Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВ ЕВРАЗИИ
Алтиев А. С.
член Комитета Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан по вопросам бюджета и экономическим реформам,
кандидат экономических наук


Перспективы создания и развития рынка земли в Узбекистане

Рынок земли является одним из основных элементов рыночной экономики и играет важную роль в ее капитализации. Но в Узбекистане он находится на стадии формирования, поскольку в республике частная собственность на земельные участки начинает создаваться только в последнее время.
Передача в собственность земельных участков была предусмотрена в указах Президента Республики Узбекистан от 5 января 1995 г. `Об инициировании и стимулировании частного предпринимательства` и от 14 ноября 1995 г. `О дополнительных мерах по улучшению условий деятельности дипломатических представительств и международных организаций в Республике Узбекистан`, в соответствии с которыми были внесены изменения и дополнения в Закон Республики Узбекистан `О земле` и в другие законодательные акты. Соответствующие нормы нашли свое отражения и в на Земельном кодексе, который был принят в 1998 г. В частности, статья 18 кодекса определяет перечень земельных участков, которые могут передаваться в собственность юридическим и физическим лицам.
Особенно же большое значение в этой связи имеет Указ Президента Республики Узбекистан N УП-3780 `О приватизации земельных участков, занятых зданиями и сооружениями юридических лиц и граж дан`, подписанный 24 июля 2006 года. В соответствии Указом, начиная с января 2007 года, юридические лица -резиденты Республики Узбекистан вправе приватизировать земельные участки, на которых расположены принадлежащие им на правах собственности или приватизируемые ими здания и сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для осуществления производственной деятельности, с учетом особенностей технологических процессов, градостроительных норм и правил. Гражданам - резидентам Республики Узбекистан с 1 января 2008 года также предоставляется право приватизировать земельные участки, выделенные им на правах пожизненно наследуемого владения для индивидуального жилищного строительства.
Нормы Указа позволяют существенно расширить перечень земельных участков, которые могут быть переданы в частную собственность, укрепляют правовые основы частной собственности на землю и регулирования земельных отношений в соответствии с требованиями рыночной экономики.
Соответственно возникает необходимость пересмотра уже действующих норм, регламентирующих права на земельные участки. Так, в соответствии с пунктом 2 данного Указа не приватизированные до 1 января 2008 года земельные участки юридических лиц подлежат переоформлению в долгосрочную аренду. Указом установлены предельные сроки такой аренды (срок аренды устанавливается в пределах от 30-ти до 50-ти лет).
Приватизации подлежат две категории земельных участков. К первой относятся земельные участки, на которых размещены принадлежащие юридическим лицам - резидентам Республики Узбекистан на праве собственности или приватизируемые ими здания, сооружения, объекты производственной инфраструктуры, а также прилегающие к ним земельные участки в размерах, необходимых для производственной деятельности, ко второй - земельные участки, предоставленные или предназначенные гражданам для индивидуального жилищного строительства. При этом приватизации подлежат участки, ранее предоставленные на правах постоянного пользования либо пожизненно наследуемого владения, и полученные на аукционной основе.
Приватизированы, начиная с 1 января 2008 года, могут быть, прежде всего, городские и поселковые земли.
На начало 2006 года в Узбекистане насчитывалось более 3,9 млн. индивидуальных жилых домов. И для индивидуального жилищного строительства и обслуживания жилого дома, согласно статье 27 Земельного кодекса, земельный участок могут получать граждане Республики Узбекистан, постоянно проживающие в городах и поселках, а также в сельских населенных пунктах на территории землевладений сельскохозяйственных и лесохозяйственных предприятий, учреждений и организаций (размере до 0,06 га на одну семью). Положения Указа не распространяются на сельских жителей, которым зе мельные участки предоставляются для ведения дехканского хозяйств.
Юридические лица приобретают возможность распоряжаться земельными участками (как частной собственностью) по своему усмотрению. Приватизированный земельный участок может продаваться, предоставляться в аренду другим юридическим и/или физическим лицам, передаваться в уставный фонд вновь создаваемых предприятий, использоваться для залогового обеспечения при получении кредитов в банках или иных финансовых институтах.
Право собственности на приватизированный земельный участок, естественно, расширяет права граждан, которые теперь могут его купить, продать, обменять, подарить, наследовать, передавать в пользование или аренду другим лицам. Он может являться предметом залога. Это большее право, чем право пожизненного наследуемого владения.
Приватизация указанных земельных участков будет осуществляться на условиях добровольности, только на основе заявлений юридических лиц и граждан. Они сами выбирают вид права на земельный участок, с учетом требований земельного законодательства.
Вместе с тем, отказ от приватизации земельных участков может повлечь за собой определенные правовые последствия. Так, в соответствии с пунктом 2 данного Указа неприватизированные земельные участки, находящиеся в постоянном пользовании у юридических лиц - резидентов Республики Узбекистан, подлежат до 1 января 2008 года переоформлению в долгосрочную аренду на срок, как правило, до пятидесяти лет (но не менее чем на тридцать лет).
В обязательном порядке приватизация земельных участков, принадлежащих гражданам на правах пожизненно наследуемого владения, будет осуществляться при продаже или дарении индивидуального жилого дома по договоренности сторон - лицом отчуждающим либо приобретающим (принимающим) недвижимость. (Это не относится к дарению близким родственникам).
В связи с Указом возникла необходимость внести изменения и дополнения в действующее законодательство и, прежде всего, в Земельный кодекс Республики Узбекистан. В его статье 18 необходимо иметь перечень подлежащих передаче в частную собственность новых категорий земельных участков, которые могут быть приватизированы юридическими лицами и гражданами. В целом же нужно внести изменения почти в 30 статей Земельного кодекса. Требуется внести изменения и в некоторые решение правительства, в том числе в Постановление Кабинета Министров Республики Узбекистан N126 от 11 апреля 1995 г, которым были одобрены результаты комплексной экономической оценки земель городов, городских поселков и сельских населенных пунктов, используемые для определения их стоимости.
В соответствии с пунктом 6 Указа, вместе с тем, необходимо разработать и внести на утверждение Кабинета Министров Республики Узбекистан положения, обеспечивающие создание реального механизма реализации Указа, в том числе в отношении порядка приватизации земельных участков юридическими лицами и гражданами, определения их рыночной стоимости и границ, порядка предоставления земельных участков в аренду.
Вопросы приватизации земельных участков будут решаться органами государственной власти разного уровня на основе заключений постоянно действующих комиссий в каждом районе и городе. Договор купли-продажи земельного участка заключается между юридическим (физическим) лицом и территориальным органом Госкомимущества Республики Узбекистан, который будет выдавать и государственные ордера на право собственности на земелю.
2007 год должен стать переломным этапом в развитии рынка земли, в создании правовых условий для развития институтов, инфраструктуры рынка недвижимости, дальнейшего развития частной собственности в стране, рыночной экономики, предпринимательства, расширения сферы гражданско-правовых сделок, развития кредитных отношений с использованием в том числе ипотечного обеспечения возвратности кредитов.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия