Logo Международный форум «Евразийская экономическая перспектива»
На главную страницу
Новости
Информация о журнале
О главном редакторе
Подписка
Контакты
ЕВРАЗИЙСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ English
Тематика журнала
Текущий номер
Анонс
Список номеров
Найти
Редакционный совет
Редакционная коллегия
Представи- тельства журнала
Правила направления, рецензирования и опубликования
Научные дискуссии
Семинары, конференции
 
 
 
 
Проблемы современной экономики, N 1 (21), 2007
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В СФЕРЕ УСЛУГ
Кузнецов Ю. В.
заведующий кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов
Санкт-Петербургского государственного университета,
доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ

Черкасова И. И.
доцент кафедры маркетинга филиала Всероссийского заочного
финансово-экономического института в г. Владимире,
кандидат экономических наук


Таксономия позиционирования туристских региональных продуктов относительно основных конкурентов

В современных условиях, когда предложение туристских продуктов превышает спрос на них, а на туристских рынках наблюдается рост конкуренции, каждой туристской организации приходится обращать все больше внимания на совершенствование организационно-качественных параметров своей деятельности. Для этого необходимо иметь отлаженную и гибкую систему отражения стандартов качества в национальной экономике.
На современном этапе в туристском бизнесе Российской Федерации происходят позитивные изменения. Создается множество различных туристских фирм, которые предоставляют потребителям возможность отдохнуть у себя в стране или в зарубежных государствах, при этом ассортимент предоставляемых услуг становится более разнообразным и качественным.
Российские производители туристских услуг стараются выйти на европейский уровень, улучшая постепенно качество своей работы. Если работа в данном направлении будет проводиться интенсивно, инновационно и грамотно, то вполне реально, что российские туристские фирмы смогут конкурировать с иностранными фирмами по уровню предоставляемых услуг.
В настоящее время активно развивающийся спрос на туристские услуги генерируют новые формы и виды предоставления услуг, сопутствующих туризму, в гармонии со специфическими особенностями и традициями принимающего региона. Причем именно таких товаров и услуг, которые могут быть активно востребованы туристом или экскурсантом в короткий период их свободного времени в данной дестинации.
Реальные перспективы развития туристской индустрии заключаются в работе по привлечению туристов и экскурсантов во Владимирский регион путем активизации и применения инновационных методов продвижения нового высокоэффективного регионального туристского продукта, характерного именно данной дестинации.
Интенсивность активности и правильная ориентация в мотивациях потребителя туристского продукта, который представляет собой комплекс разнообразных услуг, определяет как конкурентоспособность предприятий туристского бизнеса, так и доходность бюджетов разного уровня (федерального, регионального и муниципальных) от данного вида туристкой деятельности. Одной из важнейших закономерностей развития во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике.
Научно-технический и информационный процесс качественно меняет соотношение продуктивной и пассивной деятельности человека, формирует новую систему ориентации жизнедеятельности человека во время отдыха, четко определяет роль отдыха и качественно-продуктивный аспект его реализации в данный период своей жизни. Вследствие этого изменяются запросы современного туриста и его требования во время отдыха к качеству предоставляемых услуг.
В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Требования, которые турист предъявляет к туристским услугам, связаны с характеристиками, непосредственно воспринимаемыми потребителем и являющимися объектами его оценки.
Современный турист становится все более избирательным и требовательным в условиях насыщения рынка туристскими услугами, его требования к туристским услугам растут, поэтому показатели, определяющие уровень качества постоянно меняются и должны учитываться в соответствии с предъявленными требованиями. Уровень качества определяет сам потребитель, в данном случае турист или экскурсант.
В туристском бизнесе потребитель самостоятельно определяет программу отдыха и выбирает тур или отдельно составляющие элементы предложенного ему туристского продукта. Сроки жизненного цикла туристского продукта могут быть разными в разных рыночных сегментах определенного региона. Они существуют для каждого отдельного туристского продукта согласно спроса потребителя, в данном случае туриста или экскурсанта. В условиях скоростных изменений, по мере развития глобализации и компьютерных технологий жизненный цикл туристского продукта стремительно сокращается, и чтобы туристский бизнес преуспевал, ему необходимо меняться такими же темпами или идти на опережение. Для наиболее успешного внедрения на рынок туристская фирма должна предложить туристский продукт, который характеризуется довольно высоким качеством и ценами оптимального уровня.
Условия, когда факторы ускорения изменений играют положительную роль, со всей остротой ставят перед работниками туристского бизнеса задачу овладения современными навыками управления, теорией и практикой маркетинга на уровне основного производственного звена - предприятия. При этом возникает необходимость в квалифицированном персонале, который обучен искусству гостеприимства и искусству продаж туристского продукта или отдельных туристских услуг.
Владимирский регион, как сегмент туристского рынка, обладает значительным потенциалом. Рассмотрим ориентацию туристских фирм при позиционировании в этом регионе.
Если рассмотреть туристский рынок Российской Федерации в целом, то основные позиции занимают ведущие туристские фирмы Московского и Санкт-Петербургского регионов. Поэтому Владимирский регион следует позиционировать как регион, входящий в `Золотое кольцо России` и расположенный географически вблизи от Москвы - столицы Российской Федерации. Туристы, желающие понять и узнать Россию, ориентируется не только на столичный туристский продукт, но и на посещение географически близко прилегающих к столице областей, обладающих объектами природного и культурного наследия, т.е. ориентируется также и на региональный туристский продукт.
При позиционировании нового высокоэффективного туристского продукта Владимирского региона основное внимание, кроме маркетинговых коммуникаций, необходимо уделить приемлемым ценам (на 5-10% ниже, чем средние цены у ведущих конкурентов) и высоким показателям организационно-качественных параметров реализуемого туристского продукта.
Позиционирование нового высокоэффективного регионального туристского продукта - это усилия, направленные на занятие определенной ниши, которая зависит от его концепции и предметной принадлежности.
В условиях формирующихся рыночных отношений в области организации туристского бизнеса на основе научно обоснованных разработок и осуществления научных исследований, содействия практическому внедрению инновационно-прогрессивных направлений развития туристской отрасли, обозначена концепция создания нового высокоэффективного регионального туристского продукта всех внутрирегиональных туристских пространств, которые составляют множественные объекты туристского интереса. Достичь данной цели представляется возможным с помощью организационно-качественного и системного подхода, а также комплексного анализа проблем на региональном уровне. Во Владимирском регионе имеет место создание новой эффективной рыночной инфраструктуры туризма, способной динамично развиваться с помощью внутренних ресурсов, координации инвестиционной политики на внутрирегиональном уровне и органичного включения в межрегиональные связи.
Создание нового высокоэффективного регионального туристского продукта с гарантией соответствия требованиям потребителя на внутрирегиональном туристском пространстве обеспечит всем туристским предприятиям региона единое, целостное понимание туристской индустрии как конкретной системы, которая возникла и существует в рамках трех взаимосвязанных суперсистем: общество, экономика и природная среда. В связи с этим структурам управления областной администрации при региональном регулировании туристской отрасли необходимо проводить единую политику формирования спроса на этот новый высокоэффективный региональный туристский продукт, что приведет к увеличению туристских потоков, увеличению доходности от туристской деятельности бюджетов всех уровней и населения, наполняя и приспосабливая его к возможностям туристских центров региона, учитывая их особенности экономического развития и мощности туристских ресурсов в целях обеспечения устойчивого развития туризма на региональном и межрегиональном пространствах.
Под созданием нового высокоэффективного регионального туристского продукта на внутрирегиональном туристском пространстве подразумевается системно взаимоувязанный туристский комплекс всех туристских предприятий Владимирского региона, генерирующий различные виды общественно полезного туристского продукта на основе объектов культуры, исторического и природного достояния (туристских ресурсов) для обеспечения программ внутреннего и въездного туризма.
Создание нового высокоэффективного регионального туристского продукта на внутрирегиональном пространстве при органичном включении в межрегиональные связи обеспечит управляемое функционирование внутрирегионального экономического взаимодействия туристских предприятий городов и других территориальных единиц, практическому внедрению научных рекомендаций, а также инновационно-прогрессивных направлений развития туризма, содействия развитию внутрирегионального, межрегионального и международного культурного и научно-технического обмена и сотрудничества.
Для определенного региона Российской Федерации продвижение туристского продукта основывается на глобальном решении взаимодействия объектов туристского рынка на базе инновационной организационно-качественной методологии. Методология продвижения туристского продукта региона отличается от методов решения аналогичной задачи отдельной туристской фирмы.
В настоящее время актуально рассмотреть региональным и муниципальным органам власти поведение в целом всех предприятий туристской индустрии региона под воздействием рычагов организационно-качественной системы регулирования для целенаправленного управления, при согласованном понимании каждым предприятием туристского бизнеса целей и задач своей деятельности на основе реализации потенциала туристского развития с применением организационно-качественного подхода в конкурентной среде.
Целесообразно рассматривать наряду с региональной индустрией туризма, и отдельные звенья или элементы данной системы в виде туристских предприятий регионального туристского рынка.
Конкурентоспособность любого туристского предприятия можно рассматривать `как процесс поиска новых позиций` (по М. Портеру), которые не только обеспечат приток туристов и экскурсантов, существующих уже на рынке, но также увеличат новые туристские потоки в регион. Конкурентная позиция туристского предприятия, в независимости от своей организации, в основном зависит от качества предлагаемых услуг (включая обслуживание), от проводимой ценовой политики, от уровня кадрового потенциала, качества формирования и продвижения туристского продукта, т.е. от способности добиваться информированности и удовлетворенности туриста или экскурсанта, как потребителя.
Показатели конкурентоспособности любого предприятия регионального туристского рынка - это основные его внешние и внутренние переменные, включая и ситуационные факторы, образующие определенное позиционирование регионального туристского продукта. Такими переменными на любом туристском предприятии, которые требуют постоянного изучения, являются организация управления и ее структура, цели и задачи, квалифицированные кадры, качество выполняемой работы каждым звеном предприятия, цена и маркетинговые коммуникации.
Структура предприятия - это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей деятельности. Согласно этого специфика разделения труда на любом предприятии определяет необходимость осуществления координации деятельности, разработки совершенствования механизмов организации и контроля качественных действий. Без совершенствования организационно-качественных параметров различных уровней функциональных структур отдельные сотрудники не смогут качественно выполнять возложенные на них функции.
Организацию труда на туристском предприятии необходимо закреплять перечнем сформулированных организационно-качественных задач, которые предписываются не сотруднику, а его должности. Каждая должность в рамках определенной структуры предприятия имеет ряд задач, выполнение которых является необходимым условием для достижения целей организации. То есть задача - это целевая установка работы, которая должна быть выполнена в определенные сроки конкретными исполнителями с качественными показателями. При условии качественного выполнения всеми сотрудниками туристского предприятия возложенных на них функций, деятельность данного предприятия в целом будет эффективной.
Совершенствование организационно-качественных параметров внешних и внутренних переменных предприятий регионального туристского рынка - это сочетание соответствующих профессиональных знаний и квалифицированных навыков в работе, необходимых для осуществления качественных преобразований, когда речь идет о стандартных видах деятельности внутри каждого организационного звена и между звеньями для выполнения задач и достижения цели отдельного туристского предприятия в целом. Совершенствование организационно-качественных параметров как средства преобразования туристского предприятия для формирования качественного регионального туристского продукта можно рассматривать как источник их качественного отдыха туристов и экскурсантов на данной территории.
С целью положительного позиционирования возникает необходимость постоянного совершенствования, модернизации и развития конкурентоспособности туристских предприятий при их стратегической ориентации на внешнее изменение туристского рынка.
В настоящее время позиционирование туристских продуктов Владимирского региона относительно основных конкурентов, т.е. позиций туристских продуктов Москвы и Санкт-Петербурга, можно представить с помощью `таксономии позиционирования региональных туристских продуктов относительно основных конкурентов (на примере Владимирского региона)` (рис. 1).
Основными параметрами позиционирования являются: качество Q по оси Х, цена Р по оси Y, маркетинговые коммуникации (или продвижение туристского продукта) М по оси Z.
Механизм разработки регулирования качества предоставляемых услуг зависит от соответствующих приоритетов по разным направлениям, учитывая культуру реализации, оценку затрат, выгод и рисков, в соответствии с целевыми ориентирами и ограничениями, которые выражаются в показателях качества обслуживания туристов и экскурсантов, ценовой политики и маркетингового продвижения.
Координатами выступают уровни анализируемых параметров от 0% до 100%. За 100% по оси Х - политики качества берется максимально высокое качество; за 100% по оси Y - ценовой политики берется максимальная цена реализации туристского продукта; за 100% по оси Z - политики продвижения туристского продукта или маркетинговых коммуникаций.
Рис. 1. Таксономия позиционирования региональных туристских продуктов относительно основных конкурентов (на примере Владимирского региона)
Для оптимизации воспринимаемой информации таксономия разбита на 27 основных секторов туристского рынка производителей туристских услуг, которые включают 1000 микросекторов. Формирование каждого сектора, как и каждого микросектора, обусловлено тремя уровнями каждого параметра по трем осям: оси Х - качества Q, оси Y - цены P, оси Z - маркетинговых коммуникаций M.
Для создания туристского продукта каждого сектора необходимо формирование определенного комплекса процессов. Для каждого процесса микросектора определены цель, направление, структура работы, контроль, отражение результата как материальной, так и нематериальной компоненты туристского продукта. Использование процессного подхода дает целый ряд преимуществ, прежде всего по согласованию действий подразделений. От микросектора, как туристского продукта отдельного туристского предприятия до таксономии в целом, как управленческого аспекта формирования и продвижения нового высокоэффективного регионального туристского продукта.
Процессный подход заключается в рассмотрении любой работы как процесса с соответствующими подходами к управлению, помогающие исключить многие из возможных ошибок. Процесс охватывает комплекс работ (подпроцессов), начиная от ожиданий потребителей и заканчивая предоставлением им требуемых продуктов и услуг. Все участвующие в процессе подразделения и службы ориентированы на достижение конечного результата, определяемого общей целью позиционирования туристского продукта Владимирского региона на основе совершенствования организационно-качественных параметров. Вклад каждого подразделения в достижение конечного результата является показателем для оценки его работы. Результаты работы процесса и его подпроцессов измеримы, а, следовательно, появляется возможность инновационного и постоянного совершенствования.
Процессы всегда ориентированы на потребителя, отслеживают изменения в его потребностях и запросах, при этом способствуют необходимой гибкости, как отдельного туристского предприятия, так и туристского региона в целом.
Качество становится все более важным фактором для предприятий, занимающихся предоставлением туристских услуг, где услуги по своей сущности не отличаются друг от друга, поэтому ориентированность на клиента, повышение технического и функционального качества очень важны при формировании конкурентоспособного туристского продукта.
Комплексный анализ конкурентоспособности туристского продукта на основе разработанной таксономии позиционирования туристских продуктов Владимирского региона относительно основных конкурентов (рис. 1) будет определяться совокупностью следующих параметров: качество, цена, маркетинговые коммуникации.
Секторы с различными показателями параметров согласно осям Х, Y и Z будут иметь туристский продукт данных параметров, позиционирование которого различными туристскими предприятиями становится прозрачным. С помощью `таксономии позиционирования туристских продуктов Владимирского региона относительно основных конкурентов` определено конкурентоспособное место туристского продукта любого сектора, характеризующееся степенью удовлетворения конкретной потребности туристов или экскурсантов по сравнению с аналогичными туристскими продуктами, представленными другими предприятиями туристского бизнеса на данном секторе рынка.
С этой точки зрения таксономия является экраном экономического поведения туристского предприятия с результатом позиционирования аналогичного туристского продукта, где соответствующим образом оцениваются значения и достоинства конкурентоспособности. Таким образом, туристские предприятия любого сектора таксономии становятся открытым объектом для анализа и оценки эффективной деятельности всех элементов, составляющих организационно-качественный аспект внутри предприятия с результатом их одновременного взаимодействия с внешней средой, выступая в ней в виде неотъемлемой части регионального туристского бизнеса и, в свою очередь, более общей системы - индустрии туризма Российской Федерации.


Литература
1. Дерен И.И. Экономическое влияние туристской индустрии на развитие отдельных видов промышленности (на примере Владимирской области): Монография. - М., 2002.
2. Кузнецов Ю.В. Теория организации. - СПб., 2006.
3. Черкасова И.И. Маркетинговые исследования качественных параметров туристского рынка // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2005. - N10.
4. Черкасова И.И. Регулирование регионального туристского рынка на основе совершенствования организационно-качественных параметров: Монография. - М., 2005.

Вернуться к содержанию номера

Copyright © Проблемы современной экономики 2002 - 2020
ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия