Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 3/4, 2002
ПРОБЛЕМЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Григорьев В. П.
Доцент экономического факультета
Альметьевского муниципального института


ВРЕМЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОНОМИКИ И ПОВЫШЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
В статье обосновывается значение точного учета временных параметров конкурентной борьбы на мировых и внутренних рынках, ускорения информационного обмена и процесса становления информационной экономики, в том числе за счет создания маркетинговых агентств как центров воспроизводства наиболее востребованных информационных продуктов.

В информационную эпоху существенно возрастает роль фактора времени ввиду ускорения процессов передачи необходимых объемов информации по телекоммуникационным сетям, ее систематизации в государственных и корпоративных банках данных для принятия своевременных и эффективных управленческих решений.
Возрастающая производительность компьютерной техники, организация на ее основе систем макро - и микрорегулирования требует интенсификации теоретических исследований для выработки и реализации эффективной социально-экономической политики, формирования корпоративных научно-исследовательских структур, способных обеспечить переход от траектории догоняющего развития к траектории эффективного инновационного воспроизводства.
Взаимозависимости временных темпов экономического роста и качества экономического пространства стали предметом исследований А. Гранберга и Ю.Зайцевой, а взаимозависимости размеров государства и экономического роста - А.Илларионова и И.Пивоваровой.[1] Результаты этих исследований позволяют ввести в сферу экономико-теоретических разработок фактор времени, определяющий качество экономического роста.
Зарубежные представители посткейнсианства П.Дэвидсон, Н.Кальдор, М.Калецкий трактуют фактор времени как необратимость времени. Все экономические процессы определяются ими как итерационные, в которых сущностные взаимосвязи строго упорядочены по времени и не допускают их обратимости.
С учетом необратимости времени усложняются представления, в частности, о целевой функции бюджетообразующих предприятий. Признавая тот факт, что затраты по времени предшествуют получению доходов, а получение доходов опосредовано спросом на производимую продукцию, следует признать не только вариативный характер конечного результата производственных затрат, но и неизбежность получения наряду с прибылью и убытков. Общая их сумма и определяет конечный результат. Подобное представление предполагает дифференциацию затрат на производительные и непроизводительные. Те из затрат, которые обеспечивают производство товаров и услуг в соответствии со спросом, Пол Хейне называет производительными, а затраты, не соответствующие изменению спроса и потому ведущие к неизбежному образованию убытков, - непроизводительными. На этом основании делается вывод о том, что неопределенность - источник прибыли[2]. Точнее же: неопределенность есть всеобщее условие жизнедеятельности человека, особенно экономической, которое преодолевается концентрацией внутренних и привлечением внешних ресурсов для реализации стратегических целей При этом в зависимости от того, насколько адекватны правомочия собственника имеющихся ресурсов поставленным целям, зависит эффективность затрат.
Затянувшийся процесс трансформации правомочий собственности основных хозяйствующих субъектов российской экономики - одна из важнейших причин низких темпов макроэкономического роста. Дискуссии о разграничении правомочий между федеральным центром, регионами и возрождаемыми органами местного самоуправления - убедительнейшее свидетельство нескоординированности развития экономических отношений собственности, которое, между тем, требует точного учета временных параметров конкурентной борьбы за распоряжение стратегическими ресурсами на международном и внутреннем рынках, точных юридических трактовок правомочий собственников, моральных установок субъектов собственности, особенно на объекты интеллектуальной собственности.
Включение фактора времени в экономический анализ делает в этой связи необходимой оценку исторических форм хозяйствования, определяющих структуру экономического, правового и социально-культурного пространства.[3]
Сосуществование в реальном времени разных форм хозяйствования с различными уровнями эффективности использования ограниченных ресурсов предполагает изучение их организационных, технологических, кадровых, информационных конкурентных преимуществ, временных пределов исчерпания потенциала стратегического ресурса традиционной формы хозяйствования и административных методов управления, которым в условиях неопределенности будущего имманентен субъективизм в трактовке целей отдельных программ, сроков и методов использования ресурсов.
Опыт разработки и реализации, в частности, программ информатизации и в СССР, и в России свидетельствует о несовершенстве теоретических исследований закономерностей возникновения и становления институциональных структур информационной экономики, а также отношений конкуренции за ограниченные стратегические ресурсы между субъектами собственности, представляющими различные формы хозяйствования, сосуществующие в реальном времени. Это относится, прежде всего, к оценке информации как важнейшего производственного ресурса, анализу закономерностей итерационного процесса информатизации в постиндустриальной экономике.
С нашей точки зрения, в настоящее время следует сосредоточить исследования на анализе развития исторических форм информационного обмена, в котором информация последовательно, во времени обретает формы продукта интеллектуального труда, товара и капитала. Реализация подобного подхода, правда, осложнена тем обстоятельством, что, на первый взгляд, в информационном обмене "не действуют" основные принципы товарно-денежного обмена (возмездности, эквивалентности, срочности). Однако введение в анализ фактора времени, учет скорости обмена информационными продуктами, товарами, капиталами, особенностей их присвоения и отчуждения хозяйствующими субъектами позволяет формулировать основы новой экономической теории информационного обмена (НЭТИО).
При этом варианты рационального поведения экономических субъектов представляются как частные случаи постоянно обновляемой деятельности индивидов, объединяемых общностью идей как формы современного информационного капитала, а сущность информационного обмена связывается со скоростью перемещения в пространстве информационных продуктов.
Предельная скорость информационного обмена, обеспечиваемая современными компьютерными технологиями, программным обеспечением, телекоммуникационными системами, акцентирует внимание на проблеме срочности его осуществления. Но более существенное значение имеет проблема присвоения-отчуждения информационного продукта, ценность которого определяется альтернативной ценностью текущего и будущего информационного ресурса. Практика свидетельствует, что ценность текущего распоряжения информационными ресурсами возрастает, но не по причине их редкости.
За рубежом подобного рода исследования развиваются по заказам оборонных ведомств и крупнейших транснациональных корпораций, поскольку информационные ресурсы становятся основным средством обеспечения конкурентных преимуществ в формирующейся глобальной экономике
Наиболее перспективным направлением повышения уровня наукоемкости производства в странах с переходной экономикой становится не малоэффективное наращивание госбюджетных и корпоративных инвестиций в существующие структуры НИОКР, а концентрация этих ресурсов для обеспечения поэтапного перехода бюджетообразующих предприятий на траекторию развития маркетингового управления производством, строящегося на использовании преимуществ сервисного обслуживания и оперативного обновления производства наукоемких товаров и услуг.
Создание сети маркетинговых агентств как центров расширенного воспроизводства наиболее востребованных информационных продуктов - необходимое условие ускоренного перехода к маркетинговому управлению. Маркетинговые агентства призваны осуществлять функции профессиональных посредников между производителями предельно дифференцированных по своим свойствам товаров и услуг и потребителями с предельно дифференцированными предпочтениями. Значение таких посредников в условиях монополистической конкуренции обосновано Э. Чемберлином еще в первой половине прошлого, XX века.
Профессиональным маркектологам принадлежит ведущая роль в обеспечении устойчивого повышения наукоемкости производства товаров и услуг, наукоемкости рынка труда, предложения наукоемкого труда и спроса на него.
Переход к маркетинговому управлению вместе с тем предполагает обеспечение в долгосрочном временном интервале устойчивого и сбалансированного спроса и предложения на фондовом рынке, который, в частности в России, должен стать одним из основных источников формирования рынка интеллектуального капитала.


1 Гранберг А., Зайцева Ю. Темпы роста в национальном экономическом пространстве //Вопросы экономики. -2002. -N9. -С.4-17; Илларионов А., Пивоварова Н. Размеры государства и экономический рост // Вопросы экономики. -2002. -N9. -С.18-45.

2 Хейне П. Экономический образ мышления /Пер. с англ. - 2-е изд. - М.:Изд-во "Дело", 1993. -С.319.

3 К подобным проектам следует отнести проекты административной "губернизации" России, один из которых представлен В.Кистановым в статье "Достаточно 20-28 губерний. К реформе государственно-территориального устройства", опубликованной в журнале "Российская Федерация сегодня". -2002. -N20. -С.37.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия