Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Виролайнен О. А.
соискатель кафедры государственного и муниципального управления Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета

Рациональное сочетание федерального, регионального, муниципального и рыночного регулирования городского хозяйства

Городское хозяйство - органичная составная часть рыночной экономики города. В специальной литературе городское хозяйство классифицируется в основном по отраслевому признаку. Здесь следует выделить:
- энергохозяйство (газо-, электро-, теплоснабжение);
- водоснабжение и канализацию;
- общественный транспорт (дорожное и транспортное хозяйство, городской автобусный и электрический транспорт, порты, аэропорты, железнодорожные станции и вокзалы);
- жилищно-коммунальное хозяйство, строительство, ремонт и обслуживание городских сооружений и муниципальных зданий;
- сбор, транспортировку и переработку отходов;
- благоустройство, уход за общественными парками и зелеными насаждениями, мониторинг окружающей среды;
- образование (дошкольные, общеобразовательные и профессиональные учебные заведения, находящиеся в городском ведении);
- здравоохранение (находящиеся в городском ведении больницы, поликлиники, амбулатории, другие медицинские, фармацевтические, санитарные, страховые и оздоровительные учреждения);
- культуру (библиотеки, музеи, клубы, памятники культуры, туристические объекты, находящиеся в ведении города), спорт и физическую культуру, зрелищные услуги и объекты (принадлежащие городу театры, филармонии, оркестры, выставки, аттракционы, зоопарки и т.д.);
- телекоммуникации, почту, учреждения связи, находящиеся под контролем города;
- социальные услуги (дома инвалидов и престарелых, отделения пенсионного фонда, фонда социального страхования, ритуальные услуги и др.);
- рыночную и инновационную инфраструктуру, находящуюся в ведении города (кредитные учреждения, рынки и ярмарки, логистические центры, технопарки, информационные, патентные и технологические центры, центры и фонды поддержки малого бизнеса);
- пожарную и аварийную службы, службу чрезвычайных ситуаций, органы правопорядка, государственные и муниципальные учреждения;
- предприятия городской экономики, полностью или частично принадлежащие городу.
Нельзя принять позицию ряда авторов, отождествляющих городское и жилищно-коммунальное хозяйство. Это принижает роль современного города как инновационного, здравоохранительного, образовательного и культурного центра, тем более, что большинство соответствующих учреждений в ходе муниципальной реформы выводится из федеральной собственности и финансируется из местных бюджетов.
Однако отраслевая классификация не является единственной. Необходимо выделить еще два принципиально важных критерия - конкурентоспособность и природу предоставляемых услуг. По первому из этих критериев выделяются естественные монополии - электросети, газ-, тепло- и водопроводы, канализационные сети, дорожное и уличное хозяйство, транспортные, экологические и коммуникационные сооружения и предприятия, которые могут находиться (энергогенерация, доставка грузов и корреспонденции) или уже находятся в конкурентной сфере.
По характеру использования выделяются частные, общественные и смешанные услуги. Частные услуги потребляются непосредственно физическим или юридическим лицом и потому имеют товарную форму. Общественные блага, создаваемые учреждениями культуры, благоустройства, санитарной очистки и экологии, просвещения, службами поддержания правопорядка и т.д., имеют большое значение для индивидов, но потребляются коллективно, обладают внешним эффектом (экстерналиями) и не имеют свойства товара. Частные фирмы не заинтересованы в производстве чистых общественных благ, не обладающих свойствами конкурентоспособности и исключаемости.
Смешанные услуги, например, по лечению инфекционных больных, потребляются индивидуально, но имеют явно выраженный социальный эффект, спасая от заражения окружающих. Рыночный механизм не обеспечивает должного объема их производства.
Принципиально важной чертой услуг городского хозяйства, отличающей их от остального товарного мира, является то, что большинство из них, в частности, жилищные, образовательные, здравоохранительные, культурные частные услуги должны быть доступны в определенной степени, определяемой социальными стандартами, всем гражданам, независимо от их платежеспособности. Это важно не только для потребителей этих услуг, но и для делового, инвестиционного и инновационного климата, определяющего конкурентоспособность городской экономики, увеличение среди горожан доли среднего класса.
Все это определяет специфику соотношения государственно-муниципального и рыночного регулирования в городском хозяйстве. Рыночный механизм создает условия для равной и справедливой конкуренции субъектов городского хозяйства, для снижения издержек и повышения качества услуг. В то же время этот механизм имеет негативные стороны:
- не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов, защите окружающей среды;
- часто игнорирует потенциально негативные социальные последствия принимаемых решений;
- не создает стимулы для производства товаров и услуг общественного, коллективного пользования, ориентирован не на производство социально необходимых товаров, а на удовлетворение запросов тех, кто имеет деньги;
- не гарантирует стабильность развития, способен порождать массовую безработицу, возможный спад производства и инфляционные процессы;
- порождает социальную дифференциацию, приводящую к деградации отдельных слоев городского населения, росту преступности;
- формирует сферы бизнеса с отрицательным социальным эффектом (алкоголь, табак, наркотики, проституция и т.д.).
Это особенно актуально для мегаполисов. В последние годы опубликован ряд монографий об особенностях управления крупнейшими городами (на примере Мадрида, Барселоны, Афин, Хельсинки, городов США, Франции и т.д.) [*]. С позиций теории игр и коллективных действий разработаны методы решения возникающих при этом конфликтов между конкурентными и кооперационными механизмами. [*]
Особое внимание уделяется политическим изменениям в крупных городах, вызываемым их растущей этнической и культурной неоднородностью [*], развитием глобальных городов-регионов, связанных со всем миром, а не только с экономикой своей страны. [*]
Роль властных структур заключается в поддержке, стимулировании `плюсов` рыночного механизма и в максимально возможном подавлении, преодолении его негативных проявлений. Многие современные авторы резко критикуют рыночный фундаментализм в управлении крупным городом, развивая идеи кейнсианства применительно к управлению городскими проектами (spatial keynesianism [*]). С этих позиций развиваются идеи консолидации городов и прилегающих территорий [*], городов без пригородов [*] и т.д.
Анализ опыта европейских городов [*], [*] показал, что основой рационального сочетания городского и рыночного регулирования является стратегическое планирование и градостроительное проектирование с первоочередным учетом законных прав собственников отдельных городских территорий и объектов города, а также их интересов; требований и интересов отдельных граждан, социальных слоев и населения города в целом. При этом следует отметить главенствующую роль человека как производителя и потребителя благ; необходимость тщательного учета экономических возможностей реализации градостроительных проектов.
Теоретический анализ перспектив городского управления базируется на оценке соотношения частных и социальных издержек и эффектов. [*] Издержки осуществления городских прав включают издержки функционирования различных социальных установлений, между которыми субъекты городского хозяйства делают выбор. Р. Коуз проводит различие между частными и социальными издержками, частными и социальными выгодами, включающими, помимо частных, также внешние эффекты.
Хозяйственные субъекты основывают свои рыночные решения на сопоставлении частных издержек и выгод. Это делает распределение ресурсов неэффективным с общегородской точки зрения, поскольку имеет место перепроизводство благ с отрицательными и дефицит благ с положительными общественными эффектами. Производители, заинтересованные только в максимизации собственного дохода, не обращают внимания на социальные издержки и выгоды, приступая к производству товаров и услуг только в случае, если их стоимость выше цены вовлеченных факторов производства, что обеспечивает прибыль.
Институционалисты ХХ века полагали, что рынок может сам учесть внешние эффекты и найти дорогу к социальному оптимуму при условии четкой спецификации прав собственности, когда все положительные и отрицательные результаты экономической деятельности связываются с собственником породивших их ресурсов. Если государство, не вмешиваясь в экономику, дифференцирует и защищает права собственности, то частный собственник по этой концепции вынужден принимать во внимание социальные издержки, добровольно устранять противоречия между частными и социальными издержками и выгодами.
При четком определении, дифференциации и защите прав собственности трансакционные издержки - издержки на поиск информации о потенциальных покупателях и поставщиках, определение свойств приобретаемых и продаваемых товаров, ведение переговоров, заключение и защиту контрактов, специфицирующих права собственности, в т.ч. судебные издержки и т.д. - стремятся к нулю. При нулевых трансакционных издержках частные затраты равны социальным.
В ХХ1 в. растет понимание того, что в условиях роста значения общественных производительных сил, не имеющих стоимостной оценки (фундаментальная наука, образование, культура) рынок не способен регулировать экономику без помощи государства.
Институциональной особенностью работников городского хозяйства является широкая возможность выполнять свои функции в том или ином варианте, встраивая в диапазон личного усмотрения свой собственный интерес. Этому способствует отсутствие системы учета качества услуг ЖКХ, низкая прозрачность информации о состоянии хозяйства, научно-техническом уровне производства, соответствии расхода ресурсов технико-экономическим нормативам и т.д. Это относится не только к финансовой и снабженческой сфере, но и к самому предоставлению услуг потребителям.
Диапазон личного усмотрения приватизируется работником и рассматривается как ресурс организационных отношений, который он реализует на внутриорганизационном рынке (и вне его) с определенной выгодой для себя, вступая в непредусмотренные никаким уставом сделки с другими сотрудниками и подразделениями. Весьма часто это сопровождается обманом потребителей.
Обман - своего рода психологическая защита: человек лжет, чтобы спасти себя от наказаний. Часто ложь может быть спровоцирована неумением руководителя выслушать подчиненных; заранее занимая обвинительную позицию, он не интересуется, почему возникла та или иная ситуация, главное - когда и как она будет решена. Согласно исследованию, проведенному рекрутинговым интернет-порталом CareerBuilder.com, 26% из 2050 опрошенных ответили, что прибегают ко лжи, чтобы ублажить клиента; 13% - чтобы избежать наказания за неудачный проект или пропущенный срок окончания работы; 8% - стараясь прикрыть своего коллегу; 5% - чтобы коллегу подставить и создать о себе более выгодное на его фоне впечатление.
Приватизация фактора личного усмотрения дает возможность значительно усилить свое влияние в организации непропорционально занимаемой должности. За спиной руководителя происходит перераспределение власти и влияния, появляются новые роли, которые структура управления не предусматривала. Ситуация становится неконтролируемой.
Выделяются следующие способы решения данной проблемы:
1. Проектирование бизнес-процессов с учетом возможных искажений и злоупотреблений, организация контроля с помощью регулярного аудита и внезапных точечных проверок, оценка индивидуальной добросовестности и лояльности сотрудников с помощью специальных методов.
2. Разработка кодексов поведения и процедур принятия и исполнения заказов клиентов и решений в различных ситуациях.
3. Развитие семейного подряда, обеспечивающего постоянный контроль качества услуг и удовлетворения индивидуальных запросов клиентов. Так, семейная фирма Enterprise-Rent-A-Car, по оценке Standard and Poors, имеет самое благоприятное финансовое состояние в отрасли с очень высокими показателями прибыли и денежных потоков. В компании, штаб-квартира которой находится в Сент-Луисе, работает более 62 тыс. человек, а ее выручка превышает в год 9 млрд. долл. Автомобильный парк фирмы насчитывает порядка 800 тыс. легковых и грузовых машин; она является самым крупным в мире покупателем новых автомобилей.
Компания построена как конфедерация малого бизнеса, корпоративная культура которой нацелена на обслуживание потребителей и проникнута духом предпринимательства и командной работы. Менеджеры филиалов Enterprise, число которых в разных странах уже достигло 7 тыс., по-прежнему проводят ежегодные встречи. Все 78 главных управляющих начинали свою карьеру в компании со стажерской работы за кассой и на автомойке. Владелец компании и сам прошел подобный путь. Сейчас он занимает посты председателя совета директоров и генерального директора. Другие руководители компании также являются ее ветеранами. Начатая компанией аренда автомобилей из дома приносит больше доходов, чем обслуживание в аэропортах. Дальнейший рост происходит за счет индивидуальных услуг и операций с мелкими и средними компаниями.
Для оценки своей эффективности Enterprise использует четыре основных показателя, причем прибыль - наименее приоритетный из них. Более важным считается индекс качества услуг. Впервые он был введен в начале 1990-х гг., когда число жалоб со стороны клиентов стало расти. Каждому 15-му клиенту задают два вопроса - `Удовлетворены ли Вы?` и `Будете ли в дальнейшем арендовать машину у нас?`. Менеджеры могут рассчитывать на повышение лишь при условии, что в их подразделении этот показатель выше среднего по компании, независимо от прибыльности подразделения.
4. Создание эффективных управленческих команд, предусматривающих включение не только заместителей директора и руководителей служб, но весь основной персонал и способы взаимодействия между членами команды. К числу условий создания такой команды, как отмечено в работах А. Пригожина, относятся:
- постоянство состава участников - люди привыкают друг к другу, начинают лучше понимать один другого, формируют свою субкультуру, нормы отношений, традиции, которые облегчают совместную работу (это требует специальной подготовки новичков к включению в команду);
- регулярность совещаний - если они назначаются на строго определенное время, то все освобождают свое время к заданному сроку, не назначают других дел и встреч, через одинаковые интервалы лучше продумывается недоделанное на предыдущем совещании, и его участники активнее настраиваются на следующее;
- разделение правил подготовки совещаний различного типа - информационных, инструктивных (дать задания, установить сроки и ответственных), отчетных и проблемных (поиск вариантов решения проблемы, причем решение принимает облеченный соответствующими полномочиями руководитель);
- формирование разноуровневых команд, включающих менеджеров всех звеньев, а также специалистов;
- привлечение всего коллектива к выработке решений и широкое информирование о целях, задачах и способах их достижения. Это намного повышает исполняемость решений, согласованность действий сотрудников и подразделений, взаимодополнение и развитие компетенций членов команды.
5. Создание в организации комфортной в административном смысле и психологически бесконфликтной дружественной среды, стабильного и доброжелательного отношения со стороны власти, заинтересованных общественных групп и партнеров.
При этом следует учитывать особенности коммуникационного взаимодействия в негосударственном и информационном секторах, возможности социального партнерства и коммуникационных рисков. Создается устойчивая связь между результативностью компании в программах социального партнерства и оценкой ее активов. Следует учесть особое отношение средств массовой информации к сфере городского хозяйства.
В PR-кампаниях широко эксплуатируется негативное отношение людей к власти, используется протестный политический потенциал и стремление маржинальных социальных групп получить от государства максимум, не давая ничего взамен.
6. Особое значение имеет эмоциональное воздействие руководителя, ясность поставленных им задач. Развитие альтернативных способов обмена информацией - телефон, факс, электронная почта, ICQ, видеосвязь - не заменит эмоциональной составляющей - чувства локтя, ощущения, что ты в команде. Это особенно важно, когда возникают трудности. Люди собираются вместе, когда сталкиваются с проблемой. Это снимает напряжение и страх, а проблему действительно удается решить.
В эффективных организациях руководитель проекта перед началом его реализации проводит совещание со всеми задействованными в проекте сотрудниками. Он оценивает материально-техническую и профессиональную готовность, а также эмоциональный настрой команды. Руководитель должен задать ритм, стать не только формальным, но и реальным лидером коллектива. Весьма важно личное представление новых членов коллектива. В то же время большой вред приносят чрезмерно длительные `совещания`, на которых выясняются отношения, а не решаются спорные вопросы.
Выделяются следующие основные проблемы рационализации соотношения федерального, регионального, муниципального и рыночного регулирования хозяйства крупных городов:
- уточнение функций и методов федерального регулирования;
- обоснование роли города в регулировании городской экономики;
- определение функций внутригородского самоуправления;
- развитие форм государственно-частного партнерства и его экономических инструментов.
Главной задачей федеральных органов является создание условий для социально-экономической устойчивости развития городов и преодоления чрезмерной дифференциации между качеством жизни в крупных и малых городах.


Литература
1. Лялин А.М. Социально-экономические процессы в территориально-организационных системах. М.: ЮНИТИ-Дана, 2001
2. Быстряков И.К. Современные проблемы управления развитием крупнейшего и крупного города (метафизический аспект). //Философия хозяйства. - 1999.
3. Вечорек Р. Политика наращивания инфраструктуры знаний Мюнхена в целях развития инноваций. //Евроград. - 2003. - N 16.
4. Рохчин В.Е., Жилкин С.Ф. Стратегический выбор города: научный подход. - СПб., 1998.
5. Климова Н.И. Инвестиционное обеспечение регионального развития: теоретико-методологические основы оценки //Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития. - 2001.
6. Мациев В. Механизм привлечения внебюджетных инвестиций в жилищную сферу. //Вопросы экономики. - 2006.
7. Федорова М. Институты некоммерческого кредитования в жилищной сфере. //Вопросы экономики. - 2006.
8. Полтерович В., Старков О., Черных Е. Строительное общество: ипотечный институт для России. //Вопросы экономики. - 2005. - N 1.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2024
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия