Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Рыбаков Ф. Ф.
заведующий кафедрой экономической теории и экономической политики
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор,
заслуженный работник высшей школы РФ

Зеваков О. П.
соискатель кафедры экономической теории и экономической политики Санкт-Петербургского государственного университета

Промышленность Петербурга: динамика последних лет

Авторы неоднократно обращались к анализу проблем развития промышленности Петербурга [*]. Однако жизнь вносит новые коррективы, а это в свою очередь заставляет вновь и вновь брать в руки статистические сборники и справочники, программные документы и выступления первых лиц страны и города.
По последним данным объем промышленной продукции города в 2005 г. вырос на 4,2%. Это несколько больше, чем по России в целом (4,0%). Однако обрабатывающие производства промышленности Петербурга (87,6% всей промышленности города) увеличили объем в 2005 г. лишь на 3,9%, в то время как по России в целом рост обрабатывающих производств составил 5,7% [*].
Оборот организаций (стоимость отгруженных товаров собственного производства, работ и услуг, выполненных собственными силами, а также выручка от продажи приобретенных на стороне товаров) составил в 2005 г. 118% по сравнению с 2004 г.; оборот отраслей по добыче полезных ископаемых увеличился в 2,5 раза при объеме 1362 млн. руб. Доля добывающих производств в общем обороте организаций составила всего 0,3%; доля отраслей по производству и распределению электроэнергии, газа и воды - 12,1% [*].
Санкт-Петербург - крупнейший промышленный центр России. Его доля в общем объеме промышленного производства в 1995 г. составляла 2,2%; в 2000 г. - 2,7%; в 2004 г. - 3,3% [*]. Следовательно, после глубокого спада промышленность города возвращает утраченные позиции. Однако общая картина существенно дифференцирована по отраслям и производствам. В Петербурге более трети (35,8%) промышленного производства приходится на машиностроение (см. табл. 1). В России лишь в семи субъектах - Калужской области (40,3%), Республике Мордовии (43,7%), Чувашской республике (44,5%), Нижегородской области (42,2%), Самарской области (53,0%), Ульяновской области (55,6%) и Курганской области (49,6%) - доля машиностроения и металлообработки выше, чем в Петербурге [*].
Таблица 1 Отраслевая структура производства промышленной продукции в 2004 г. (%)
Промышленность России. 2005. Статистический сборник. М., 2006. С. 52-53.

**Отсутствуют две отрасли: стекольная и фарфоро-фаянсовая; мукомольно-крупяная и комбикормовая. Их доля в петербургской промышленности - 0,4% и 1,0%.
Структура петербургской промышленности претерпела существенные изменения. Если в начале 90-х годов удельный вес машиностроения неуклонно уменьшался, то последние 3 года он растет, а с 2003 г. вновь занимает лидирующее положение. В 2005 г. доля производства пищевых продуктов, включая напитки и табак, в общем объеме обрабатывающих производств составила 32,5%. Но по отдельным номенклатурным позициям Петербург прочно лидирует (табл. 2).
В 2005 г. производство водки и ликероводочных изделий увеличилось на 3,7%; коньяка - 22,3%; шампанского - 38,4%. Производство пива составило 94,1% от уровня 2004 г., а виноградных вин - 53,2%. Петербург, таким образом, прочно лидирует в производстве пива. Подобная специализация для экономики города не нова. Еще в начале XVIII века указами Петра I было предписано ставить в городе пивоварни `для нужд госпиталей и флота` и варить пиво `на голландский манер` [*]. В начале XIX в. в городе было 23 частных пивоварни; Калинкинский пиво-медоваренный завод ведет свою историю с 1795 г. Однако масштабы и доля данного продукта в общероссийском производстве заставляют задуматься (см. табл. 2).
Таблица 2 Доля Санкт-Петербурга в производстве некоторых пищевых продуктов (%)
Промышленность России. 2005. Статистический сборник. М., 2006. С. 308; 310; 313; 315.
Если взять другие продукты пищевой промышленности, то картина будет совершенно иная. Например, в 2004 г. доля Петербурга в производстве цельномолочной продукции составила 4,7%, а в производстве масла животного - 0,2% [*].
Столь высокий удельный вес пищевой промышленности в общем объеме промышленного производства (табл. 1) связан прежде всего с двумя подотраслями, которые статистика включает в пищевую промышленность - производством пива и табака. В Петербурге сконцентрированы гигантские производственные мощности по производству пива и сигарет. Общий объем продукции здесь соизмерим с продукцией всего ОПК города. По данным за 2005 г. доля промышленной продукции в общем обороте организаций составила 27,3% [*]. Для сравнения укажем, что оборот торговли в том же году был 39,4%, а оборот гостиниц и ресторанов - 0,7% [*].
Санкт-Петербург - признанный центр машиностроения, которое еще в начале XIX века стало для городской промышленности отраслью преимущественной специализации. По данным администрации Санкт-Петербурга, 65% профильной продукции судостроения приходится на наш город. Однако мощности города загружены на 20-25%. По оценке Минтранса России, объем потенциальных заказов российских компаний на строительство судов в 2006-2010 гг. превышает 22,8 млрд. долл. [*] До 2010 г. сформированы портфели заказов судостроителей. Однако вокруг судьбы питерского судостроения сгущаются тучи. Дело в том, что земли, на которых расположены почти все судостроительные предприятия города, намного дороже производственных активов. И на этой основе возникают различные проекты, суть которых сводится к изъятию этих земель под элитную застройку. Российские компании размещают заказы на строительство судов за рубежом; ежегодно на 1 млн. долл., согласно данным еженедельника `Экономика и время`. [*] В 2006 г. 11 кораблей из 32 построенных в РФ заложены в Петербурге, а доля кораблестроения в общем объеме экспорта отечественной военной продукции составляет 56-57%. В 2006 г. портфель заказов Рособоронэкспорта увеличился до 18 млрд. долл. [*] Все это свидетельствует о неплохих перспективах петербургского судостроения. Однако идея суперверфи жива и время от времени вновь заявляет о себе. Речь идет о соединении активов трех самых крупных предприятий - ОАО `Северная верфь`, АО `Балтийский завод` и ФГУП `Адмиралтейские верфи`. Очевидно, проект суперверфи еще будет вынесен на страницы печати для широкого обсуждения.
Печальна судьба петербургского станкостроения. Когда-то знаменитое ЛСПО им. Свердлова, а затем завод `Свердлов` прекратило свою деятельность, не сумев рассчитаться с кредитами. По опубликованным данным, в 1995 г. петербургские станкостроители произвели 809 металлорежущих станков, в 2000 г. - лишь 135, в 2004 г. - 66. В 2000 г. городские заводы уже не производили кузнечно-прессовые машины [*]. В России с 2000 по 2004 гг. производство станков сократилось с 18440 до 11164 [*]. Заметим, что в отечественном станкостроении складывается сложная и противоречивая ситуация. С одной стороны, российские предприятия закупают металлорежущие и деревообрабатывающие станки за рубежом. С другой стороны, экспорт станков российского производства в 2004 г. по сравнению с 2003 г. возрос на 23%. У России приобретают станки Китай, Италия, Франция, Украина, Казахстан. Есть заказы из США и ЕС [*]. Станкостроение Петербурга теряет свои позиции: падают объемы производства, не обновляются модели, и в итоге консервируется техническое отставание. Между тем степень износа основных фондов весьма высока. По опубликованным данным, в электроэнергетике она приблизилась к критической величине - 58,8%; в машиностроении - 52%; в легкой промышленности - 57,5% [*]. Обновление основных фондов в промышленности города осуществляется крайне медленно. На конец 2004 г. коэффициент обновления основных фондов составил в промышленности Петербурга 4,5%. В этих условиях деградация станкостроения - это утрата будущего. Необходимы срочные меры по исправлению существующего положения. Сделать это можно лишь одним путем - активизацией инвестиционного процесса. Проблема вроде бы не нова, говорят и пишут о ней уже целое десятилетие. Однако настоящего прорыва мы пока не получили. Более того, львиная доля инвестиций - это торговые и прочие кредиты, ни коим образом не связанные с реальным сектором экономики. Статистика свидетельствует, что в 2005 г. объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах увеличился на 9,7% по сравнению с 2004 г. По России рост составил 10,7%. Ниже, чем по России в целом и удельные показатели иностранных инвестиций [*].
Интересна структура инвестиций в основной капитал (см. табл. 3). Судя по данным КЭРППиТ Санкт-Петербурга, обрабатывающие производства получили лишь 16,9% и 17,9%. Операции с недвижимостью на этом фоне выглядят намного предпочтительнее, туда направляется 25-29% от общего объема инвестиций. Характерна и высокая доля вложений в транспорт и связь. Последняя является наиболее динамичной отраслью. Очень скромная доля приходится на здравоохранение и образование (менее 1% на каждую из названных отраслей).
В то же время правительство города в 2005 г. подписало более 10 меморандумов и инвестиционных соглашений с такими крупными фирмами, как `Шанхайская индустриальная компания`, `Тойота`, `Северсталь`, `Газпром`, `Бош унд Сименс` об осуществлении инвестиций на сумму, превышающую 2,5 млрд. долл. И все же темпы обновления основных фондов крайне низки.
Таблица 3 Структура инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций Санкт-Петербурга (%)
Данные КЭРППиТ `Об итогах социально-экономического развития Санкт-Петербурга за 2005 год`.
Спектр проблем, отражающих современное состояние промышленности города, крайне широк. В рамках одной статьи рассмотреть все невозможно. Но многолетний мониторинг позволяет сделать определенные выводы. Один из них состоит в том, что за годы реформ значительно изменилась структура промышленности Санкт-Петербурга. На фоне общероссийских данных можно проанализировать достоинства и недостатки структурных изменений (см. табл. 4).
Таблица 4 Структура промышленности России и Санкт-Петербурга (%)
Россия в цифрах. 2005. М., 2005. С. 186; Санкт-Петербург в 2004 году. СПб, 2005. С. 155.

**Вместе с мукомольно-крупяной и комбикормовой промышленностью.
Динамика во многих отраслях по России в целом существенно отличается от таковой в Петербурге. Химическая и нефтехимическая промышленность по России в целом увеличивает свою долю. В Петербурге же, наоборот, снижается. Металлургия по России за десятилетие изменила свой удельный вес незначительно. В Петербурге - рост более чем в два раза. В России машиностроение за указанный период развивалось более энергично, чем в Петербурге, о чем свидетельствует рост доли его продукции. Однако в Петербурге более высокими темпами осуществлялась деградация легкой промышленности.
Лидируют в Петербурге четыре отрасли - машиностроение, пищевая промышленность, металлургия и энергетика. Суммарно они в 2004 г. дали 86% объема промышленной продукции. Как известно, с 2005 г. статистика перешла к другим видам отчетности, где группировка по видам деятельности затрудняет сравнения с предыдущими годами. Однако и здесь видно отсутствие ритмичности. Например, производство газовых турбин в 2005 г. составило всего лишь 10% от уровня 2004 г. [*]
90-е и начало двухтысячных годов показали, что потенциал промышленности города был очень мощным. Даже фантастический по своим масштабам и последствиям спад объемов производства не смог обезглавить промышленность Петербурга, хотя ущерб был нанесен огромный.
В наши дни, когда динамизм в области научно-технического прогресса поражает воображение, промышленность Санкт-Петербурга может ответить на вызов времени. Для этого есть реальные возможности. Только курс на высокие технологии и наукоемкие производства отвечает требованиям времени. При этом, разумеется, необходима соответствующая инфраструктура. Россия же в силу ряда обстоятельств стала заложницей углеводородного сырья. Последнее нас держит на плаву, но оно же и оказывает нам недобрую услугу. Промышленность Петербурга исстари была центром отечественного машиностроения, а затем радиоэлектроники. В этом контексте лидерство города в производстве пива и сигарет не сулит прорыва в области высоких технологий. Возрождение станкостроения и радиоэлектроники, приборостроения и оптики - стратегическое направление развития петербургской промышленности.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия