Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бекетов Н. В.
и.о. директора Института региональной экономики Федерального агентства по образованию Министерства образования и науки РФ,
доктор экономических наук


Формирование информационно-телекоммуникационного кластера в регионе

Предстоящие 15 лет развития станут для одного из крупнейших в России регионов - Республики Саха (Якутия) периодом формирования сетевого общества, информационная структура которого будет образована из сетей, обеспеченных микроэлектронной информацией и коммуникационными технологиями. Такие структуры с конца 1980-х годов уже создаются в зарубежных регионах-аналогах Республики Саха - штате Аляска (США), провинции Альберта (Канада), а также во многих других штатах США и регионах Евросоюза. Российские регионы в целом пока отстают от европейских и американских регионов примерно на 20-25 лет в деле трансформации существующего индустриального общества в постиндустриальное.
Ключевые черты этой новой реальности, судя по зарубежному опыту, характеризуются повсеместным разрушением вертикальных `индустриальных` иерархий и возникновением на их месте горизонтальных сетевых структур - в глобальных ресурсных корпорациях, в сфере национальной и региональной экономики, местного самоуправления. Характерными чертами становятся и резкое повышение плотности электронной коммуникации всех видов - межличностной, межструктурной, межрегиональной (всех со всеми); возрастание роли знания и информации, способности агентов экономики к всестороннему обучению для обеспечения конкурентоспособности фирм, регионов и стран. Все большая часть добавленной стоимости в современном мире создается за счет инновационного процесса, производство нововведений превратилось в отдельную и быстро растущую, самостоятельную, сферу деятельности. Повсеместно возрастает роль человеческого капитала; его креативность является сегодня главным источником инноваций [1].
Общепризнанно, что важнейший вклад в формирование нового общества вносит самый динамичный компонент, сектор абсолютно новых, неизвестных в индустриальную эру, информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Данный сектор кардинально трансформирует важнейшие блоки региональной социально-экономической системы (органы управления, бюджетные учреждения образования, здравоохранения, культуры, крупный и малый бизнес) [*]. Развитие и широкое применение высокоэффективных информационных и коммуникационных технологий, основанных на использовании проводных и спутниковых каналов связи, электронных сетей с выходом в Интернет, являются глобальными тенденциями мирового развития последних десятилетий.
ИКТ-сектор сегодня растет с максимальной скоростью. Например, в США его рост по объемам доходов составляет до 9% в год, в провинции Канады Альберта - до 10-12% в год. Информационные технологии, технологии цифровой сверхбыстрой коммуникации проникают во все новые сферы экономики и общественной жизни. Эксперты в области мировой экономики считают, что в ближайшие 15 лет сектор ИКТ останется самым быстрорастущим в мировом хозяйстве.
Сегодня ИКТ- сектор занимает относительно небольшую долю в ВВП России и ВРП российских регионов. Однако темпы развития информационных технологий в стране значительно пре вышают общемировые, что позволяет ожидать раскрытия потенциала новых технологий и бурных темпов роста сопряженных с ними отраслей экономики в ближайшее время. Во многих регионах для этого уже сформированы основные условия: критическая масса квалифицированных специалистов, телекоммуникационная инфраструктура, сформирован `спрос` региональной власти и основных агентов экономики на перспективные новые технологии для оптимизации управленческих и бизнес-процессов, модернизации учреждений бюджетной сферы.
Развитие ИКТ-сектора включено в состав девяти приоритетных направлений науки, сформулированных в 2002 году Президентом России В.В. Путиным [*]. Значительное внимание уделено ИКТ-сектору как катализатору перехода России на инновационный путь развития в следующих документах:
- в `Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу`, утвержденных Президентом Российской Федерации 30. 06. 2002, N Пр-576;
- в Плане мероприятий на 2003-2005 гг. по стимулированию инноваций и развитию венчурного финансирования, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 21. 08. 2003, N 1187-р;
- в протоколе совместного заседания Совета Безопасности РФ и Президиума Госсовета от 24 февраля 2004 N 1 по вопросу `О политике Российской Федерации в области развития национальной инновационной системы`;
- в Федеральном законе `О науке и государственной научно-технической политике`;
- в Концепции формирования и развития единого информационного пространства России и соответствующих государственных информационных ресурсов;
- в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации;
- в решении совещания с представителями федеральных и региональных органов государственной власти от 27 февраля 2004 г. по вопросу `О разработке и реализации государственной научно-технической политики субъектов Российской Федерации` и других федеральных нормативных правовых документах последнего времени.
Важную роль в повышении эффективности использования информационных технологий играет Федеральная целевая программа `Электронная Россия (2002 - 2010 гг.)`, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2002 г., N 65, реализация которой позволяет сформировать необходимые предпосылки для внедрения информационных технологий на качественно новом уровне.
Оценка ситуации в республике Саха
Сегодня республика отстает от зарубежных регионов-аналогов в развитии ИКТ-сектора, в формировании регионального сетевого общества, одновременно являясь одним из регионов-лидеров в России. Парадоксальным образом изъяны подчинения региона в советское время столичным министерским структурам на этапе перехода от индустриальной парадигмы экономического развития к сетевой, постиндустриальной, становятся его преимуществами.
Дело в том, что схема освоения природных ресурсов региона, применяемая в последние годы советского периода, не предполагала создание четко оформленной иерархической управленческой вертикали `региональный центр - районные центры`; `материнская производственная структура объединения - ее филиалы на территории`, как это было принято в областях, республиках, краях. В республике действовали полуавтономные производственные площадки московских главков и трестов, вписанные в жесткую союзную и областную иерархии, однако на территории самого региона они были обособлены и имели равные статусы [2].
Результатом такой схемы освоения стали моноцентричность расселения (наличие одного сильного городского центра - столицы республики); фактически плоская, слабо иерархичная структура управления по линии `республика - районы` (промышленные районы замыкались на столичный центр Якутск); исключительная даже для Севера мобильность не только временного, вахтового, но и постоянного некоренного населения, которое осуществляло маятниковые миграции за региональный контур в основные центры принятия решений (Хабаровск, Москва, Новосибирск) и перемещалось внутри региона между основными центрами промышленного освоения. Все эти особенности стали удачными предпосылками для очень быстрого нарастания коммуникационной проницаемости региона с того периода, как он получил политический суверенитет в начале 1990-х годов.
Речь идет о базовой закономерности этапа перехода от индустриальной модели развития к постиндустриальной. Об этом свидетельствует общность успеха всех северных регионов в сравнении с материнскими областями в период радикальной экономической реформы, когда они обрели политическую независимость. Такая же ситуация в Чукотском, Ненецком, Таймырском и Эвенкийском автономном округах [3].
Как только в политическое руководство этих регионов, новых субъектов Российской Федерации, пришли ответственные руководители, сразу же обнаружились исключительно благоприятные предпосылки для быстрого создания `сетей` на этих территориях. Плюсом стало то, что в советское время для эффективного внутриокружного управления могло рассматриваться как недостаток (не преодоленный по причине того, что основные управленческие административные команды тогда шли от областного, а не окружного руководства): например, в Ненецком автономном округе не было административных районов, сохранилось историческое разделение территории на тундры; в Чукотском автономном округе освоение, снабжение проходило не из единого центра, а из системы равноценных входных портов-баз.
Отсутствие в северных округах традиций вертикальной иерархии значительно ускоряет формирование всех атрибутов сетевого общества, новых форм горизонтальной коммуникации между узлами сетей. Производственный процесс в таких регионах обычно не был организован иерархически, поскольку по причине высоких северных затрат включал лишь первоначальную стадию добычи сырья, в то время как в классических индустриальных регионах России умеренной таежной зоны, активное освоение которых пришлось на раннесоветский период (Кузбасс, Челябинская и Свердловская области, промышленные комплексы которых включали ВПК-ориентированные черную и цветную металлургию, тяжелое материалоемкое машиностроение, базирующуюся на угле электроэнергетику), технологические цепочки конвейерного типа предполагали жесткую соподчиненность и иерархию звеньев.
Отсутствие ВПК-производств, обычно тяготеющих к сильной иерархии, позволяет территориям очень эффективно, динамично (при наличии ответственной самостоятельной региональной власти) `перепрыгнуть` из колониального прошлого в постиндустриальное сетевое будущее. Неудивительно, что современные позиции предприятий Якутии в оснащенности новыми видами связи и информации сопоставимы с самыми сильными центрами академической науки Сибири (см. табл. 1).
Таблица 1 Показатели информационной активности организаций (на 1 января 2005 года)
Источнк: Бекетов Н.В. Значение информации и знаний в современном развитии общества // Информация - Коммуникация - Общество. VI-я Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ЛЭТИ, ноябрь, 2005 г.). СПб: Изд-во `Северная звезда`, 2005. С. 30.
В последнее десятилетие информационный прорыв Якутия осуществляла по нескольким направлениям (инфраструктура, управление, медицина, образование, социальная защита, бизнес-процессы). Максимальный прогресс, по сравнению со стартовым уровнем начала 1990-х гг., был достигнут в развитии информационной инфраструктуры (основные направления отражены в табл. 2).
Таблица 2 Основные направления развития коммуникационной инфраструктуры
Источник: Бекетов Н.В. Новая экономика: современные проблемы и перспективы развития // Проблемы экономики, финансов и управления производством. Сб. науч. тр. вузов России. Вып.15. Иваново: Изд-во Ивановск. гос. технол. ун-та, 2004. С. 369.
В 1990 г. регион занимал последние места в России по уровню телефонизации. Спустя 14 лет он находится во второй десятке. Столь быстрый рост произошел за счет телефонизации городов (было менее 50 аппаратов на 1000 горожан, стало около 310), где проживает более 40% всего населения республики. Цифровые телекоммуникационные сети связывают теперь города и крупные поселения республики со всеми российскими регионами и странами мира. Этот феноменальный прорыв Якутии по важнейшим показателям коммуникационной `плотности` произошел главным образом в самые последние годы.
Создание регионального рынка телекоммуникационных услуг тормозит сельское, крайне неравномерное, расселение. Целенаправленная работа по телефонизации сельской местности началась в 1999 году, когда была принята специальная программа развития сельской связи в Республике Саха. В 2006-2007 гг. предполагается полный переход на цифровую связь на селе.
Одновременно с прокладкой новых каналов телефонной связи осуществляется замена оставшегося аналогового оборудования на цифровое, внедряется сеть нового поколения на основе оптоволоконных каналов связи высокой пропускной способности.
В советский период основные центры промышленного освоения республики были созданы на западе и юге; восточная и северная ее части в основном сохранили традиционный агропромысловый профиль. Такие пространственные особенности экономического развития региона определили наличие значительного разрыва между восточными и западными муниципальными образованиями по уровню оснащенности телефонной, дорожной сетью и характеру коммунального энергоснабжения (запад - централизованное энергоснабжение и поставки топлива, восток - децентрализованное энергоснабжение, сезонный завоз во многие поселки угля и нефтепродуктов).
Разная степень доступности широкополосной высокоскоростной связи в восточных и западных районах, согласно прогнозам, сохранится и на ближайшие 15 лет. Это вынуждает органы власти прилагать значительные усилия для включения жителей западных районов в телекоммуникационные сети Дальневосточного федерального округа. Например, спутниковая сеть телевидения, радиовещания и телефонии используется для обеспечения телефонной связью десятков труднодоступных населенных пунктов в восточной части Якутии.
Как составная часть мероприятий федеральной целевой программы `Электронная Россия`, в республике реализуется системный проект `Создание корпоративной сети связи и передачи данных органов государственной власти, местного самоуправления и бюджетных организаций Республики Саха (Якутия)`.
В эру индустриализации производственный контур обычно получал приоритетное развитие, социальная сфера же финансировалась и развивалась по остаточному принципу. Закрытые ведомственные контуры ограничивали циркуляцию информации за их пределами; режим секретности многих производственных предприятий СССР препятствовал свободной личной и широкой производственной коммуникации людей.
Интернет называют инструментом свободной коммуникации. Достижения ИКТ-связи в производственной сфере непосредственно и очень быстро `переливаются` в сферу социальную. Очевидно, что внедрение новых технологий электронного общения потребует изменения идеологии взаимодействия агентов экономики, перехода от вертикальных коммуникаций `сверху-вниз`, по команде власти, к более демократичным `снизу-вверх` и горизонтальным. Такой переворот в мышлении осуществляется непросто, что демонстрирует и название системного проекта `Создание корпоративной сети:`, в котором прежде всего речь идет об интересах власти, уже затем - бюджетных организаций, но не всего общества, всех его структур. Характерно, что аналогичный проект прокладки широкополосной связи в канадской провинции Альберта называется `Суперсеть` и предполагает демократичный доступ для всех без исключения общественных и деловых структур в регионе.
Формирование новой инфраструктуры становится основой для трансформации старых видов деятельности - в направлении тесного сопряжения с информационными технологиями - и создания новых для региональной экономики видов деятельности. Наиболее активно в последние годы развивались информатизация государственного и муниципального управления, телемедицина и инновационные услуги в базовых для республики ресурсных видах деятельности.
НИИ математики и информационных технологий, образованный в 2000 году на базе Якутского государственного университета, стал в республике основной структурой, осуществляющей внедрение информационно-коммуникационных технологий в различные сферы экономической и социальной деятельности. К подобным технологиям относятся: республиканская программа `Создание информационной и телекоммуникационной инфраструктуры в интересах органов государственной власти и местного самоуправления` (т.е. электронное правительство), международный проект `Телемедицинские технологии`, дистанционное Интернет-образование.
Пункт приема и обработки спутниковой информации НИИ математики и информационных технологий способен принимать информацию отечественных и зарубежных спутников со скоростью, позволяющей вести оперативный космический мониторинг на территории республики для выявления загрязнений, аварий на промышленных предприятиях, пожаров (картирование зон выгоревших лесных массивов), анализа паводковой обстановки, состояния сельскохозяйственных культур и лесных угодий. На базе указанного НИИ совместно с Центром трансфера технологий и инновационно-технологическим парком Якутского государственного университета для концентрации научного, финансового и предпринимательского потенциала с целью разработки новых наукоемких технологий нефтедобычи, информационно-технологической поддержки малых и средних промышленных и сервисных компаний создается инновационно-технологический комплекс `Три Долины` [4].
Предпосылки для появления первых элементов электронного правительства в республике (т.е. информационно-коммуникационная поддержка профессиональной управленческой деятельности) были заложены еще в конце 1990-х гг. в региональном законе `Об информационных ресурсах Республики Саха (Якутия)`. В законе были поставлены задачи по созданию условий для эффективного развития информационных ресурсов и формирования информационной системы республики, обеспечивающих информационные потребности граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений; по формированию единого информационного пространства региона; по обеспечению эффективного участия Якутии в межрегиональном информационном обмене. Среди муниципальных образований региона в наибольшей степени продвинулся на пути формирования электронного правительства г. Якутск, в котором благодаря мероприятиям специальной программы формирования информационно-коммуникационной инфраструктуры все муниципальные учреждения связаны в единую сеть.
Большое внимание уделяется информатизации процедур социальной защиты населения. Речь идет, прежде всего, о двух проектах - пилотном, по разработке автоматизированной системы обработки информации в сфере социальной защиты населения и социально-платежной карте для всех жителей республики, нуждающихся в социальной защите (предполагается его внедрение с 2007 г.).
В силу значительного спроса на высококвалифицированные медицинские услуги в республике и быстрого прогресса в прокладке телефонных сетей и спутниковой связи в регионе активно осуществляются экспериментальные телемедицинские проекты. Телемедицинские пункты (опытная телемедицинская сеть) установлены в 19 объектах здравоохранения республики на базе региональных телемедицинских перинатальных центров. Телемедицинская сеть республики сориентирована первоначально на телеконсультации для профилактики тяжелых последствий беременности для рождения здорового ребенка.
Созданы связи сети с ведущими медицинскими центрами России. В Национальном Центре медицины, клинической больнице, в больницах и поликлиниках г. Якутска и г. Нерюнгри организованы пункты видеосвязи, использующиеся для проведения видеоконференций, телеконсультаций с научным центром института сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева, медицинским центром управления делами Президента РФ.
В июне 2005 г. в Якутске в рамках Международной ассоциации `Северный Форум` состоялась встреча специалистов по телемедицине, которые обсуждали проблемы и перспективы внедрения новых информационных технологий в северной медицине. Внедрение телемедицины позволяет проводить плановые и экстренные видеоконсультации с ведущими специалистами в режиме on-line, дистанционное обучение специалистов отдаленных районов республики.

Проблемы развития ИКТ-сектора
Главная проблема современного развития информационных коммуникационных технологий в Якутии состоит в том, что они не воспринимаются как составная часть масштабного процесса преобразования всего общественного уклада (в том числе экономики, социальной сферы, управления, культуры, расселения и т.д.) региона, превращения его из индустриального в сетевой. Нет понимания системного единства этого грандиозного процесса наступающих преобразований, рассматриваются лишь его отдельные аспекты вне связи друг с другом. За отдельными элементами теряется панорамная картина, из-за деревьев не видно леса. На самом деле речь идет о едином процессе технологических, организационных, политических преобразований, захватывающих каждое домохозяйство, фирму, бюджетное учреждение, каждое подразделение региональной и муниципальной власти. Одновременно с внедрением информационно-коммуникационных технологий меняется природа организационных структур региона, экономическое поведение субъектов хозяйствования на всех уровнях.
В итоге возникают и развиваются новые структуры и группы; старые, сформированные по канонам индустриального времени, утрачивают свое значение и распадаются; по-новому проявляется политическое влияние и экономическая мощь муниципальных образований региона; начинают проявляться новые формы дискриминации и неравенства. Это уже не частный результат российской радикальной экономической реформы, но следствие охватившего весь мир и нарастающего глобального процесса превращения индустриального общества 20 в. в информационное.
Другая проблема состоит в узком понимании самого ИКТ-кластера только как услуг связи. Такую трактовку, например, отражает действующая система государственной статистики. На самом деле новые технологии, новые коммуникационные сети проникают почти во все сферы региональной деятельности, теряя свое значение как принадлежащих исключительно отрасли связи. Нередко процесс перевода на цифровую основу услуг управления, образования, медицины, культуры, бизнес-услуг представляется как несвязанная совокупность отдельных направлений информатизации, в то время как в действительности это единый процесс ИКТ-кластеризации региональной экономики, когда новые коммуникационные сети постепенно охватывают всех агентов экономики, всех субъектов хозяйствования.
На уровне конкретного применения информационных коммуникационных технологий можно выделить проблемы поставщика и пользователя этих услуг (соответственно S- и D-, если пользоваться привычной рыночной аббревиатурой). Проблемы `поставщика` связаны с недостаточной развитостью информационной инфраструктуры. Еще в большей степени они характерны для многих, даже находящихся в центре, регионов России. Идеал - широкополосная связь в каждом поселении, каждом домохозяйстве - в краткосрочной перспективе недостижим, но существует как цель.
Проблемы пользователя ИКТ-услуг обусловлены ограниченным использованием только информационных, справочных возможностей новых технологий, а также недостатком квалификации кадров специалистов, работающих в сферах внедрения ИКТ-технологий (прежде всего бюджетной и управленческой), персонала и руководителей предприятий и учреждений, населения в целом. Следствием является неготовность этих учреждений к использованию эффективных технологий управления и организации взаимодействия с гражданами и хозяйствующими субъектами. Нужна система подготовки и повышения квалификации кадров управления, бюджетной сферы, широких слоев населения республики в области использования ИКТ.
Еще одна проблема укоренения ИКТ-сектора в среде региона - это разобщенность подходов к информатизации различных властных структур, бюджетных учреждений, муниципальных образований. Острота этой проблемы постепенно ослабевает по причине формирования новой информационной инфраструктуры, на базе которой участники сети вырабатывают принципы общего регламента коммуникации. Однако проблемным остается более тесное взаимодействие инфраструктурных и функциональных подразделений внутри региональной власти, например, Департаментов связи и образования, связи и здравоохранения, связи и культуры. В тесном межведомственном взаимодействии во имя быстрой, глубокой информатизации содержится значительный потенциал, пока еще неиспользуемый (каждое подразделение решает частную задачу, в результате не видит конечной цели информатизации якутского общества и превращения его в сетевое).
Особенности пространственной структуры республики, унаследованные от советского периода освоения, состоят в четком обособлении частей региона, радикально различающихся экономическим богатством и динамикой экономического развития. Так, в центральной части сосредоточены отрасли переработки и сервиса; в южной - угледобыча; в западной (с относительно крупными промышленными населенными пунктами) - добыча алмазов. Северная и восточная части (с мелкими селами и нередким отсутствием круглогодичного дорожного сообщения) являются агропромысловыми. Для ИКТ-сектора это означает проблему `цифрового неравенства` включенных в процессы информатизации и исключенных муниципальных образований (в меньшей степени - по линии город-село внутри центральных, южных и западных муниципальных образований). Например, в северо-восточных районах почти полностью отсутствуют системы сервисного, консультационного и технического обслуживания жителей. Для большинства населения здесь недоступны услуги Интернета и мобильной связи из-за их дороговизны, недостаточного количества точек доступа в Интернет. Развитие ИКТ-услуг на рыночной основе здесь невозможно.
Действующая в республике нормативная правовая база разрабатывается с недостаточным учетом нарастающего влияния информатизации на развитие экономики и социальной сферы региона, расширяющихся возможностей информационно-коммуникационных технологий, процесса трансформации регионального сообщества в сетевое.

Цель, задачи, приоритеты
В ближайшие 15 лет ИКТ-сектор станет экономическим `ядром` развития региона. Благоприятные стартовые позиции республики в развитии средств телекоммуникации позволяют выдвинуть амбициозную стратегическую цель: стать лидером России по уровню развития информационно-телекоммуникационных технологий и внедрению ИКТ в социально-экономическую сферу и государственное управление - во имя модернизации экономики региона и повышения его конкурентоспособности.
Речь идет о переходе от отдельных усилий по частным направлениям развития коммуникационных средств к формированию единой телекоммуникационной системы, состоящей из тесно взаимодействующих сетей, узлов, станций, пунктов доступа, что приведет к радикальной трансформации природы общественных процессов. Якутия должна стать регионом с самым высоким в России уровнем развития домохозяйств, которые используют Интернет.
Эта стратегическая цель конкретизируется в решении ряда задач по отдельным направлениям:
1. Создание и развитие информационной инфраструктуры. В прогнозный период, чтобы инфраструктурные факторы не лимитировали инновационное развитие региона, должна быть создана `тотальная` сеть цифровой широкополосной связи для многоцелевого использования с доступом к ней значительного количества рядовых пользователей (районных библиотек, сельских поликлиник, фельдшерских акушерских пунктов, домов культуры и т.д.). Этому будет способствовать: создание спутниковой сети распространения телевидения, радиовещания и телефонии; осуществление специальных мер по стимулированию использования населением и бюджетными учреждениями сети Интернет в районах с ограниченными сроками завоза грузов; создание системы шлюзов, объединяющих окружную информационную сеть с российскими и международными сетями.
2. Развитие системы подготовки и переподготовки кадров, профессионально занимающихся IT-технологиями`, а также специалистов фирм различного профиля и бюджетных учреждений, способных внедрять в свою деятельность постоянно обновляемые информационно-коммуникационные технологии. Решать эти задачи призваны специальные подразделения внутри системы образования взрослых и школьников региона. Такие подразделения существуют, например, в Якутском государственном университете.
3. Формирование эффективного `электронного правительства`. В современных условиях необходимо повышение информационной открытости органов государственной власти и местного самоуправления республики, повышение эффективности их коммуникации и взаимодействия с хозяйствующими субъектами и гражданами, которым обеспечен доступ к телекоммуникационным услугам и информационным ресурсам власти. Это возможно на основе развития цифровой широкополосной сети, интернет-портала `Электронное правительство`; пунктов общественного доступа к информационным ресурсам; электронного документооборота власти и электронных административных регламентов; электронных торгов для государственных закупок, систем учета и контроля результатов рассмотрения обращений граждан и других мероприятий [5].
Информатизация социальной сферы критически важна для превращения регионального сообщества в сетевое. Именно социальная сфера способна благодаря новым технологиям изменять общественные структуры и влиять на повседневное поведение людей. ИКТ-сектор воздействует на характер оказываемых услуг образования, медицинских, услуг культуры, социальной защиты и др.
4. Развитие электронного образования предполагается в нескольких направлениях. Для этого, прежде всего, требуется внутренняя информатизация самого образовательного процесса, т.е. повышение качества общего и дополнительного образования детей и взрослых за счет использования информационных и коммуникационных технологий. Большое значение имеют обеспечение доступа в Интернет всех средних общеобразовательных учреждений региона, в том числе и кочевых школ; максимальное увеличение компьютерной оснащенности учителей средних школ; обеспечение доступности образовательных услуг на основе распространения технологий дистанционного обучения сельских школьников по углубленным и расширенным программам и электронных учебников.
5. Развитие электронной медицины. Планируется информатизация сферы здравоохранения (переход на цифровые системы персонифицированного учета медицинских услуг, медицинских карт больного и т.п.); внедрение технологий телемедицины для увеличения доступности медицинских услуг в отдаленных сельских районах северо-восточной части республики.
6. Электронная социальная защита, культура. В сфере социальной защиты - это использование информационных коммуникационных технологий для повышения оперативности и эффективности адресной социальной помощи, выявления реальных нужд населения, предоставления социальной помощи. В сфере культуры - создание системы учета культурных ценностей, сводного каталога библиотек и музеев республики и перевод библиотечного фонда в электронный вид, развитие информационного сервиса, предоставляемого населению на базе центральных и муниципальных библиотек; развитие независимых средств массовой информации посредством внедрения информационных и коммуникационных технологий.
7. Формирование современной нормативной правовой базы в области применения ИКТ, в том числе механизмов стимулирования негосударственных структур к разработке и реализации проектов информатизации. Значительный финансовый потенциал корпоративных структур экономики региона позволит закрепить его передовые позиции во внедрении информационных коммуникационных технологий.
8. Стимулирование электронного бизнеса и электронной коммерции; трансформация бизнес-процессов, перевод их на сетевой принцип работы. Власть и бизнес постепенно перейдут на новые принципы взаимодействия с поставщиками и покупателями товаров и услуг, предполагающие горизонтальную координацию посредством Интернет-технологий. Этому будет способствовать система электронных госзакупок в секторе бюджетных расходов; электронные торги крупного и малого бизнеса приведут к внедрению сетевых форм торговли во внебюджетном секторе экономики.
Сетевая торговля подразумевает децентрализацию подразделений (компаний) и постоянную координацию их взаимодействий, информационный обмен при быстрой реакции на поступившую информацию (благодаря возможности оперативно узнавать, что необходимо поставщикам, покупателям и сразу переводить их требования в производственный цикл).
9. Массовое вовлечение населения в процесс информатизации. Имеется в виду не только применение информационных технологий в ежедневной деятельности жителей республики, включение их в информационное пространство. В широком смысле речь идет о тотальном преобразовании природы организационных структур власти и бизнеса, условий взаимодействия агентов экономики, их экономического поведения. Интегральный проект перехода к сетевому обществу, которому можно присвоить наименование `цифровая Якутия`, далеко не исчерпывается развитием электронных технологий коммуникации.


Литература
1. Бекетов Н.В. Современные тенденции развития науки и инновационной деятельности // Проблемы современной экономики. - 2005. - N 3/4 (15/16). - С. 365-368.
2. Бекетов Н.В. Региональная экономика: Учеб. пособие для студентов экономических специальностей. - Якутск: Изд-во `Республиканский информационно-маркетинговый центр`, 2006. - 152 с.
3. Бекетов Н.В. Региональные особенности формирования и развития национальной инновационной системы // Информационные ресурсы России. - 2004. - N 2. - С.15-19.
4. Бекетов Н.В. Региональные экономические кластеры как условие достижения экономической и социальной целостности региона // Университет XXI века: достижения, перспективы, стратегия развития: Межвуз. науч.-практ. конф., посвящен. 50-летию Якутского гос. ун-та (г. Якутск, 2-3 февраля 2006 г.). - Якутск: Изд-во Якутск. гос. ун-та, 2006. - С. 190-192.
5. Бекетов Н.В. Система информационного обеспечения развития товарного рынка // Информационные технологии в науке, образовании, экономике: Всерос. науч. конф. (г. Якутск, 28 нояб.-1 дек. 2005 г.). Ч.I. Якутск: РИЦ `Офсет`, 2005. С.94-95.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2019
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия