Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Бейсенбаев А. А.
докторант Института проблем региональной экономики Российской академии наук,
кандидат экономических наук


Системная основа формирования стратегического плана развития регионов

Системный подход к формированию стратегических планов развития регионов позволяет определить и рационализировать связь планирования с такими функциями, предваряющими этот процесс, как прогнозирование и программирование. Процесс планирования не может всесторонне решать задачи обоснованного достижения экономических и иных результатов в предстоящем периоде времени, если не будет налажена обратная связь с объектами планирования, которая представляет собой данные о его фактическом состоянии, о степени выполнения намеченных результатов, эффективности ресурсопотребления. Такая связь прослеживается с помощью функции учета и контроля. Организация и координирование - это те функции управления, которые являются основой формирования организационно-распорядительного, нормативно-правового механизмов реализации стратегических планов.
Кроме того, системный подход рассматривает регион как территориально-административную единицу, функционирующую во внешней среде, к которой можно отнести, во-первых, совокупность всех остальных регионов в республике, а, во-вторых, все зарубежные страны, с которыми поддерживаются торговые, транспортные, экономические, культурные и иные взаимоотношения исполнительными органами управления территориальными социально-экономическими процессами.
Наряду с этим результаты использования системного подхода выступают свидетельством того, что регион как административно-территориальная единица является частью социально-экономической системы более высокого уровня народного хозяйства, его системы управления социально-экономическими, научно-техническими, культурными, природоохранными, нормативно-правовыми и иными процессами. Поэтому текущее и перспективное развитие региона, формирование планов его экономического роста тесно взаимосвязано со стратегическими целями развития национальной экономики, функционирующей в нестабильных условиях внешней и внутренней сред.
Немаловажно и то, что региональный социальный, экономический, культурный, природоохранный, научно-технический, торговый, внешнеэкономический и иной процесс протекает в непосредственной взаимосвязи с остальными процессами народного хозяйства и подвержен взаимному влиянию и не может рассматриваться отдельно от других.
Использование программно-целевого подхода к разработке и реализации стратегического плана развития регионов, достижения их целей классифицированных по различным признакам, требует построения разноуровневой совокупности целей управления региональными социально-экономи ческими процессами. Такая совокупность содержит главную стратегическую цель системы управления, которая определяется на основе миссии (предназначения) объекта управления. Последняя строится только после определения стратегического видения социально-экономического развития региона.
Кроме того, главная стратегическая цель развития региона отражает и экономическую цель деятельности региональной системы управления. Стратегическую цель конкретизируют направления долгосрочного социально-экономического развития региона, которые создают условия для достижения стратегической цели и результатов выполнения целевых программ.
Главная стратегическая цель и целевые комплексные программы составляют стратегическую политику, реализация которой осуществляется на основе из конкретных мероприятий экономического, финансового, социального, инновационного характера. Следует отметить в этой связи, что программно-целевой подход отражает не только взаимосвязь программных целей, планов, но и прогнозов, поскольку количественные и качественные результаты реализации стратегической политики - это прогнозы различной длительности.
Так, для определения ресурсообеспеченной возможности достижения стратегической цели используются долгосрочные прогнозы в форме количественных оценок показателей, являющихся результатами достижения поставленной цели. Цели - условия определяют направления достижения главной стратегической цели, в качестве инструментария своего обоснования используют прогнозы, которые рассчитываются, как правило, на среднесрочный период времени.
Целевые программы, являющиеся, средствами достижения целей-условий и входящие в состав стратегической политики, на наш взгляд, также могут выражать результаты своей реализации с помощью прогнозов, отличающиеся от прогнозов достижения главной стратегической цели и целей-условий меньшим периодом упреждения, то есть являются краткосрочными. В целом автор считает, что программно-целевой подход можно рассматривать в качестве основного теоретического подхода к построению системы стратегического планирования.
Комплексный подход к формированию стратегических планов социально-экономического развития региона предполагает, что стратегические планы, являясь средствами достижения региональных целевых программ, могут быть объединены в комплекс, который, исходя из требований программно-целевого подхода к формированию стратегической политики, как нам представляется, должен отражать только одно из направлений функционирования системы стратегического управления, ориентированное на улучшение социально-экономической ситуации и повышение качества жизни населения региона, а также как минимум две региональные целевые программы и не менее четырех стратегических планов, содержащих в общей сложности не менее восьми плановых мероприятий различного характера. Следовательно, количество комплексов должно определяться по числу стратегических направлений развития.
Стратегические планы могут выполняться параллельно, последовательно-параллельно или последовательно, в зависимости от установленных приоритетов, но сроки осуществления в общей совокупности не должны превышать установленного периода планирования в рамках реализации целевой программы [1].
Комплексность формирования стратегических планов проявляется и в том, что для совокупности планов следует координировать даты выполнения конкретных мероприятий, согласовывать действия исполнительных органов, рассчитывать сметы затрат всех видов ресурсов на выполнение мероприятий, определять источники финансирования затрат, координировать планируемые результаты.
Комплексность формирования стратегического плана социально-экономического развития региона позволяет получить системный эффект, который проявляется в увеличении экономических и финансовых результатов на основе координирования осуществляемых затрат, исполнителей, источников финансирования.
Нормативный подход к стратегическому планированию развития региона приобретает существенно значение, поскольку оценки прогнозов желаемых будущих состояний, особенно на долгосрочную перспективу, являются нормативными величинами. Так, например, нормами могут выступать устанавливаемые стандарты жизни в рамках системы стратегического планирования исходя, например, из достигнутого уровня качества жизни в другом регионе республики, в другой стране, находящейся в аналогичных социально- экономических условиях.
Нормативный подход к составлению и реализации стратегических планов региона использует установление ориентиров результативности, к которым стремится система стратегического планирования в долгосрочной перспективе исходя не из достигнутого на текущий период состояния социально-экономических и иных процессов, темпов их ежегодного развития, а из ожидаемых в перспективе количественных оценок. Однако эти оценки являются вполне обоснованными, полученными в процессе анализа сильных и слабых сторон процессов, возможностей и угроз социально-экономического развития и наиболее вероятного влияния факторов неустойчивой внешней среды.
Основные принципы, на базе которых создается стратегический план, на наш взгляд, следует разделять по уровням управления на общие и особенные. Общие представляют собой общесистемные принципы формирования стратегического плана, независящие от уровня управления, специфики административно-территориального образования, хозяйствующих субъектов, уровня развития народного хозяйства. К особенным можно отнести принципы, отражающие специфику региональных систем управления как таковых. К частным относятся принципы составления стратегических планов социально-экономического развития конкретных хозяйствующих субъектов.
Кроме того, следует учитывать, что принципы формирования стратегических планов зависят от специфики сферы управленческой деятельности или отрасли, подотрасли. Эти принципы в той или иной сфере управленческой деятельности также можно подразделить на общие (присущие национальной экономике в целом) и особенные (отражающие реальность достижения результатов планирования развития отдельных отраслей региона и народного хозяйства). К частным принципам, на наш взгляд, можно отнести те, которые используются в промышленных, сервисных и иных хозяйствующих субъектах.
К общесистемным можно отнести принципы единства, непрерывности, гибкости, точности и участия. Эти принципы находят широкое толкование в научной литературе [2]. Однако их использование возможно для формирования системы стратегического планирования. Так, например, принцип единства для региональной системы стратегического планирования трактовать как единство, рассматриваемое с различных сторон. Во-первых, подразумевается единство процессов прогнозирования, программирования и планирования, исходя из принципа управления `прогноз - программа - план`, обусловливающего необходимость составления планов на основе полученных прогнозов различной длительности и целевых комплексных программ, как на национальном уровне, так и на уровне конкретного административно-территориального образования.
Разработка прогнозов, как правило, предваряет создание программ, а планы в свою очередь исходят из программных целей. В то же время, согласование результатов реализации конкретных мероприятий осуществляется в рамках конкретных планов, а затем эти результаты согласовываются с идентификаторами внедрения региональных и национальных социально-экономических, научно-технических и иных программ. И только после этой процедуры уточняются и корректируются прогнозы в целях объективизации выбора стратегических направлений регионального социально-экономического развития региона.
Во-вторых, единство процесса стратегического планирования на региональном уровне управления определяется потребностью разработки стратегических планов как комплекса, охватывающего все сферы социально-экономического развития: сельское хозяйство; охоту и лесное хозяйство; рыболовство и рыбоводство; горнодобывающую, обрабатывающую промышленность; производство и распределение электроэнергии, газа и воды; строительство; торговлю; ремонт автомобилей, бытовых изделий и предметов личного пользования; гостиничный и ресторанный сервис; транспорт, связь, финансовую деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренду и предоставление услуг потребителям; государственное управление; образование, здравоохранение и предоставление; коммунальных, социальных и персональных услуг.
На наш взгляд, принцип единства, тесно связанный с системным подходом, необходимо использовать с целью координирования намечаемых результатов социально-экономического развития, обеспечения непротиворечивости, объективности достижения плановых целей и распределения имеющихся финансовых, трудовых, материально-технических, информационных ресурсов.
Принцип непрерывности составления стратегического плана можно трактовать также с различных сторон. Во-первых, это необходимость создания такой системы стратегического планирования, когда после достижения экономических, финансовых, социальных результатов продолжается процесс разработки следующего цикла стратегических планов социально-экономического развития и повышения качества жизни граждан страны.
Например, в рамках среднесрочного плана социально-экономического развития должны разрабатываться последовательно несколько планов на менее продолжительные периоды времени. При этом среднесрочный план не является единственным, так как разрабатывается в границах долгосрочного, включающего несколько среднесрочных планов. В то же время такое применение принципа непрерывности не означает наличия статичности перспективных и стратегических планов любой длительности во времени.
Поэтому принцип непрерывности характеризует процесс разработки стратегических планов как постоянно корректирующий не только достижение результатов планирования, но и их сроков после выполнения конкретных мероприятий в течение года и после реализации среднесрочных планов. По нашим представлениям, корректировка стратегических планов может происходить несколько раз в течение года. Причем, кроме результатов выполнения на корректировку влияют и изменения, происходящие в развитии социально-экономических процессов других регионов и в целом в народном хозяйстве.
Принцип гибкости тесно связан с принципом непрерывности формирования стратегических планов и подразумевает адаптивность планируемых результатов достижения конкретных мероприятий к разного рода изменениям. К последним можно отнести изменения в: национальной концепции социально-экономического развития народного хозяйства и его регионов; ориентации на другие социальные стандарты качества жизни граждан; видении конкурентного развития на межрегиональных и международных рынках; миссии государства в социально-экономическом, научно-техническом, нормативно-правовом, природоохранном, культурном развитии регионов; экономической, социальной стратегии региона, стратегических показателей в результате корректировки, проведенной после анализа результатов ретроспективного периода.
Гибкость системы стратегического планирования может заключаться и в ее реакции на изменения внешних экономических, научно-технических, политических, демографических, природных, культурных и иных условий внешней среды, степени вовлечения в процессы международной интеграции, разделения труда, регионализации и одновременной глобализации экономических и финансовых процессов.
Таким образом, применение принципа гибкости влияет на разработку стратегических планов в некотором наиболее вероятном интервале - размахе вариации планируемых результатов.
От принципа гибкости, в свою очередь, осуществляется переход к принципу точности, под которым следует подразумевать соблюдение требования получения научно обоснованных, достоверных количественных оценок достижения плановых целей и внедрения мероприятий различного характера в строго определенном диапазоне колебаний. Этот диапазон также является размахом вариации и отражает возможности реализации планов по различным вариантам, находящихся в границах рассчитанного диапазона колебаний результатов реализации планов. Первый вариант результатов реализации стратегического плана рассчитывается для нейтральных условий развития внешней среды региона. Нейтральный вариант, на наш взгляд, выражается в темпах и направлениях по отношению к росту или снижению существовавших в прошлом и проявляющихся в настоящем тенденций. Понятие `нейтральность` в данном случае относится к отсутствию или слабой степени воздействия факторов внешней среды на внутрирегиональные процессы социально-экономического характера.
Второй вариант составления стратегического плана региона ориентирован на: возникновение благоприятных условий в процессе изменения конъюнктуры внутренних рынков сырья, рабочей силы, инноваций, недвижимости, капиталов; улучшение позиции страны на международных рынках; увеличения цен на экспортируемые природные ресурсы; снижение цен на ввозимое оборудование, технологии, продовольствие, товары широкого потребления. На наш взгляд, настоящий период (2006-2010 гг.) социально-экономического развития регионов, в целом народного хозяйства является наиболее благоприятным в связи с ростом цен на международных рынках на нефть, газ, иные сырьевые ресурсы.
Третий вариант достижения результата реализации стратегического плана предполагает возникновение неблагоприятных условий и создание таких экономических, финансовых, социальных и иных ситуаций, которые являются противоположными благоприятным. В этом случае не только снижаются планируемые результаты, но и с той или иной степенью вероятности могут возникнуть экономические потери, упущенная выгода в социально-экономической, в научно-технической, культурной, природной, внешнеэкономической и иных областях развития.
В то же время следует отметить, что варианты, ориентированные на нейтральное и неблагоприятное воздействие факторов внешней среды на социально-экономическое развитие, не должны превращаться в стратегии стабилизации, которые, согласно теории управления конкретными объектами таковыми не являются. Это объясняется тем, что стратегическими целями выступают только цели развития, направленные на прирост эффектов (результатов) как разницы между оценками будущего и настоящего состояний. Следовательно, несмотря на неблагоприятные или нейтральные воздействия внешней среды, система стратегического планирования должна придерживаться концепции непременного улучшения состояния и роста результативности социально-экономических процессов, повышения качества жизни населения региона.
На наш взгляд, если даже национальная политика направлена на использование такого варианта, который приведет к стабилизации социально-экономических процессов, на региональном уровне управления необходимо все-таки ориентироваться на дальнейшее развитие, повышение темпов экономического роста, эффективности производства продукции, оказания услуг.
Принцип участия формирования стратегического плана региона, на наш взгляд, является достаточно сложным для практического применения, поскольку предполагает разработку стратегических планов социально-экономического развития региона при участии не только исполнительных органов государственной власти, но и представителей общественного самоуправления, хозяйствующих субъектов, расположенных на территории региона.
Кроме того, в разработке стратегических планов должны принимать участие разработчики комплексных целевых программ региона и национальных программ, затрагивающих экономические интересы региона [3]. Такое участие, как нам представляется, обязательно подлежит координации со стороны национальных органов государственного управления, а также региональных, ответственных за разработку и реализацию стратегии социально-экономического развития, составление стратегических направлений достижения необходимых экономических и иных результатов, разработку целевых комплексных программ.
Изложенные принципы создания системы стратегического планирования развития региона являются наиболее приемлемыми и обобщающими для регионов. В то же время при создании систем стратегического планирования развития региона следует учесть и такие особенные принципы частного порядка, как масштабность, инерционность, равномерность, устойчивость, эффективность, сбалансированность и пропорциональность.
Так, принцип масштабности является, в соответствии с нашими представлениями, следствием сложности протекания социально-экономических процессов в регионах Республики Казахстан. При этом указанная сложность обусловлена размерами территории каждого региона республики, количеством населения в нем, числом хозяйствующих субъектов, разнообразных форм собственности, количеством муниципальных образований внутри региона.
Кроме того, сложность социально-экономических процессов административно-территориального образования определяется количеством вертикальных и горизонтальных связей кооперирования, обусловленного, в свою очередь, степенью участия объектов промышленного производства и инфраструктуры региона в международном разделении труда, в производственных, снабженческих, сбытовых, финансовых, кадровых и иных процессах не только непосредственного производства товаров, но и ресурсного обеспечения этого производства.
Проявлением принципа масштабности составления стратегического плана социально-экономического развития региона является сложность разработки комплексных целевых программ и соответствующих стратегических планов, которые должны учитывать большое количество факторов влияния экономических, социальных и иных взаимосвязей как внутри региона, так и между регионами и зарубежными странами.
Принцип инерционности формирования стратегических планов развития регионов в долгосрочном периоде времени является следствием проявления принципа масштабности и заключается в замедлении скорости прохождения информации от центра региона, его законодательно-представительных и исполнительных органов государственной системы управления до непосредственных исполнителей, реализующих конкретные плановые мероприятия на уровне управления развитием муниципальных образований.
Кроме того, на степень инерционности стратегического планирования влияет количество хозяйствующих субъектов, выполняющих производственно-хозяйственную деятельность. Этот принцип затрагивает экономические интересы непосредственных получателей социальных благ - групп, слоев, категорий граждан страны, отдельных граждан. Принцип инерционности, на наш взгляд, не позволяет получать в процессе стратегического планирования своевременно не только оперативную отчетную, но и статистическую информацию по каналам обратной связи от непосредственных исполнителей плановых мероприятий и объектов осуществления социальной политики, получателей благ.
Принцип инерционности составления и реализации стратегического плана развития региона оказывает влияние и на реализацию принципа непрерывности. Он замедляет процесс корректировки планов после получения информации о выполнении предыдущих, а, следовательно, увеличивает длительность разработки и реализации новых мероприятий взамен выполненных, к тому же неэффективных, а в ряде случаев и нереализованных по каким-либо причинам.
Принцип равномерности в стратегическом планировании может, на наш взгляд, удовлетворять требованию к стратегическим планам  ставить такие социально-экономические цели, которые направлены на выравнивание уровня жизни проживающих граждан внутри региона до какой-то единой выбранной в качестве эталонной, стандартной, нормативной величины. Эта величина может быть представлена в виде интегрального показателя, например, уровня качества жизни граждан и его частных параметров  среднедушевых доходов граждан, ожидаемой продолжительности жизни, уровня образования. На наш взгляд, этот принцип также может неоднозначно трактоваться, поскольку в процессе управления развитием регионом могут возникать населенные пункты, свободные экономические зоны, производственные зоны, которые служат полюсами экономического роста.
Таким образом, применение принципа равномерности на первых этапах реализации стратегического плана социально-экономического развития может трансформироваться в противоположный принцип  неравномерности. Согласно указанному принципу, благодаря государственной экономической политике, создаются такие полюса роста, которые направлены на увеличение объемов регионального валового продукта, среднедушевых доходов, реальной заработной платы, производства конкурентоспособной продукции и услуг. По нашему мнению, принцип неравномерности может быть реализован в том случае, если его использование продолжается в течение ограниченного периода, когда достигаемые результативные показатели стратегического плана подлежат своевременному и качественному учету и анализу. Конечная цель применения принципа равномерности в стратегическом планировании заключается в обеспечении равномерного длительного увеличения числа лиц, проживающих на территории региона.
Принцип равномерности, в конечном итоге, ориентирует систему стратегического планирования на создание таких экономических условий развития производственных и инфраструктурных отраслей, которые обеспечат равномерное повышение качества жизни для всех социальных слоев, категорий, групп граждан на территории административно-территориального образования, а не только отдельных, например, работников бюджетной сферы, пенсионеров, инвалидов.
Принцип устойчивости может быть выражен необходимостью разработки стратегических планов рационального использования природных ресурсов, не истощающих их. Принцип устойчивости также предопределяет внедрение целевых программ и стратегических планов охраны окружающей среды, снижения выбросов в атмосферу, сбросов в водный бассейн, накапливание отходов, снижение уровня загрязнения компонентов природной среды вредными и загрязняющими веществами.
Этот принцип может широко применяться при разработке стратегических планов, так как содействует охране окружающей среды, снижению парникового эффекта. Данный принцип можно трактовать как непрерывный процесс снижения нагрузки на окружающую среду на основе внедрения более экономичных технологий, искусственных материалов, рециклинга и использования отходов в качестве вторичного сырья. Однако целевые программы и стратегические планы такого устойчивого развития не должны влиять на качество жизни граждан, на ухудшение экономических условий функционирования отраслей, комплексов и хозяйствующих субъектов на территории регионов.
Принцип эффективности вызван необходимостью рационального расходования бюджетных средств на создание и реализацию целевых комплексных программ и стратегических планов социально-экономического развития. Поскольку в региональной экономике необходимо сравнивать затраты на разработку и реализацию стратегических планов с ожидаемыми (прогнозируемыми) результатами, а затем и с фактическими, то индикаторами результативности должны служить приросты валового регионального продукта, качества жизни, снижения уровня загрязнения окружающей среды. В условиях рыночной экономики ресурсная обеспеченность достижения экономических, финансовых и социальных результатов, эффективности производства продукции, оказания услуг приобретает важное значение при обосновании необходимости создания системы стратегического планирования. К эффектам осуществления стратегического планирования можно отнести и предотвращенный экономический ущерб, снижение экологических рисков, уменьшение размеров упущенных выгод.
Принцип сбалансированности при разработке и реализации стратегического плана относится, на наш взгляд, к социальным, научно-техническим, экономическим, природоохранным, культурным, нормативно-правовым и иным процессам в рамках региона. Затраты на развитие этих процессов в перспективном периоде времени должны быть пропорционально соизмеримы с планируемыми результатами социально-экономического развития.
Кроме того, сбалансированность в рамках стратегического планирования может выражаться в необходимости составления баланса как одного из основных методов планирования доходной и расходной частей стратегических планов социально-экономического развития. Балансовый метод планирования определяет и источники доходов, объемы их финансовых средств, а также конкретные направления расходования средств на планируемые мероприятия.
Принцип пропорциональности служит основой для эффективного функционирования системы стратегического управления, поскольку определяет задачи такой функции государственного управления, как регулирование, под которым понимается процесс установления и поддержания необходимых пропорций. Такие пропорции могут устанавливаться между объемами национального и регионального бюджетного финансирования целевых программ и стратегических планов, между количественными оценками темпов роста (снижения) основных социальных и экономических оценок уровня жизни граждан.
Определенные пропорции на региональном уровне устанавливаются и для финансирования деятельности хозяйствующих субъектов производственной и социальной сфер. Темпы инфляции и уровень цен также являются регулируемыми пропорциями.


Литература
1. Сансызбаев С.Н. Стратегическая ориентация на социально-экономический рост региона. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.
2. Голубев Г.М. Стратегическое управление инвестированием в основной капитал региона. Монография. - СПб.: Издательский дом `Герда`, 2005.
3. Сагиндиков Е.Н. Стратегическое планирование и особенности развития отраслей социальной сферы региона. - Алматы, 2001.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия