Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ФИНАНСОВО-КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА. БЮДЖЕТНОЕ, ВАЛЮТНОЕ И КРЕДИТНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ, ИНВЕСТИЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ
Волков А. Ю.
докторант Ярославского военного финансово-экономического института,
кандидат экономических наук


Актуальные проблемы финансового планирования бюджетных учреждений (на примере войскового звена вооруженных сил Российской Федерации)

Финансовое обеспечение в армии и на флоте представляется как система мероприятий, организуемых и проводимых в целях своевременного и полного удовлетворения потребности войск в денежных средствах. Система финансового обеспечения включает финансовое планирование и финансирование, истребование, получение, хранение денежных средств, экономное и целесообразное их использование, контроль за их использованием, учет и отчетность. Все перечисленные элементы системы финансового обеспечения находятся в диалектическом единстве, взаимосвязаны и дополняют друг друга. При этом именно с финансового планирования начинается выполнение мероприятий по обеспечению войск и сил флота денежными средствами.
Под организацией финансового обеспечения в соединении понимается сложившаяся структура финансовых органов, осуществляющих под руководством командования систему мероприятий, регламентирующих планомерное и эффективное использование денежных средств, выделенных на оборону страны, в интересах повышения боевой готовности войск [5].
Финансовое планирование в армии как составная часть финансового обеспечения представляет особый вид деятельности командиров (начальников), органов материально-технического обеспечения и финансово-экономической службы по определению потребности в финансовых ресурсах, их распределению в войсках и обеспечению контроля за их использованием с целью постоянного поддержания войск в высокой степени боевой готовности.
В современных условиях развития Вооруженных сил РФ наиболее важным в финансово-экономической деятельности войск является эффективное и строго целевое использование денежных средств. В соответствии со ст. 84 Бюджетного кодекса РФ расходы на национальную оборону и обеспечение безопасности государства финансируются исключительно из федерального бюджета.
Финансовое планирование занимает ключевое место при исполнении федерального бюджета, а также в системе финансового обеспечения войск. При этом ключевыми для анализа являются такие понятия, как `план` и `планирование`. В экономической литературе план трактуется как описание, картина, модель намечаемого будущего состояния экономической системы в целом. План фиксирует показатели, характеризующие состояние системы в конце планового периода, определяет пути, способы достижения желаемых рубежей, необходимые для этого ресурсы. Планирование рассматривается как деятельность по принятию решений, ориентированных на будущее. Но это понятие может иметь и более общее определение, такое как `планомерность`, которая означает объективную необходимость и возможность согласования деятельности хозяйствующих субъектов. Иначе говоря, планирование это практическая реализация планомерности, т.е. осознанная деятельность по достижению сбалансированности и пропорциональности.
Планирование - одна из составных частей управления, его суть заключается в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения.
Военными экономистами (В.А.Бойко, Л.А. Поляков, В.Е Андреев) планированию дается несколько другое определение: `Планирование - это процесс подготовки управленческого решения, основанный на обработке исходной информации и включающий в себя выбор и научную подготовку целей, определение средств и путей их достижения посредством сравнительной оценки альтернативных вариантов и принятия наиболее приемлемого из них в ожидаемых условиях развития` [1]. Имеются и другие определения планирования, например, как совокупности действий, нацеленных на нахождение комплекса решений. Планирование означает, прежде всего, умение думать с опережением и предполагает системность в работе. Планирование далеко от импровизации - оно требует аналитического мышления.
В процессе определения понятия планирования необходимо выяснить, для чего оно необходимо. Понятно, что мы планируем, потому что заботимся о том, что должно произойти, хотим предвидеть и действовать, опережая время, можем избежать ошибок и использовать возможности. Это правило всегда присутствует в планировании. Поэтому можно утверждать, что планирование дает нам целый ряд преимуществ. К ним можно отнести такие, как появление осмысленности в деятельности, точное определение целей и действий, необходимых для их достижения, частичное устранение неопределенности, избежание ошибок в будущей деятельности на основе предвидения.
Данные положения в полном объеме применимы и к финансовому планированию. Финансовое планирование в войсковом звене Министерства обороны РФ, по нашему мнению, это часть системы финансового обеспечения войск, предназначенная для своевременного и полного удовлетворения их потребности в денежных средствах для максимально эффективного и экономного их использования.
Основная цель финансового планирования в воинской части состоит в том, чтобы на основе конкретных задач по повышению боеготовности войск, поставленных на планируемый период, определить объем и структуру потребностей в денежных средствах, выявить источники и способы их удовлетворения с учетом имеющихся внутренних резервов. Поэтому финансовое планирование в системе финансового обеспечения должно решать задачи определения объемов денежных средств, их основных источников, их эффективности и конечных результатов использования.
В процессе финансового планирования, по мнению С.М. Ермакова и ряда других военных экономистов, широко используется распределительная функция финансов, назначение которой состоит в том, чтобы создать экономически обоснованные пропорции при планировании фондов денежных средств и дать им правильное направление по видам и родам войск. Используется также и контрольная функция для достижения заданных пропорций в распределении средств и их рационального, строго целевого использования.
Подсистема финансового планирования в воинской части, используемая командованием и другими органами управления, будучи элементом в системе финансового обеспечения, по нашему мнению, представляет совокупность увязанных, согласованных методов и средств управления экономической деятельностью части. Она призвана создать условия для устойчивости экономической деятельности части в целях поддержания в ней высокой боевой готовности. Мы согласны с выводами С.М. Ермакова о том, что в условиях рынка роль финансового планирования в формировании финансовых резервов для решения первоочередных задач войск постоянно возрастает.
Финансовое планирование осуществляется во всех звеньях финансово-экономической службы Министерства обороны РФ: от Главного финансово-экономического управления МО РФ до финансово-экономических органов воинских частей. Финансовое планирование в Вооруженных силах РФ должно быть направлено на экономное и эффективное использование материальных и денежных средств, выделяемых на оборону, на выполнение требований законов государства и руководящих документов МО РФ. Оно является важнейшим направлением финансовой деятельности воинской части. От его качества зависит бесперебойное удовлетворение денежными средствами всех мероприятий деятельности войск, предусмотренных планами.
Сегодня перед Вооруженными силами страны выдвинут ряд новых задач, среди которых главной является повышение качественного уровня боевой готовности войск, что требует создания современной системы управления, в том числе и процессом финансового обеспечения. Это связано с тем, что с 1999 г. в системе финансового обеспечения войск происходят коренные преобразования. Финансово-хозяйственная деятельность войскового звена строится в новых условиях. Повсеместно введен сначала бухгалтерский, а затем бюджетный учет, финансирование войск стало производиться через органы федерального казначейства, принята новая бюджетная классификация расходов. В связи с этим, к вопросам финансового планирования и финансирования войск на современном этапе необходимы новые подходы.
В настоящее время настоятельно необходимы разработка и обоснование теоретико-методологических положений по совершенствованию финансового планирования в войсковом звене Вооруженных сил РФ. Тем не менее, проблема теоретического обоснования механизма построения системы финансового планирования остается в настоящее время достаточно острой. Это связано с рядом причин, среди которых можно отметить затянувшийся переход от плановой экономики к рыночной, изменение сложившейся хозяйственной системы и экономических отношений. Современный этап обострения проблем финансового планирования связан как с затянувшимся переходом, так и с существованием формального принципа управления.
Обострение указанных проблем вызвано рядом причин, среди которых мы отметим следующие.
- формальное выполнение подсистемой финансового планирования своих функций в войсковом звене. Планирование на самом начальном этапе начинается не с низового звена структуры Вооруженных сил РФ (отдельной воинской части, учреждения), а сверху (главные и центральные управления Министерства обороны РФ);
- сужение рамок финансового планирования в Вооруженных силах РФ: внутри Вооруженных сил РФ объект планирования исчерпывается вопросами исполнения сметы Министерства обороны РФ;
- изменение экономического содержания финансового планирования и финансирования в Вооруженных Силах в связи с происходящими экономическими реформами. Как следствие этого, отмечается несоответствие применяемого в отношении них прежнего понятийного аппарата; недостаточное их научное обоснование в таком специфическом институте государственной власти, как Вооруженные силы РФ;
- объединение в соответствии с Бюджетным кодексом РФ планирования расходования выделенных бюджетных ассигнований и планирования доходов и расходов по средствам, полученным за счет внебюджетных источников, которое представляет собой планирование доходов и расходов бюджетного учреждения;
- недостаточная степень разработанности вопросов методологии процесса финансового планирования;
- необходимость выработки у всех должностных лиц, участвующих в процессе финансового планирования и финансирования войск, нового экономического мышления при подходе к исполнению своих служебных обязанностей.
Финансовое планирование в войсковом звене предполагает процесс разработки и практического осуществления планов распределения и перераспределения выделенных бюджетных ассигнований. Распределение и перераспределение фондов денежных средств через финансово-экономическую службу означает необходимость составления таких финансовых планов, в которых достигается увязка различных форм распределения финансовых ресурсов с планами, обеспечивающими поддержание войск в постоянной боевой готовности.
Опыт развития финансового планирования и финансирования в русской армии, Вооруженных Силах СССР, Вооруженных Силах Российской Федерации позволяет сделать вывод о важности данных вопросов в процессах военного строительства. В условиях многолетнего ограниченного бюджетного финансирования нужд обороны усиливается необходимость повышения качества бюджетного планирования, совершенствования финансирования войскового звена. Поэтому представляется целесообразным не избегать многочисленных проблем в этой области, а пытаться их разрешить, прежде всего, на законодательном уровне.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы о значении и месте финансового планирования в войсковом звене.
Во-первых, вся финансово-хозяйственная деятельность воинской части должна своевременно и четко планироваться. Планирование вносит координацию в работу всех служб, помогает командиру воинской части, его заместителям, начальникам служб и другим должностным лицам, ведающим войсковым хозяйством, строить свою деятельность с перспективой, дает им возможность предвидеть трудности и своевременно принимать необходимые меры к их преодолению. Плановое ведение войскового хозяйства позволяет своевременно обеспечивать материальными средствами боевую подготовку войск, создает условия для непрерывного улучшения жизни и быта военнослужащих, проходящих службу по контракту и призыву.
Во-вторых, планирование помогает осуществлять финансово-хозяйственную деятельность с наиболее эффективным использованием сил, средств, времени, позволяет беречь и правильно использовать материальные и денежные средства, способствует своевременному контролю за хозяйственной деятельностью воинской части, сбережением вооружения, военной техники и других материальных средств (ценностей).
В третьих, планирование финансово-хозяйственной деятельности является основой руководства повседневной жизнедеятельности воинской части со стороны командования воинской части и начальников служб материального снабжения.
В четвертых, планы финансово-хозяйственной деятельности должны составляться с учетом реальных возможностей обеспечения намеченных мероприятий материальными и денежными средствами, иначе они не будут реализованы. Исходя из этого, ведомственными нормативными актами Министерства обороны РФ определен принцип совместного участия в разработке плана руководства подразделений и служб, осуществляющих материальное обеспечение.
Следовательно, финансовое планирование выступает, с одной стороны, как объективное начальное звено системы финансового обеспечения, а с другой, как субъективный фактор управления финансово-хозяйственной деятельностью. Исходя из этого можно утверждать, что финансовому планированию принадлежит реализация следующих функций.
1. Управление финансовым обеспечением жизнедеятельности.
2. Научный анализ экономических, социальных, научно-технических процессов и тенденций, происходящих в воинской части.
3. Объективное исследование состояния финансово-хозяйственной деятельности воинской части в конкретных условиях в определенном периоде.
4. Оценка состояния вооружения и военной техники, материальной базы, обеспеченности материальными ресурсами.
5. Выявление объективных альтернатив экономического развития.
6. Накопление научного материала для обоснованного выбора определенных решений.
Представляется целесообразным исследовать основную функцию финансового планирования в системе финансового обеспечения войск - управление финансовым обеспечением как части финансового механизма войскового звена.
Мы согласны с мнениями экономистов о том, что при финансовом планировании на уровне воинской части должен выполняться ряд условий, от которых зависит его эффективность [4]. К подобным условиям обеспечения эффективного планирования относятся следующие.
1. Необходимость прогнозирования. Финансовые планы должны быть составлены при максимально точном прогнозе определяющих факторов. При этом прогнозирование может основываться на исторической информации, осуществляться на основе аппарата математической статистики, результатов прогнозных моделей, экспертных оценок и др.
2. Выбор оптимального финансового плана. На наш взгляд, это очень важный момент для командования и финансово-экономической службы части. На сегодняшний день не существует модели, решающей за финансово-экономические органы, какую из возможных альтернатив следует принять. Решение принимается после изучения альтернатив, на основе профессионального опыта и, возможно даже, интуиции руководства.
3. Контроль над воплощением финансового плана в жизнь. Достижение долгосрочных планов невозможно без текущего планирования, подчиненного этим долгосрочным планам.
В то же время следует осознавать, что финансовое планирование - это, в конечном итоге, набор финансовых показателей, которые необходимо рассчитывать и прогнозировать с помощью специальных технологий.
Важное значение для осуществления задач финансового планирования играют принципы на которых основывается финансовое планирование.
Таким образом, основными методологическими принципами финансового планирования применительно к воинской части являются такие, как принцип научности, принцип социальной направленности и приоритета общественных потребностей, принцип повышения эффективности использования бюджетных ассигнований, принцип пропорциональности и сбалансированности, принцип приоритетности, принцип краткосрочных и перспективных целей и задач, принцип обеспечения строго целевого направления и использования денежных средств, принцип учета в финансовых планах всех потребностей войск в денежных средствах в любых условиях их жизни и боевой деятельности, принцип единства, принцип координации планов отдельных подразделений, принцип участия.


Литература:
1. Бойко В.А., Поляков Л.А., Андреев В.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. пособие. - Ярославль: ЯФВФЭУ, 2000. - 84 с.
2. Еpмаков С.М. Особенности вхождения Вооруженных Сил в рынок - М.: ВФЭФ пpи ГФА, 1992. - 26 с.
3. Еpмаков С.М. Экономика Вооруженных Сил: Учебное пособие. - М.: Воениздат, 1989. - 216 с.
4. Смиpнов М.К. Финансовый механизм Вооруженных Сил: вопросы теории и практики: Учеб. пособие - М.: ВФЭФ при ФА при Правительстве PФ, 1995. - 72 с.
5. Федчишин Ю.И. Организация финансового обеспечения в Вооруженных силах Российской Федерации: проблемы теории и практики. Ярославль: ЯВФЭИ, 2004. - 356 с.
6. Финансы Вооруженных Сил СССP: Учебник /Под pед. В.Н. Дутова - М.: Воениздат, 1986. - 400 с.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия