Введение административно-правовых инструментов валютного регулирования предполагает определение порядка осуществления операций с валютными ценностями посредством прямых запретов, прямых количественных ограничений или утверждения четких процедур реализации этих операций. Основными целями применения валютных ограничений являются `выравнивание платежного баланса страны, поддержание валютного курса, концентрация валютных ценностей в руках государства для решения текущих и стратегических задач` [3, с.73]. В мировой практике обычно применяются валютные ограничения на текущие валютные операции и на операции, связанные с движением капитала.
Административно-правовое регулирование оказывает прямое влияние на объем и цену осуществления валютных операций, охватывая международные платежи и переводы капитала, перемещение золота, денежных знаков и ценных бумаг, репатриацию экспортной выручки, прибылей, запрет свободной купли-продажи иностранной валюты. В отличие от этого действие экономических, или рыночных инструментов валютного регулирования основано на манипулировании поведением экономических агентов рынка посредством экономических, в том числе валютно-кредитных, механизмов.
Характер воздействия экономических инструментов валютного регулирования на участников валютного рынка позволяет отнести их к прямым или косвенным. Так, Ю.Ф. Симионов, выделяющий прямые и косвенные инструменты в группе рыночных инструментов валютного регулирования, к первым относит валютные интервенции и дисконтную политику, а ко вторым - инструменты денежно-кредитного, налогово-бюджетного и внешнеторгового регулирования [10]. Однако, в данной работе основным критерием классификации рыночных инструментов выступает их прямое или косвенное влияние на величину курса национальной валюты, тогда как непосредственные мероприятия по регулированию величины валютного курса не является задачей валютного регулирования, это направление курсовой политики, проводимой центральным банком государства. На практике термин `курсовая поли тика` часто ошибочно используется в качестве синонима `валютной политики`. По своей сути политика валютного курса, т.е. курсовая политика, включает в себя режим курсообразования, технический механизм установления офи циального валютного курса, практику валютных интервенций, направ ленных на сглаживание текущих спекулятив ных аномалий в уровне спроса и предложения валюты, разъяснение монетарными властями своих намерений относительно ограничения динамики валютного курса в целях формирования у участников рынка адекватных девальвационных (ревальвационных) ожиданий [11, с.44]. Применение инструментов валютного регулирования, безусловно, оказывает воздействие на динамику курса национальной валюты, но это влияние не является непосредственной целью введения упомянутых инструментов.
В научном труде И.Н Платоновой `инструментами прямого валютного регулирования служат нормативные положения, исходящие от монетарных властей по отношению к непосредственным участникам валютного рынка`, результатом их действия выступают `изменения в балансах коммерческих банков, которые произойдут при реализации распоряжений монетарных властей`. Инструменты косвенного регулирования `оказывают свое влияние на поведение банков и небанковских учреждений через рынок`, а для получения результатов их действия `требуются затраты от монетарных властей, которые отражаются на балансе центрального банка` [9, с.131-136]. Мы полагаем, что в данном случае недостаточно четкое разграничение административных и рыночных, прямых и косвенных инструментов валютного регулирования приводит к смешению обозначенных понятий. Также представляется спорным утверждение о том, что применение косвенных инструментов валютного регулирования всегда требует затрат монетарных властей.
По нашему мнению, под прямыми экономическими инструментами валютного регулирования следует понимать меры и рычаги непосредственного воздействия на участников валютного рынка, вызывающие у последних ожидаемое монетарными властями изменение объемов проводимых трансграничных операций (преимущественно за счет их удорожания). Иначе говоря, формируется прямая связь `принимаемая мера - ожидаемый результат (достижение поставленной цели)`. Инструментами прямого действия являются девальвация (ревальвация) национальной валюты; налогообложение трансграничных финансовых потоков (например, налог Тобина); двойной или мультивалютный рынок (официальное закрепление двух или нескольких курсов национальной валюты для различных видов валютных операций и субъектов валютных отношений); обязательное резервирование.
Применение косвенных экономических инструментов валютного регулирования не предназначено для непосредственного воздействия на поведение участников валютного рынка. Для данной группы инструментов основной задачей является оперативная корректировка конкретных макроэкономических показателей и сдерживание нежелательных тенденций на валютном рынке. Косвенные инструменты не оказывают прямого влияния на объемы проводимых валютных операций, но их использование приводит к корректировке участниками валютного рынка своих намерений в отношении объема и характера осуществляемых валютных операций. Так, например, применение валютных интервенций позволяет монетарным властям сгладить значительные колебания валютных курсов, купировать атаки на национальную денежную единицу, изменить сложившийся тренд на валютном рынке, что дает экономическим агентам лишь определенные ориентиры для принятия решений.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть, что сфера международных валютных отношений является, пожалуй, одной из самых нестабильных в современном мире. Поэтому для стран с переходной экономикой весь спектр мер валютного регулирования остается важным инструментом государственной экономической, в том числе валютной, политики. Представляется, что к настоящему времени наша страна не достигла той стадии устойчивости, когда воздействие внешних факторов может быть оперативно локализовано и элиминировано преимущественно экономическими инструментами валютного регулирования. Поэтому отказ от использования валютных ограничений на валютные операции должен стать экономически обоснованным, взвешенным решением.


Литература:
1. О валютном регулировании и валютном контроле: Федеральный закон от 10.10.2003 N173-ФЗ (с изменениями от 29.06.2004, 18.07.2005, 26.07.2006).
2. Артемов Н.М. Валютные ограничения. -М.: Профобразование, 2001
3. Валютное регулирование в системе государственного управления экономикой: Учебник / Под общ. ред. В.М. Крашенинникова - М.: ЗАО Изд-во `Экономика`, 2003
4. Ершов А.Д.. Основы управления и организации в таможенном деле: Учеб.пособие. - СПб.: СПбИВЭСЭП, Санкт-Петербургский им.В.Б.Бобкова филиал РТА, О-во `Знание`. 1999
5. Красавина Л.Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения. - М.: Финансы и статистика, 2000
6. Марейчев С.Е. Современный валютный рынок и валютное регулирование в России. Метод. указания. - М.: МИЭТ, 2001.
7. Наговицин А.Г. Валютная политика. - М.: `Экзамен`, 2000
8. Папсуев А.И. Валютные ограничения как инструмент регулирования международного движения капитала. Автореф. дисс. - М., 2003
9. Платонова И.Н. Валютное регулирование в современной мировой экономике. - М.: ФА, 1999
10. Симионов Ю.Ф., Носко Б.П. Валютные отношения. Учебное пособие для вузов. - Ростов н/Д : Феникс, 2001
11. Щербаков С.Г. К вопросу о валютной и курсовой политике //Деньги и кредит. - 2000. - N 11.
12. Ariyoshi A., Habermeier K., Laurens B. and oth. Capital Controls: country experiences with their use and liberalization, Box 1 // www.imf.org/external/pubs/ft/issues/op/op190/pdf
13. http://abc.informbureau.com

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия