Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка и реклама
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Курочкина А. А.
заведующий кафедрой менеджмента Санкт-Петербургского торгово-экономического института,
профессор, доктор экономических наук

Яброва О. А.
профессор кафедры технологии питания Красноярского государственного торгово-экономического института,
доктор экономических наук


Стратегическое регулирование развития рекреационной зоны в регионе

В условиях формирования новой системы стратегического регулирования, когда на региональные органы власти ложится ответственность за создание нормальных условий жизнедеятельности населения и развития экономики, когда они вынуждены самостоятельно искать финансовые источники развития региона, необходимы новые подходы к определению критериев эффективности региональной экономики и к оценке влияния принимаемых решений на ход регионального воспроизводственного процесса. В качестве обобщающего показателя эффективности регионального воспроизводственного процесса можно принять соотношение между произведенной чистой продукцией и использованными для ее получения ресурсами воспроизводства. Однако, по нашему мнению, использование этого показателя правомерно лишь в том случае, если региональные органы власти не только несут ответственность за ход регионального воспроизводственного процесса, но и наделены конкретными полномочиями и возможностями реализации своих функций в системе управления.
В обобщенной форме формирование механизма стратегического регулирования можно представить как создание пропорционально развитой региональной системы. Таким образом, стратегическое регулирование развития региона есть формирование региональных пропорций.
Механизм стратегического регулирования регионального развития должен предусматривать возможность регулирования хода регионального воспроизводства путем постоянного контроля складывающихся в регионе отношений. Это, прежде всего, отношения между отраслями хозяйственного комплекса региона; предприятиями производственной инфраструктуры; экономическими и демографическими процессами; экономической и финансово-кредитной сферой; экономическими и финансовыми потоками; ресурсным и экономическим потенциалом; экономическими и социальными процессами.
Существовавшая в дореформенный период система управления экономикой вопреки экономической целесообразности разрывала воспроизводственные циклы, замыкая на уровне центра и те из них, которые фактически осуществляются на уровне региона, города. Все это порождало основную проблему хозяйственного управления - проблему сочетания отраслевых и территориальных интересов, для решения которой в условиях рыночной экономики необходимо создание нового механизма, регулирующего региональный воспроизводственный процесс [5, 6].
Различия интересов субъектов региональной экономики, участвующих в экономических, финансовых, инвестиционных и других процессах на территории региона, имеют характер противоречий. Главное требование к механизму стратегического регулирования общественного воспроизводства состоит в создании таких условий деятельности, при которых достигается определенный баланс интересов и при которых возникновение диспропорций в результате ущемления интересов отдельных субъектов экономических отношений ощущается другими субъектами.
Важнейшей предпосылкой создания подобного механизма, обеспечивающего согласование интересов и целей различных субъектов региональной экономики, является анализ, позволяющий выявить степень совпадения или несовпадения интересов различных управленческих структур, определить, какие из них носят противоречивый, конфликтный характер и могут усилить напряженность в регионе. В табл. 1. отражены важнейшие интересы различных субъектов регионального воспроизводственного процесса. Элементы матрицы позволяют выявить субъекты хозяйственных отношений, интересы которых совпадают при возникновении регулирующих воздействий или реализации различных мероприятий, направленных на формирование и развитие рекреационной зоны региона.
Авторы считают, что создание эффективного механизма стратегического регулирования развития региональной системы должно обеспечить баланс интересов всех взаимодействующих субъектов регионального воспроизводственного процесса при условии:
- определения границ и масштабов регионального воспроизводственного процесса и адекватного им механизма стратегического регулирования;
- адаптации механизма регионального стратегического регулирования к общей системе государственного регулирования и к механизму управления экономически самостоятельными хозяйствующими субъектами;
- использования экономических, организационных, правовых и социальных рычагов, обеспечивающих в совокупности систему стратегического регулирования воспроизводственным процессом в регионе;
- формирования финансово-экономических пропорций исходя из эффективности развития экономики, участия региона в реализации государственных программ и необходимости устранения тех диспропорций в его социально-экономическом развитии, которые возникли вследствие отраслевой системы управления.
В этой связи следует отметить, что функция государства в процессе формирования механизма регионального стратегического регулирования, носит двуединый характер. С одной стороны, заинтересованное в повышении эффективности региональной экономики государство должно стимулировать рыночные отношения как более благоприятные для создания эффективной экономики; с другой - с учетом того, что рынок не в состоянии решить многие социальные и экологические проблемы, государство призвано противодействовать абсолютизации рыночных отношений. Важнейшими элементами реализации функции государственного регулирования являются разработка государственных региональных программ и их финансирование. Решение проблем, связанных с развитием рекреационной зоны региона невозможно без межотраслевой и межрегиональной координации действий, концентрации ресурсов и их использования в соответствии с логикой достижения поставленных целей. Чтобы реализовать принцип целевого управления, необходимо использовать программно-целевой подход к разработке и внедрению системы мероприятий, регулирующих региональный воспроизводственный процесс.
Одной из форм региональных комплексных программ является программа формирования рекреационной зоны с целью привлечения иностранного капитала и выхода на мировой рынок рекреационных услуг. Создание рекреационной зоны означает возможность:
- для иностранного инвестора  снизить риски ведения бизнеса в условиях повышенной нестабильности;
- для правительства страны  оказать покровительство отечественной рекреационной индустрии;
- для населения, живущего на территории рекреационной зоны,  поднять уровень
своих доходов, получить новую работу, приблизиться к стандартам жизни, характерным для развитых стран;
- для самой территории  получить инвестиции для развития экономики, укрепить финансообразующие структуры региона.
Создание рекреационной зоны должно, по нашим представлениям, ускорить создание конкурентной среды, сформировать эффективные направления инвестирования, оживить внешнеэкономическую деятельность, занять должное место на мировом рынке рекреационных услуг, причем вследствие необходимости соблюдения особых требований, оживление хозяйственной деятельности не нанесет никакого ущерба экологии региона.
В этой связи отметим, что формирование механизма стратегического регулирования в регионе должно исходить из четкого разграничения властных функций и правовой компетенции между всеми уровнями территориальной системы. Основу такого разграничения могут составить децентрализация системы управления; расширение самостоятельности и повышение ответственности всех региональных субъектов хозяйственной деятельности; усиление экономической взаимосвязи между результативностью деятельности отдельных звеньев региональной системы и ресурсными возможностями ее развития; реализация норм рационального природопользования и нормализация экологической обстановки. К компетенции территориальной системы должны относиться функции по созданию благоприятной среды жизнедеятельности населения, сохранению природной системы, а также по созданию нормальных общеэкономических условий для деятельности предприятий рекреационной индустрии. Социально-экономические функции всех уровней территориальной системы заключаются в создании условий, обеспечивающих воспроизводство и рациональное использование региональных ресурсов, поддержание равновесия социальной, природной и экономической систем [6, 7].
Эффективность регионального воспроизводственного процесса определяется взаимодействием его участников, а также различных уровней управления, реализующих свои интересы на территории при помощи соответствующего механизма стратегического регулирования. Создаваемый на территории механизм должен основываться, по представлениям авторов, на следующих принципах:
- исключение возможности разнонаправленного воздействия различных элементов механизма на региональный процесс воспроизводства;
- единство правовой основы;
- формирование механизма исходя из целевой направленности развития региона с охватом как вертикальных, так и горизонтальных связей на территории.
При разработке системы методов стратегического регулирования рекреационных зон необходимо, на наш взгляд, исходить из следующих методологических положений.
Во-первых, социально-экономическое развитие региональной системы осуществляется в соответствии с законами расширенного воспроизводства, следовательно, воспроизводственный аспект является основополагающим.
Во-вторых, с развитием рыночных отношений действие вертикальных связей и зависимостей ослабевает, и все большее значение приобретают горизонтальные связи, формирующиеся под влиянием воспроизводственных циклов с высоким уровнем локализации.
В-третьих, управление развитием и функционированием рекреационных зон относится к компетенции региональной администрации.
В-четвертых, эффективное стратегическое регулирование функционирования рекреационных зон невозможно без соответствующей материально-технической и финансово-экономической базы.
В-пятых, приоритет должен быть отдан экономическим методам, чтобы местная администрация, не вмешиваясь в производственную и социально-экономическую деятельность предприятий рекреационной индустрии, смогла добиться их активного участия в решении проблем экономического и социального развития региональной системы.
Административные методы стратегического регулирования регионального воспроизводственного процесса базируются на присущих региональной системе отношениях власти и подчинения. Местные органы осуществляют административную деятельность, задача которой заключается в координации работы субъектов рекреационного рынка с целью реализации общерегиональных интересов. Административные методы регулирования осуществляются в форме прямых административных распоряжений, постановлений, имеющих обязательный характер, адресуемых субъектам рекреационного рынка; правил, регулирующих деятельность функционирующих в регионе предприятий и организаций рекреационной индустрии различных форм собственности (нормативное регулирование); рекомендаций, а также контроля (например, финансово-бюджетного) и надзора (например, санитарно-эпидемиологического).
С помощью административных методов местные органы управления решают вопросы привлечения иностранного капитала, использования региональных природных ресурсов, а также вопросы, связанные с социального характера.
Решение всей совокупности проблем, возникающих в процессе регионального воспроизводства, невозможно обеспечить только административными методами регулирования, поэтому они должны использоваться в сочетании с экономическими. Основные отличительные особенности административных и экономических методов регулирования приведены в табл. 2 [5].
Таблица 2 Отличительные особенности административных и экономических методов стратегического регулирования развития рекреационных зон в регионе
Сущность экономических методов состоит в косвенном воздействии на режим функционирования регионального воспроизводства - через экономические интересы субъектов с помощью таких рычагов, как налоги, кредиты, субвенции, по возможности без прямого вмешательства местных органов управления, но в установленных этими органами рамках. Таким образом, в основе экономических методов регулирования лежат экономическая заинтересованность и ответственность предприятий и организаций рекреационной индустрии за последствия принимаемых решений и участие в выполнении задач комплексного социально-экономического развития региона.
Использование экономических методов направлено на усиление действия обратных связей в региональном воспроизводственном процессе. Сложность регионального воспроизводственного процесса диктует необходимость разработки комплекса внутренне взаимосвязанных методов экономического регулирования, что позволяет добиться согласованности системы региональных воспроизводственных отношений.
Местные органы управления должны сосредоточить свое внимание на процессах, которые не могут регулироваться рынком, чтобы не допустить нежелательных последствий в сферах, определяющих рекреационный потенциал региона - здравоохранении, экологии, культуре, жилищно-коммунальном хозяйстве, транспорте, связи. Используя бюджетный и налоговый механизм, а также систему субсидий, местные органы могут регулировать использование финансовых ресурсов, создавая условия для нормального инвестиционного процесса, развития рынка рекреационных услуг в регионе. По нашему мнению, экономическое регулирование, межотраслевое и межрайонное перераспределение финансовых ресурсов достигаются взаимодействием субъектов регионального воспроизводственного процесса в соответствии с целями и задачами развития региона.
Рекреационные услуги, составляющие основу деятельности региона, по представлениям ряда авторов [4, 8], имеют натуральную и денежную формы. Во-первых, рекреационная услуга есть экономическая категория, соответствующая определенной потребности. Во-вторых, на производство рекреационной услуги затрачивается определенная мера живого и овеществленного труда. В-третьих, общественная практика свидетельствует, что в условиях товарно-денежных отношений потребность человека становится реальной экономической потребностью лишь в том случае, если она обеспечена соответствующим доходом.
В последнее время наметился переход к новому видению рекреации. Так, В.А. Квартальнов включает в содержание данного понятия:
- расширенное воспроизводство физических, интеллектуальных и эмоциональных сил человека;
- игру, развлечение и т.п., которые можно использовать для восстановления физических и умственных сил;
- наиболее быстро развивающийся сегмент индустрии досуга, связанный с участием населения в активном отдыхе на открытом воздухе, приходящийся преимущественно на уик-энд;
- перестройку организма и человеческих популяций, обеспечивающую возможность активной деятельности при различных условиях, характере и изменениях окружающей среды;
- цивилизованный отдых, обеспечиваемый различными видами профилактики заболеваний в стационарных условиях, экскурсионно-туристическими мероприятиями, а также в процессе занятий физическими упражнениями [3].
Многообразие видов отдыха, особенности их технологии, требующие особых средств отдыха, и характер используемых ресурсов определяют и разнообразие предприятий, обеспечивающих различные виды отдыха. Их называют рекреационными предприятиями. Все эти предприятия и связанные с ними структуры образуют особую отрасль народного хозяйства - рекреационное хозяйство (рекреационный комплекс), главная задача которого - обслуживание отдыхающих как в месте, так и вне постоянного места их проживания [2].
В этой связи следует отметить, что рекреационная зона является сложным элементом территориальной структуры, напрямую участвующим в воспроизводстве рабочей силы и обладающим специфичным хозяйственным механизмом. В работах ведущих экономистов [1, 4] сформулированы основные функции, присущие рекреационной зоне: воспроизводство (восстановление) рабочей силы, которое в свою очередь включает в себя `чистый` отдых, санаторно-курортное лечение и источник доходной части бюджетов всех уровней, что предопределяет необходимость создания рекреационной индустрии, позволяющей изымать у населения часть накоплений.
Основу стратегического регулирования региональной экономики должны составлять предприятия рекреационной индустрии как базы общерегиональной инфраструктуры социального и производственного назначения. Рекреационная индустрия является ключевым элементом экономического механизма рекреационной зоны. Под рекреационной индустрией следует понимать совокупность предприятий производственных и непроизводственных отраслей, функционирующих с целью оказания эффективных рекреационных услуг населению, а также для социальной защищенности и жизнеобеспечения постоянного населения рекреационной зоны.
Стратегическое регулирование развития рекреационной зоны предусматривает гибкое сочетание различных экономических методов, а также выбор теории, руководствуясь которой следует принимать решения. При формировании механизма, регулирующего развитие рекреации, следует, по нашему мнению, основываться на теории размещения, которая рассматривает в качестве одного из основных направлений региональной политики улучшение факторов размещения. Такими факторами являются, в первую очередь, транспортные и коммуникационные затраты, но при этом немаловажную роль играют и социально-культурные факторы размещения.
Можно предложить два источника средств, направленных на ускорение развития рекреационной зоны региона: внешние инвестиции (экзогенный источник) и внутренние инвестиции (эндогенный источник). Методы стимулирования эндогенного развития связаны в основном с активизацией внутреннего потенциала территории, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации, накопленный экономический капитал) и состояние трудовых ресурсов (квалификация, образование, предприимчивость, творческий потенциал населения).
Выбору методов воздействия на эндогенное развитие рекреационной зоны должен предшествовать анализ ресурсного и производственного потенциалов территории, а также пространственный анализ условий жизни и предпринимательства. Следует отметить, что эндогенное развитие в регионе должно базироваться на интенсификации человеческого капитала, что требует субсидий в управленческую, инновационную и предпринимательскую деятельность, свободное обучение новым технологиям.
В этой связи авторы предлагают к возможным методам стратегического регулирования эндогенного регионального развития отнести:
 прямое государственное регулирование;
 стимулирование сектора услуг;
 поддержку малого и среднего предпринимательства;
 создание специальных зон.
Как полагают авторы, методы прямого государственного регулирования базируются на двух основных целях государственного вмешательства в развитие регионов: 1) `справедливость`, то есть такое размещение (пространственная организация) экономической деятельности, при котором жители всех регионов имеют равные возможности достичь желаемого благосостояния; 2) `эффективность`, которая требует рационального использования потенциала каждого региона в целях общенационального благосостояния. В период экономического роста преобладает первая цель, в период кризисов - вторая.
Основными проблемами развития рекреационной зоны, решение которых возможно средствами региональной политики, на наш взгляд, являются: а) адаптация к местным условиям мероприятий экономической реформы, проводимой федеральным правительством; б) координация региональной политики федерального правительства и местных властей; в) стабилизация социально-экономического состояния региона.
Следует рассмотреть подробнее такой метод стратегического регулирования эндогенного развития региона, как создание специальных зон. Изучая опыт создания специальных зон в развитых западных странах, а также в Китае и России, можно выделить пять типов специальных зон. К ним относятся: зоны свободной торговли, промышленно-производственные, технико-внедренческие, сервисные и комплексные.
Исследуя развитие Юга Красноярского края, можно предложить формирование сервисной зоны или зоны услуг, специализирующейся на оказании различного рода услуг, в том числе деловых и рекреационных. Создание такой зоны будет способствовать, в первую очередь, привлечению иностранных инвестиций, которое может считаться оправданным, если они связаны с проектами, предусматривающими:
 производство продукта, не выпускающегося в данном регионе или производящегося в недостаточном для внутреннего рынка количестве;
 расширение экспорта и развитие существующих и новых рынков;
 передачу современной технологии, ноу-хау, новых методов менеджмента;
 совершенствование структуры производства или повышение качества производимой продукции;
 благоприятное влияние на существующие производственные объекты и их деятельность.
Долю допустимого иностранного участия, в зависимости от сектора экономики и активности инвестора, по мнению авторов, следует установить законодательно, однако она не должна превышать 49%. В сфере туризма иностранное участие может быть допустимо, если предусматривается строительство теннисных кортов, площадок для гольфа, яхт, центров здоровья, луна-парков и других объектов инфраструктуры, способствующих разнообразию и повышению качества услуг, или, если проект связан со строительством туристических комплексов, трех-, четырех- и пятизвездочных отелей, отелями в горных районах. В целом создание сервисной зоны в регионе позволит сконцентрировать внимание на приоритетных направлениях в экономической и физической реструктуризации, минимизирует вмешательство государства в социально-экономическое развитие территории.
Переход экономики к регулируемым рыночным отношениям требует как совершенствования действующих, так и создания новых методов прогнозирования и программирования хозяйственного механизма, в том числе и в рамках отдельного региона. При этом повышается актуальность проблемы научной обоснованности программных расчетов и исследований, создание методов и моделей многовариантных расчетов в области поиска оптимальной перспективной стратегии, совершенствование теорий и методик решения оптимизационных задач в области принятия решений, уточнения научных основ прогнозирования развития регионов с учетом воздействия регулируемых рыночных отношений на стабилизацию прогрессивных и изменение негативных тенденций, разработки теоретических и методических основ формирования концепции долгосрочного развития региона.
Средством стратегического воздействия при регулировании регионального развития может быть разработка и реализация региональных программ по ключевым направлениям социально-экономического развития. Региональная программа развития рекреационной зоны должна быть ориентирована на приведение в действие территориальных резервов повышения эффективности экономического потенциала, улучшение обслуживания рекреантов и как следствие  на повышение уровня жизни населения.
Эффективность использования экономического потенциала региона может быть значительно повышена при наличии предплановых обоснований развития территории, к которым относятся региональные прогнозы. Региональный прогноз представляет собой исследование перспектив развития района, имеющее предварительный характер и содержащее гипотезы о направлениях развития и будущем состоянии региона в целом и отдельных его составляющих. Он дает возможность оценить различные варианты развития региона на предварительной стадии. Региональному прогнозу должен предшествовать научный анализ экономических и социальных процессов и тенденций, динамики развития рекреационной инфраструктуры в предшествующие периоды.
Таким образом, обоснование теоретических положений стратегического регулирования воспроизводственного процесса в регионе и разработка концептуальных положений стратегического регулирования развития рекреационной зоны позволяют сделать следующие выводы:
 решение задачи комплексного развития региона означает формирование таких соотношений и пропорций между отдельными элементами социально-экономического комплекса, которые создавали бы условия для эффективного включения региона в территориальное разделение труда и решения внутрирегиональных проблем, обеспечивающих последовательное продвижение в социальной сфере;
 механизм стратегического регулирования должен предусмотреть возможность постоянного контроля за развитием отношений, которые складываются между отраслями хозяйственного комплекса региона; состоянием производственной инфраструктуры; экономическими и демографическими процессами в регионе; экономической и финансово-кредитной сферой; экономическими и финансовыми потоками региона; ресурсным и экономическим потенциалом региона; экономическими и социальными процессами;
 формирование сервисной зоны или зоны услуг в рассматриваемом регионе, специализирующейся на оказании различного рода услуг, в том числе деловых и рекреационных, ускорит создание конкурентной среды, сформирует эффективные направления инвестирования, оживит внешнеэкономическую деятельность, поможет занять региону должное место на мировом рынке рекреационных услуг;
 формирование механизма стратегического регулирования в регионе должно исходить из следующих принципов:
- четкого разграничения властных функций и правовой компетенции между всеми уровнями территориальной системы на основе децентрализации системы управления;
- расширения самостоятельности и повышения ответственности всех региональных субъектов хозяйственной деятельности;
- усиления экономической взаимосвязи между результативностью деятельности отдельных звеньев региональной системы и ресурсными возможностями ее развития;
- реализации норм рационального природопользования и нормализации экологической обстановки;
 средствами, определяющими ускорение развития рекреационной зоны региона, являются внешние инвестиции (экзогенный источник) и внутренние инвестиции (эндогенный источник). Указанные инвестиции имеют своей задачей активизацию внутреннего потенциала территории, включающего природные ресурсы, экономическую среду (производство, транспорт, коммуникации, накопленный экономический капитал), а также трудовые ресурсы соответствующего качества (квалификация, образование, предприимчивость, творческий потенциал населения).
Таблица 1. Матрица интересов субъектов регионального воспроизводственного процесса, связанных с функционированием рекреационной зоны региона


Литература
1. Берлин С.И. Экономический потенциал рекреационной зоны Краснодарского края: Социально-экономическое состояние и прогноз развития. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997.
2. Ветитнев А.М., Журавлева Л.Б. Курортное дело: учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2006.
3. Зорин И.В., Квартальнов В.А. Энциклопедия туризма. - М.: Финансы и статистика, 2000.
4. Карпова Г.А. Экономика и управление в сфере туризма. Часть 1: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1997.
5. Маршалова А.С., Новоселова А.С. Основы теории регионального воспроизводства: Курс лекций / НГАЭиУ. - М.: Экономика, 1998.
6. Управление экономикой региона в новых условиях хозяйствования / Под ред. Р.И. Шнипера и А.С. Маршаловой. ИЭиОПП. - Новосибирск, 1991.
7. Шнипер Р.И. Регион: Экономические методы управления. - Новосибирск, 1991.
8. Яковенко Г.В. Технологии подготовки специалистов туристского и курортного бизнеса. - Сочи, 1997.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2018
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия