Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ И ОТРАСЛЕВЫХ КОМПЛЕКСОВ
Семенова Т. Ю.
доцент кафедры экономики и менеджмента в городском хозяйстве Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета,
кандидат экономических наук


Современные тенденции и факторы социально-экономического развития городов

Управление развитием становится все более актуальным по мере того, как растет темп социально-экономических изменений. Особенно ярко ускорение развития организаций, городов, регионов, стран проявлялось в ХХ в. Увеличивалась скорость распространения информации, формировались новые социально-экономические связи, время `сжималось`, соответственно, темпы развития ускорялись. В начале ХХI в. территории и отдельные предприятия сталкиваются с необходимостью самообновления, так как темпы научно-технического и социального прогресса продолжают увеличиваться. Неуклонное обновление мира требует от людей собственного постоянного развития, чтобы успевать за ускоряющимся потоком нового.
В таких условиях развитие городов становится не только следствием естественной эволюции, но и результатом целенаправленных усилий органов управления. Городские органы власти осуществляют функции предоставления услуг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отдыха и т.д.) и управления социально-экономическим развитием территории. Другими словами, органы власти города управляют функционированием и развитием. В соотношении `функционирование - развитие` все больший удельный вес приобретает управление развитием.
Управление функционированием не должно рассматриваться в качестве основной задачи органов власти города. Необходимо, чтобы вопросы социально-экономического развития выдвигались на первый план. При этом важнейшей проблемой является осуществление взаимодействия целевых функций функционирования и развития.
Выделение из всей совокупности целей подсистем города целей функционирования и целей развития представляет собой самостоятельную научную задачу. Это важно для того, чтобы определить, на достижение каких перспектив должен приходиться центр тяжести в социально-экономической политике города.
В соответствии с подходом, используемым в [7], можно с определенной долей условности выделить основополагающие подсистемы (социальную и экономическую), связующие, или интегрирующие, подсистемы (трудовых ресурсов и бюджета города) и обслуживающие, или `фоновые`, подсистемы (экологическую, правовую, информационно-диагностическую).
Цели развития подсистем отражают сущность социально-экономического развития, концентрируют внимание на взаимном обеспечении благоприятных условий развития отдельных предприятий и организаций, расположенных на территории города. По содержанию они ближе к стратегическим целям. Цели функционирования ближе к тактическим и оперативным целям. Они затрагивают в большей степени внутренние характеристики субъектов хозяйствования.
В табл.1 представлены основные цели подсистем города в соотнесении с функционированием или развитием.
Отвлечение неоправданно большой доли ресурсов для достижения сиюминутных эффектов в процессе функционирования города генерирует и обостряет социально-экономические проблемы, пролонгируя их действие на дальние перспективы. В то же время чрезмерное отвлечение средств на развитие может усиливать социальную напряженность.
Как правило, выделяются следующие факторы развития территории:
- наличие природных ресурсов;
- удобное географическое положение;
- численность населения;
- культурные, моральные ценности населения;
- размеры инвестиций;
- участие в международной торговле;
Таблица 1 Основные цели подсистем города и их соотнесение с функционированием или развитием
- человеческий капитал и его накопление;
- научно-технический прогресс и другие [1, с.125-126].
Для того, чтобы производить конкурентоспособную продукцию, нужно повышать ее качество, обновлять ее в соответствии с требованиями рынка, осваивать новые, пользующиеся спросом виды продукции. А для этого необходимо обновлять основные производственные фонды, реконструировать и создавать новые производственные мощности, переходить на новые технологии, что требует инвестиций. Частично экономический рост может осуществляться за счет лучшего использования действующих производственных мощностей, на базе существующих основных фондов. Но это временное явление. Возможности здесь ограничены, а главное - на старых фондах нельзя производить новую, конкурентоспособную продукцию. Поэтому одним из основных факторов экономического развития являются инвестиции.
В зависимости от инвестиций можно выделить следующие типы экономического роста [3, 8].
Во-первых, экстенсивный тип экономического роста, основанный, прежде всего, на повышении загрузки производственных мощностей и слабо связанный с инвестициями.
Во-вторых, инвестиционно зависимый тип роста. Инвестиции начинают оказывать влияние на увеличение производства, однако на первых порах они могут быть недостаточными по объему, некомплексными и, следовательно, малоэффективными.
В-третьих, инвестиционный тип роста. Инвестиции превращаются в основной фактор развития производства. Возрастают комплексность и масштабность инвестиционных проектов, хотя не всегда обеспечивается самый современный высокотехнологичный уровень производства.
В-четвертых, эффективный инвестиционный тип роста. Подразумевается, что он обеспечивает перевооружение производства на основе высоких технологий, гарантирующих конкурентоспособность. Первоначально он носит, можно сказать, точечный характер, затем получает все более широкое распространение.
Переход к инвестиционному типу роста создает основу для устойчиво высоких темпов экономического развития, но не гарантирует их. Однако обновление оборудования, рост конкурентоспособности продукции предоставляют возможность укрепить позиции на рынке и быстро реагировать на изменения конъюнктуры. Следует иметь в виду, что сам инвестиционный процесс может приводить к временному снижению темпов роста.
Следует подчеркнуть необходимость различения понятий роста и развития. Темпы изменения некоторых индикаторов развития отражают также темпы экономического роста. Однако иногда экономический рост имеет место и при отсутствии развития. Например, может наблюдаться больший по сравнению с другими странами рост ВВП, но при этом происходит снижение конкурентоспособности страны, поскольку на нее влияет также долговая зависимость, инфляция и т.д.
В том случае, если рост происходит на базе прежних технологий, экономика не выходит из состояния отсталости. В этом случае имеет место рост без развития. Поэтому рост ВВП (ВРП), взятый сам по себе, безотносительно к состоянию и изменению производительных сил, не отражает развитие.
В целом рост означает увеличение количественных показателей; развитие предполагает, прежде всего, изменение качества. Хотя качественные преобразования, в свою очередь, могут порождать количественные изменения. Такие качественные улучшения в социально-экономической системе, как повышение уровня культуры, образования, порождают соответствующие количественные изменения - более высокие темпы роста, увеличение производительности труда, расширение сети медицинских учреждений, школ и т.д.
В последние десятилетия среди прочих факторов развития основной акцент делается на научно-техническом прогрессе и человеческом капитале. В ХХ и в начале ХI в. творческая деятельность становится основным фактором, определяющим богатство страны и уровень благосостояния населения. Более того, можно сказать, что на смену традиционному типу общественного воспроизводства приходит `новая экономика`, или экономика инноваций.
Следует учитывать инновационный тип города, который во многом определяет принципиальный вид инновационной стратегии. Можно выделить три типа инновационной стратегии города [5]:
1) город-генератор технико-технологических инноваций;
2) город-транслятор-преобразователь инноваций;
3) город-адсорбент инноваций.
Первый тип предполагает решение городом задач приращения научно-технического потенциала и разработки нововведений. Второй тип закрепляет за городом социальные роли восприятия инноваций, адаптации нововведений к формам, доступным для массового использования. Третий тип характеризуется ориентированностью на общее использование адаптированных нововведений и превращение их в неотъемлемый элемент образа жизни на общенациональном уровне.
Особое внимание следует обратить на инновационную политику крупных городов, хозяйственные комплексы которых должны стать базой формирования национальной инновационной системы. На современном этапе такие крупные города, как Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Самара, другие региональные центры могут и должны концентрировать научно-инновационный потенциал, способный не только обеспечить потребности своего региона, но и распространить его на другие территории.
Таким образом, развитие городов должно происходить на основе научно-технического прогресса, на базе технологических инноваций, которые обеспечивают совершенствование производительных сил. Термин `технологические инновации` происходит от расширительного понимания `технологий` как целых технологических систем, которые включают в себя выпускаемую продукцию, используемые при этом технологические процессы, оборудование, материалы и прочие технологические инновации подразделяются на продуктовые и процессные [6]. Продуктовые технологические инновации, как следует из их названия, сводятся к новым видам товаров и услуг, создаваемых и осваиваемых предприятиями в производстве и сбыте.
Процессные технологические инновации охватывают новые технологические процессы, т.е. новые способы комбинации производственных средств в целях повышения производительности труда или экономии ресурсов. Новый технологический процесс зачастую требует применения нового оборудования и новых материалов. Поэтому можно сказать, что часто продуктовые и процессные инновации реализуются совместно: для изготовления нового продукта порой требуется внедрение нового технологического процесса.
Традиционная экономическая теория и управленческая практика делают главный акцент на физических активах и материальных продуктах труда. Однако в современном мире интеллект и услуги создают стоимость, являются основными факторами экономического развития. Знание и информация становятся доминирующим средством достижения социально-экономических результатов.
В последнее время в мировой экономической литературе достаточно распространено понятие `интеллектуальный капитал`. Интеллектуальный капитал - это знания, информация, интеллектуальная собственность, опыт, организационные возможности, информационные каналы и пр., которые можно использовать для создания богатства. Интеллектуальный капитал можно подразделить на человеческий капитал (знания, навыки, творческие способности, моральные ценности, культура труда) и организационный капитал. Последний включает в себя техническое и программное обеспечение; патенты, товарные знаки; организационная структура; культура организации; потребительский капитал, под которым понимают связи с клиентами; информация о клиентах [1, с.94].
Интеллектуальный капитал во многом схож с капиталом вещественным. Оба вида капиталов возникают как результат вложений ресурсов (денег, материальных средств, знаний, квалификации) для производства других товаров и услуг; приносят своему обладателю доход; нуждаются в `ремонте`, т. е. требуют затрат на поддержание. Моральный износ интеллектуального капитала иногда даже больше, чем физического: устаревают и программное обеспечение, и любые знания.
Человеческий капитал - та часть интеллектуального капитала, которая имеет непосредственное отношение к человеку. А.Л. Гапоненко характеризует человеческий капитал как запас знаний, навыков и мотиваций, который имеет каждый человек. Инвестициями в него могут быть образование, накопление профессионального опыта, личных связей, улучшение здоровья, географическая мобильность, овладение массивами информации [1, с.94-95]. Р. Лукас в человеческий капитал включает навыки, умения, знания, квалификацию, согласованность действий людей [9].
Б.М. Генкин рассматривает человеческий капитал как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источниками дохода для человека, семьи, предприятия и общества. Такими качествами считаются здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность [2, с.73].
В настоящее время одним из важнейших факторов социально-экономического развития города является инфраструктура, которую можно подразделить на три вида - производственную, социальную, институциональную.
Производственная инфраструктура - совокупность отраслей и подотраслей, основными функциями которых являются производственные услуги и обеспечение экономического оборота в народном хозяйстве. Они непосредственно обслуживают материальные производства. Это транспорт, средства связи, материально-техническое снабжение, заготовки и сбыт сельскохозяйственной продукции, объекты электроэнергетики (линии электропередач, подстанции и т.п.) и др.
Социальная инфраструктура - это совокупность отраслей и подотраслей, обеспечивающих условия для размещения и нормальной жизнедеятельности населения. Включает ЖКХ, торговлю, бытовое обслуживание, здравоохранение, образование и т.п.
Институциональная инфраструктура объединяет органы охраны правопорядка, другие государственные и муниципальные институты. Зачастую к институциональной инфраструктуре относят учреждения, обеспечивающие управление хозяйством района, города, страны, институты, регулирующие и направляющие экономику, вычислительные центры, учреждения финансово-кредитной системы (т.е. данный вид инфраструктуры выступает в роли управляющей подсистемы).
В любом регионе, городе можно выделить основное производство, продукция которого вывозится за пределы данной территории, и вспомогательное производство, продукция которого потребляется преимущественно в данном регионе или городе. Например, в качестве основного производства может выступать машиностроительный завод, а в качестве вспомогательного - вся обслуживающая его инфраструктура: почта, детские сады, школы, поликлиники, банки, страховые учреждения, транспортные службы, строительство и пр. Обычно при расширении основного производства увеличивается и вся обслуживающая его инфраструктура; возникает так называемый мультипликативный эффект - основное производство можно рассматривать как своеобразный `ускоритель` экономического роста [1, с.142].
В качестве основного не всегда выступает производство, традиционно считающееся локомотивом индустрии, т.е. машиностроительное, химическое, металлургическое, из которых `вырастают` целые цепочки взаимосвязанных между собой видов деловой активности. Аналогичные цепочки возникают при развитии туристического, гостиничного бизнеса, строительстве жилья и пр.
Основное производство может быть не только ускорителем, но и тормозом развития, в частности, в том случае, когда количество рабочих мест в основном производстве сокращается в процессе структурной перестройки. При достаточно быстрых структурных сдвигах, обусловленных научно-техническим прогрессом, важным фактором успешного развития города, региона становится вспомогательное производство. Чем больше развита инфраструктура (вспомогательное производство), тем более гибкой является вся экономика региона или города, тем на более прочной основе базируется его экономическое развитие.
Таким образом, в современных условиях одним из главных факторов устойчивого развития становится уровень городской инфраструктуры. От того, в какой мере вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса, новых людей и насколько быстро и эффективно может приспособиться к новым условиям, зависит потенциал постиндустриального развития.
Главным препятствием, с которым столкнулось сегодня промышленное производство, является неразвитость городской инфраструктуры: проектно-управленческой, финансовой, коммуникативно-информационной, социально-образовательной. Это стало основным ограничителем и одновременно условием развития городов и регионов в современном мире.
Энергообеспеченность того или иного участка города в существенной степени лимитирует возможности его дальнейшего хозяйственного освоения. Поэтому и процесс урбанизации периферийных территорий, и повышение уровня освоения городского пространства требуют дальнейшего строительства высоковольтных линий электропередач и многочисленных энергоподстанций. Они играют роль, аналогичную транспортным магистралям и транспортным узлам, соответственно [4, с.226].
Как и в случае с улично-дорожной сетью в крупных городах нередко наблюдается перегруженность этих линий и подстанций, кризис системы электроснабжения города. Реконструкция устаревших систем, создание новых мощных линий требуют большого объема первоначальных капиталовложений. Подобное строительство оказывается рентабельным при достаточно высокой интенсивности энергопотока, что стимулирует градостроительную политику, ориентированную на повышение этажности, на создание новых фокусов деловой активности на уже застроенных территориях.
Анализ показывает, что этот комплекс проблем типологически вполне родственен проблемам транспорта [4, с.227]. Аналогичная ситуация наблюдается в связи с системами тепло- и газоснабжения города, а также с городским водопроводом. Подключение ко всем этим сетям необходимо при строительстве новых объектов, при реконструкции сложившейся застройки. Недостаточно высокий уровень функционирования этой структуры может заблокировать дальнейшее развитие города. Аналогичный комплекс проблем связан с системами канализации и удаления твердого мусора. Недостаточное внимание к этим очистным подсистемам может поставить город на грань экологической катастрофы. Сама возможность подобных событий, обусловленная, например, изношенностью канализационной сети, резко снижает инвестиционную привлекательность города, ослабляет его позиции в территориальной конкуренции. Успешное развитие города как делового и туристического центра невозможно без хорошо налаженной современной системы ликвидации различных отходов.
Важной тенденцией развития современного общества является сокращение относительной доли занятых в материальном производстве и увеличение этой доли в нематериальном производстве. Бурное развитие сферы услуг привело к значительной дифференциации этого сектора. Все более важную роль в современной экономике играют фондовые и товарные биржи, инвестиционные компании, банки, страховые компании (ориентированные на обслуживание как предприятий, так и частных лиц), а также другие фирмы, предоставляющие услуги для бизнеса. Общий объем именно этих услуг растет опережающими темпами и составляет сейчас весьма значительную долю в данном секторе.
Таким образом, в настоящее время происходит переоценка ряда факторов экономического развития. Рассмотренные тенденции и факторы необходимо учитывать при управлении функционированием и развитием городов.


Литература
1. Гапоненко А.Л. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. - М.: Изд-во РАГС, 2001.
2. Генкин Б.М. Введение в метаэкономику и основания экономических наук: курс лекций. - М.: Изд-во НОРМА, 2002.
3. Грицюк Т.В. Приоритеты экономического роста // Региональная экономика: теория и практика. - 2004. - N1. - с.27-37.
4. Занадворов В.С., Занадворова А.В. Экономика города: Учеб. пособие. - М.: ИКЦ `Академкнига`, 2003.
5. Исследование инновационного амплуа городов. - СПб: ИСЭП РАН, 1995.
6. Менеджмент технологических инноваций: Учеб. пособие /Под ред. С.В. Валдайцева, Н.Н. Молчанова. - СПб.: СПбГУ, 2003.
7. Нестеров А.Ю., Чуркин В.Г., Шабашев В.А. Управление промышленным развитием города. - Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. - 140 с.
8. Стародубровский В. Кривая дорога прямых инвестиций // Вопр. экономики. - 2003. - N1. - С.73-95.
9. Lucas R. On the Mechanics of Economic Development // Journal of Monetary Economics, 1988, July.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия